Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 18:18, реферат
Цель реферата - рассмотреть основные положения и принципы воспитания А. С. Макаренко и как сегодня в современной педагогике применяются эти принципы. Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания.
Введение.
Биография А.С.Макаренко.
Понятие коллектива. Определенные качества коллектива.
Теория и практика коллективного воспитания А.С.Макаренко.
Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко.
Воспитание в коллективе и через коллектив.
Современное применение технологии коллективного воспитания А.С.Макаренко.
Заключение.
Литература.
Цель реферата - рассмотреть основные положения и принципы воспитания А. С. Макаренко и как сегодня в современной педагогике применяются эти принципы. Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания.
А. С. Макаренко - педагог-новатор, обогативший советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приемами. Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные для него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, в семье). Макаренко был педагогом, успешно применявшим в теории и на практике воспитания диалектико-материалистические принципы. Руководящим принципом всей его жизни была преданность социалистической Родине и Коммунистической партии.
Антон Семёнович Макаренко родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских. У него был младший брат Виталий, впоследствии поручик, белый офицер-марковец, который надолго пережил брата и оставил о нём ценные воспоминания. 1) В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.
2) В 1901 году переехал с семьей в Крюков (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).
3) В 1094 году окончил четырёхклассное
училище в Кременчуге и
4) В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.
5) 914—1917 гг. — учёба в
Полтавском учительском
6) В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.
7) В 1917—1919 был заведующим
железнодорожной школой при
8) В 1919 г. переехал в Полтаву.
По поручению Полтавского Губнаробраза организовал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М. Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им педагогическую систему. М.Горький интересовался педагогической деятельностью А.Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку. Педагогические достижения выдвинули Макаренко в число известных деятелей советской и мировой культуры и педагогики.
С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний.
После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
3.Понятие коллектива. Определенные качества коллектива.
Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.
Коллектив, который должен быть первой цепью нашего воспитания, должен обладать совершенно определенными качествами, ясно вытекающими из его социалистического характера…
А. Коллектив объединяет
людей не только в общей
цели и в общем труде, но
и в общей организации этого
труда. Общая цель здесь - не случайное
совпадение частных целей, как
в вагоне трамвая или в театре,
а именно цель всего
Каждое действие отдельного ученика, каждая его удача или неудача должны расцениваться как неудача на фоне общего дела, как удача в общем деле. Такая педагогическая логика должна буквально пропитывать каждый школьный день, каждое движение коллектива.
Б. Коллектив является
частью советского общества, органически
связанной со всеми другими
коллективами. На нем лежит первая
ответственность перед
В. Достижение целей
коллектива, общий труд, долг и
честь коллектива не могут
стать игрой случайных
Опыт коллективной
жизни есть не только опыт
соседства с другими людьми, это
очень сложный опыт
Для учительской
работы в советской школе
Г. Советский коллектив
стоит на принципиальной
Из этих положений
о коллективе вытекают и все
детали развития личности. Мы
должны выпускать из наших
школ энергичных и идейных
членов социалистического
4.Теория и практика коллективного воспитания А.С.Макаренко.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути АС. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Между стадиями нет четких границ - возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. В традициях можно выделить большие и малые. Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение.
Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой.
В практике воспитательной работы А.С. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую:
- близкая перспектива
выдвигается перед коллективом,
находящимся на любой стадии
развития, даже на начальной. Близкой
перспективой может быть, например,
совместная воскресная
- средняя перспектива
заключается в проекте
- далекая перспектива - это
отодвинутая во времени, наиболее
социально значимая и
Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач - обязательное условие прогрессивного движения коллектива.
5.Важнейшие принципы педагогической теории и практики А.С. Макаренко.
А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. "... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики",— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему". К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил своё: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна "требовательная любовь", говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился проектировать в человеке лучшее. Сторонники "свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что "наказание воспитывает раба". Макаренко справедливо возражал им, говоря, что "безнаказанность воспитывает хулигана", и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами "закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. "Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы". Работа эта должна организовываться по "системе перспективных линий".
Информация о работе Теория и практика коллективного воспитания А.С.Макаренко