Теория и практика коллективного воспитания А.С.Макаренко

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 18:18, реферат

Краткое описание

Цель реферата - рассмотреть основные положения и принципы воспитания А. С. Макаренко и как сегодня в современной педагогике применяются эти принципы. Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания.

Оглавление

Введение.
Биография А.С.Макаренко.
Понятие коллектива. Определенные качества коллектива.
Теория и практика коллективного воспитания А.С.Макаренко.
Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко.
Воспитание в коллективе и через коллектив.
Современное применение технологии коллективного воспитания А.С.Макаренко.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Реферат.Макаренко.docx

— 52.56 Кб (Скачать)

                                          План реферата:

  1. Введение.
  2. Биография А.С.Макаренко.
  3. Понятие коллектива. Определенные качества коллектива.
  4. Теория и практика коллективного воспитания А.С.Макаренко.
  5. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко.
  6. Воспитание в коллективе и через коллектив.
  7. Современное применение технологии коллективного воспитания А.С.Макаренко.
  8. Заключение.
  9. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

                                                    1.Введение.

Цель реферата - рассмотреть основные положения и принципы воспитания А. С. Макаренко и как сегодня в современной педагогике применяются эти принципы. Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания.

А. С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные для него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, в семье). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его жизни была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 2.Биография А.С.Макаренко.

Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер-марковец, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные воспоминания.  1) В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.

2) В 1901 году переехал с  семьей в Крюков (в настоящее  время район города Кременчуга  Полтавской области).

3) В 1094 году окончил четырёхклассное  училище в Кременчуге и одногодичные  курсы по педагогике.

4) В 1905 году работал там  же учителем в железнодорожном  училище, затем на станции Долинская.

5) 914—1917 гг. — учёба в  Полтавском учительском институте, который он закончил с золотой  медалью. Тема диплома была весьма "щекотливой" — "Кризис современной  педагогики".

6) В 1916 был призван в  армию, но по слабости зрения  демобилизован.

7) В 1917—1919 был заведующим  железнодорожной школой при Крюковских  вагонных мастерских.

8) В 1919 г. переехал в Полтаву.

По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний.

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

 

 

 

                 3.Понятие коллектива. Определенные качества коллектива.

 Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

Коллектив, который должен быть первой цепью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами, ясно вытекающими из его социалистического характера…

  А. Коллектив объединяет  людей не только в общей  цели и в общем труде, но  и в общей организации этого  труда. Общая цель здесь - не случайное  совпадение частных целей, как  в вагоне трамвая или в театре, а именно цель всего коллектива. Отношение общей и частной  цели у нас не есть отношение  противоположностей, а только отношение  общего (значит, и моего) к частному, которое, оставаясь только моим, будет итожиться в общее в  особом порядке.

 Каждое действие отдельного  ученика, каждая его удача или  неудача должны расцениваться  как неудача на фоне общего  дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика  должна буквально пропитывать  каждый школьный день, каждое  движение коллектива.

   Б. Коллектив является  частью советского общества, органически  связанной со всеми другими  коллективами. На нем лежит первая  ответственность перед обществом, он несет на себе первый  долг перед всей страной, только  через коллектив каждый его  член входит в общество. Отсюда  вытекает идея советской дисциплины. В таком случае каждому школьнику  станут понятны и интересы  коллектива, и понятие долга и  чести. Только в такой инструментовке  возможно воспитание гармонии  личных и общих интересов, воспитание  того чувства чести, которое ни  в какой мере не напоминает  старого гонора зазнавшегося насильника.

   В. Достижение целей  коллектива, общий труд, долг и  честь коллектива не могут  стать игрой случайных капризов  отдельных людей. Коллектив –  не толпа. Коллектив есть социальный  организм, следовательно, он обладает  органами управления и координирования, уполномоченными в первую очередь  представлять интересы коллектива  и общества.

   Опыт коллективной  жизни есть не только опыт  соседства с другими людьми, это  очень сложный опыт целесообразных  коллективных движений, среди которых  самое видное место занимают  принципы распоряжения, обсуждения, подчинения большинству, подчинения  товарища товарищу, ответственности  и согласованности.

   Для учительской  работы в советской школе открываются  светлые и широкие перспективы. Учитель призван создать эту  образцовую организацию, беречь  ее, улучшать, передавать ее новому  учительскому составу. Не парное  морализирование, а тактичное и  мудрое руководство правильным  ростом коллектива - вот его призвание.

   Г. Советский коллектив  стоит на принципиальной позиции  мирового единства трудового  человечества. Это не просто бытовое  объединение людей, это - часть боевого  фронта человечества в эпоху  мировой революции. Все предыдущие  свойства коллектива не будут  звучать, если в его жизни не  будет жить пафос исторической  борьбы, переживаемой нами. В этой  идее должны объединяться и  воспитываться все прочие качества  коллектива. Перед коллективом всегда, буквально на каждом шагу, должны  стоять образцы нашей борьбы, он всегда должен чувствовать  впереди себя Коммунистическую  партию, ведущую его к подлинному  счастью.

  Из этих положений  о коллективе вытекают и все  детали развития личности. Мы  должны выпускать из наших  школ энергичных и идейных  членов социалистического общества, способных без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни  найти правильный критерий для  личного поступка, способных в  то же время требовать и  от других правильного поведения. Наш воспитанник, кто бы он  ни был, никогда не может выступать  в жизни как носитель некоего  личного совершенства, только как  добрый или честный человек. Он  всегда должен выступать прежде  всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий  за поступки не только свои, но и своих товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 4.Теория и практика коллективного воспитания А.С.Макаренко.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

  1. Первая стадия - становление коллектива. В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.
  2. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. На второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.
  3. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.

Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.

В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую:

- близкая перспектива  выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии  развития, даже на начальной. Близкой  перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр.

- средняя перспектива  заключается в проекте коллективного  события, несколько отодвинутого  во времени. Для достижения этой  перспективы нужно приложить  усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в  современной школьной практике, можно назвать подготовку к  проведению спортивного соревнования, школьного праздника, литературного  вечера.

- далекая перспектива - это  отодвинутая во времени, наиболее  социально значимая и требующая  значительных усилий для достижения  цель. В такой перспективе обязательно  сочетаются личные и общественные  потребности. Пример наиболее распространенной  далекой перспективы - цель успешного  окончания школы и последующего  выбора профессии.

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

 

        5.Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко.

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. "... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики",— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.  Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему". К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил своё: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился проектировать в человеке лучшее.  Сторонники "свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.  А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.  В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. "Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы". Работа эта должна организовываться по "системе перспективных линий".

Информация о работе Теория и практика коллективного воспитания А.С.Макаренко