Теоретические основы особенностей межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 08:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования объясняется необходимостью глубокого понимания особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте. Интерес к этой проблеме не случаен, так как он обусловлен дальнейшим развитием науки о человеке и запросами социальной практики. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности. Проблема межличностных отношений актуальна для исследования, потому что проблема эффективного обмена информацией между людьми, возможности достижения взаимопонимания в контактах между ними является очень важной для психологии.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы особенностей межличностных отношений
Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
Диагностика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте
Выводы по главе 1
Глава 2. Практическая часть работы.
2.1 Педагогический потенциал межличностных отношений в подростковом возрасте. Педагогические условия межличностных отношений в подростковом возрасте. Особенности методов, приемов, организационных форм, стимулирующих развитие межличностных отношений подростков в процессе социального развития.
2.2 Реализация методов, направленных на самореализацию или коррекцию межличностных отношений. Практические рекомендации по реализации по оптимизации межличностных отношений подростков.
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 72.76 Кб (Скачать)

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что всестороннее изучение особенностей развития межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте будет обеспечивать более эффективное в сравнение с имеющейся практикой, если с помощью диагностической программы нацеленной на:

  • Исследование положение испытуемого в группе
  • Оценку уровня психологической атмосферы
  • Исследование отношения к себе и сверстнику

Эмпирическую базу исследования составила опытно – экспериментальная работа, проводимая в МКУ МаякОктябрьской средней образовательной школе.

Выборка испытуемых составила 15 человек в возрасте от 14- 15 лет.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

  • Теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирования результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.;
  • Эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), изучение педагогической документации, анализ творческих работ и выполнения тестовых заданий, наблюдения, обобщение педагогического опыта, диагностический и формирующий эксперименты  по исследованию возможностей отдельных педагогических средств и их групп, формирующий эксперимент и др. ;
  • Статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов и др.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения таких актуальных задач практики непрерывного образования педагога, как предрасположенность личности к конфликтам, определить стили поведения. Разработанные в ходе исследования рекомендации к занятиям и проектные задания, программы имеют практическую ценность при решении проблем с учащимися, становления  благоприятного климата в коллективе, оказания помощи в решении проблем общения.

Структура и объем работы обусловлена логикой проведенного научного исследования. Курсовая работа (000 с.) состоит из введения (00 с.), двух глав (00 с, 00с., 00с.), заключения(0 с.), списка использованной литературы (000 наименования) и 0 приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте

    1. Сущностная характеристика особенностей межличностных отношений в подростковом возрасте

Подростковый возраст, согласно общепринятой в настоящее время классификации Д.Б. Эльконина, имеет границы от 10-11 до 14-15 лет (Эльконин Д. Б., 1971).  Понятно, что психологические особенности детей, близких к нижней и верхней границам этого периода, будут различными. Более того психологи внутри возраста выделяют своеобразный  переходный период от подростничества к юности, приходящийся на 14-16 лет. Это так называемый  старший  подростковый возраст. Это время приходится на 8-9 классы, если иметь в виду 11- летнюю общеобразовательную школу.

Как известно. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Л.С Выготский выдвинул гипотезу о несовпадении трех точек созревания- полового, общеорганического и социального. Это несовпадение создает почву для основного противоречия подросткового возраста. Возникновение у ребенка чувство взрослости является центральным и специфичным новообразованием  этого возраста. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Именно оно как бы включает специфическую социальную активность подростков: они становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях.

Возраст 14-15 лет характеризуется более высокой, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля саморегуляции. Юношеские настроения, значительно более устойчивы и осознаны, чем в 11-13 лет, и соотносятся с гораздо более широким кругом социальных условий. В возрасте 14-15 лет сильнее выражены, чем в подростковом, индивидуальные различия в степени тревожности и в характере вызывающих ее факторов, таких как: успеваемость, положение среди сверстников, особенности самооценки, тревожность, связанная с типом нервной системы. Уровень сознательного самоконтроля уже выше, чем у подростков. Они чаще жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты как капризность, ненадежность, обидчивость. Многое в их жизни, включая собственные поступки, кажутся, совершающимися автоматически, помимо их воли, и даже вопреки ей.

Так называемые немотивированные поступки, частые в этом возрастном периоде, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы, вследствие тех или иных обстоятельств, не поддаются логическому анализу. Чтобы их понять, отмечает В. Исаев, - следует четко разграничивать напряженность, а нередко и внутреннюю конфликтность психики юноши или девушки и социальную конфликтность поведения. В этот период расширяется сфера эстетических чувств, которые постепенно вычленяются из круга других переживаний, и находят специфические способы выражения и удовлетворения. При этом в эстетике, как и в морали, юность особенно чувствительна к контрастам, остро переживает переход от возвышенного к низменному, от трагического к комическому. Особенно нужно отметить развитие в этом возрасте, тесно связанного с ростом чувства интеллекта, чувства юмора, иронии, которые позволяют вырвать предмет из его привычных связей, и установить с ним необычные ассоциации.

Заметно дифференцируются интеллектуальные чувства. Наивная детская любознательность к 14-15 годам перерастает в осознанное наслаждение процессом мышления, в радость по поводу преодоления трудностей. Развитие высших чувств, эмоциональности, не является линейным процессом, их невозможно понять без учета самосознания личности.

Становление самосознания и устойчивого образа «Я» - это важнейший психологический процесс раннего юношества. Высокий уровень развития самосознания порождает интерес к собственной личности, к формам ее организации и саморегулирования. Внешний и физический мир теперь только лишь одна из возможностей субъективного опыта, центром которого является собственная личность, собственное личное «Я».

Процесс открытия личного «Я» сложный и внутренне спорный. Неожиданно открывается, что внутреннее «Я» не совпадает с внешним поведением, вследствие чего, актуальной становится проблема самоконтроля. Неопределенность, недостаточная дифференцированность собственного «Я» в этом возрасте обусловливают чувство тревожности, внутренней пустоты, которые следует чем-либо заполнить, что в свою очередь порождает усиление потребности в общении и одновременно возрастает его избирательность. Представление о себе соотносится, прежде всего, с определенным групповым образом «Мы» (образ типичного представителя своего возраста и пола), но никогда с ним полностью не совпадает. Образ своего внутреннего «Я», как правило, более дифференцированный, и включает в себя другие нормативные качества, сравнительно с образом «Мы».

Следует отметить, что при определении ведущего вида деятельности в подростковый период среди ученых-психологов нет однозначного мнения. Одни отдают роль ведущей деятельности общению, имеющему интимно-личностный характер. При этом предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. Другие в качестве ведущего типа деятельности подростка рассматривают общественно полезную деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к обществу".

Все исследователи психологии подросткового возраста признают огромное значение для подростков общение со сверстниками. Поэтому в подростковом возрасте происходит переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников.

По мнению отечественного психолога Д.Б. Эльконина ведущая деятельность, в которую включены подростки взрослыми напрямую влияет на психологический облик подростка. По мнению Д.Б. Эльконина, ориентировка на себя как основное условие решения всех жизненных задач, в том числе и задач из школьных учебников является основой перестройки внутреннего мира подростка. В этом возрасте при построении отношений с другими людьми ребенок выделяет как наиболее важное условие - себя, свои качества, умения, пристрастия.

В подростковом возрасте возникают сильные, иногда гипертрофированные потребности в самостоятельности и общении со сверстниками. Самостоятельность подростки выражают, в основном, в стремлении к эмансипации, освобождении от опеки взрослых, а также в разнообразных увлечениях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях». Увлечения - сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для подросткового возраста. Именно в этом возрасте у ребенка появляется возможность самостоятельного выбора занятий, что способствует удовлетворению потребности в самостоятельности, и познавательной потребности, и некоторых других.

Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на занятия-увлечения, и на отношения с родителями. Собственный опыт взаимоотношений с другими людьми дает возможность реализации новых способностей. Здесь очень важную роль играет развитие социального интеллекта подростка, от которого напрямую зависит способность подростка адекватно строить интимно-личностное общение. Социальным интеллектом называется тот инструмент психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности. По мере развития социального интеллекта ориентация на внешние, несущественные, чисто поведенческие характеристики поступков сменяется ориентацией на внутренние, не всегда осознаваемые мотивы поступков. Роберт Селман в своей работе «Социальное познание» выделяет четыре основных этапа развития социального интеллекта. Подростковому возрасту он отводит третий этап развития. По его мнению, подросток «может видеть свою перспективу, перспективу своего партнера и строить предположения о точке зрения нейтрального третьего лица. Он может видеть себя как в роли объекта, так и в роли субъекта, наблюдая за собой с третьей точки зрения. Он может понять и еще более обобщенную перспективу, которая возникает в восприятии «осредненного» члена группы. Дружба теперь воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках их участников». Проанализировав фактические данные, собранные другими психологами, и материалы своих сотрудников, Д.Б. Эльконин выдвинул предположение, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью становится личное общение. Оно выступает как особая практика действий подростков в коллективе, направленная на самоутверждение себя в этом коллективе, на реализацию в нем норм отношений взрослых. Внутри личного общения у подростков возникает такое центральное психическое новообразование, как чувство взрослости. Тщательное изучение показало, что это чувство - определенная форма самосознания подростков, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя с взрослыми и товарищами, находить образцы для подражания, строить по ним свои отношения с людьми. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а ближе к юности, происходит еще один шаг в личностном развитии ребенка. Пройдя через поиски себя, личностную нестабильность, подросток переходит на следующую ступеньку - формирование «Я- концепции» - системы внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Отечественный психолог В.И. Слободчиков, в созданной системе периодизации развития человека, ставит подростковый возраст на четвертую ступень «персонализации», и рассматривает подростка как субъекта общественных отношений способного принять персональную ответственность за свое будущее. В этот период партнером подростка становится общественный взрослый, т.е. человек, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, мастере, наставнике, вместе с которым подрастающий человек постепенно принимает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания - в науке, искусстве, религии, праве, морали.

с общением в подростковом возрасте происходят значительные качественные изменения в сравнении с общением младших школьников. Оно становится многообразнее и более содержательным. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. В области близких дружеских отношений осуществляется взаимный обмен личностно значимыми содержаниями.

Российский ученый-психолог Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков:

  • интимно-личную,
  • стихийно-групповую,
  • социально-ориентированную

Интимно-личностное общение Фельдштейн рассматривает как взаимодействие, основанное наличных симпатиях - "я" и "ты". Оно основано на соучастии собеседников в проблемах друг друга, которое обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, симпатией и возникает при условии общности ценностей партнеров. Высшими формами интимно - личностного общения являются дружба и любовь. Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если неорганизованна общественно-полезная деятельность подростков и способствует появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т. д. Для подростков, участвующих в социально - ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники. Подростковая дружба определяется в основном половым признаком, но через определенное время в подростковые объединения включаются и ребята противоположного пола.

Чтобы понять сущность подростковой дружбы, обратимся к исследованиям А.В. Петровского, начатым им еще в середине 60-х гг. XX в. Речь идет о сплоченности людей в процессе совместно выполняемой деятельности. Ученый пишет: «В общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями». Привлекает в такой позиции указание на то, что отношения в процессах общения зависят от деятельности, которую люди выполняют. Определяя, жизненно важные для его поведения ориентиры, подросток, постоянно сверяет, свои действия с ожиданиями других. Для него важно привести в соответствие свои мнения, чувства или поступки с уже принятыми группой. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек отражается в них. Важно и то, что в группе (или в диаде) возникает феномен возложения ответственности. Это устойчивая позиция личности, связанная с признанием правомерности другого наложить санкции в форме одобрения либо наказания за успех или неудачу совместного мероприятия. Если в группе сплоченность низкая, то неудача приписывается другому, если же высокая, то личность становится причастной к успеху, которого добились все.

Информация о работе Теоретические основы особенностей межличностных отношений