Теоретические основы особенностей межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования объясняется необходимостью глубокого понимания особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. Интерес к этой проблеме не случаен, так как он обусловлен дальнейшим развитием науки о человеке и запросами социальной практики. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Проблема межличностных отношений актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы особенностей межличностных отношений
Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
Диагностика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическая часть работы.
2.1 Педагогический потенциал межличностных отношений в подростковом возрасте. Педагогические условия межличностных отношений в подростковом возрасте. Особенности методов, приемов, организационных форм, стимулирующих развитие межличностных отношений подростков в процессе социального развития.
2.2 Реализация методов, направленных на самореализацию или коррекцию межличностных отношений. Практические рекомендации по реализации по оптимизации межличностных отношений подростков.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 72.76 Кб (Скачать)

Обосновано, что воспитание нравственной ответственности подростка - сложный и многогранный процесс, характеризующийся растущей потребностью в общественном признании, стремлением утвердить свой социальный статус, определяющий особенности взросления и уровень самосознания. Подростковый возраст является сензитивным для воспитания нравственной ответственности. Выявленные в ходе исследования психолого-педагогические особенности подросткового возраста показали неравномерность физиологического развития, стремления к независимости, самоутверждению, самостоятельности. Подростковый возраст характеризуется выраженным положительным отношением к какому-либо виду деятельности (В.В.Давыдов, А.А.Люблинская, В.С.Мухина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин).

Установлено, что педагогический потенциал воспитания нравственной ответственности подростка в учреждении дополнительного образования детей в контексте идей В.А. Сухомлинского, включает систему воспитательно значимых компонентов: методологический - формирование понятийно-терминологического аппарата, принципы и закономерности воспитания; содержательный - «программа нравственных привычек»; деятельностный -эмоциональные ситуации, беседы о гражданственности, создание нравственного конфликта и другие; результативный - воспитание «гражданина, ответственного за себя, историю страны, будущее человечества».

Методологический компонент педагогического потенциала идей B.А. Сухомлинского в воспитании нравственной ответственности подростка в учреждении дополнительного образования детей формировался за счет критического переосмысления наследия отечественной и зарубежной педагогики (П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцеля, В.Г. Гегеля, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, JI.II. Толстого, К.Д. Ушинского, C.Т. Шацкого, И.Г. Песталоцци); качественно нового содержания дефиниций воспитания рассматриваемого феномена для отечественной педагогической мысли и общественной практики.

Содержательный компонент включал «программу нравственных привычек и воспитание привычки к ответственным поступкам»: предъявление требований, побуждающих подростка к ответственным поступкам, исключающих несправедливость в отношениях к окружающим, предупреждающих негативные проявления в поведении; санкции ответственности, включающие разумное поощрение подростка, способствующие воспитанию ответственности по отношению к материальным и культурным ценностям общества; осознание подростками чувства долга и ответственности перед коллективом, родителями и самим собой.

Анализ теоретического наследия В.А.Сухомлинского и практики работы Павлышской школы позволяет выявить педагогический потенциал воспитания нравственной ответственности подростка, включающий в себя следующие компоненты: методологический -формирование понятийно-терминологического аппарата, принципы воспитания в коллективе и через коллектив; содержательный программа нравственных привычек»; деятельностный - эмоциональные ситуации, беседы о гражданственности, создание нравственного конфликта и другие; результативный - воспитание «гражданина, ответственного за себя, историю страны, будущее человечества». Организационный модуль включает комплекс педагогических условий поэтапного воспитания нравственной ответственности подростка, содержательную и процессуальную основы: программу спецкурса для педагогов «Воспитание нравственной ответственности подростка в учреждении дополнительного образования детей», методы (нравственно ориентированные ситуации, экскурсии, диспуты, коллективно-творческие дела, встречи с известными людьми, деловые игры, «уроки нравственного выбора»); средства (книга, слово); формы (предметные и творческие кружки, научно-исследовательские лаборатории), направленные на реализацию основных задач - углубление знаний о нравственной ответственности, развитие опыта принятия ответственных решений, оценка поступков (своих и чужих) с точки зрения их последствий. 
 
Деятельностное направление воспитания нравственной ответственности подростка включает комплекс приемов и методов, разработанных педагогом-новатором: беседы о гражданственности, эмоциональные ситуации, содействующие сопереживанию (от глубины сопереживания радостей и горестей других людей зависит восприятие подростком окружающего мира); материальному воплощению добрых чувств (проникновению во внутренний духовный мир другого человека); сопричастности (все, что происходит в мире, касается меня); благородству эмоционального порыва. Использовались следующие методы воспитания нравственной ответственности подростка: уроки нравственного выбора, создание нравственного конфликта, убеждение словом, побуждение к нравственным поступкам; формы: предметные и творческие кружки, походы, экскурсии, «школа родительской педагогики»; средства: естественные источники; предметы окружающего мира, книга, слово.

Результативное направление процесса обеспечивает воспитание «гражданина, ответственного за себя, судьбу страны, будущее человечества» и нацеливает на достижение подростком нравственного отношения и поведения в коллективе и обществе.

 2.2 Реализация методов, направленных на самореализацию или коррекцию межличностных отношений. Практические рекомендации по реализации по оптимизации межличностных отношений подростков.

 

 
 

 
 
 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы особенностей межличностных отношений