Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:56, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется необходимостью глубокого понимания особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. Интерес к этой проблеме не случаен, так как он обусловлен дальнейшим развитием науки о человеке и запросами социальной практики. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Проблема межличностных отношений актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.
Введение
Глава 1. Теоретические основы особенностей межличностных отношений
Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
Диагностика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическая часть работы.
2.1 Педагогический потенциал межличностных отношений в подростковом возрасте. Педагогические условия межличностных отношений в подростковом возрасте. Особенности методов, приемов, организационных форм, стимулирующих развитие межличностных отношений подростков в процессе социального развития.
2.2 Реализация методов, направленных на самореализацию или коррекцию межличностных отношений. Практические рекомендации по реализации по оптимизации межличностных отношений подростков.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Обосновано, что воспитание нравственной ответственности подростка - сложный и многогранный процесс, характеризующийся растущей потребностью в общественном признании, стремлением утвердить свой социальный статус, определяющий особенности взросления и уровень самосознания. Подростковый возраст является сензитивным для воспитания нравственной ответственности. Выявленные в ходе исследования психолого-педагогические особенности подросткового возраста показали неравномерность физиологического развития, стремления к независимости, самоутверждению, самостоятельности. Подростковый возраст характеризуется выраженным положительным отношением к какому-либо виду деятельности (В.В.Давыдов, А.А.Люблинская, В.С.Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин).
Установлено, что педагогический потенциал воспитания нравственной ответственности подростка в учреждении дополнительного образования детей в контексте идей В.А. Сухомлинского, включает систему воспитательно значимых компонентов: методологический - формирование понятийно-терминологического аппарата, принципы и закономерности воспитания; содержательный - «программа нравственных привычек»; деятельностный -эмоциональные ситуации, беседы о гражданственности, создание нравственного конфликта и другие; результативный - воспитание «гражданина, ответственного за себя, историю страны, будущее человечества».
Методологический компонент педагогического потенциала идей B.А. Сухомлинского в воспитании нравственной ответственности подростка в учреждении дополнительного образования детей формировался за счет критического переосмысления наследия отечественной и зарубежной педагогики (П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, В.Г. Гегеля, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, JI.II. Толстого, К.Д. Ушинского, C.Т. Шацкого, И.Г. Песталоцци); качественно нового содержания дефиниций воспитания рассматриваемого феномена для отечественной педагогической мысли и общественной практики.
Содержательный компонент включал «программу нравственных привычек и воспитание привычки к ответственным поступкам»: предъявление требований, побуждающих подростка к ответственным поступкам, исключающих несправедливость в отношениях к окружающим, предупреждающих негативные проявления в поведении; санкции ответственности, включающие разумное поощрение подростка, способствующие воспитанию ответственности по отношению к материальным и культурным ценностям общества; осознание подростками чувства долга и ответственности перед коллективом, родителями и самим собой.
Анализ
теоретического наследия В.А.Сухомлинского
и практики работы Павлышской школы позволяет
выявить педагогический потенциал воспитания
нравственной ответственности подростка,
включающий в себя следующие компоненты:
методологический -формирование понятийно-терминологического
аппарата, принципы воспитания в коллективе
и через коллектив; содержательный программа
нравственных привычек»; деятельностный
- эмоциональные ситуации, беседы о гражданственности,
создание нравственного конфликта и другие;
результативный - воспитание «гражданина,
ответственного за себя, историю страны,
будущее человечества». Организационный
модуль включает комплекс педагогических
условий поэтапного воспитания нравственной
ответственности подростка, содержательную
и процессуальную основы: программу спецкурса
для педагогов «Воспитание нравственной
ответственности подростка в учреждении
дополнительного образования детей»,
методы (нравственно ориентированные
ситуации, экскурсии, диспуты, коллективно-творческие
дела, встречи с известными людьми, деловые
игры, «уроки нравственного выбора»); средства
(книга, слово); формы (предметные и творческие
кружки, научно-исследовательские лаборатории),
направленные на реализацию основных
задач - углубление знаний о нравственной
ответственности, развитие опыта принятия
ответственных решений, оценка поступков
(своих и чужих) с точки зрения их последствий.
Деятельностное направление воспитания
нравственной ответственности подростка
включает комплекс приемов и методов,
разработанных педагогом-новатором: беседы
о гражданственности, эмоциональные ситуации,
содействующие сопереживанию (от глубины
сопереживания радостей и горестей других
людей зависит восприятие подростком
окружающего мира); материальному воплощению
добрых чувств (проникновению во внутренний
духовный мир другого человека); сопричастности
(все, что происходит в мире, касается меня);
благородству эмоционального порыва.
Использовались следующие методы воспитания
нравственной ответственности подростка:
уроки нравственного выбора, создание
нравственного конфликта, убеждение словом,
побуждение к нравственным поступкам;
формы: предметные и творческие кружки,
походы, экскурсии, «школа родительской
педагогики»; средства: естественные источники;
предметы окружающего мира, книга, слово.
Результативное направление процесса обеспечивает воспитание «гражданина, ответственного за себя, судьбу страны, будущее человечества» и нацеливает на достижение подростком нравственного отношения и поведения в коллективе и обществе.
2.2 Реализация методов, направленных на самореализацию или коррекцию межличностных отношений. Практические рекомендации по реализации по оптимизации межличностных отношений подростков.
Информация о работе Теоретические основы особенностей межличностных отношений