Теоретические основы особенностей межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования объясняется необходимостью глубокого понимания особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. Интерес к этой проблеме не случаен, так как он обусловлен дальнейшим развитием науки о человеке и запросами социальной практики. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Проблема межличностных отношений актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы особенностей межличностных отношений
Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
Диагностика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическая часть работы.
2.1 Педагогический потенциал межличностных отношений в подростковом возрасте. Педагогические условия межличностных отношений в подростковом возрасте. Особенности методов, приемов, организационных форм, стимулирующих развитие межличностных отношений подростков в процессе социального развития.
2.2 Реализация методов, направленных на самореализацию или коррекцию межличностных отношений. Практические рекомендации по реализации по оптимизации межличностных отношений подростков.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 72.76 Кб (Скачать)

                                                               Оглавление

Введение

Глава  1.  Теоретические основы особенностей межличностных отношений

    1. Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
    2. Диагностика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте

Выводы по главе  1

Глава  2. Практическая  часть работы.

2.1 Педагогический потенциал межличностных отношений в подростковом возрасте.  Педагогические условия межличностных отношений в подростковом возрасте. Особенности методов, приемов, организационных форм, стимулирующих развитие межличностных отношений подростков в процессе социального развития.

2.2 Реализация методов, направленных  на самореализацию или коррекцию  межличностных отношений. Практические  рекомендации по реализации по  оптимизации межличностных отношений  подростков.

Выводы по главе 2

Заключение

Список литературы

Приложения

 

                       

                              

                                  Введение

Актуальность исследования объясняется необходимостью глубокого понимания особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. Интерес к этой проблеме не случаен, так как он обусловлен дальнейшим развитием науки о человеке и запросами социальной практики.  Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Проблема межличностных отношений актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.  В связи с огромной определяющей ролью межличностных отношений в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии. Поскольку общение играет важнейшую роль в жизни человека, особо важным является изучение особенностей межличностных отношений на разных этапах онтогенетического развития и учёт их в своей работе по воспитанию подрастающего поколения психологами и педагогами.

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Общение - это взаимодействие людей, в котором всегда развертывается взаимопонимание между ними, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение участвующих в общении людей по отношению друг к другу.

Недавно появившиеся новые учебные стандарты  готовят подростка к решению будущих социальных проблем, решая различные учебные задачи. Деятельность педагога неразрывно связана с работой ученика, он не только организует деятельность учащихся, но и включает учащихся в предметно- практическую деятельность с целью самостоятельной постановки ими учебной задачи. Преодолевая поставленные цели, учащиеся должны научиться осваивать различные способы получения новых знаний (понятий, законов, способов деятельности, различной информации); реализовывать себя в учебной деятельности и сотрудничать с другими учащимися, осознавать необходимость получения новых знаний для последующего продвижения в освоении нового предмета. В то же время осознание неспособности решить поставленную задачу, должно служить мотивом для достижения успеха в решении задачи и сотрудничества с учителем и учащимися.

Старший подростковый возраст (в некоторых классификациях возрастного развития данный период называется ранняя юность) завершает переходный период в жизни человека. Он характеризуется многообразием кризисных явлений. Данные обстоятельства обостряются в том случае, если подросток решает изменить собственную социальную ситуацию развития, определиться в выборе профессии и поступить в новое учебное заведение начального или среднего профессионального образования.

Старший подросток впервые самостоятельно сталкивается с широким кругом социальных проблем, которые ему необходимо решать. Социальные проблемы старшего подростка можно условно разделить на несколько групп, исходя из сферы жизнедеятельности, в которой они возникают: социально-экономические (материальный достаток, жилищное обустройство), социально-педагогические (адаптация к новому учебному заведению), соци-зльно-правовые (новый социальный статус, правовая грамотность), социально-психологические (профессиональное и личностное самоопределение, коммуникация со сверстниками, взрослыми, самой дентичность, когнитивное, эмоционально-волевое, личностное взросление), социокультурные (ориентирование в новой культурной среде, способы организации свободного времени, субкультурная принадлежность), социально-бытовые (организация режима дня, питания, бытовая обустроенность, гигиена) и другие. Особенностью социальных проблем в данном возрасте является, с одной стороны, одновременное их возникновение в совокупности, а с другой — недостаточная готовность старших подростков самостоятельно решать проблемы параллельно в нескольких направлениях. Поэтому подростки остро переживают не только наличие социальных проблем, но и собственную неготовность и неспособность решить их самостоятельно. Особенно остро их переживают старшие подростки, покинувшие родительский дом с целью получения образования. Их социальное взросление, по мнению многих ученых и педагогов-практиков, идет интенсивнее, чем у сверстников, живущих с родителями.

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, который влечет изменения:

-Условий жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками;

-Общественного   статуса, позиции, положения   в   коллективе. Подростку начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых;

-Всех   сторон   развития   подростка (анатомо-физиологическое строение; интеллектуальное, нравственное развитие);

В подростковом возрасте у ребенка появляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос: "Кто я?", — часто мучает подростка.  Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки тех или иных событий и фактов; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

Временное психологическое отдаление от семьи и школы проявляется в том, что их значение в становлении личности подростка снижается, при этом влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде или группе, в которой он чувствует себя комфортно.

Проблемы со взрослыми, в частности с родителями, у подростков зарождаются на почве повышенной конфликтности, критичного отношения к мнению взрослых.

Характер отношений подростка различный:

Со старшими — из позиции подчинения он пытается перейти в позицию равенства;

Со сверстниками — потребность в общении с целью самоутверждения.

Подросток в этом возрасте:

  • Испытывает повышенный интерес к вопросам интимной жизни человека;
  • Стремится к независимости и самостоятельности, протестует

 против желания взрослых "учить" его;

  • Выбирает для себя кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение.

Подросток — личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств, — стадии, пограничной между детством и взрослостью. На этой стадии личность уже в состоянии сознательно вступать в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил, но еще не достигла развития взрослого человека. А пути решения- социально-педагогическая деятельность.

В последнее время появился ряд исследований, посвященных проблеме межличностных отношений подростков. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте в общении подростков стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б.Н.Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства. В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.). Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки решения этой проблемы. В фундаментальных исследованиях Г. М Андреевой, О. В. Драгуновой  рассматривается процесс формирования  личности,  развитие социальной позиции, стремление занять определенное место в жизни. А. В. Мудрик конкретизировал  то огромное значение, которое имеет для подростка общение со сверстниками, поэтому  одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым.

Большое значение при изучении вопроса о совместной деятельности подростков имеют исследования Л.И Божовича, в которых анализируются  разные особенности коммуникативных черт и стилей общения мальчиков и девочек. На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают сов местные игры и так далее.

Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.

Ряд исследователей (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон) для эффективного развития общения подростка со сверстниками  предлагают более полно реализовать коммуникативные способности  в отношениях в товарищами, позволяющие создавать стороны их поведения и деятельности.

В современных исследованиях по педагогике определены общие закономерности процесса развития личности в педагогическом процессе (И. Н. Борисов, К. Д. Ушинский, Л.С Высоготский). В связи с этим, В. Н. Мясищев признает отношения личности важнейшим элементом системы общественных отношений.

 

Новые подходы к решению к решению проблем межличностных отношений между подростками, обоснованные в трудах С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., создали теоретическую и практическую базу для решения проблемы подросткового общения.

Одной из основных причин неэффективности педагога в подготовке подростков в решению социальных проблем является неразработанность механизмов взаимодействия и способов деятельности в работе с подростками, что может привести к кризису личности.

От развития межличностных отношений в жизни подростка в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого. Наш век предъявляет повышенные требования к человеку как к главному двигателю развития во всех сферах жизни. Какая бы сфера деятельности ни попала в поле социального анализа, видно, что дифференциация отношений между человеком и средой, а тем более между человеком и человеком происходит все большими темпами. А. Бандура в своей социально- когнитивной теории вводит и раскрывает понятие «эффективность личности», отражающая всестороннюю развитость личности. «Эффективность личности» зависит от общества, в котором живет человек и от системы отношений, в которые он включается. Подростки с высокой личностной эффективностью чаще добиваются успеха, ставят более значительные цели, обладают лучшим физическим и душевным здоровьем, что является важным в настоящее время.   Поэтому проблема изучения развития межличностных отношений подростков со  сверстниками, несомненно, является актуальной.

Таким образом, есть все основания утверждать, что существующий отечественный и зарубежный опыт изучения межличностных отношений подростков и развитие мировой педагогической мысли свидетельствуют об

актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей построения систем образования, направленного на становление социальной позиции ребенка в подростковом возрасте.

С учетом этого и была избрана тема исследования: «Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте».

Объект исследования - межличностные отношения подростков.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально исследовать особенности развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. Уточнить понимание основных подходов к изучению проблем межличностных отношений в педагогике.
  2. Создать диагностическую программу, направленную  на изучение развития межличностных  отношений подростков со сверстниками, апробировать ее на практике.
  3. Проанализировать результаты, обобщить и интерпретировать.

Информация о работе Теоретические основы особенностей межличностных отношений