Вербальные и невербальные средства общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:39, доклад

Краткое описание

Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, человек бессознательно выдает своим поведением истинное отношение к собеседнику, намерения, свое настроение и эмоциональное состояние.

Оглавление

1. Характеристика вербального общения.
2. Характеристика невербального общения.

Файлы: 1 файл

Верб и неверб общение.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь -- слева, где сердце, говоря: "У него тут (жест) ничего нет", то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке...

Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент лектора дает ему тот  же знак, но жест уже равнозначен  словам: "Время истекло. Пора заканчивать лекцию".

Наконец, этот жест может означать: "Поторопись! Настало время уходить".

Указательный  жест рекомендуется использовать в  очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное  пособие), на которые можно указать.

Изобразительные жесты

А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится  сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" В ответ услышите: "Это лестница вот такая (делается вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)". Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарное толкование: винтовая лестница -- лестница идущая спиралью, винтообразно; рябь -- незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях, если:

  • не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
  • одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
  • необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь  изобразительными жестами, нужно соблюдать  чувство меры: нельзя этими жестами  подменять язык слов.

Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они  жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр  Масляков представляет судей. Один, когда  называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок  головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Такие жесты  условны и называются они символическими.

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например:

  • Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.
  • Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.
  • Руки в боки -- символ непокорности.
  • Обхватить руками голову -- признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен для  ряда типовых ситуаций. Так,

  • Существует жест предельности (категоричности) -- сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Ничего вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.
  • Жест интенсивности -- рука, сжатая в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.
  • Известен также жест отказа, отрицания -- отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!
  • Жест противопоставления -- кисть руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь". Жест сопровождает фразы: Пришли и молодые и старые; Нечего туда -- сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и большие и маленькие.
  • Жест разъединения, расподобления -- ладони раскрываются, "разъезжаются" в разные стороны, жест сопровождает фразы: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разошлись; Братья разъехались.
  • Жест объединения, сложения, суммы -- пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук. Такой жест используется при произнесении фраз: Они хорошо сработались; Очень они подходят драг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можно победить.

Заканчивая  разговор о жестах, подчеркнем, что  жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста  не украшает речь.

Лучшим  жестом считается тот, которого не замечают, который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.

Нужна ли при выступлении  лектору жестикуляция?

Прислушайтесь к советам Д. Карнеги;

  • не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;
  • не делайте порывистых, резких движений локтями;
  • не делайте слишком отрывистых жестов;
  • если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;
  • делайте только такие движения, которые выглядят естественно;
  • если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.

Вы сможете  убедиться на своем опыте, что  если вы свободно владеете текстом  и увлеченно выступаете, то ваша жестикуляция и темп речи полностью синхронизируются, и со временем единство слова и жеста станет неотъемлемой частью ваших выступлений.  

Слушание как вид речевой деятельности  
 
    Общаясь друг с другом, каждый из нас осуществляет ту или иную речевую деятельность.

    Можно выделить такие виды речевой деятельности, как говорение и письмо, слушание и чтение.

    Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек  получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

    Люди  слушают что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.

    По  способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

    Уметь слушать -- одно из самых сложных  коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

    Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

    Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.

    Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

    Познакомьтесь с основными "правилами" слушания собеседника. Они изложены Иствудом Атватером в книге " Я вас  слушаю..." (М., 1989г.)

  1. Не принимайте молчание за внимание.

    Если  собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

  1. Будьте физически внимательны.

    Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте  с ним визуальный контакт, убедитесь  в том, что ваша поза и жесты  говорят о том, что вы слушаете.

  1. Не притворяйтесь, что слушаете.

    Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.

  1. Дайте собеседнику время высказаться.

    Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

  1. Не перебивайте без надобности.

    Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие -- младших, чем наоборот. Мужчины  перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

  1. Не делайте поспешных выводов.

    Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

  1. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам.

    Слушая  сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию  его чувств, иначе можно пропустить смысл общения.

  1. Убедитесь, что нет неясностей и недопониманий.

    Если  собеседник уже высказался, повторите  главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.

  1. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника.

Информация о работе Вербальные и невербальные средства общения