Теоретические основы формирования здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение, и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни подростков в школе, как социально-педагогическая проблема
1.1 Здоровый образ жизни подростков как социально-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни у подростков
1.3 Основные направления, методы, средства формирования ЗОЖ подростков в школе
2 Социально-педагогическое исследование формирования ЗОЖ подростков в школе
2.1 Задачи, методы, этапы формирования ЗОЖ подростков в школе
2.2 Анализ методов и средств формирования ЗОЖ подростков в школе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

саша1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа содержит  с., источников,  приложение.

Здоровый образ жизни, здоровье, вредные привычки, физическая активность, здоровье школьника, качество жизни, табакокурение, наркомания.

 

В первой главе «Теоретические основы формирования здорового образа жизни подростков в школе, как социально-педагогическая проблема»  раскрыть здоровый образ жизни подростков как социально-педагогическую проблему,

   1.2 Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни у подростков

   1.3 Основные направления, методы, средства формирования ЗОЖ подростков в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Теоретические основы  формирования здорового образа  жизни подростков в школе, как  социально-педагогическая проблема

   1.1 Здоровый образ жизни подростков как социально-педагогическая проблема

   1.2 Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни у подростков

   1.3 Основные направления,  методы, средства формирования ЗОЖ  подростков в школе

2 Социально-педагогическое исследование формирования ЗОЖ подростков в школе

  2.1 Задачи, методы, этапы  формирования ЗОЖ подростков  в школе

  2.2

  2.3 Анализ методов   и средств формирования ЗОЖ  подростков в школе

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Приложение Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Образовательный процесс  в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение, и оздоровление подрастающего  поколения. Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация  образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний. 

В сложившейся ситуации проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у подростков представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики. Доказано, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственности, на 20 %) - от природного окружения, на 7-10 % - от уровня здравоохранения и на 50 %) - от образа жизни человека. Наиболее полно взаимосвязь здоровья и образа жизни выражена в понятии «здоровый образ жизни». В традициях российской педагогики забота о здоровье детей всегда была в центре внимания исследователей. В работах П.П. Блонского, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни.

Анализ современных исследований в области социологии, психологии, медицины показывает наличие предпосылок формирования здорового образа жизни школьников: понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами; необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни школьников; недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами здорового образа жизни, слабо разработаны критерии и показатели сформированности мотивов здорового образа жизни; реализуется не в полной мере потенциал взаимодействия педагогов и учащихся, от которого зависит формирование здорового образа жизни подростка; необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни для средней школы.

Вот почему роль школы  в сохранении и укреплении здоровья не может не стать ведущей. Это  лишь один путь из возможных приближений к решению сложной проблемы - сохранения здоровья наших детей, их социализации и адаптации к новым условиям жизни. Поэтому проблема поиска новых технологий обучения школьников здоровому образу жизни (ЗОЖ) на основе современных методологических принципов является актуальной проблемой науки и практики.

Цель исследования: изучение системы средств, форм и методов, способствующих формированию здорового образа жизни подростков в школе. 

Объект исследования: здоровый образ жизни подростков.

Предмет исследования: процесс формирования здорового образа жизни подростков в школе.

Решению данной цели служат следующие задачи:

- раскрыть здоровый  образ жизни подростков как  социально-педагогическую проблему;

- определить психолого-педагогические  особенности подростков как фактор формирования здорового образа жизни;

- рассмотреть основные  направления формирования здорового  образа жизни подростков в  школе;

- провести социально-педагогическое  исследование здорового образа  жизни и состояние здоровья  подростков.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, тестиование.

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО

  ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ, КАК СОЦИАЛЬНО-

   ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

1.1 Здоровый  образ жизни подростков как  социально-педагогическая проблема

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - «категория общего понятия «образ жизни», включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни».

В научной литературе представления о здоровом образе жизни связывают с рационально организованным, физиологически оптимальным трудом, нравственно-гигиеническим воспитанием, выполнением правил и требований психогигиены, рациональным питанием и личной гигиеной, активным двигательным режимом и систематическими занятиями физической культурой, эффективным закаливанием, продуманной организацией досуга, отказом от вредных привычек.

Здоровый образ жизни  формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, как формируются навыки здорового образа жизни в юности, во многом зависит, насколько раскроется потенциал личности в будущем. Этим должна определяться деятельность специалистов образовательных учреждений, учреждений досуга и дополнительного образования, здравоохранения, социальных служб для детей и молодежи, социальная деятельность детских и молодежных общественных объединений, предприятий и учреждений, где работают молодые граждане, средств массовой информации и др. в воспитании культуры здоровья.

Статистические данные о состоянии здоровья детей в  Российской Федерации свидетельствуют о том, что в последние десятилетие здоровье подрастающего поколения и главным образом школьников заметно ухудшилось. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется, что в начальную школу с каждым годом приходит все меньшее количество здоровых детей, а к ее окончанию среди учащихся младших классов число здоровых детей не превышает 10-12 %, средних – 8 %, старших классов - 4-5 %. 

Резко возросло число  подростков, употребляющих наркотики  которые составляют группу риска  по распространению ВИЧ-инфекции (при внутривенном употреблении наркотиков - 63,6 %). 

Как показывает практика, для того, чтобы перейти к здоровому  образу жизни, многим подросткам ради этого приходиться изменить свои взгляды и мировоззрение, что, естественно, требует некоторых  волевых  усилий.  Как показал проведенный анализ проблемы, именно образ жизни является определяющим фактором состояния здоровья современной молодежи. Анализ категории «здоровый образ жизни» позволяет констатировать, что здесь имеют значение не только медицинские, но и социальные проблемы: материальное благосостояние, жилищные условия, соблюдение рационального режима труда и отдыха (23,2 %), принципы сбалансированного питания (5,8 %), физические нагрузки (31,9 %), выполнение правил личной гигиены (5,9 %), отказ от вредных привычек (5,7 %), предупреждение избыточных стрессовых состояний (8,7 %). Определяющим путем, ведущим к здоровью каждого подростка, является изменение отношения к своему здоровью. Для этого надо желать быть здоровым и прилагать к этому усилия. Сложившаяся система образования не всегда способствует формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, а знания о здоровом образе жизни не всегда становятся их убеждениями. В школах рекомендации по здоровому образу жизни подросткам часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций, не формирует ценностного отношения к здоровью.

Многие подростки, превосходно знающие о вредных свойствах табака и алкоголя и о риске развития злокачественных опухолей, возникающих при их употреблении, продолжают сознательно курить и употреблять алкоголь.

Таким образом, сегодня перед каждым педагогом и воспитателем остро стоит задача вести непрерывное валеологическое образование подростков, начиная с самого раннего возраста. Одной из функций социальной педагогики является валеологическая, включающая просветительскую работу в семье, разъяснение влияния личного примера родителей, их образа жизни на дальнейшую судьбу ребенка - это обязанность каждого педагогического работника. Именно школа, а далее средние специальные и высшие учебные заведения могут на современном этапе обеспечить систему образовательных мер, направленных на формирование здорового образа жизни подростков.

1.2 Психолого-педагогические  особенности формирования здорового образа жизни у подростков

Наиболее уязвимыми  категориями населения являются школьники, которым еще предстоит  сформировать свое отношение  к миру, к себе, к обществу.

Психологические особенности  подросткового возраста рассматриваются  как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое  будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.

В ходе бурного роста  и физиологической перестройки  организма у подростков может  возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Подросткам свойственно  инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоевывать авторитет и занимать желаемый статус. Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, прежде всего со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга. Воспитать положительные мотивационные установки на здоровый образ жизни возможно, только показав в качестве наглядного примера другую группу детей с иной направленностью. Педагогам и родителям необходимо приложить усилия для того, чтобы сориентировать ребенка на дружбу с позитивно настроенными детьми.  Основное внимание уделяется формированию нравственного здоровья личности.

Важной задачей является тактично помочь подросткам, юношам и  девушкам в усвоении правил поведения с противоположным полом, в приумножении нравственного и физического здоровья, сориентировать на профилактику опасных для жизни будущего потомства болезней,  подготовку к благополучной семейной жизни. Становление культуры взаимоотношений между представителями противоположного пола одновременно с воспитанием положительной мотивации к здоровому образу жизни – важнейший путь их подготовки к семейной жизни и выполнению ролей мужа и жены, отца и матери. Необходимо отметить значимость здорового поведения не только для себя, но и для общества. Взаимоотношения между людьми, мальчиками и девочками, юношами и девушками, мужчиной и женщиной всегда имеют определенную эмоциональную окраску – симпатию, влюбленность, любовь. Проявление названных эмоций и чувств во многом определяется состоянием здоровья. Но и здоровье человека регулируется чувствами, переживаниями, эмоциями.

Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов жизни человека. Именно в этот период преимущественно происходит формирование характера и разнообразных жизненных навыков. Подростки не занимаются формированием своего здоровья, так как это требует волевых усилий, а в основном занимаются предупреждением нарушений здоровья и реабилитацией утраченного.

На состояние здоровья школьников оказывают влияние окружающая среда, питание, режим труда и  отдыха, внутришкольные и внутрисемейные отношения, физическое воспитание и  уровень развития медико-санитарной помощи. Однако не последнюю роль в  этом вопросе играют репродуктивные установки и поведение самого подростка. По данным последних исследований, отмечается стойкая тенденция более раннего, чем 10–15 лет назад, начала половой жизни у юношей и девушек, что приводит к незапланированным беременностям, ИППП, ВИЧ-инфицированию, хроническим заболеваниям репродуктивной системы, снижению репродуктивной функции и бесплодию. Не менее актуальной является проблема употребления наркотиков, табака и алкоголя среди молодёжи.

Подростки не всегда обладают умением отстоять свою позицию, бывают психологически не готовы к возможным последствиям, не могут предвидеть отдалённые результаты своих необдуманных действий и поступков.

Обеспечить подросткам возможность сохранения и укрепления здоровья, чтобы в будущем они  были социально адаптированными, физически и психологически полноценными мужчинами и женщинами, могли успешно трудиться, планировать создание семьи и рождение здоровых детей – задача всего общества в целом и системы образования в частности.

Информация о работе Теоретические основы формирования здорового образа жизни