Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:47, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать типы и виды уроков по биологии и выявить особенности их проведения.
Задачи исследования:
Рассмотреть урок как основную форму обучения биологии.
Изучить требования, предъявляемые к современному уроку биологии.
Изучить типы и виды уроков биологии.
Разработать различные типы планов – конспектов уроков по биологии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….5
1.1 Урок - основная форма обучения биологии…………………………….5
1.2 Требования, предъявляемые к современному уроку биологии………..6
1.3 Типы и виды уроков биологии…………………………………………...7
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….9
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………...10
2.1 План – конспект урока на тему: «Потребность организма человека
в кислороде. Строение органов дыхания»…………………………………10
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ АНАЛИЗ…………….17
3.1 План – конспект урока на тему: «Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения и их регуляция»…………………………………..17
3.2 Беседа на тему: «Вредное воздействие курения на организм
подростка»…………………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...31
ВЫВОД
Все обучение биологии, вся
система компонентов
Урок - это основная форма
организации учебно-
Проведение уроков биологии
возможно и "под открытым небом"
- на школьном опытном участке, на территории
около школы или в
Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности.
В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.
Вопросу типологии урока посвящено много исследований по методике биологии. В качестве оснований для классификации авторы брали разные признаки. Широко распространена классификация уроков по основным дидактическим целям. В ней выделялись следующие типы уроков: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные; комбинированные, где решается одновременно несколько дидактических задач.
Типы уроков определялись также из главной дидактической задачи - усвоения новых знаний и умений, их совершенствования и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные.
В основу другой классификации были положены способы проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ и т. п.
Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с материалом, образование понятий, тренировочные и др.
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 План – конспект урока на тему: «Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания»
Цели:
1. обучающие - определить сущность процесса дыхания; роль кислорода в организме человека; особенности строения и функционирования органов дыхания; их взаимосвязь; меры профилактики заболевания голосовых связок;
2. развивающие - формировать умения: самостоятельн6о работать с текстом и рисунками данными в учебнике; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; выполнять несложные практические задания;
3. воспитывающие - формировать умение работать в группе, самостоятельность, инициативность
ТСО и средства наглядности: таблицы: «Вид гортани при различных положениях голосовой щели» (см. Приложение А), «Бронхиальное дерево» (см. Приложение Б), «Строение дольки легкого» (см. Приложение В); муляжи гортани; рельефная таблица «Органы дыхания».
Тип урока: изучение нового материала.
План проведения занятия:
№ и название этапа |
Время |
1. Организационный момент. |
3 мин. |
2. Актуализация знаний, необходимая для изучения нового материала – фронтальный опрос |
10 мин. |
3. Изучение нового материала |
20 мин. |
4. Закрепление знаний – работа в группах |
10 мин. |
5. Задание на дом |
2 мин. |
Ход урока
Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку класса (наличие чистой доски, наглядных пособий) и учеников (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей). Отмечает отсутствующих в классном журнале. Сообщает классу страницы учебника по данной теме.
Актуализация знаний, необходимых для изучения нового материала.
Фронтальный опрос.
Учитель задает вопросы, ученики дают ответы, при необходимости учитель дополняет ответы учеников.
1. Что называется дыханием?
(Дыхание - это поступление
в организм кислорода при
2. Для чего организму необходим кислород?
(Кислород участвует в
химических процессах
3. Как соотносится обмен веществ и дыхание?
(Дыхание - это часть
обмена веществ, во время
4. Где образуется и накапливается энергия в клетке на клеточном уровне?
(В клетке энергия образуется
и накапливается в
5. Каково значение органов дыхания?
(Органы дыхания насыщают кровь кислородом и удаляют из крови углекислый газ).
6. Какие органы дыхания у животных вам известны?
(Жабры - у большинства водных обитателей; трахеи - у насекомых; легкие - у наземных позвоночных).
7. Какое участие в дыхании принимает кровеносная система?
(Кровь циркулирует по
кровеносной системе и
Кровь выполняет транспортную функцию: обогатившись в легких кислородом, она доставляет его ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к легким).
Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Еще древнегреческие философы, наблюдая за дыханием животных и человека, считали воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Хотя представления о воздухе как единственной обособленной причине всего существующего и наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
Тем не менее люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытых помещениях на час требуется не менее 2 кв.м. воздуха. Люди не раз гибли, оказавшись в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1845 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось невредимым.
Органы дыхания - это воздушные ворота в организме. Они соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.
Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, и поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.
2. Самостоятельная
работа учащихся с текстом
и рисунками, данными в
Ученики делают записи в рабочих тетрадях.
3. Обсуждение прочитанного.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, используя при этом наглядные пособия и рисунки учебника, учитель при необходимости дополняет ответы учащихся.
1. Дайте определение процесса дыхания.
(Дыхание - это газообмен
между организмом и внешней
средой: извне в организм поступает
кислород, а из организма во
внешнюю среду выделяется
2. Для чего живому организму необходим кислород?
(С помощью кислорода
происходит окисление
3. Какова роль дыхательной системы?
(Дыхательная система обогащает кровь кислородом и забирает из нее углекислый газ).
4. На какие две группы по функциональному признаку можно разделить органы дыхания человека?
(Органы дыхания человека
делятся на воздухоносные, или
дыхательные, и органы
5. Какие органы относятся к дыхательным путям?
(К дыхательным путям относятся: носовая полость - носоглотка - гортань - трахея - бронхи).
6. Что является органами газообмена?
(Органами газообмена являются легкие).
7. Как устроена гортань и какие функции она выполняет?
(Гортань состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный из них - щитовидный, расположенный в передней части шеи.
В полости гортани имеются голосовые связки, между которыми располагается голосовая щель. Если голосовые связки сомкнуты, то воздух, с силой проходя через них, заставляет связки колебаться. Так рождается звук).
Дополнение учителя.
Высота голоса человека связана с длиной голосовых связок. Чем короче голосовые связки, тем больше частота их колебаний и тем выше голос. У женщин голосовые связки короче, чем у мужчин. Вот почему женский голос всегда выше.
Голосовые связки могут совершать от 80 до 100 колебаний в 1 с. Окончательное формирование звуков речи человека происходит в полостях глотки, носоглотки, рта и носа, при изменении положения языка, губ, нижней челюсти.
Крик вредит голосовым связкам: они сильно напрягаются и сближаются, ударяются и трутся друг от друга, повреждаясь при этом. У человека, который часто кричит, голос становится хриплым или исчезает совсем. При шепоте голосовые связки сомкнуты не полностью. Когда нужно щадить голосовой аппарат рекомендуется говорить шепотом.
Повреждают голосовые связки частые воспаления дыхательных путей. Отрицательное влияние на голосообразующий аппарат оказывают курение и употребление алкоголя. Важную роль играет особый хрящ - надгортанник. Он закрывает вход в гортань, когда мы едим, и напротив, открывает его, когда мы дышим.
8. Как устроены лёгкие?
(Основной орган дыхательной
системы - легкие. Легкие расположены
в грудной полости. Каждое
Между этими листками находится щелевидная полость, которая содержит немного жидкости. Ткань легкого состоит из разветвленных бронхов и легочных пузырьков - альвеол, которые густо оплетены капиллярами).
Закрепление знаний
Работа в группах. Ученики класса делятся на группы и выполняют данные учителем задания. Учитель слушает ответы учащихся, при необходимости дополняет.
I группа. Работа с заданиями рубрики «Какие утверждения верны?» на с. 140 учебника. (Верные утверждения даны на с. 141).
II группа. Работа с заданиями рубрики «Выбери правильный ответ». (Правильные ответы даны на с. 141).
III группа. Работа с заданиями рубрика «Подумай!» на с. 141 учебника.
1. Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
(Рот - это орган пищеварительной
системы и потому не имеет
тех приспособлений и не