Теоретические основы особенностей межличностных отношений
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:56, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования объясняется необходимостью глубокого понимания особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. Интерес к этой проблеме не случаен, так как он обусловлен дальнейшим развитием науки о человеке и запросами социальной практики. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Проблема межличностных отношений актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.
Оглавление
Введение Глава 1. Теоретические основы особенностей межличностных отношений Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте Диагностика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте Выводы по главе 1 Глава 2. Практическая часть работы. 2.1 Педагогический потенциал межличностных отношений в подростковом возрасте. Педагогические условия межличностных отношений в подростковом возрасте. Особенности методов, приемов, организационных форм, стимулирующих развитие межличностных отношений подростков в процессе социального развития. 2.2 Реализация методов, направленных на самореализацию или коррекцию межличностных отношений. Практические рекомендации по реализации по оптимизации межличностных отношений подростков. Выводы по главе 2 Заключение Список литературы
Глава 1. Теоретические
основы особенностей межличностных отношений
Сущностная характеристика
особенностей межличностных отношений
в подростковом возрасте
Диагностика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
Выводы по главе
1
Глава 2. Практическая
часть работы.
2.1 Педагогический потенциал межличностных
отношений в подростковом возрасте.
Педагогические условия межличностных
отношений в подростковом возрасте. Особенности
методов, приемов, организационных форм,
стимулирующих развитие межличностных
отношений подростков в процессе социального
развития.
2.2 Реализация методов, направленных
на самореализацию или коррекцию
межличностных отношений. Практические
рекомендации по реализации по
оптимизации межличностных отношений
подростков.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования
объясняется необходимостью глубокого
понимания особенностей межличностных
отношений в подростковом возрасте. Интерес
к этой проблеме не случаен, так как он
обусловлен дальнейшим развитием науки
о человеке и запросами социальной практики.
Общение выступает в качестве одного из
важнейших факторов эффективности человеческой
деятельности. Проблема межличностных
отношений актуальна для исследования,
потому что проблема эффективного обмена
информацией между людьми, возможности
достижения взаимопонимания в контактах
между ними является очень важной для
психологии. В связи с огромной определяющей
ролью межличностных отношений в развитии
и формировании личности, в нашей науке
за последние годы обнаружился острый
интерес к его изучению, который в свою
очередь породил большое количество подходов
к проблеме общения в области философии,
социологии, социальной психологии. Поскольку
общение играет важнейшую роль в жизни
человека, особо важным является изучение
особенностей межличностных отношений
на разных этапах онтогенетического развития
и учёт их в своей работе по воспитанию
подрастающего поколения психологами
и педагогами.
В настоящее время уже не приходится
доказывать, что межличностное общение
- совершенно необходимое условие бытия
людей, что без него невозможно полноценное
формирование у человека ни одной психической
функции или психического процесса, ни
одного блока психических свойств, личности
в целом.
Общение - это взаимодействие
людей, в котором всегда развертывается
взаимопонимание между ними, устанавливаются
те или иные взаимоотношения, имеет место
определенное взаимообращение участвующих
в общении людей по отношению друг к другу.
Недавно появившиеся новые
учебные стандарты готовят подростка
к решению будущих социальных проблем,
решая различные учебные задачи. Деятельность
педагога неразрывно связана с работой
ученика, он не только организует деятельность
учащихся, но и включает учащихся в предметно-
практическую деятельность с целью самостоятельной
постановки ими учебной задачи. Преодолевая
поставленные цели, учащиеся должны научиться
осваивать различные способы получения
новых знаний (понятий, законов, способов
деятельности, различной информации);
реализовывать себя в учебной деятельности
и сотрудничать с другими учащимися, осознавать
необходимость получения новых знаний
для последующего продвижения в освоении
нового предмета. В то же время осознание
неспособности решить поставленную задачу,
должно служить мотивом для достижения
успеха в решении задачи и сотрудничества
с учителем и учащимися.
Старший подростковый возраст
(в некоторых классификациях возрастного
развития данный период называется ранняя
юность) завершает переходный период в
жизни человека. Он характеризуется многообразием
кризисных явлений. Данные обстоятельства
обостряются в том случае, если подросток
решает изменить собственную социальную
ситуацию развития, определиться в выборе
профессии и поступить в новое учебное
заведение начального или среднего профессионального
образования.
Старший подросток впервые
самостоятельно сталкивается с широким
кругом социальных проблем, которые ему
необходимо решать. Социальные проблемы
старшего подростка можно условно разделить
на несколько групп, исходя из сферы жизнедеятельности,
в которой они возникают: социально-экономические
(материальный достаток, жилищное обустройство),
социально-педагогические (адаптация
к новому учебному заведению), соци-зльно-правовые
(новый социальный статус, правовая грамотность),
социально-психологические (профессиональное
и личностное самоопределение, коммуникация
со сверстниками, взрослыми, самой дентичность,
когнитивное, эмоционально-волевое, личностное
взросление), социокультурные (ориентирование
в новой культурной среде, способы организации
свободного времени, субкультурная принадлежность),
социально-бытовые (организация режима
дня, питания, бытовая обустроенность,
гигиена) и другие. Особенностью социальных
проблем в данном возрасте является, с
одной стороны, одновременное их возникновение
в совокупности, а с другой — недостаточная
готовность старших подростков самостоятельно
решать проблемы параллельно в нескольких
направлениях. Поэтому подростки остро
переживают не только наличие социальных
проблем, но и собственную неготовность
и неспособность решить их самостоятельно.
Особенно остро их переживают старшие
подростки, покинувшие родительский дом
с целью получения образования. Их социальное
взросление, по мнению многих ученых и
педагогов-практиков, идет интенсивнее,
чем у сверстников, живущих с родителями.
Подростковый возраст — самый
трудный и сложный из всех детских возрастов.
Его еще называют переходным возрастом,
потому что в течение этого периода происходит
своеобразный переход от детства к взрослости,
который влечет изменения:
-Условий жизни и деятельности
подростка, что, в свою очередь, приводит
к перестройке психики, появлению новых
форм взаимодействия между сверстниками;
-Общественного статуса,
позиции, положения в коллективе.
Подростку начинают предъявляться более
серьезные требования со стороны взрослых;
-Всех сторон развития
подростка (анатомо-физиологическое строение;
интеллектуальное, нравственное развитие);
В подростковом возрасте у ребенка
появляется потребность в познании самого
себя. Ответ на вопрос: "Кто я?", —
часто мучает подростка. Он проявляет
интерес к самому себе, у него формируются
собственные взгляды и суждения; появляются
собственные оценки тех или иных событий
и фактов; он пытается оценить свои возможности
и поступки, сопоставляя себя со сверстниками
и их действиями.
Временное психологическое
отдаление от семьи и школы проявляется
в том, что их значение в становлении личности
подростка снижается, при этом влияние
сверстников усиливается. Зачастую он
стоит перед выбором между официальным
коллективом и неформальной группой общения.
Предпочтение подросток отдает той среде
или группе, в которой он чувствует себя
комфортно.
Проблемы со взрослыми, в частности
с родителями, у подростков зарождаются
на почве повышенной конфликтности, критичного
отношения к мнению взрослых.
Характер отношений подростка
различный:
Со старшими — из позиции подчинения
он пытается перейти в позицию равенства;
Со сверстниками — потребность
в общении с целью самоутверждения.
Подросток в этом возрасте:
Испытывает повышенный интерес
к вопросам интимной жизни человека;
Стремится к независимости
и самостоятельности, протестует
против желания взрослых
"учить" его;
Выбирает для себя кумира, которому
он пытается подражать: его внешнему облику,
манере поведения. Внешность для подростка
имеет очень большое значение.
Подросток — личность, находящаяся
на особой стадии формирования ее важнейших
черт и качеств, — стадии, пограничной
между детством и взрослостью. На этой
стадии личность уже в состоянии сознательно
вступать в отношения с окружающими и
следовать в своих поступках и действиях
требованиям общественных норм и правил,
но еще не достигла развития взрослого
человека. А пути решения- социально-педагогическая
деятельность.
В последнее время появился
ряд исследований, посвященных проблеме
межличностных отношений подростков.
По данным Я.Л. Коломинского, на первом
месте в общении подростков стоит влияние
на сверстников (значение этого качества
с возрастом неуклонно увеличивается)
и, как у младших подростков, физическая
сила; на втором месте – нравственные
качества, которые непосредственно проявляются
в общении, и общественная работа; дальше
идут интеллектуальные качества и хорошая
учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя
привлекательность; на последнем месте
стоит стремление командовать. По данным
Б.Н.Волкова, десятиклассники выше всего
ценят качества личности, проявляющиеся
в общении, взаимодействии с товарищами
(честность, готовность помочь в трудные
минуты жизни), на втором месте стоят волевые
качества личности, на третьем – интеллектуальные
достоинства. В исследовании А.Н.Лутошкина
дается иная последовательность предпочтений:
интеллектуальные качества, отношение
к людям (доброта, отзывчивость), моральные
качества, волевые качества, деловые качества,
внешние данные (внешняя привлекательность,
умение следить за собой и т.д.). Противоречивость
этих данных может объясняться различием
как в методах исследования, так и в составе
испытуемых, в условиях эксперимента.
С усложнением содержания совместной
деятельности и структуры коллектива
групповой статус личности в большей мере
определяется её деловыми и моральными
качествами, включая отношения к коллективу,
уровень социальной ответственности и
т. д., чем общительностью. Поэтому в классах
с низкой сплочённостью общительность
влияет на социометрический выбор и по
«деловым» критериям, тогда как в группе
с высокой сплочённостью даже предпочтения
в сфере личных взаимоотношений зависят
также от отношения к коллективу.
В педагогической науке сложились
определенные теоретические предпосылки
решения этой проблемы. В фундаментальных
исследованиях Г. М Андреевой, О. В. Драгуновой
рассматривается процесс формирования
личности, развитие социальной позиции,
стремление занять определенное место
в жизни. А. В. Мудрик конкретизировал
то огромное значение, которое имеет для
подростка общение со сверстниками, поэтому
одной из главных тенденций подросткового
возраста является переориентация общения
с родителей, учителей и вообще старших
на ровесников, более или менее равных
по положению.
Мудрик А.В. отмечает, что потребность
в общении со сверстниками, которых не
могут заменить родители, возникает у
детей очень рано и с возрастом усиливается.
Поведение подростков, считает Мудрик
А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым.
Большое значение при изучении
вопроса о совместной деятельности подростков
имеют исследования Л.И Божовича, в которых
анализируются разные особенности
коммуникативных черт и стилей общения
мальчиков и девочек. На первый взгляд,
мальчики во всех возрастах общительнее
девочек. С самого раннего возраста они
активнее девочек вступают в контакты
с другими детьми, затевают сов местные
игры и так далее.
Однако различие между полами
в уровне общительности не столько количественные,
сколько качественные. Хотя возня и силовые
игры приносят мальчикам громадное эмоциональное
удовлетворение, в них обычно присутствует
дух соревнования, нередко игра переходит
в драку. Содержание совместной деятельности
и собственный успех в ней значат для мальчиков
больше, чем наличие индивидуальной симпатии
к другим участникам игры.
Общение девочек выглядит более
пассивным, зато более дружественным и
избирательным. Судя по данным психологических
исследований, мальчики сначала вступают
в контакты друг с другом и лишь потом,
в ходе игрового или делового взаимодействия,
у них складывается положительная установка,
появляется тяга друг к другу. Девочки,
наоборот, вступают в контакт главным
образом с теми, кто им нравится, содержание
совместной деятельности для них сравнительно
второстепенно. С раннего возраста мальчики
тяготеют к более экстенсивному, а девочки
к интенсивному общению, мальчики чаще
играют большими группами, а девочки -
по двое или по трое.
Ряд исследователей (Л.С. Выготский,
Л.И. Божович, И.С. Кон) для эффективного
развития общения подростка со сверстниками
предлагают более полно реализовать коммуникативные
способности в отношениях в товарищами,
позволяющие создавать стороны их поведения
и деятельности.
В современных исследованиях
по педагогике определены общие закономерности
процесса развития личности в педагогическом
процессе (И. Н. Борисов, К. Д. Ушинский,
Л.С Высоготский). В связи с этим, В. Н. Мясищев
признает отношения личности важнейшим
элементом системы общественных отношений.
Новые подходы к решению к решению
проблем межличностных отношений между
подростками, обоснованные в трудах С.
Макаренко, В.А. Сухомлинского и др., создали
теоретическую и практическую базу для
решения проблемы подросткового общения.
Одной из основных причин неэффективности
педагога в подготовке подростков в решению
социальных проблем является неразработанность
механизмов взаимодействия и способов
деятельности в работе с подростками,
что может привести к кризису личности.
От развития межличностных
отношений в жизни подростка в большей
мере зависят успешность профессиональной
деятельности, активность в общественной
жизни и, наконец, личное счастье каждого.
Наш век предъявляет повышенные требования
к человеку как к главному двигателю развития
во всех сферах жизни. Какая бы сфера деятельности
ни попала в поле социального анализа,
видно, что дифференциация отношений между
человеком и средой, а тем более между
человеком и человеком происходит все
большими темпами. А. Бандура в своей социально-
когнитивной теории вводит и раскрывает
понятие «эффективность личности», отражающая
всестороннюю развитость личности. «Эффективность
личности» зависит от общества, в котором
живет человек и от системы отношений,
в которые он включается. Подростки с высокой
личностной эффективностью чаще добиваются
успеха, ставят более значительные цели,
обладают лучшим физическим и душевным
здоровьем, что является важным в настоящее
время. Поэтому проблема изучения
развития межличностных отношений подростков
со сверстниками, несомненно, является
актуальной.
Таким образом, есть все основания
утверждать, что существующий отечественный
и зарубежный опыт изучения межличностных
отношений подростков и развитие мировой
педагогической мысли свидетельствуют
об
актуальной потребности в разработке
теоретических основ и практических путей
построения систем образования, направленного
на становление социальной позиции ребенка
в подростковом возрасте.
С учетом этого и была избрана тема исследования: «Особенности межличностных
отношений в подростковом возрасте».
Объект исследования
- межличностные отношения подростков.
Цель исследования
- теоретически обосновать и
экспериментально исследовать особенности
развития межличностных отношений со
сверстниками в подростковом возрасте.
Цель и предмет исследования
обусловили необходимость решения следующих задач:
Уточнить понимание основных подходов к изучению проблем межличностных отношений в педагогике.
Создать диагностическую программу,
направленную на изучение развития
межличностных отношений подростков
со сверстниками, апробировать ее на практике.
Проанализировать результаты,
обобщить и интерпретировать.