Типы и виды уроков биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать типы и виды уроков по биологии и выявить особенности их проведения.
Задачи исследования:
Рассмотреть урок как основную форму обучения биологии.
Изучить требования, предъявляемые к современному уроку биологии.
Изучить типы и виды уроков биологии.
Разработать различные типы планов – конспектов уроков по биологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….5
1.1 Урок - основная форма обучения биологии…………………………….5
1.2 Требования, предъявляемые к современному уроку биологии………..6
1.3 Типы и виды уроков биологии…………………………………………...7
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….9

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...10
2.1 План – конспект урока на тему: «Потребность организма человека
в кислороде. Строение органов дыхания»…………………………………10

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ…………….17
3.1 План – конспект урока на тему: «Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения и их регуляция»…………………………………..17
3.2 Беседа на тему: «Вредное воздействие курения на организм
подростка»…………………………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

типы и виды урока биологии.docx

— 1.84 Мб (Скачать)

ТСО и средства наглядности: таблицы: «Органы дыхания», «Гигиена дыхания».

Используемая литература:

1. Сапин, М.Р. Анатомия  и физиология человека с возрастными  особенностями детского организма  [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с.

2. Пономарева И.Н. Общая  методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов  / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин,  Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н.  Пономаревой. – М.: Издательский  центр «Академия», 2003 – 272 с.

3. Литвак М.Е. Учебное  пособие по психотерапии и  психологии общения / М.Е. Литвак. – Изд. 10-е. – Ростов н/Д:  Феникс, 2006. – 608 с.

Тип урока: урок-беседа.

План проведения занятия:

№ и название этапа

 Время

1. Организационный момент.

5 мин.

2. Рассказ учителя с  элементами беседы

20 мин.

3. Обсуждение нового материала

15 мин.

4. Анкетирование учащихся

5 мин.


 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учеников (наличие  учебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы.

Во время рассказа учитель  отвечает на вопросы учеников.

«Друзья! Сегодня на уроке  мы поговорим о вреде курения. Я понимаю, что слушать, то о чем  вы уже много раз слышали, читали, дело не очень приятное. И я бы с удовольствием рассказала что-нибудь другое. Но что делать? Вы ведь тоже не всегда делаете то, что хотите! Постараюсь быть не очень нудной.

Вы знаете, что табакокурение  наносит огромный вред сердечно-сосудистой системе. С каждой выкуренной сигаретой  у курящего вначале повышается артериальное давление, затем падает ниже нормы (длящееся 30 минут) и только потом возвращается к норме. Кроме того, в основном у курящих развивается болезнь  под названием эндоартериит, который  приводит к закупорке артерий  ног, а потом и рук. Заболевания  курильщиков “перемежающая хромота” сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и инвалидность. Дело часто кончается ампутацией.

Вы знаете, что табакокурение  наносит огромный вред дыхательной  системе: хронический бронхит с  почти постоянным кашлем, хронический  ларингит с прокуренным голосом  – постоянные спутники курильщика. Я уже не говорю о раке легких.

Вы знаете, что табакокурение  наносит огромный вред желудочно-кишечному  тракту. Гастрит – постоянный спутник  курящего, а язвенная болезнь –  нередкий гость.

Вы знаете, что табакокурение  наносит огромный вред мочеполовой  системе. Циститы и простатиты не редкость у курящих.

Ну, и наконец, табакокурение  наносит вред всей личности, являясь  формой токсикомании, которая по своим  проявлениям приравнивается к наркомании. Вот об этом я хочу с вами немного  поговорить. Давайте сравним табакокурение  с известным видом зависимости  – алкоголизмом. Тут, я думаю, сомнений ни у кого нет, что это пагубное пристрастие.

Для чего пьют? Для того, чтобы  расслабиться, снять эмоциональное  напряжение. А для чего курят? Для  того, чтобы успокоиться, чтобы снять  эмоциональное напряжение.

Как развивается алкоголизм? Вначале, при первом приеме, опьянение  возникает от небольшой дозы алкоголя. Эпизодически пьющий может опьянеть от стакана вина или 100 граммов водки. Не так ли и при курении? Помните расхожую фразу о том, что пачка папирос убивает лошадь.

Если человек начинает пить регулярно, то постепенно для того, чтобы достигнуть необходимого психологического эффекта, ему надо увеличить дозу выпитого. Растет устойчивость к количеству выпитого. Не так ли и при курении?

Почему непьющие эпизодически не могут напиться так, чтобы валяться под забором? Потому, что у них  есть защитный знак – рвотный рефлекс. При «переборе» будет рвота. Не так  ли и при табакокурении? Эпизодически курящий, «балующийся», если нечаянно затянется, начнет надсадно кашлять. Кашлевой рефлекс – защитный знак.

Но как только исчезнет рвотный рефлекс и пьянки становятся систематическими, наступает алкоголизм. Не так ли и при табакокурении? Как только исчезнет кашлевой рефлекс, мы знаем, что перед нами уже никотиноман.

Если алкоголика лишить спиртного, у него разовьется душевный дискомфорт, он будет думать только о выпивке. Без спиртного он просто не сможет работать. Не так ли и при табакокурении? Вы знаете, что курящие не могут  долго и непрерывно работать, им необходим перекур.

На начальных этапах пьют для того, чтобы стало весело, но затем пьют уже не для веселья, а просто для того, чтобы существовать. Наверное, вы видели людей, которые  не могли приступить к работе, пока не выпьют. Руки дрожат, вид суетливый, взгляд тревожный. Но как только они  выпьют, движения становятся уверенными, взор проясняется, и они могут  начать работать. Когда появляются эти признаки, т.е. абстиненция, алкоголизм переходит во вторую стадию. Не так  ли и при табакокурении? Кто из вас не знает людей, которые не выпускают сигареты изо рта? Водитель с папиросой, инженер, смахивающий  пепел с чертежей, следователь, глубокомысленно  пускающий дым, - вот расхожие штампы наших фильмов, но они отражают жизнь. И запрещать ее показывать, как  это когда-то было, нельзя. Это жизнь. Кто-то захочет подражать, но обязательно  у кого-то это вызовет отвращение.

Когда наступает третья стадия алкоголизма, начинают разрушаться  внутренние органы. Цирроз печени, сахарный диабет, «бычье сердце» – вот  далеко не полный перечень болезней, которые  развиваются при алкоголизме. Не так ли и при табакокурении?

Но почему люди легкомысленно  относятся к табакокурению? Прежде всего потому, что при курении  не развивается деградация личности. Давайте подумаем, так ли это?

У каждого из нас есть недостатки, и мы стараемся их как-то скрывать от окружающих. Используем дезодоранты, косметику, стараемся носить такую  одежду, которая скрывала бы несовершенство нашей фигуры. А вот курящие  не только не скрывают, но и афишируют  свой недостаток. Да еще и презирают  нас, некурящих. Разве это не деградация? Пусть небольшая, но деградация!

Скажите, пожалуйста, кто  из вас решится, находясь в обществе, попросить разрешения выпустить  кишечные газы? А ведь курящие просят разрешения закурить в нашем присутствии! Кроме того, никотин – яд нервно-паралитического  действия! Поэтому просьба закурить означает: «Разрешите я вас немного  отравлю ядом нервно-паралитического  действия?» Разве это не деградация?

Я понимаю, что те, кто  курит, будут продолжать курить и  после урока. Перед собой я  ставлю более скромную задачу, и  буду очень довольна, если кто-нибудь, кто еще думает, курить или не курить, воздержится от курения. Вот  почему следующие несколько минут  хочу посвятить вам, сомневающиеся.

Курение не так безопасно, как кажется. Действительно, оно  не вызывает такой явной деградации, какую вызывает алкоголизм или наркомания. Никотин не может вызвать такой  быстрый распад организма, как это  делают морфий или алкоголь. Ведь морфинисты редко доживают до 35 лет, а алкоголики –до 55. Почему же опасен никотин? Дело в том, что он подобно троянскому коню, открывает путь к более сложным  формам наркотизации. Транквилизирующие, успокаивающее действие никотина слабоватое, но курящий человек уже привык жить под действием веществ, оказывающих влияние на нервную систему. Поэтому после нескольких лет курения некоторые курильщики начинают прибегать к более сложным формам наркотизации. Где вы видели наркомана, который до первого приема наркотика не курил бы несколько лет табак? Где вы видели некурящего алкоголика?

 “Курение или здоровье”  - выбирайте сами. В табачном дыму  определено 300 различных вредных  веществ.

Никотин вызывает сужение  кровеносных сосудов и тем  самым способствует повышению кровяного  давления, напряженной работе мышцы  сердца.

Те люди, которые прибегают  к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение, и  курение увеличивают содержание адреналина в крови.

Обнаружено, что никотин  увеличивает свертываемость крови. Это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Статистика свидетельствует, что у лиц, выкуривающих до 20 сигарет  в день, вероятность заболевания  инфарктом миокарда вдвое выше, а  у выкуривающих более 20 – втрое  выше, чем у некурящих.

III. Обсуждение нового материала.

После прослушивания сообщения  ученики обобщают полученные знания, отвечая на вопросы учителя. Совместно  с учениками делается вывод.

1. Что происходит с сосудами после каждой выкуренной сигареты?

(У курильщиков после  каждой выкуренной сигареты наблюдается  сужение сосудов, длящееся 30 минут).

2. Как сужение сосудов влияет на работу сердца?

(У систематически курящего  человека сосуды почти непрерывно  находятся в суженном состоянии,  что увеличивает работу сердца  по проталкиванию крови. Работая  с большим напряжением, сердце  быстрее изнашивается и стареет).

3. Каковы признаки “перемежающейся хромоты” курильщиков?

(Заболевания курильщиков  “перемежающая хромота” сопровождается  сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут  останавливаться и ждать, пока  боль утихнет. Это страдание  обрекает больного на длительную  потерю трудоспособности и приводит  к инвалидности.

IV. Анкетирование учащихся.

После обсуждения прочитанного учитель раздает учащимся анонимные  анкеты (см. Приложение Д) с целью выяснить подверженность класса вредным привычкам. В дальнейшем это позволит учесть, освещению каких вопросов, касающихся здорового образа жизни, следует уделить наибольшее внимание. Анкетирование может быть проведена во классах данной параллели, что позволит разработать программу по воспитанию навыков здорового образа жизни у учащихся данной возрастной категории с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей возраста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

1. В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К числу дидактических требований, как и методических, относятся:

- четкое определение образовательных  задач каждого конкретного урока  и его места в общей системе  уроков;

- определение оптимального  содержания урока в соответствии  с требованиями учебной программы,  целями урока и с учетом  подготовки учащихся;

- выбор рациональных методов,  приемов и средств стимулирования  и контроля, оптимального взаимодействия  их на каждом этапе урока,  выбор методов, обеспечивающих  познавательную активность, сочетание  различных форм коллективной  работы на уроке с самостоятельной  деятельностью учащихся.

2. В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.

3. Вопросу типологии урока посвящено много исследований по методике биологии. В качестве оснований для классификации авторы брали разные признаки. Широко распространена классификация уроков по основным дидактическим целям. В ней выделялись следующие типы уроков: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные; комбинированные, где решается одновременно несколько дидактических задач.

Типы уроков определялись также из главной дидактической  задачи - усвоения новых знаний и  умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов  уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или  комбинированные.

В основу другой классификации  были положены способы проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ  и т. п. Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с  материалом, образование понятий, тренировочные  и др. Н.М.Верзилин отмечал, что типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные, словесные).

Чаще других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме. Различаются такие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Акимов, Н.Б. Профилактика курения [Текст]/ Н.Б. Акимов - Новгород, 1994. - 74 с.
  2. Балагурова, М.И. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира [текст]/ М.И. Балагурова. - М.: Просвещение, 2006. - 3с.
  3. Белышева, М.И. Интегрированные уроки как особый вид формирования целостного восприятия [текст]/ М.И. Белышевава // Биология - СПб., 2005. - №2 - С.7.
  4. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии [Текст]/ А.Е. Богоявленская - М.: «Просвещение», 1996. - 192 с.
  5. Брунов, Е.П. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст]/ Е.П. Брунов, И.Д. Зверев, Г.Я. Малахова - М.: «Просвещение», 1978. - 301 с.
  6. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии [Текст] / Н.М. Верзилин, В.М. Карсунская - М.: «Просвещение», 1976. - 384 с.
  7. Верзилин, Н.М. Проблемы методики преподавания биологии [Текст] / Н.М. Верзилин - М.: «Педагогика», 1974. - 224 с.
  8. Гальперин, С.И. Анатомия и физиология человека [Текст ] / С.И. Гальперин. - М.: Высшая школа, 1974. - 468 с.
  9. Зайцев, Г.К. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии [Текст]/ Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, М.Г. Колесникова - Красноярск, 1997. - 75 с.
  10. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии [Текст]/ И.Д. Зверев, А.И. Мягкова - М.: «Просвещение», 1985. - 191 с.
  11. Зверев, И.Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе [Текст]/ И.Д. Зверев - М.: Педагогика, 1978. - 320 с.
  12. Золотова, С.Н. Валеология: справочник школьника [Текст]/ С.Н. Золотова - Ростов н/Д ООО «ВАРО-ПРЕСС», 1999. - 448 с.
  13. Илларионов, Э.Ф. Поурочные разработки по биологии 6 (7) кл. [Текст]/ Э.Ф. Илларионов - М.: Вако, 2003. - 320 с.
  14. Карцева, И.Д. Хрестоматия по методике преподавания биологии [Текст] / И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина - М.: «Просвещение», 1977. - 320 с.
  15. Луцкая, Л.А., Никишов, А.И. Интегрированные уроки по биологии для общеобразовательных школ [текст]/ Л.А. Луцкая, А.И. Никишов. - М.: Просвещение, 2001. - 112с.
  16. Максимова, Н.В. Современный урок биологии: пособие для учащихся средней школы [текст] / Н.В. Максимова, Г.Е. Ковалева. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с.
  17. Мельник, Э.Л., Корожнева, Л.А. Интегрированное обучение в средней общеобразовательной школе: теория и практика [текст]/ Э.Л. Мельник, А.Л. Корожнева. - СПб., 2003. - 546с.
  18. .Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова; Под ред. И.Н. Пономаревой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 -272 с.
  19. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. - М: Издательский центр “Академия”, 1999. - 448 с.
  20. Харламов, И.Ф. Педагогика [текст] / И.Ф. Харламов. - Минск, 2002. - 356 с.

Информация о работе Типы и виды уроков биологии