Теоретические основы особенностей межличностных отношений
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:56, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования объясняется необходимостью глубокого понимания особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. Интерес к этой проблеме не случаен, так как он обусловлен дальнейшим развитием науки о человеке и запросами социальной практики. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Проблема межличностных отношений актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.
Оглавление
Введение Глава 1. Теоретические основы особенностей межличностных отношений Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте Диагностика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте Выводы по главе 1 Глава 2. Практическая часть работы. 2.1 Педагогический потенциал межличностных отношений в подростковом возрасте. Педагогические условия межличностных отношений в подростковом возрасте. Особенности методов, приемов, организационных форм, стимулирующих развитие межличностных отношений подростков в процессе социального развития. 2.2 Реализация методов, направленных на самореализацию или коррекцию межличностных отношений. Практические рекомендации по реализации по оптимизации межличностных отношений подростков. Выводы по главе 2 Заключение Список литературы
Основу гипотезы исследования
составили предположения о том, что всестороннее
изучение особенностей развития межличностных
отношений со сверстниками в подростковом
возрасте будет обеспечивать более эффективное
в сравнение с имеющейся практикой, если с помощью диагностической
программы нацеленной на:
Исследование положение испытуемого в группе
Оценку уровня психологической
атмосферы
Исследование отношения к себе и сверстнику
Эмпирическую базу исследования
составила опытно – экспериментальная
работа, проводимая в МКУ МаякОктябрьской
средней образовательной школе.
Выборка испытуемых составила
15 человек в возрасте от 14- 15 лет.
В ходе исследования были использованы
следующие группы методов:
Теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.;
Эмпирические: опросно-диагностические
методы (анкетирование, интервьюирование,
беседы), изучение педагогической документации,
анализ творческих работ и выполнения
тестовых заданий, наблюдения, обобщение
педагогического опыта, диагностический
и формирующий эксперименты по исследованию
возможностей отдельных педагогических
средств и их групп, формирующий эксперимент
и др. ;
Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов и др.
Практическая значимость результатов исследования определяется
тем, что его результаты составляют основу
для решения таких актуальных задач практики
непрерывного образования педагога, как
предрасположенность личности к конфликтам,
определить стили поведения. Разработанные
в ходе исследования рекомендации к занятиям
и проектные задания, программы имеют
практическую ценность при решении проблем
с учащимися, становления благоприятного
климата в коллективе, оказания помощи
в решении проблем общения.
Структура и объем
работы обусловлена логикой проведенного
научного исследования. Курсовая работа
(000 с.) состоит из введения (00 с.), двух глав
(00 с, 00с., 00с.), заключения(0 с.), списка использованной
литературы (000 наименования) и 0 приложений.
Глава 1. Сущностная характеристика
особенностей межличностных отношений
в подростковом возрасте
Сущностная характеристика
особенностей межличностных отношений
в подростковом возрасте
Подростковый возраст, согласно
общепринятой в настоящее время классификации
Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10-11 до
14-15 лет (Эльконин Д. Б., 1971). Понятно,
что психологические особенности детей,
близких к нижней и верхней границам этого
периода, будут различными. Более того
психологи внутри возраста выделяют своеобразный
переходный период от подростничества
к юности, приходящийся на 14-16 лет. Это
так называемый старший подростковый
возраст. Это время приходится на 8-9 классы,
если иметь в виду 11- летнюю общеобразовательную
школу.
Как известно. Важнейшим содержанием
психического развития подростков становится
развитие самосознания, у подростков возникает
интерес к собственной личности, к выявлению
своих возможностей и их оценке. В развитии
познания подростком окружающей действительности
наступает период, когда объектом относительно
глубокого изучения становится человек,
его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной
психической жизни и к качествам своей
личности рождает потребность сравнивать
себя с другими, оценивать себя, разобраться
в своих чувствах и переживаниях. Так формируется
представление подростка о собственной
личности.
Л.С Выготский выдвинул гипотезу
о несовпадении трех точек созревания-
полового, общеорганического и социального.
Это несовпадение создает почву для основного
противоречия подросткового возраста.
Возникновение у ребенка чувство взрослости
является центральным и специфичным новообразованием
этого возраста. Данное новообразование
самосознания становится стержневой особенностью
личности. Именно оно как бы включает специфическую
социальную активность подростков: они
становятся восприимчивы к усвоению норм,
ценностей и способов поведения, существующих
в мире взрослых и в их отношениях.
Возраст 14-15 лет характеризуется
более высокой, по сравнению с подростковым,
дифференцированностью эмоциональных
реакций и способов выражения эмоциональных
состояний, а также повышением самоконтроля
саморегуляции. Юношеские настроения,
значительно более устойчивы и осознаны,
чем в 11-13 лет, и соотносятся с гораздо
более широким кругом социальных условий.
В возрасте 14-15 лет сильнее выражены, чем
в подростковом, индивидуальные различия
в степени тревожности и в характере вызывающих
ее факторов, таких как: успеваемость,
положение среди сверстников, особенности
самооценки, тревожность, связанная с
типом нервной системы. Уровень сознательного
самоконтроля уже выше, чем у подростков.
Они чаще жалуются на свое слабоволие,
неустойчивость, подверженность внешним
влияниям и такие характерологические
черты как капризность, ненадежность,
обидчивость. Многое в их жизни, включая
собственные поступки, кажутся, совершающимися
автоматически, помимо их воли, и даже
вопреки ей.
Так называемые немотивированные
поступки, частые в этом возрастном периоде,
вовсе не беспричинны. Просто их мотивы,
вследствие тех или иных обстоятельств,
не поддаются логическому анализу. Чтобы
их понять, отмечает В. Исаев, - следует
четко разграничивать напряженность,
а нередко и внутреннюю конфликтность
психики юноши или девушки и социальную
конфликтность поведения. В этот период
расширяется сфера эстетических чувств,
которые постепенно вычленяются из круга
других переживаний, и находят специфические
способы выражения и удовлетворения. При
этом в эстетике, как и в морали, юность
особенно чувствительна к контрастам,
остро переживает переход от возвышенного
к низменному, от трагического к комическому.
Особенно нужно отметить развитие в этом
возрасте, тесно связанного с ростом чувства
интеллекта, чувства юмора, иронии, которые
позволяют вырвать предмет из его привычных
связей, и установить с ним необычные ассоциации.
Заметно дифференцируются интеллектуальные
чувства. Наивная детская любознательность
к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение
процессом мышления, в радость по поводу
преодоления трудностей. Развитие высших
чувств, эмоциональности, не является
линейным процессом, их невозможно понять
без учета самосознания личности.
Становление самосознания и
устойчивого образа «Я» - это важнейший
психологический процесс раннего юношества.
Высокий уровень развития самосознания
порождает интерес к собственной личности,
к формам ее организации и саморегулирования.
Внешний и физический мир теперь только
лишь одна из возможностей субъективного
опыта, центром которого является собственная
личность, собственное личное «Я».
Процесс открытия личного «Я»
сложный и внутренне спорный. Неожиданно
открывается, что внутреннее «Я» не совпадает
с внешним поведением, вследствие чего,
актуальной становится проблема самоконтроля.
Неопределенность, недостаточная дифференцированность
собственного «Я» в этом возрасте обусловливают
чувство тревожности, внутренней пустоты,
которые следует чем-либо заполнить, что
в свою очередь порождает усиление потребности
в общении и одновременно возрастает его
избирательность. Представление о себе
соотносится, прежде всего, с определенным
групповым образом «Мы» (образ типичного
представителя своего возраста и пола),
но никогда с ним полностью не совпадает.
Образ своего внутреннего «Я», как правило,
более дифференцированный, и включает
в себя другие нормативные качества, сравнительно
с образом «Мы».
Следует отметить, что при определении
ведущего вида деятельности в подростковый
период среди ученых-психологов нет однозначного
мнения. Одни отдают роль ведущей деятельности
общению, имеющему интимно-личностный
характер. При этом предметом общения
выступает другой человек - сверстник,
а содержание и является построением и
поддержанием личных отношений с ним.
Этой точки зрения придерживаются Эльконин
Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. Другие в
качестве ведущего типа деятельности
подростка рассматривают общественно
полезную деятельность, в процессе которой
происходит дальнейшее освоение различных
форм взаимоотношений со сверстниками,
со взрослыми и развертываются, как считает
Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как
приобщение подростков к обществу".
Все исследователи психологии
подросткового возраста признают огромное
значение для подростков общение со сверстниками.
Поэтому в подростковом возрасте происходит
переориентация общения с родителей, учителей
и вообще старших на ровесников.
По мнению отечественного психолога
Д.Б. Эльконина ведущая деятельность, в
которую включены подростки взрослыми
напрямую влияет на психологический облик
подростка. По мнению Д.Б. Эльконина, ориентировка
на себя как основное условие решения
всех жизненных задач, в том числе и задач
из школьных учебников является основой
перестройки внутреннего мира подростка.
В этом возрасте при построении отношений
с другими людьми ребенок выделяет как
наиболее важное условие - себя, свои качества,
умения, пристрастия.
В подростковом возрасте возникают
сильные, иногда гипертрофированные потребности
в самостоятельности и общении со сверстниками.
Самостоятельность подростки выражают,
в основном, в стремлении к эмансипации,
освобождении от опеки взрослых, а также
в разнообразных увлечениях. Эти потребности
так ярко проявляются в поведении, что
говорят о «подростковых реакциях». Увлечения
- сильные, часто сменяющие друг друга
- характерны для подросткового возраста.
Именно в этом возрасте у ребенка появляется
возможность самостоятельного выбора
занятий, что способствует удовлетворению
потребности в самостоятельности, и познавательной
потребности, и некоторых других.
Общение пронизывает всю жизнь
подростков, накладывая отпечаток и на
учение, и на занятия-увлечения, и на отношения
с родителями. Собственный опыт взаимоотношений
с другими людьми дает возможность реализации
новых способностей. Здесь очень важную
роль играет развитие социального интеллекта
подростка, от которого напрямую зависит
способность подростка адекватно строить
интимно-личностное общение. Социальным
интеллектом называется тот инструмент
психики, который обеспечивает человеку
ориентацию в социальной действительности.
По мере развития социального интеллекта
ориентация на внешние, несущественные,
чисто поведенческие характеристики поступков
сменяется ориентацией на внутренние,
не всегда осознаваемые мотивы поступков.
Роберт Селман в своей работе «Социальное
познание» выделяет четыре основных этапа
развития социального интеллекта. Подростковому
возрасту он отводит третий этап развития.
По его мнению, подросток «может видеть
свою перспективу, перспективу своего
партнера и строить предположения о точке
зрения нейтрального третьего лица. Он
может видеть себя как в роли объекта,
так и в роли субъекта, наблюдая за собой
с третьей точки зрения. Он может понять
и еще более обобщенную перспективу, которая
возникает в восприятии «осредненного»
члена группы. Дружба теперь воспринимается
не в качестве источника взаимных удовольствий,
а как серия взаимодействий, происходящих
в течение длительного периода. Основой
конфликтов представляются различия в
личностных характеристиках их участников».
Проанализировав фактические данные,
собранные другими психологами, и материалы
своих сотрудников, Д.Б. Эльконин выдвинул
предположение, что в подростковом возрасте
ведущей деятельностью становится личное
общение. Оно выступает как особая практика
действий подростков в коллективе, направленная
на самоутверждение себя в этом коллективе,
на реализацию в нем норм отношений взрослых.
Внутри личного общения у подростков возникает
такое центральное психическое новообразование,
как чувство взрослости. Тщательное изучение
показало, что это чувство - определенная
форма самосознания подростков, позволяющая
им сравнивать и отождествлять себя с
взрослыми и товарищами, находить образцы
для подражания, строить по ним свои отношения
с людьми. Чувство взрослости становится
центральным новообразованием младшего
подросткового возраста, а ближе к юности,
происходит еще один шаг в личностном
развитии ребенка. Пройдя через поиски
себя, личностную нестабильность, подросток
переходит на следующую ступеньку - формирование
«Я- концепции» - системы внутренне согласованных
представлений о себе, образов «Я».
Отечественный психолог В.И.
Слободчиков, в созданной системе периодизации
развития человека, ставит подростковый
возраст на четвертую ступень «персонализации»,
и рассматривает подростка как субъекта
общественных отношений способного принять
персональную ответственность за свое
будущее. В этот период партнером подростка
становится общественный взрослый, т.е.
человек, воплощенный в системе социальных
ролей и частично персонифицированный
в учителе, мастере, наставнике, вместе
с которым подрастающий человек постепенно
принимает правила, понятия, принципы
деятельности во всех сферах общественного
сознания - в науке, искусстве, религии,
праве, морали.
с общением в подростковом возрасте
происходят значительные качественные
изменения в сравнении с общением младших
школьников. Оно становится многообразнее
и более содержательным. Первостепенное
значение приобретает общение со сверстниками.
В области близких дружеских отношений
осуществляется взаимный обмен личностно
значимыми содержаниями.
Российский ученый-психолог
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения
подростков:
интимно-личную,
стихийно-групповую,
социально-ориентированную
Интимно-личностное общение
Фельдштейн рассматривает как взаимодействие,
основанное наличных симпатиях - "я"
и "ты". Оно основано на соучастии
собеседников в проблемах друг друга,
которое обеспечивается пониманием мыслей,
чувств и намерений друг друга, симпатией
и возникает при условии общности ценностей
партнеров. Высшими формами интимно - личностного
общения являются дружба и любовь. Стихийно-групповое
общение - взаимодействие, основанное
на случайных контактах - "я" и "они".
Стихийно-групповой характер общения
подростков доминирует в том случае, если
неорганизованна общественно-полезная
деятельность подростков и способствует
появлению разного рода подростковых
компаний, неформальных групп. Социально-ориентированное
общение - взаимодействие, основанное
на совместном выполнении общественно-важных
дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное
общение обслуживает общественные потребности
людей и является фактором, способствующим
развитию форм общественной жизни групп,
коллективов, организаций и т. д. Для подростков,
участвующих в социально - ориентированной
форме общения, личностно значимыми партнёрами
общения являются сверстники. Подростковая
дружба определяется в основном половым
признаком, но через определенное время
в подростковые объединения включаются
и ребята противоположного пола.
Чтобы понять сущность подростковой
дружбы, обратимся к исследованиям А.В.
Петровского, начатым им еще в середине
60-х гг. XX в. Речь идет о сплоченности людей
в процессе совместно выполняемой деятельности.
Ученый пишет: «В общностях, объединяющих
людей на основе совместной, общественно
значимой деятельности, взаимоотношения
людей опосредуются ее содержанием и ценностями».
Привлекает в такой позиции указание на
то, что отношения в процессах общения
зависят от деятельности, которую люди
выполняют. Определяя, жизненно важные
для его поведения ориентиры, подросток,
постоянно сверяет, свои действия с ожиданиями
других. Для него важно привести в соответствие
свои мнения, чувства или поступки с уже
принятыми группой. Удовлетворяя свою
потребность в других людях, человек отражается
в них. Важно и то, что в группе (или в диаде)
возникает феномен возложения ответственности.
Это устойчивая позиция личности, связанная
с признанием правомерности другого наложить
санкции в форме одобрения либо наказания
за успех или неудачу совместного мероприятия.
Если в группе сплоченность низкая, то
неудача приписывается другому, если же
высокая, то личность становится причастной
к успеху, которого добились все.