Типы и виды уроков биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать типы и виды уроков по биологии и выявить особенности их проведения.
Задачи исследования:
Рассмотреть урок как основную форму обучения биологии.
Изучить требования, предъявляемые к современному уроку биологии.
Изучить типы и виды уроков биологии.
Разработать различные типы планов – конспектов уроков по биологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….5
1.1 Урок - основная форма обучения биологии…………………………….5
1.2 Требования, предъявляемые к современному уроку биологии………..6
1.3 Типы и виды уроков биологии…………………………………………...7
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….9

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...10
2.1 План – конспект урока на тему: «Потребность организма человека
в кислороде. Строение органов дыхания»…………………………………10

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ…………….17
3.1 План – конспект урока на тему: «Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения и их регуляция»…………………………………..17
3.2 Беседа на тему: «Вредное воздействие курения на организм
подростка»…………………………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….29

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

типы и виды урока биологии.docx

— 1.84 Мб (Скачать)

2. Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?

(Ткань легких состоит  из бронхов и легочных пузырьков,  которые заполнены воздухом. Воздух  легче воды и поэтому поддерживает  кусочек легких на поверхности  воды).

IV группа. Работа с заданиями рубрики «Рассмотрите рисунки» на с. 141 учебника.

Назовите отмеченные на рисунках части дыхательной системы.

А. 1 - трахея; Б. 1 - носовая полость;

2 - бронхи; 2 - носоглотка;

3 - легкое. 3 - гортань.

Задание на дом.

Учитель объясняет ученикам, что необходимо выполнить самостоятельно.

Изучить текст учебника на с. 138-139; в рабочих тетрадях выполнить  задания 111 и 115.

В тетрадях для лабораторных работ выполнить лабораторную работу «Сравнение органов дыхания человека и крупного млекопитающего» (собаки).

Предполагаемый  вариант лабораторной работы.

Цель работы: сравнить строение органов дыхания человека и млекопитающего.

Ход работы:

Рассмотреть таблицы, рисунки, отражающие особенности строения органов  дыхания у человека и млекопитающего.

Прочитав материал учебника и дополнительную литературу о строении органов дыхания человека и млекопитающего, заполнить таблицу.

 

Орган

Где расположен

Особенности строения

Функции

Носовая полость

В лицевой части черепа

Образована костями лицевой  части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа (три носовые  раковины), значительно увеличивающие  поверхность слизистой оболочки полости носа. Слизистая оболочка, выстилающая полость носа, обильно  снабжена ресничками, кровеносными сосудами и железами, выделяющими слизь.

- очищение воздуха;

- увлажнение воздуха;

- обеззараживание воздуха;

- согревание воздуха

Носоглотка

   

Соединяет носовую полость  и гортань

Гортань

В передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков

Состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками.

Наиболее крупный хрящ гортани – щитовидный.

Хрящи окружают гортанную  щель; надгортанник прикрывает ее сверху, предохраняя от попадания пищи.

Между щитовидным и черпаловидными хрящами натянуты голосовые связки. Пространство между голосовыми связками называют голосовой щелью.

- является частью дыхательных  путей;

- в гортани имеется  голосовой аппарат 

– орган, в котором образуются звуки

Трахея

 

Трубка длиной 8,5-15 см. Имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. Мягкая задняя часть трахеи примыкает к пищеводу. Слизистая оболочка содержит многочисленные клетки реснитчатого эпителия.

- часть

воздухоносных путей;

- очищает воздух;

- увлажняет воздух

Бронхи

На уровне v грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха

В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Бронхи выстланы мерцательным эпителием.

- часть воздухоносных  путей;

- очищают и увлажняют  воздух

Легкие

В грудной полости

Каждое легкое снаружи  покрыто тонкой оболочкой – плеврой, которая состоит из двух листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость. Между  этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного  жидкости, уменьшающей трение при  движении легких. Ткань легких состоит  из легких и альвеол.

- орган газообмена


 

Вывод: органы дыхательной системы человека и крупных млекопитающих имеют существенное сходство в строении и функциях, что свидетельствует о принадлежности к одному классу - классу млекопитающих. Отличия незначительны: они касаются размеров, формы и некоторых других особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ

3.1 План – конспект урока на тему: «Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения и их регуляция»

 

 

Цели:

1. обучающие - ознакомить учащихся с особенностями строения легких; механизмом газообмена в легких и тканях; дать понятие о жизненной емкости легких, сущность дыхательных движений, регулировании вдоха и выдоха;

2. развивающие - формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками данными в учебнике; извлекать нужную информацию быстро и качественно; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические требования к его составу;

3. воспитывающие - формирование таких качеств личности как умение работать в группах, коммуникабельность, взаимопомощь.

ТСО и средства наглядности: модель гортани; таблицы «Вид гортани при различных положениях голосовой щели» (см. Приложение А), «Бронхиальное дерево» (см. Приложение Б), «Строение дольки легкого» (см. Приложение В), «Состав сухого воздуха» (см. Приложение Г).

Тип урока: комбинированный  урок.

План проведения занятия:

№ и название этапа

 Время

1. Организационный момент.

3 мин.

2. Проверка домашнего  задания

10 мин.

3. Изучение нового материала

20 мин.

4. Закрепление знаний  – работа в группах

10 мин.

5. Задание на дом

2 мин.


 

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку  класса (наличие чистой доски, наглядных  пособий) и учеников (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале. Сообщает классу страницы учебника по данной теме.

Проверка домашнего задания.

Учитель слушает ответы учащихся, при необходимости дополняет.

1. Выполнение задания  111 в рабочей тетради. 

Рассмотрите рисунок. Подпишите  названия органов.

1 - носовая полость;

2 - гортань;

3 - язык;

4 - трахея;

5 - бронхи;

6 - легкое;

7 - альвеолы.

2. Выполнение задания  115 в рабочей тетради. 

Вопросы задания и предполагаемые ответы учеников

1. Каково строение легкого? Как это связано с его функцией? (см. Приложение Б, В)

Основной орган дыхательной  системы - легкие. Здесь происходит газообмен между воздухом и кровью. Ткань легких состоит из тончайших  разветвлений бронхов и тонкостенных легочных пузырьков - альвеол. В легких насчитывают до 700 млн. альвеол, их общая  поверхность в 40-70 раз больше общей  поверхности тела человека. Такая  огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт кислорода  с кровью, что способствует быстрому насыщению кровью кислородом. Стенки легочных пузырьков одним слоем  эпителиальных клеток и густо  оплетены сеткой капилляров, что также  обеспечивает быстрое протекание газообмена.

Эпителиальные клетки легочных пузырьков выделяют биологически активные вещества, которые в виде тонкой пленки выстилают их внутреннюю поверхность. Эта пленка поддерживает постоянный объем пузырьков и не дает им смыкаться. Кроме того, вещества пленки обезвреживают  микроорганизмы, проникающие в легкие с воздухом. «Отработанная» пленка выводится через воздухоносные  пути в виде мокроты или переваривается легочными фагоцитами.

Снаружи каждое легкое покрыто  гладкой блестящей оболочкой  из соединительной ткани - легочной плеврой. Внутренняя стенка грудной клетки выстлана пристеночной плеврой. Находящаяся  между ними герметичная плевральная  полость увлажнена и совсем не содержит воздуха. Поэтому легкие всегда тесно прижаты к стенки грудной  полости и их объем всегда изменяется вслед за изменением объема грудной  полости, а небольшое количество жидкости, содержащееся в плевральной  полости, уменьшает трение при движениях  легких).

Изучение нового материала.

1. Самостоятельное знакомство  учащихся с текстом и рисунками  на с. 142-144 учебника. Ученики по  заданию учителя делают краткий  конспект урока в тетради.

2. Обсуждение прочитанного  под руководством учителя.

Вопросы учителя и предполагаемые ответы учеников. При необходимости  учитель дополняет ответы учащихся.

1. Как изменяется состав воздуха во время дыхания? (см. Приложение Г)

(Вдыхает человек воздух, содержащий 21 % кислорода и 0,03-0,04 % углекислого газа. Выдыхает воздух, содержащий 16 % кислорода и 4-4,5 % углекислого  газа).

2. Как происходит газообмен в легких? (см. Приложение Б, В)

(Легкие состоят из  легочных пузырьков (альвеол), густо  оплетенных капиллярами. 

Кислород из альвеол устремляется в кровь, а углекислый газ из крови - в альвеолы.

Кислород, растворившись  в крови, благодаря диффузии проникает  внутрь эритроцитов и вступает там  в соединение с гемоглобином. В  результате образуется оксигемоглобин. Каждая молекула гемоглобина способна удержать четыре атома кислорода. Обогащенная  кислородом кровь возвращается в  сердце, а оттуда направляется во все  органы и ткани).

3. Как происходит газообмен в тканях?

(Кислород из крови  переходит в тканевую жидкость, а из неё в клетки.

Углекислый газ из клеток переходит в тканевую жидкость, а  оттуда - в кровь.

Свободного кислорода  в крови немного. Основная его  часть входит в состав молекул  оксигемоглобина. Оксигемоглобин - вещество не прочное. Он способен сохраняться  только тогда, когда в окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время движения крови  по крупным сосудам оксигемоглобин не разрушается. Но, как только кровь  достигает капилляров и растворенный в ней кислород станет переходить в ткани, начинается распад оксигемоглобина  на гемоглобин и кислород.

В плазме крови углекислого  газа может быть растворено совсем не много. Однако он вступает здесь  в химические реакции с различными молекулами, образуя легкорастворимые в крови и весьма неустойчивые вещества. Оказавшись в легочных капиллярах, эти вещества распадаются, и образовавшийся при этом углекислый газ покидает кровяное русло, а затем удаляется  из организма).

4. Какие изменения происходят с легкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе?

Отразим эти изменения  в форме таблицы. Учитель заполняет  таблицу на доске. Ученики переносят  таблицу в тетради.

 

Дыхательное движение

Состояние дыхательных мышц

Состояние диафрагмы

Состояние легких

Вдох

Наружные межреберные  мышцы сокращаются и поднимают  ребра

Диафрагма сокращается и  становится плоской

-грудная полость увеличивается;

- легкие расширяются;

- давление в легких  становится ниже атмосферного;

-воздух устрем -

ляется в легкие

Выдох

Внутренние межреберные  мышцы сокращаются и опускают ребра

Диафрагма расслабляется  и становится выпуклой

- ребра опускаются;

- грудная полость возвращается  в исходное положение;

- уменьшается объем легких;

- давление в легких  увеличивается;

- воздух выталкивается  из легких наружу


 

5. Что такое жизненная емкость легких?

(Жизненная емкость легких - это наибольший объем воздуха,  который может выдохнуть человек  после глубокого вдоха. ЖЕЛ  = 3000-5500 мл).

6. Как регулируется дыхание?

(Деятельностью дыхательной  системы управляет дыхательный  центр продолговатого мозга).

Закрепление знаний.

Работа в группах. Ученики  класса делятся на 4 группы, каждая из которых получает задание. Учитель  проверяет правильность выполнения задания учениками.

I группа. Выполнение задания в рубрике «Проверьте свои знания» на с. 146 учебника.

Расскажите какие процессы происходят в легочных альвеолах.

Каков механизм газообмена в тканях?

Каким образом совершаются  дыхательные движения?

II группа. Выполнение задания в рубрике «Какие утверждения верны?» на с. 146 учебника. (Верные утверждения указаны на с. 147).

III группа. Выполнение задания в рубрике «Выберите правильный ответ» на с. 146 учебника. (Правильные ответы даны на с. 147).

IV группа. Выполнение задания в рубрике «Подумайте!» на с. 147 учебника.

Чем отличается легочный обмен  от тканевого?

(При легочном газообмене  кровь насыщается кислородом, а  при тканевом - углекислым газом.  При легочном газообмене кровь  отдает углекислый газ, а при  тканевом - кислород).

Что выгоднее для ныряльщика: сделать перед погружением несколько  вдохов и выдохов или набрать  в легкие как можно больше воздуха?

(Для ныряльщика выгоднее  набрать в легкие как можно  больше воздуха. При частом  дыхании кислород воздуха почти  не проникает в глубь альвеол.  При глубоком же дыхании воздух  успевает проникнуть глубоко  в альвеолы, а благодаря этому  кровь лучше насыщается кислородом).

V группа. Выполняет задания в рубрике «Рассмотрите рисунок».

Расскажите как происходит газообмен в легких и тканях.

Задание на дом.

Объяснение учителя.

Изучите текст учебника на с. 142-145; выполнить задания 116-118 в  рабочей тетради.

 

 

3.2 Беседа на тему: «Вредное воздействие  курения на организм подростка»

 

 

Данная беседа разработана для  учащихся старших классов средней  школы. Может быть проведена в  рамках внеклассного занятия.

Цели:

  • обучающие -расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; гигиенических требованиях к воздушной среде;
  • развивающие - формировать умения: разъяснять необходимость проветривания в жилых помещениях; обосновать вредное воздействие курения;
  • воспитывающие – формирование у учащихся настроя на здоровый образ жизни, умения отстаивать свою точку зрения, принимать самостоятельные решения.

Информация о работе Типы и виды уроков биологии