Вербальная и невербальная коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 07:11, контрольная работа

Краткое описание

Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексичес-ки выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (тексто-вое).
Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час1.

Оглавление

Вопрос 1. Вербальная и невербальная коммуникации……………………….
1. Характеристика вербальной коммуникации……………………………….
1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации…………………………
1.2 Средства вербальной коммуникации………………………………………
2. Характеристика невербальной коммуникации……………………………..
2.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации………………………
2.2 Классификация видов невербальной коммуникации…………………….
Список литературы……………………………………………………………..
Вопрос 2. Принципы построения PR-отдела…………………………………
1. Деятельность PR- отделов в функциональной структуре организации….
1.1 Принципы, задачи, структура и функции PR-отдела…………………….
1.2 Основные требования к персоналу внутрифирменных служб по
связям с общественностью………………………………………………….
1.3 Собственный PR-специалист и внешнее консультирование.
Преимущества и недостатки PR-отделов………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная работа1.docx

— 69.32 Кб (Скачать)
  • темп речи;
  • паузы;
  • смех и т.д.

Следует отметить, что именно три подсистемы имеют наибольшее значение, несут  максимум информации о собеседнике  – взгляд, пространст-венную и оптико-кинетическую подсистемы.

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят  выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством  общения и выполняет сугубо коммуникативную  функцию.

Проксемика  объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при  различных видах общения, их векторные  направления. Нередко в область  проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т.д.), которая рассматривается  в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Проксемические  средства также выполняют разнообразные  функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения  для слепоглухонемых (чисто комму-никативная функция). Средства проксемики также выполняют регули-рующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (офици-альные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль коммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т.п.1

Мотивационная основа невербальных средств коммуникации, согласно исследованиям, состоит из трех видов знаков2:

  • поведенческие знаки, которые обусловлены физиологическими реакциями человека на тот или иной стимул, например, потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и т.п.;
  • ненамеренные знаки, употребление которых обусловлено привычками человека, например, тереть переносицу, дергать себя за ухо без всякой надобности (самоадапторы);
  • собственно коммуникативные знаки – сигналы, которые передают информацию об объекте, событии или состоянии.

В целом  ряде ситуаций при передаче эмоционального состояния не осознаются жесты, мимика и громкость голоса. Или, например, после своего высказывания, собеседник может невольно взглянуть на вас, давая этим понять, что он ждет ответную реплику.

Сравнительный анализ осознанного и неосознанного  в невербальном поведении отправителя  и получателя информации показывает, что осознанное восприятие невербальных средств характерно в большей  степени для получателя информации, так как перед ним стоит  сложная задача правильной интерпретации  передаваемой информации. Отправитель  информации, напротив, в большинстве  случаев не осознает своего невербального  поведения.

 

Список литературы

 

  1. Андрианов М.С. Невербальная коммуникация. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2007. –256 с.
  2. Биркенбил В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов. / Пер. с немецкого А. Желнина. – СПб.: Питер, 2007. – 214 с.
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. – М.: Инфра-М, 2007. – 272 с.
  4. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. 3-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007. – 112 с.
  5. Измайлова М.А. Деловое общение. – М.: Дашков и К, 2009. – 298 с.
  6. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М.: Рипол Классик, 2008. – 320 с.
  7. Коццолино М. Невербальная коммуникация: теории, функции, язык и знак. – Харьков: Гуманитарный центр, 2009. – 248 с.
  8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 226 с.
  9. Ли Д. Практика группового тренинга: Вербальная и невербальная коммуникации; Совладание со стрессом, визуальная поддержка; Оценка результатов тренинга. / Пер. с англ. А. Маслова. – Спб.: Питер, 2010. – 224 с.
  10. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 163 с.
  11. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. – СПб.: Речь, 2011. – 411 с.
  12. Скаженик Е.Н. Деловое общение. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. – 312 с.
  13. Тен Ю.П. Культурология и межкультурная коммуникация. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 329 с.
  14. Терин В.П. Массовая коммуникация. – М.: Институт социологии РАН, 2010. – 224 с.
  15. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2005. – 246 с.

Вопрос 2. Принципы построения PR-отдела

1. Деятельность PR- отделов  в функциональной структуре организации

1.1. Принципы, задачи, структура и функции PR-отдела

 

Служба связей с общественностью — это особое структурное подразделение организации, неотъемлемая часть ее системы управления, способствующая обеспечению согласия внутренней и внешней общест-венности с политикой и реальной практикой функционирования организа-ции. Перед службой связей с общественностью любой организации стоят задачи: постоянно предоставлять руководству организации информацию о мнении общественности по тому или иному направлению деятельности организации, ее лидерах, о реакции публики на проводимые акции и пред-принимаемые действия; постоянно поддерживать доверие к организации, улучшать взаимоотношения между организацией и общественностью.

Первая  служба связей с общественностью (первоначальное название — Комитет по общественной информации) была создана после Первой мировой войны при правительстве США В. Вильсоном. В дальнейшем службы и подразделения PR стали создаваться при железнодорожных корпорациях, в автомобильной и оборонной отраслях промышленности Америки.

В настоящее  время в развитых странах практически  каждая крупная фирма или компания имеет самостоятельную PR-службу или по крайней мере PR-специалиста, реализующего действия по организации взаимовыгодных связей с общественностью.

Основные направления деятельности PR-службы:

  • деятельность по применению средств убеждения, направленных на формирование, коррекцию и изменение общественного мнения с целью усиления конкурентоспособности коммерческой структуры;
  • первичное информирование потенциального потребителя о деятельности коммерческой структуры (цели, задачи, направления деятельности, традиции, социальная функция и т. д.);
  • поиск точек соприкосновения интересов коммерческой структуры с интересами потенциального потребителя, поддержание с ним доброжелательных отношений;
  • формирование у потенциального потребителя новых общих интересов с коммерческой структурой, 
    формирование у него чувства причастности к делам структуры;
  • внушение потенциальному потребителю мысли о приоритетности ваших общих интересов над его другими интересами.1

Обобщая принципы, сформулированные авторами американского учебника «Это П.Р. Реалии паблик рилейшнз» Д. Ньюсомом, А.Скоттом, Дж. Турком2 и принципы, изложенные в работе И. Григорьевой3 можно утверждать, что основными принципами деятельности отдела паблик рилейшнз являются:

    1. обеспечения взаимной пользы организации и общественности, а также абсолютная честность и откровенность тех, кто занимается этим видом управленческой деятельности.
    2. открытости информации. Известный английский специалист в этой области Сэм Блэк вообще считает данный принцип определяющим. «Паблик рилейшнз, пишет он; — это искусство и наука достижения гармонии с помощью взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»
    3. опоры на объективные закономерности функционирования массового сознания, отношений между людьми, организациями и общественностью, решительный отказ от субъективизма.

Задачи департамента по public relations различны у различных организаций:

  • установление внутрифирменных отношений с персоналом, включая корпоративное издание, собрания, совещания, налаживание внутренней системы оборота информации;
  • отношения со СМИ, их установление и координация, что включает в себя мониторинг прессы, написание пресс-релизов и других материалов для прессы, организация пресс-конференций и др.;
  • координация отношений с властью как на локальном, так и на федеральном уровне;
  • отношения с инвесторами (как с нынешними, так и с потенциальными);
  • поддержание отношений с нынешними потребителями или клиентами, привлечение новых;
  • координация отношений с общественностью через распространение таких печатных материалов
  • компании, как годовой отчет, брошюры, тезисы речей руководства и др.;
  • поддержание отношений со специальными группами — поставщики, некоммерческие
  • организации, конкуренты;
  • работа с корпоративным стилем и фотографиями;
  • организация исследований общественного мнения;
  • подбор сувенирной продукции компании для различных целей;
  • координация специальных мероприятий, включая поездки руководства, праздники компании, выставки, торжественные ужины, пикники, открытия филиалов и др.;
  • управленческое консультирование.

Структура PR-отдела определяется взглядом вверх и вниз по иерархической лестнице. Мы понимаем, что наилучшим вариантом для руководителя PR-отдела является его включенность в команду высших управленцев. Питер Грин формулирует это следующим образом: "Независимо то размера организации или размера создаваемого PR-отдела, необходимо иметь прямую связь от PR к руководству - для эффективности необходимо иметь руководителя PR в числе самого высшего руководства, даже если PR будет только частью его/ее обязанностей".4

Ниже  приведены схемы, которые предлагает Татаринова Г.5, показывающие место служб PR в фирмах разного размера.

Генеральный директор

Первый заместитель генерального директора

Департамент PR

Департамент маркетинга

Департамент внешних связей




 

 

 

 

 

Рис. 1. Служба PR с высоким статусом PR-службы

 

Генеральный директор

Советник по PR

Заместитель

Заместитель

Заместитель

Пресс-служба




 

 

 

 

 

Рис. 2. Структура с невысоким статусом PR-службы

Структуру самого отдела она видит следующим образом (рис.3):

Директор

Секретарь-референт

Заместитель директор

Бухгалтер

Отдел работы со СМИ

Отдел проведения специальных акций

Аналитический отбор

Производственно-технический отдел


 

Рис.3. Структура PR-отдела

Функциональные обязанности  PR-подразделений, связанных с выполнением возложенных на них задач, не всегда одинаковы, но существует определенный набор стандартных функций, присущих любому PR-отделу:6

1. Определение общей PR-политики. PR-отдел разрабатывает и предлагает руководству ключевую концепцию политики корпорации в сфере связей с общественностью, высказывает свое мнение при выработке решений по общим вопросам, помогает корпорации находить и занимать определенную PR-позицию в той или иной ситуации.

2. Паблисити (приобретенная с помощью PR  и рекламных усилий известность, общественная репутация, влияние7) для корпорации в целом и её продукции. PR-отдел разрабатывает и публикует в средствах информации сведения о деятельности компании, отвечает на вопросы журналистов, готовит и размещает рекламу о корпорации и её подразделениях. А также с помощью статей, каналов новостей распространяет сведения о достоинствах новых товаров, планирует и проводит кампании по их продвижению на рынке.

3. Подготовка заявлений корпорации. При подготовке речей и заявлений директоров PR-специалисты активно участвуют в их разработке и оглашении политики компании.

4. Связи с государственными органами. PR-отдел поддерживает постоянные связи с государственными учреждениями местного и республиканского уровня; готовит доклады о тенденциях государственной политики, которые могут оказать влияние на работу компании; участвует в разработке программ, направленных на продвижение точки зрения компании в органах власти.

Информация о работе Вербальная и невербальная коммуникации