Теоретические основы особенностей межличностных отношений
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:56, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования объясняется необходимостью глубокого понимания особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. Интерес к этой проблеме не случаен, так как он обусловлен дальнейшим развитием науки о человеке и запросами социальной практики. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Проблема межличностных отношений актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.
Оглавление
Введение Глава 1. Теоретические основы особенностей межличностных отношений Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте Диагностика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте Выводы по главе 1 Глава 2. Практическая часть работы. 2.1 Педагогический потенциал межличностных отношений в подростковом возрасте. Педагогические условия межличностных отношений в подростковом возрасте. Особенности методов, приемов, организационных форм, стимулирующих развитие межличностных отношений подростков в процессе социального развития. 2.2 Реализация методов, направленных на самореализацию или коррекцию межличностных отношений. Практические рекомендации по реализации по оптимизации межличностных отношений подростков. Выводы по главе 2 Заключение Список литературы
Дружба с конкретным другим
возникает по разным причинам. Если в значимой
группе, с которой общается мальчик, ценится
сила, выносливость, ловкость и пр., то
он объединяется с ребятами, имеющими
эти физические качества. Дружба в этом
случае будет иметь как бы «пристройку
снизу вверх». При общении с друзьями,
у младших подростков идет активное усвоение
норм, целей, средств социального поведения,
вырабатываются критерии оценки себя
и других, активно, занимаются самовоспитанием.
Среди особенностей общения
подростков отечественные психологи выделяют
противоречивость внешнего проявления
коммуникативного поведения. С одной стороны,
в общении со сверстниками подростки стремятся
быть похожими на товарищей, с другой -
желание выделиться, отличиться любой
ценой. Противоречивой является и подростковая
дружба. С одной стороны подросток стремиться
иметь верного друга, а с другой стороны
очень часто меняет друзей. В содержании
общения происходят изменения. Первостепенным
для подростка становится личностное
общение и развитие индивидуальности.
Круг общения подростков достаточно
широк. Расширяя круг знакомств, дети в
это время собираются в неформальные группы
или компании. При этом подростки объединяются
в группы не только по взаимной симпатии,
но и общим интересам, занятиям, способам
развлечений, месту проведения свободного
времени. То, что получает от группы подросток
и что он может ей дать, зависит от уровня
развития группы, в которую он входит.
Л.И. Уманский выделил следующие
критерии развития малой группы:
единство целей, мотивов, ценностных
ориентаций членов группы, определяющее
ее нравственную направленность;
организационное единство
групповая подготовленность
в определенной сфере деятельности
психологическое единство.
Диффузная группа, имеющая самый
низкий уровень развития, существует только
формально и не обладает ни одной из этих
характеристик. Примером может служить
класс в новой школе, набранный из детей,
еще не знающих как следует друг друга.
Более развитая группа - ассоциация, она
имеет общую цель и структуру. Группе-кооперации
присуще единство целей и деятельности,
здесь есть групповой опыт и подготовленность.
Отечественные ученые Б.С. Волков и Н.В.
Волкова рассматривают развитие межгруппового
общения как три этапа: оценивание, подражание,
самореализация.
Высокий уровень социального
развития группы благотворно влияет на
развитие личности подростка. Если внутригрупповые
отношения не отвечают запросам подростка,
он ищет себе другую группу. Психологическое
состояние подростка в разных группах
может быть различным. Для него важно иметь
референтную группу, ценности которой
он принимает, на чьи нормы поведения и
оценки он ориентируется.
Выводы первой главы
Подростковый возраст - сложный
и во многом противоречивый период жизни
ребенка. Резкие изменения, происходящие
в физиологическом и психологическом
облике, особенно бросаются в глаза родителям
и педагогам.
1. Межличностные отношения
играют важную роль в жизни каждого человека
оказывая существенное влияние на развитие
личности т.к. человек, включенный в систему
групповых отношений, усваивает социальные
нормы, ценностные ориентации и духовную
культуру в процессе взаимодействия с
другими людьми, и лишь постоянное общение
индивида с более развитыми, чем он сам,
личностями, обладающими ценными знаниями,
умениями и навыками, обеспечивают ему
возможность приобщения к соответствующим
духовным ценностям.
2. Межличностные
отношения преобразовываются и
развиваются со временем, в течение
которого люди узнают друг
друга, и в зависимости от социальных
ситуаций, в которых эти отношения
формируются и развиваются.
3. Под влиянием
многих факторов межличностные
отношения могут становиться
конфликтными или превращаться
в коллективистические. Неблагоприятные
отношения, в которые оказывается включенной
личность, ведут к отклонениям в ее формировании
и наоборот, социально и педагогически
нормальные отношения развивают нравственно
и психологически здоровые качества, составляющее
структуру личности.
4. Для подросткового
возраста характерно господство
детского сообщества над взрослым,
поскольку у подростка формируются
ценности, которые больше понятны
и близки сверстнику, чем взрослым.
5. Развитие
межличностных отношений со сверстниками
в подростковый период необходимо,
поскольку ребенок осваивает
в этом возрасте область моральных
норм, и новую социальную ситуацию
развития. Вне группы он не
может выработать необходимых
взрослому качеств для дальнейшего
успешного формирования личности;
6. Неудачи
в межличностных отношениях крайне
тяжело переносятся подростками,
порождают тяжелые переживания
и расцениваются как личная
драма.
7. Потребность
в общении со сверстниками, которых не
могут заменить родители, также проявляется
в том, что общение сверстников является
очень важным каналом информации; по нему
подростки узнают многие необходимые
им вещи, которые им по тем или иным причинам
не сообщают взрослые.
1.2 Диагностика
исследуемого феномена
Психологические исследования
были проведены на базе 8 класса МаякОктябрьской
средней школы (классный руководитель
– Орешкина Н. П. . - стаж педагогической
работы - более 20 лет). В классе 13 учащихся,
в исследовании принимало участие - 13 человек,
из них 5 мальчиков и 8 девочек.
Выявление социального статуса
каждого учащегося и уровня межличностных
отношений в классе
Для исследования использовалась
методика Дж. Морено «Социометрия», цель
которой - диагностика эмоциональных связей.
Исследование направлено на решение следующих
задач:
измерение степени сплоченности-разобщенности
в группе;
выявление соотносительного
авторитета членов групп по признакам
симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
обнаружение внутригрупповых
сплоченных образований во главе с неформальными
лидерами.
Результат исследования: получение
среза динамики внутригрупповых отношений
для последующего переструктурирования
групп, повышения их сплоченности и эффективности
деятельности.
Материалы: бланк социометрического
опроса, список членов группы, социоматрица.
Порядок исследования: подготовлены критерии,
измеряющие отношения учащихся по поводу
совместной деятельности, ради выполнения
которой создана группа (учебная деятельность),
а также критерии для измерения эмоционально-личностных
взаимоотношений, не связанных с совместной
деятельностью (выбор товарища для досуга).
Для опроса предложены следующие вопросы:
Если ваш класс будут расформировывать,
с кем бы ты хотел продолжить совместно
учиться в новом коллективе?
Кого бы ты из класса пригласил
на свой День Рожденья?
С кем из своего класса ты пошел
бы в многодневный туристический поход?
Перед началом опроса с учащимися
был проведен инструктаж, в ходе которого
было дано объяснение цели исследования,
важности его результатов для класса,
порядка выполнения задания (на каждый
вопрос - 3 ответа). Была подчеркнута необходимость
быть искренними. Исследователи при этом
гарантировали тайну индивидуальных ответов.
В процессе исследования мы
стремились установить атмосферу доверия
в отношениях с учащимися. Опрос был проведен
индивидуально с каждым учащимся. Были
созданы все условия для того, чтобы опрашиваемые
не общались между собой. В ходе опроса
мы постоянно напоминали об обязательности
ответов на все вопросы, не торопили испытуемых
с ответами. Фамилии отсутствующих были
оглашены и в выбор не включались.
В ходе беседы были заданы следующие
вопросы:
1) если ваш класс будут
расформировывать, с кем бы ты
хотел продолжить совместно учиться?
2) кого бы ты из класса
пригласил на свой день рождения?
3) с кем из своего
класса ты пошел бы в многодневный
туристический поход?
На основании ответов учащихся
была составлена социоматрица. количество
полученных выборов (социометрический
статус группы) – 138.
На основании подсчетов мы определили
статусные группы учащихся:
«звезды» - 3 чел (22-17 выборов),
«предпочитаемые» - 4 чел. (14-11
выборов),
«пренебрегаемые» - 6 чел. ( 6-3
выбора),
«изолированные» - 0.
Учитывая приведенные данные,
мы определили:
1. «Уровень благополучия
взаимоотношений», равный соотношению
количества учащихся, находящихся
в благоприятном положении, к
тем, кто находится в менее
благоприятном положении, т.е. имеет
минимальное количество выборов.
УБВ = 7/6 или составляет
85 %
Поскольку числитель полученной
дроби преобладает над знаменателем, следовательно,
«уровень благополучия взаимоотношений»
в классе достаточно высокий, что подтверждают
и наши наблюдения за отношениями учащихся.
2. В классе нет детей
- «отверженных», поэтому «индекс
изоляции», определяющийся соотношением
изолированных учащихся к общему
числу членов коллектива, равен
нулю, что также подтверждает
высокий «уровень благополучия
взаимоотношений».
ИИ = 0\13 = 0.
«Индекс групповой сплоченности»
определился соотношением суммы взаимных
выборов к общему числу возможных выборов.
ИГС =27/138 = 0,2
В процессе исследования я проанализировала
статусное положение членов актива класса,
сопоставили его с выбором учащихся.
№ п\п Фамилия,
имя члена актива Общественное поручение
Кол-во выборов Статус
1
З. Настя мэр класса
6
«пренебрег."
2
Т. Артем эколог 22
«звезда»
3
И. Айнаш цветовод
3
«пренебрег."
4
Ч. Дима
трудовик 5
«пренебрег."
5
У. Адель эколог
19
«звезда»
6
И. Мирам физрук
14
«предпочит.»
7
У. Аселя
художник
12
«предпочит.»
8
Д.Сергей
староста
12
«предпочит.»
9
Б. Вика
культмассовик
14
«предпочит.»
10
Х. Ануар
редколлегия
17
«звезда»
11
Дария
дежурная по столовой
4
«пренебрег.»
12
Анжела
дежурная по гардеробу
5
«пренебрег."
13
П. Вера
фотограф
5
«пренебрег."
Приведенные данные показывают
независимость занимаемого общественного
поручения в классе от количества выборов.
Частично это можно объяснить тем, что
мэр класса З. Настя хоть и отличается
повышенным чувством ответственности,
долга, но дружеские качества девочки
выражены слабо. Интересен тот факт,
что «звездами» класса являются исключительно
мальчики, которые пользуются большой
популярностью у девочек даже с других
классов. Нужно сказать, что все учащиеся
учатся друг с другом с 1 класса, исключение
составляет Б. Вика, которая пополнила
состав класса с сентября 2013 года, но,
тем не менее, благодаря своей общительности
и дружелюбию, быстро нашла друзей в классе.
Радует тот факт, что актив класса занят
мальчиками, которые, по словам классного
руководителя, «прекрасно справляются
со своими должностями»
Стиль руководства и стиль педагогического
общения являются важными факторами психологического
климата, но не отражают достаточно объективно
его состояние. Важно учесть оценку психологического
климата всеми членами коллектива, поэтому
была проведено следующее исследование.
Благодаря усилиям классного
руководителя в классе сложился позитивный
стиль общения - общение на основе увлеченности
всех членов коллектива совместной деятельностью,
на основе диалога. Классный руководитель
постоянно привлекает детей к планированию
и организации многих полезных и интересных
дел, совместно с учащимися принимает
в них активное участие.
Глава 2. Практическая
часть работы.
2.1 Педагогический потенциал
межличностных отношений в подростковом
возрасте. Педагогические условия
межличностных отношений в подростковом
возрасте. Особенности методов, приемов,
организационных форм, стимулирующих
развитие межличностных отношений подростков
в процессе социального развития.
Под педагогическими условиями подразумеваются
обстоятельства, связанные с педагогической
деятельностью, которые определяют что-либо
в том или ином процессе. В этой области
решаются задачи подробного осмысления
и адекватного описания следующих педагогических
условий саморазвития подростка в детском
коллективе:
1. Связанных с проектированием и реализацией
педагогической поддержки саморазвития
подростка