Вербальная и невербальная коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 07:11, контрольная работа

Краткое описание

Вербальная коммуникация – взаимодействие, построенное на лексичес-ки выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (тексто-вое).
Вербальные коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами по общению подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час1.

Оглавление

Вопрос 1. Вербальная и невербальная коммуникации……………………….
1. Характеристика вербальной коммуникации……………………………….
1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации…………………………
1.2 Средства вербальной коммуникации………………………………………
2. Характеристика невербальной коммуникации……………………………..
2.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации………………………
2.2 Классификация видов невербальной коммуникации…………………….
Список литературы……………………………………………………………..
Вопрос 2. Принципы построения PR-отдела…………………………………
1. Деятельность PR- отделов в функциональной структуре организации….
1.1 Принципы, задачи, структура и функции PR-отдела…………………….
1.2 Основные требования к персоналу внутрифирменных служб по
связям с общественностью………………………………………………….
1.3 Собственный PR-специалист и внешнее консультирование.
Преимущества и недостатки PR-отделов………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная работа1.docx

— 69.32 Кб (Скачать)


 

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Вопрос 1. Вербальная и невербальная коммуникации……………………….
  • 1. Характеристика вербальной коммуникации……………………………….

    1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации…………………………

    1.2 Средства вербальной коммуникации………………………………………

    2. Характеристика невербальной коммуникации……………………………..

    2.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации………………………

    2.2 Классификация видов невербальной коммуникации…………………….

    Список литературы……………………………………………………………..

    Вопрос 2. Принципы построения PR-отдела…………………………………

    1. Деятельность PR- отделов в функциональной структуре  организации….

    1.1 Принципы, задачи, структура и функции PR-отдела…………………….

    1.2 Основные  требования к персоналу внутрифирменных  служб по 

         связям с общественностью………………………………………………….

    1.3 Собственный  PR-специалист и внешнее консультирование.

         Преимущества и недостатки PR-отделов………………………………….

     

     

     

     

    Вопрос 1. Вербальная и невербальная коммуникации

    1. Характеристика вербальной коммуникации

    1.1 Понятие и сущность вербальной коммуникации

     

    Вербальная  коммуникация – взаимодействие, построенное  на лексичес-ки выделенных единицах (словах): устное (речевое) и письменное (тексто-вое).

    Вербальные  коммуникации является основной составляющей труда таких специалистов, как  менеджеры, юристы, психологи, бизнесмены, рекламисты и т.п. Поэтому владение общением, средствами вербальной и  невербальной коммуникации необходимо для каждого делового человека. Специалистами  по общению подсчитано, что современный  деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тысяч слов в час1.

    Вербальные  коммуникации присуще только человеку и в качестве обязательного условия  предполагает усвоение языка. По своим  коммуникативным возможностям они  гораздо богаче всех видов и форм невербальных коммуникаций, хотя в  жизни не могут полностью их заменить. Следует отметить, что развитие вербальных коммуникаций первоначально непременно опирается не невербальные средства коммуникации.

    Виды  вербального общения: познавательное (когнитивное) – осущест-вляется с целью освоения новой информации и применения ее в практичес-кой деятельности; убеждающее – ставит цель вызвать у партнеров по обще-нию определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и уста-новки, убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия; сделать своим единомышленником; экспрессивное – осуществляется с целью сформировать у партнера психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию; суггестив-ное – ставит цель оказать внушающее воздействие на партнера для измене-ния его поведения, смены установок, ценностных ориентаций; ритуальное – ведется для закрепления и поддержания конвенциональных отношений, регуляции социальной психики в группах, сохранения ритуальных традиций фирмы, корпорации и др.1

    При анализе  вербальной коммуникации важно всё время иметь в виду, что это общение, которое ведут между собой личности, обладающие опреде-лёнными намерениями, то есть диалог представляет собой активный, двусто-ронний характер взаимодействия партнёров. Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоордини-рованность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации – понимание смысла того, что говорит другой, в конечном счёте – понимание, познание другой личности. Посредством речи не просто «движется информация», но участ-ники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориенти-руют друг друга, убеждают друг друга. Само воздействием может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим челове-ком, то есть прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способст-вовать актуализации партнёра.

    Профессиональное  владение речью являлось и является важной составной частью успеха многих профессиональных поприщ. Ораторское искусство, начиная с Древней  Греции, считалось неотъемлемым качеством  вождей, героев и лидеров. В античные времена обучение риторике и приемам  ведения диалога сделалось обязательным. С тех пор вербальный вид коммуникации является ключевым элементом человеческого  общества. Причем артистичное владение голосом, его тембром, тональностью, умение расставлять акценты подчас становится важнее самого содержания сообщения. Кроме того, различные  оттенки голоса формируют в сознании аудитории имидж коммуникатора2.

    Результативность  вербальной коммуникации во многом определяется тем, насколько коммуникатор владеет  ораторским искусством, а также его  личностными характеристиками. Владение речью сегодня – важнейшая  профессиональная составляющая человека.

     

    1.2 Средства вербальной коммуникации

     

    Вербальная  коммуникация общения осуществляется посредством речи. Под речью понимается естественный звуковой язык, то есть система  фонетических знаков, включающих два  принципа – лексический и синтак-сический.

    Речь  является самым универсальным средством  коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее  всего теряется смысл сообщения. Но этому должна сопутствовать высокая  степень общ-ности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.

    При помощи речи осуществляется кодирование и  декодирование информации: коммуникатор в процессе сообщения кодирует, а  реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

    Для коммуникатора  смысл информации предшествует процессу коди-рования, так как «говорящий» сначала имеет определённый замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчётливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: её осознание включено в сам процесс декодирования; раскры-тие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

    Так, речь – это вербальная коммуникация, то есть процесс общения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется, в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую1.

    Виды  речевой деятельности:

    – внутренняя, внешняя;

    – устная, письменная;

    – монологическая, диалогическая.

    Все виды речи тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов речи является произнесение слов (вслух или про себя). Однако каждый из видов речи имеет свои специфические особенности. Когда человек произносит что-то про себя (внутренняя речь), в речедвигательный анали-затор от органов речи поступают импульсы. Никакая мысль не может быть сформулирована без языка и без материальных речевых процессов. При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внут-реннего проговаривания речи про себя. Это и есть внутренняя речь.

    Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной и письменной. Письменная речь находит выражение в тексте. Письменная речь более концентрирована по содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной понимают речь с использованием письменных знаков. В большинстве современных языков (кроме языков, в которых применяется идеографическое письмо), звуки речи обозначаются буквами. Письменная речь – процесс, в котором имеется образуемый из сложного соотношения речевых звуков, воспринимаемых слухом букв, видимых зрением, и производимых человеком речедвижений (так как звуки языка не могут появиться без речедвижений)1.

    Отсюда понятно, что письменная речь появляется позже устной и форми-руется на ее основе. Это относится к развитию ее как в обществе, так и в индивидуальной жизни человека. Процессы анализа и синтеза видимого и слышимого слова различны. Отсюда следует, что переходы от одного к другому должны специально разрабатываться. В этом состоит задача обуче-ния письменной речи.

    Слышимая  речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Обычно собеседники хорошо видят друг друга или находятся на таком расстоянии, что могут услышать сказанные слова, что накладывает отпечаток на характер речи.

    При изменении  условий, например при разговоре, по телефону, характеристики речи обычно меняются (она становится более краткой, менее обстоятельной и т.п.). Особенно значительно изменяется характер речевого общения при теле- и радиовещании, когда слушающий не имеет возмож-ности подать реплику и получить на нее ответ.

    Устная  речь может быть диалогической и  монологической. Диало-гическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, назы-ваясь еще разговорной. Обычно она не полностью развернута, так как многое или вытекает из того, что было сказано раньше, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Поддержание разговор-ной речи, как правило, требует естественный ответ на побуждение собесед-ника или существует как реакция на происходящее вокруг. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развернутая, подготов-ленная речь (например, лекция, доклад, выступление и т.п.). При подготовке такая речь нередко неоднократно проговаривается (особенно ее отдельные места), перестраивается план, отбираются нужные слова и предложения и, часто, письменно фиксируется план устной речи1.

    Монологическая  речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности. Моно-логическая речь труднее диалогической, ее развернутые формы в онтогенезе развиваются позднее и ее формирование у учащихся представляет специаль-ную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.

    Таким образом, посредством речи не просто «движется» информация, но и участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют и убеждают друг друга, то есть стремятся достичь определен-ного изменения поведения.

    Хотя  речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятель-ности, в свою очередь обязательно дополняемое употреблением других, неречевых знаковых систем. Поэтому коммуникативный процесс оказыва-ется неполным, если не рассматривать его невербальные средства.

     

    2. Характеристика невербальной коммуникации

    2.1 Понятие и сущность невербальной коммуникации

     

    Невербальная коммуникация – это система символов, знаков, использу-емых для передачи сообщения и предназначенная для более полного его понимания, которая в некоторой степени независима от психологических и социально-психологических качеств личности, которая имеет достаточно четкий круг значений и может быть описана как специфическая знаковая система1.

    Невербальная  коммуникация выступает одним из средств репрезен-тации личностью своего «Я», межличностного воздействия и регуляции отно-шений, создает образ партнера по общению, выступает в роли уточнения, опережения вербального сообщения. Является дополнительным источником информации к собственно вербальной коммуникации.

    Невербальная  коммуникация не предполагает использования  звуковой речи, естественного языка  в качестве средства общения. Невербальная коммуникация – общение при помощи мимики, жестов и пантомимики (позы), через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого  лица.

    Таким образом, любая коммуникация, которая осуществляется без слов, считается невербальной. Чувства так же, как и информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов.

    Большинство невербальных форм и средств общения  у человека являются врожденными  и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном  и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими  живыми существами.

     

    2.2 Классификация видов невербальной коммуникации

     

    Невербальная  коммуникация, более известна как  язык поз и жестов, включает в  себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Совокупность средств невербального  общения призвана выполнять следующие  функции: дополнение речи, замещение  речи, репрезентация эмоциональных  состояний партнёров по коммуникативному процессу.

    Невербальная  коммуникация включает в себя пять подсистем1:

    1. пространственная подсистема (межличностное пространство);
    2. взгляд;
    3. оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
    • внешний вид собеседника;
    • мимика (выражение лица);
    • пантомимика (позы и жесты).
    1. паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
    • вокальные качества голоса;
    • его диапазон;
    • тональность;
    • тембр.
    1. экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

    Информация о работе Вербальная и невербальная коммуникации