Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:47, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать типы и виды уроков по биологии и выявить особенности их проведения.
Задачи исследования:
Рассмотреть урок как основную форму обучения биологии.
Изучить требования, предъявляемые к современному уроку биологии.
Изучить типы и виды уроков биологии.
Разработать различные типы планов – конспектов уроков по биологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….5
1.1 Урок - основная форма обучения биологии…………………………….5
1.2 Требования, предъявляемые к современному уроку биологии………..6
1.3 Типы и виды уроков биологии…………………………………………...7
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...10
2.1 План – конспект урока на тему: «Потребность организма человека
в кислороде. Строение органов дыхания»…………………………………10
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ…………….17
3.1 План – конспект урока на тему: «Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения и их регуляция»…………………………………..17
3.2 Беседа на тему: «Вредное воздействие курения на организм
подростка»…………………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...31
2. Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?
(Ткань легких состоит
из бронхов и легочных
IV группа. Работа с заданиями рубрики «Рассмотрите рисунки» на с. 141 учебника.
Назовите отмеченные на рисунках части дыхательной системы.
А. 1 - трахея; Б. 1 - носовая полость;
2 - бронхи; 2 - носоглотка;
3 - легкое. 3 - гортань.
Задание на дом.
Учитель объясняет ученикам, что необходимо выполнить самостоятельно.
Изучить текст учебника на с. 138-139; в рабочих тетрадях выполнить задания 111 и 115.
В тетрадях для лабораторных работ выполнить лабораторную работу «Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего» (собаки).
Предполагаемый вариант лабораторной работы.
Цель работы: сравнить строение органов дыхания человека и млекопитающего.
Ход работы:
Рассмотреть таблицы, рисунки, отражающие особенности строения органов дыхания у человека и млекопитающего.
Прочитав материал учебника и дополнительную литературу о строении органов дыхания человека и млекопитающего, заполнить таблицу.
Орган |
Где расположен |
Особенности строения |
Функции |
Носовая полость |
В лицевой части черепа |
Образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа (три носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая полость носа, обильно снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь. |
- очищение воздуха; - увлажнение воздуха; - обеззараживание воздуха; - согревание воздуха |
Носоглотка |
Соединяет носовую полость и гортань | ||
Гортань |
В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков |
Состоит из нескольких хрящей,
соединенных суставами и Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный. Хрящи окружают гортанную щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи. Между щитовидным и черпаловидными хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью. |
- является частью дыхательных путей; - в гортани имеется голосовой аппарат – орган, в котором образуются звуки |
Трахея |
Трубка длиной 8,5-15 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия. |
- часть воздухоносных путей; - очищает воздух; - увлажняет воздух | |
Бронхи |
На уровне v грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха |
В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием. |
- часть воздухоносных путей; - очищают и увлажняют воздух |
Легкие |
В грудной полости |
Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движении легких. Ткань легких состоит из легких и альвеол. |
- орган газообмена |
Вывод: органы дыхательной системы человека и крупных млекопитающих имеют существенное сходство в строении и функциях, что свидетельствует о принадлежности к одному классу - классу млекопитающих. Отличия незначительны: они касаются размеров, формы и некоторых других особенностей.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ
3.1 План – конспект урока на тему: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция»
Цели:
1. обучающие - ознакомить учащихся с особенностями строения легких; механизмом газообмена в легких и тканях; дать понятие о жизненной емкости легких, сущность дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха;
2. развивающие - формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике; извлекать нужную информацию быстро и качественно; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу;
3. воспитывающие - формирование таких качеств личности как умение работать в группах, коммуникабельность, взаимопомощь.
ТСО и средства наглядности: модель гортани; таблицы «Вид гортани при различных положениях голосовой щели» (см. Приложение А), «Бронхиальное дерево» (см. Приложение Б), «Строение дольки легкого» (см. Приложение В), «Состав сухого воздуха» (см. Приложение Г).
Тип урока: комбинированный урок.
План проведения занятия:
№ и название этапа |
Время |
1. Организационный момент. |
3 мин. |
2. Проверка домашнего задания |
10 мин. |
3. Изучение нового материала |
20 мин. |
4. Закрепление знаний – работа в группах |
10 мин. |
5. Задание на дом |
2 мин. |
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку класса (наличие чистой доски, наглядных пособий) и учеников (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале. Сообщает классу страницы учебника по данной теме.
Проверка домашнего задания.
Учитель слушает ответы учащихся, при необходимости дополняет.
1. Выполнение задания 111 в рабочей тетради.
Рассмотрите рисунок. Подпишите названия органов.
1 - носовая полость;
2 - гортань;
3 - язык;
4 - трахея;
5 - бронхи;
6 - легкое;
7 - альвеолы.
2. Выполнение задания 115 в рабочей тетради.
Вопросы задания и предполагаемые ответы учеников
1. Каково строение легкого? Как это связано с его функцией? (см. Приложение Б, В)
Основной орган дыхательной системы - легкие. Здесь происходит газообмен между воздухом и кровью. Ткань легких состоит из тончайших разветвлений бронхов и тонкостенных легочных пузырьков - альвеол. В легких насчитывают до 700 млн. альвеол, их общая поверхность в 40-70 раз больше общей поверхности тела человека. Такая огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт кислорода с кровью, что способствует быстрому насыщению кровью кислородом. Стенки легочных пузырьков одним слоем эпителиальных клеток и густо оплетены сеткой капилляров, что также обеспечивает быстрое протекание газообмена.
Эпителиальные клетки легочных пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые в виде тонкой пленки выстилают их внутреннюю поверхность. Эта пленка поддерживает постоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться. Кроме того, вещества пленки обезвреживают микроорганизмы, проникающие в легкие с воздухом. «Отработанная» пленка выводится через воздухоносные пути в виде мокроты или переваривается легочными фагоцитами.
Снаружи каждое легкое покрыто гладкой блестящей оболочкой из соединительной ткани - легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной клетки выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся между ними герметичная плевральная полость увлажнена и совсем не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенки грудной полости и их объем всегда изменяется вслед за изменением объема грудной полости, а небольшое количество жидкости, содержащееся в плевральной полости, уменьшает трение при движениях легких).
Изучение нового материала.
1. Самостоятельное знакомство
учащихся с текстом и
2. Обсуждение прочитанного под руководством учителя.
Вопросы учителя и предполагаемые ответы учеников. При необходимости учитель дополняет ответы учащихся.
1. Как изменяется состав воздуха во время дыхания? (см. Приложение Г)
(Вдыхает человек воздух, содержащий 21 % кислорода и 0,03-0,04 % углекислого газа. Выдыхает воздух, содержащий 16 % кислорода и 4-4,5 % углекислого газа).
2. Как происходит газообмен в легких? (см. Приложение Б, В)
(Легкие состоят из легочных пузырьков (альвеол), густо оплетенных капиллярами.
Кислород из альвеол устремляется в кровь, а углекислый газ из крови - в альвеолы.
Кислород, растворившись в крови, благодаря диффузии проникает внутрь эритроцитов и вступает там в соединение с гемоглобином. В результате образуется оксигемоглобин. Каждая молекула гемоглобина способна удержать четыре атома кислорода. Обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце, а оттуда направляется во все органы и ткани).
3. Как происходит газообмен в тканях?
(Кислород из крови переходит в тканевую жидкость, а из неё в клетки.
Углекислый газ из клеток переходит в тканевую жидкость, а оттуда - в кровь.
Свободного кислорода в крови немного. Основная его часть входит в состав молекул оксигемоглобина. Оксигемоглобин - вещество не прочное. Он способен сохраняться только тогда, когда в окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время движения крови по крупным сосудам оксигемоглобин не разрушается. Но, как только кровь достигает капилляров и растворенный в ней кислород станет переходить в ткани, начинается распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород.
В плазме крови углекислого газа может быть растворено совсем не много. Однако он вступает здесь в химические реакции с различными молекулами, образуя легкорастворимые в крови и весьма неустойчивые вещества. Оказавшись в легочных капиллярах, эти вещества распадаются, и образовавшийся при этом углекислый газ покидает кровяное русло, а затем удаляется из организма).
4. Какие изменения происходят с легкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе?
Отразим эти изменения в форме таблицы. Учитель заполняет таблицу на доске. Ученики переносят таблицу в тетради.
Дыхательное движение |
Состояние дыхательных мышц |
Состояние диафрагмы |
Состояние легких |
Вдох |
Наружные межреберные мышцы сокращаются и поднимают ребра |
Диафрагма сокращается и становится плоской |
-грудная полость - легкие расширяются; - давление в легких становится ниже атмосферного; -воздух устрем - ляется в легкие |
Выдох |
Внутренние межреберные мышцы сокращаются и опускают ребра |
Диафрагма расслабляется и становится выпуклой |
- ребра опускаются; - грудная полость возвращается в исходное положение; - уменьшается объем легких; - давление в легких увеличивается; - воздух выталкивается из легких наружу |
5. Что такое жизненная емкость легких?
(Жизненная емкость легких
- это наибольший объем воздуха,
который может выдохнуть
6. Как регулируется дыхание?
(Деятельностью дыхательной системы управляет дыхательный центр продолговатого мозга).
Закрепление знаний.
Работа в группах. Ученики класса делятся на 4 группы, каждая из которых получает задание. Учитель проверяет правильность выполнения задания учениками.
I группа. Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 146 учебника.
Расскажите какие процессы происходят в легочных альвеолах.
Каков механизм газообмена в тканях?
Каким образом совершаются дыхательные движения?
II группа. Выполнение задания в рубрике «Какие утверждения верны?» на с. 146 учебника. (Верные утверждения указаны на с. 147).
III группа. Выполнение задания в рубрике «Выберите правильный ответ» на с. 146 учебника. (Правильные ответы даны на с. 147).
IV группа. Выполнение задания в рубрике «Подумайте!» на с. 147 учебника.
Чем отличается легочный обмен от тканевого?
(При легочном газообмене кровь насыщается кислородом, а при тканевом - углекислым газом. При легочном газообмене кровь отдает углекислый газ, а при тканевом - кислород).
Что выгоднее для ныряльщика:
сделать перед погружением
(Для ныряльщика выгоднее
набрать в легкие как можно
больше воздуха. При частом
дыхании кислород воздуха
V группа. Выполняет задания в рубрике «Рассмотрите рисунок».
Расскажите как происходит газообмен в легких и тканях.
Задание на дом.
Объяснение учителя.
Изучите текст учебника на с. 142-145; выполнить задания 116-118 в рабочей тетради.
3.2 Беседа на тему: «Вредное воздействие курения на организм подростка»
Данная беседа разработана для учащихся старших классов средней школы. Может быть проведена в рамках внеклассного занятия.
Цели: