Теоретические основы формирования здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение, и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни подростков в школе, как социально-педагогическая проблема
1.1 Здоровый образ жизни подростков как социально-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни у подростков
1.3 Основные направления, методы, средства формирования ЗОЖ подростков в школе
2 Социально-педагогическое исследование формирования ЗОЖ подростков в школе
2.1 Задачи, методы, этапы формирования ЗОЖ подростков в школе
2.2 Анализ методов и средств формирования ЗОЖ подростков в школе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

саша1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

На вопрос, «Есть ли у Вас вредные привычки?» ответы расположились следующим образом: (Таблица 2)

- в группе А - 2 (6,6 %) подростка, которых совсем не волнует здоровый образ жизни, все (100 %) имеют вредные привычки

- в группе Б - 22 (73,3 %) подростков, которые не очень озабочены своим здоровьем, с вредными привычками 18 (81,8 %) подростков это школьники, относящиеся к здоровью как к факту

- в группе В - 6 (20,1 %) подростков, которые заботятся о своем здоровье, но имеют вредные привычки 2 (33,3 %) подростка.

Таблица 2 - Наличие вредных привычек у подростков

Вредные привычки

Никогда не имел

Имеет

 

1

Группа А

0

100,0

 

2

Группа Б

19,2

81,8

 

3

Группа В

66,7

33,3

 

 

По результатам ответов  на вопрос о вредных привычках  видим, что у всех подростков имеются  вредные привычки. В основном были названы такие как, алкоголь 63,7 % и курение 78,7 %.

Данная динамика показывает, что у подростков уже развивается  тяготение к вредным привычкам, а это говорит о возможности  развития различных заболеваний  и неадекватного поведения у  подростков. Предоставленные сами себе подростки, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у подростка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Все это может пагубно отразиться на их нравственном воспитании и здоровье. Поэтому необходимо срочное принятие мер по укреплению и формированию здорового образа жизни.

2. Для определения  влияния физической нагрузки  на организм испытуемых провели  тест «Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам», (Приложение Б).

Результаты тестирования представлены в (Таблице 3).

В процессе тестирования изучались:

1) прыжок в длину с места;

2) приседание;

3) бег 1000 м;

В методике испытаний  придерживались следующих положений:

1. соблюдение единства  условий в испытаниях.

2. доступность и доходчивость  заданий и требований.

3. возможность выявления  максимальных достижений школьника.

4. простота и привычная  обстановка испытаний (зал, спорт  площадка).

5. выражение данного  учета в цифровых показателях  (см, сек).

Таблица 3 - Физическая активность подростков

№№

Наименование

теста

Группа А

(участники)

Средний

балл

Группа Б

(участники)

Средний

балл

Группа В

(участники)

Средний

балл

 

1

Прыжки в длину

2

2,5

22

4,1

6

4,6

 
 

отлично

   

8

40

4

20

 
 

хорошо

   

10

40

2

8

 
 

удовлетворит.

1

3

3

9

     
 

плохо

1

2

1

2

     

2

Приседание

2

2,5

22

3,9

6

4,8

 
 

отлично

   

9

45

5

25

 
 

хорошо

1

 

7

28

1

4

 
 

удовлетворит.

1

3

4

12

     
 

плохо

 

2

1

2

     

3

Бег

2

2,5

22

3,8

6

3,3

 
 

отлично

   

6

30

1

5

 
 

хорошо

   

9

36

3

12

 
 

удовлетворит.

1

3

4

12

2

3

 
 

плохо

1

2

3

6

     

4

Подъем туловища

2

3,0

22

3,8

6

4,2

 
 

отлично

   

5

25

2

10

 
 

хорошо

   

8

32

3

12

 
 

удовлетворит.

2

6

9

27

1

3

 
 

плохо

             

Средний балл по тесту

2

2,6

22

3,9

6

4,2

   

 

Из таблицы видно, что  по результатам тестирования:

Группа А, совсем не справилась с заданиями - среднеарифметическая оценка (по 5-бальной шкале группы) 2,6 бала.

Группа Б - заработала 3,9 бала и группа В - заработала 4,2 балов.

Эти результаты говорят  о низком физическом здоровье подростков.

Группа В, где подростки  следят за свои здоровьем и ведут здоровый образ жизни показатели физической активности выше.

На основании полученных данных по физической подготовленности подростков рекомендуется для усиления деятельности органов дыхания и  кровообращения использовать на уроках по физической культуре прыжки с места, прыжки со скакалкой, различные виды бега, танцевальные шаги, акробатические упражнения. Для развития основных мышечных групп повышать функции внутренних органов. Для воспитания быстроты и выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время.

2.3 Анализ методов  и средств формирования ЗОЖ подростков в школе

В целом, по результатам диагностики можно сделать вывод, что среди подростков превалируют алкоголь и табакокурение. Недостаточно осведомлены школьники о здоровом образе жизни. Например, на то, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 18,6 % подростков. Физическая же подготовка подростков оставляет желать лучшего.

Исследования показали, что в развитии отстает силовой показатель подростков, которые не очень хорошо относятся к своему здоровью. Подростки смысловой стадии становления здорового образа жизни нуждаются в организации вокруг них социально-педагогических условий, определяющих ценностно-целостное восприятие себя в построении системы личностных ценностей, в которой ценность здоровья является главенствующей. Для того, чтобы начали работать в полной мере социально-педагогические условия, определяющие выбор ЗОЖ, необходимо в аспекте педагогических условий, определяющих характер совместной деятельности с взрослым, завершить во внутриличностной сфере подростка восприятие сенсорно-целостного «образа» здорового себя. В доверительном диалоге со значимым «Другим» подросток получает недостающие ему ресурсы, внутренне преобразуя их для того, чтобы разобраться в своих способностях, определяющих профессиональное и социальное самоопределение в будущей «здоровой» самореализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Анкета «Отношение подростков к здоровому образу жизни»

№№

Наименование вопроса

 

№№

Наименование вопроса

   

1

Продолжительность

ночного сна (час)

 

6

Режим дня соблюдает, не соблюдает

   
 

10

   

Да

   
 

8

   

нет

   
 

6

 

7

Сколько раз питаетесь в день

   

2

Наличие дневного сна

   

1

   
 

Нет

   

2

   
 

1 час

   

3

   
 

2 часа

   

Более 3 раз

   

3

Часы выполнения домашних заданий

 

8

Что такое на Ваш взгляд

здоровый образ жизни?

   
 

1

   

Не пить

   
 

2

   

Не курить

   
         
 

3

   

Не принимать наркотики

   

4

Продолжительность ежедневных

прогулок

   

Заниматься спортом

   
 

1

 

9

Считаете ли Вы для себя

необходимым поддерживать

здоровый образ жизни

   
 

2

   

да

   
 

3

   

нет

   
 

4

   

частично

   
 

Более 4 часов

   

Эта проблема меня пока

не волнует

   

5

Занятия внешкольной

физкультурой и спортом

         
 

Да

         
 

Нет

         

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Тест «Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам»

Тест «прыжок в длину с места» (для измерения динамической силы мышц нижних конечностей). Из исходного положения стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела и с махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок. Определяется прыжка с двух ног в см. Для этого теста целесообразно в спорт зале разметить краской место - черту, от которой будет выполняться прыжок, и перпендикулярную ей черту с размеченными делениями через 1 см для определения длины прыжка. При тестировании дается три попытки.

Характерной особенностью возрастного развития движений по прыжкам с места в  длину является то, что достижения мальчиков и девочек нарастают  неравномерно. Небольшая величина прыгучести и равномерное увеличение результата в младшем возрасте от 8 до 13 лет (106.0 - 146.2 см у девочек и 119.8 - 184.2 см у мальчиков), с 13-летнего возраста у мальчиков прыгучесть резко увеличивается (194.1 - 216.5 см), тогда как у девочек (152.9 - 170.7 см) увеличивается незначительно. Эти половые различия сохраняются в последующие годы, у мальчиков результаты достоверно увеличиваются, достигая 216.5 см, а у девочек только 170.7 см.

Полученные  данные позволяют сделать практические выводы, связанные с контрольными упражнениями по прыжкам для учебных  занятий на уроках. Постепенное равномерное повышение требований по прыжкам не совпадают с фактическими возможностями школьников, особенно девочек. Потому для мальчиков с 14 лет требования к прибавке длины прыжка должны быть несколько меньше по сравнению с другими возможностями. У девочек же последовательное повышение возможно до 14 лет. А далее, с 15 лет и старше очень важно сохранить уровень, достигнутый к этому возрасту результатов (при двух часах в неделю на уроки физической культуры).

Отлично - выполнение норматива

Плохо не выполнение норматива

Приседания. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом  сопоставления данных частоты сердечных  сокращений в покое, и после нагрузки, то есть определить процент учащения пульса.

Методика: Подсчитать пульс в покое. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым. После приседаний снова подсчитать пульс.

Частоту сердечных  сокращений (ЧСС) в покое принимают  за 100%, разницу в частоте до и  после нагрузки - за Х. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 (ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления - 20 ударам. Сопоставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса Х по формуле:

(20-12) х 100 %

Х = 12 = 67 %.

Увеличение  пульса после нагрузки на 25 % и менее считается отличным, на 25-50 % - хорошим, на 50-75 % - удовлетворительным и свыше 75% - плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.

Информация о работе Теоретические основы формирования здорового образа жизни