Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа
Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение, и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.
Введение
1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни подростков в школе, как социально-педагогическая проблема
1.1 Здоровый образ жизни подростков как социально-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни у подростков
1.3 Основные направления, методы, средства формирования ЗОЖ подростков в школе
2 Социально-педагогическое исследование формирования ЗОЖ подростков в школе
2.1 Задачи, методы, этапы формирования ЗОЖ подростков в школе
2.2 Анализ методов и средств формирования ЗОЖ подростков в школе
Заключение
Библиографический список
На вопрос, «Есть ли у Вас вредные привычки?» ответы расположились следующим образом: (Таблица 2)
- в группе А - 2 (6,6 %) подростка, которых совсем не волнует здоровый образ жизни, все (100 %) имеют вредные привычки
- в группе Б - 22 (73,3 %) подростков, которые не очень озабочены своим здоровьем, с вредными привычками 18 (81,8 %) подростков это школьники, относящиеся к здоровью как к факту
- в группе В - 6 (20,1 %) подростков, которые заботятся о своем здоровье, но имеют вредные привычки 2 (33,3 %) подростка.
Таблица 2 - Наличие вредных привычек у подростков
№ |
Вредные привычки |
Никогда не имел |
Имеет |
|
1 |
Группа А |
0 |
100,0 |
|
2 |
Группа Б |
19,2 |
81,8 |
|
3 |
Группа В |
66,7 |
33,3 |
По результатам ответов на вопрос о вредных привычках видим, что у всех подростков имеются вредные привычки. В основном были названы такие как, алкоголь 63,7 % и курение 78,7 %.
Данная динамика показывает, что у подростков уже развивается тяготение к вредным привычкам, а это говорит о возможности развития различных заболеваний и неадекватного поведения у подростков. Предоставленные сами себе подростки, как правило, влекут за собой отрицательные проявления и способствуют возникновению у подростка чувства беспечности, безнаказанности, развивают слабоволие, влекут к безответственности в выполнении правил поведения. Все это может пагубно отразиться на их нравственном воспитании и здоровье. Поэтому необходимо срочное принятие мер по укреплению и формированию здорового образа жизни.
2. Для определения
влияния физической нагрузки
на организм испытуемых
Результаты тестирования представлены в (Таблице 3).
В процессе тестирования изучались:
1) прыжок в длину с места;
2) приседание;
3) бег 1000 м;
В методике испытаний придерживались следующих положений:
1. соблюдение единства условий в испытаниях.
2. доступность и доходчивость заданий и требований.
3. возможность выявления
максимальных достижений
4. простота и привычная
обстановка испытаний (зал,
5. выражение данного учета в цифровых показателях (см, сек).
Таблица 3 - Физическая активность подростков
№№ |
Наименование теста |
Группа А (участники) |
Средний балл |
Группа Б (участники) |
Средний балл |
Группа В (участники) |
Средний балл |
|
1 |
Прыжки в длину |
2 |
2,5 |
22 |
4,1 |
6 |
4,6 |
|
отлично |
8 |
40 |
4 |
20 |
||||
хорошо |
10 |
40 |
2 |
8 |
||||
удовлетворит. |
1 |
3 |
3 |
9 |
||||
плохо |
1 |
2 |
1 |
2 |
||||
2 |
Приседание |
2 |
2,5 |
22 |
3,9 |
6 |
4,8 |
|
отлично |
9 |
45 |
5 |
25 |
||||
хорошо |
1 |
7 |
28 |
1 |
4 |
|||
удовлетворит. |
1 |
3 |
4 |
12 |
||||
плохо |
2 |
1 |
2 |
|||||
3 |
Бег |
2 |
2,5 |
22 |
3,8 |
6 |
3,3 |
|
отлично |
6 |
30 |
1 |
5 |
||||
хорошо |
9 |
36 |
3 |
12 |
||||
удовлетворит. |
1 |
3 |
4 |
12 |
2 |
3 |
||
плохо |
1 |
2 |
3 |
6 |
||||
4 |
Подъем туловища |
2 |
3,0 |
22 |
3,8 |
6 |
4,2 |
|
отлично |
5 |
25 |
2 |
10 |
||||
хорошо |
8 |
32 |
3 |
12 |
||||
удовлетворит. |
2 |
6 |
9 |
27 |
1 |
3 |
||
плохо |
||||||||
Средний балл по тесту |
2 |
2,6 |
22 |
3,9 |
6 |
4,2 |
Из таблицы видно, что по результатам тестирования:
Группа А, совсем не справилась с заданиями - среднеарифметическая оценка (по 5-бальной шкале группы) 2,6 бала.
Группа Б - заработала 3,9 бала и группа В - заработала 4,2 балов.
Эти результаты говорят о низком физическом здоровье подростков.
Группа В, где подростки следят за свои здоровьем и ведут здоровый образ жизни показатели физической активности выше.
На основании полученных данных по физической подготовленности подростков рекомендуется для усиления деятельности органов дыхания и кровообращения использовать на уроках по физической культуре прыжки с места, прыжки со скакалкой, различные виды бега, танцевальные шаги, акробатические упражнения. Для развития основных мышечных групп повышать функции внутренних органов. Для воспитания быстроты и выносливости рекомендуется ходьба и бег, особенно бег на время.
2.3 Анализ методов и средств формирования ЗОЖ подростков в школе
В целом, по результатам диагностики можно сделать вывод, что среди подростков превалируют алкоголь и табакокурение. Недостаточно осведомлены школьники о здоровом образе жизни. Например, на то, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 18,6 % подростков. Физическая же подготовка подростков оставляет желать лучшего.
Исследования показали, что в развитии отстает силовой показатель подростков, которые не очень хорошо относятся к своему здоровью. Подростки смысловой стадии становления здорового образа жизни нуждаются в организации вокруг них социально-педагогических условий, определяющих ценностно-целостное восприятие себя в построении системы личностных ценностей, в которой ценность здоровья является главенствующей. Для того, чтобы начали работать в полной мере социально-педагогические условия, определяющие выбор ЗОЖ, необходимо в аспекте педагогических условий, определяющих характер совместной деятельности с взрослым, завершить во внутриличностной сфере подростка восприятие сенсорно-целостного «образа» здорового себя. В доверительном диалоге со значимым «Другим» подросток получает недостающие ему ресурсы, внутренне преобразуя их для того, чтобы разобраться в своих способностях, определяющих профессиональное и социальное самоопределение в будущей «здоровой» самореализации.
№№ |
Наименование вопроса |
№№ |
Наименование вопроса |
|||
1 |
Продолжительность ночного сна (час) |
6 |
Режим дня соблюдает, не соблюдает |
|||
10 |
Да |
|||||
8 |
нет |
|||||
6 |
7 |
Сколько раз питаетесь в день |
||||
2 |
Наличие дневного сна |
1 |
||||
Нет |
2 |
|||||
1 час |
3 |
|||||
2 часа |
Более 3 раз |
|||||
3 |
Часы выполнения домашних заданий |
8 |
Что такое на Ваш взгляд здоровый образ жизни? |
|||
1 |
Не пить |
|||||
2 |
Не курить |
|||||
3 |
Не принимать наркотики |
|||||
4 |
Продолжительность ежедневных прогулок |
Заниматься спортом |
||||
1 |
9 |
Считаете ли Вы для себя необходимым поддерживать здоровый образ жизни |
||||
2 |
да |
|||||
3 |
нет |
|||||
4 |
частично |
|||||
Более 4 часов |
Эта проблема меня пока не волнует |
|||||
5 |
Занятия внешкольной физкультурой и спортом |
|||||
Да |
||||||
Нет |
Информация о работе Теоретические основы формирования здорового образа жизни