Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа
Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение, и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.
Введение
1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни подростков в школе, как социально-педагогическая проблема
1.1 Здоровый образ жизни подростков как социально-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни у подростков
1.3 Основные направления, методы, средства формирования ЗОЖ подростков в школе
2 Социально-педагогическое исследование формирования ЗОЖ подростков в школе
2.1 Задачи, методы, этапы формирования ЗОЖ подростков в школе
2.2 Анализ методов и средств формирования ЗОЖ подростков в школе
Заключение
Библиографический список
Работа лектория для родителей «Режим дня школьника», «Питание и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика острых кишечных заболеваний», «Закаливание детей», «Культура питания», «Профилактика детского травматизма», «Профилактика вредных привычек», «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей», «Организация досуга детей в семье» и пр.
Таким образом, исходя из
теоретических основ формирован
В сложившейся ситуации проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у подростков представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики. Становится очевидным, что отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом педагогического общения с раннего детства. Формы, содержание и способы общения взрослых и детей прямо связаны с теми возрастными психологическими особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой процесса формирования у него представлений о своем здоровье и выработке у него соответствующего отношения к здоровью как к ценности и как условию его личностного роста.
2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ
2.1 Задачи, методы формирования здорового образа жизни подростков в школе
1) выяснить интересы физкультурно-спортивной деятельности подростков и их отношение к спорту;
2) определить эффективность (роль) применения спортивно-оздоровительных мероприятий в формировании ЗОЖ.
3) повышению мотивации учащихся к занятию физической культурой и спортом;
4) появлению новых форм и методов в сохранении и укреплении всех аспектов здоровья учащихся;
Методика исследования включает анкетирование, тестирование, осуществляемые параллельно, теоретический анализ и обобщение.
№№ |
Наименование вопроса |
% |
№№ |
Наименование вопроса |
% |
|
1 |
Продолжительность ночного сна (час) |
6 |
Режим дня соблюдает, не соблюдает |
|||
10 |
95,1 |
Да |
0 |
|||
8 |
4,9 |
нет |
100 |
|||
6 |
0 |
7 |
Сколько раз питаетесь в день |
|||
2 |
Наличие дневного сна |
1 |
0 |
|||
Нет |
14,3 |
2 |
3,8 |
|||
1 час |
71,9 |
3 |
42,3 |
|||
2 часа |
13,8 |
Более 3 раз |
53,9 |
|||
3 |
Часы выполнения домашних заданий |
8 |
Что такое на Ваш взгляд здоровый образ жизни? |
|||
1 |
68,3 |
Не пить |
10,3 |
|||
2 |
16,6 |
Не курить |
12,6 |
|||
3 |
15,1 |
Не принимать наркотики |
6,7 |
|||
4 |
Продолжительность ежедневных прогулок |
Заниматься спортом |
26,7 |
|||
1 |
0 |
9 |
Считаете ли Вы для себя необходимым поддерживать здоровый образ жизни |
|||
2 |
6,5 |
да |
18,6 |
|||
3 |
18,3 |
нет |
8,3 |
|||
4 |
24,6 |
частично |
36,5 |
|||
Более 4 часов |
56,6 |
Эта проблема меня пока не волнует |
36,6 |
|||
5 |
Занятия внешкольной физкультурой и спортом |
|||||
Да |
27,2 |
|||||
Нет |
73,8 |
Как видим по результатам анкетирования основная часть - 59,3 % подростков, не считают необходимым поддерживать здоровый образ жизни. Более того, здоровый образ жизни, видят в занятиях спортом только 27,2 % подростков, причем как «пить и курить» всего 6 человек. Также школьники не соблюдают режим дня, спят в основном по 8 часов ночью и днем почти не отдыхают. Большую часть свободного времени проводят на улице.
По результатам диагностики условно всех участников исследования разделили на три группы:
К первой группе (А) - 2 (6,6 %) подростка, которых совсем не волнует здоровый образ жизни, все (100 %) имеют вредные привычки. Это подростки воспринимающие свое здоровье как средство удовлетворения своих потребностей. Их характеризует:
- ориентация на безразлично-потребительское отношение к собственному здоровью, нечувствительность к изменениям в собственном организме и страданиям других людей;
- потребность в приобретении новых знаний о здоровье физическом, психическом отсутствует, в лучшем случае они готовы воспринимать информацию от других людей, не проявляя активности в ее поиске;
- интерес к проблемам укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни не проявляется.
Вторая группа (Б) - 22 (73,3 %) подростков, которые не очень озабочены своим здоровьем, с вредными привычками 18 (81,8 %) подростков, относящиеся к здоровью как к факту.
Их характеризует:
- заинтересованность в получении знаний о психическом благополучии, физическом совершенстве, методах поддержания и развития здоровья и здорового образа жизни;
- склонность посещать спортивные секции, делать специальные упражнения, одеваться по сезону, поддерживать эмоционально ровное настроение;
- потребность в поддержке со стороны взрослых (родителей), регулярном контроле.
В группу с высоким уровнем (В) 6 (20,1 %) подростков, которые заботятся о своем здоровье, но имеют вредные привычки. 2 (33,3 %) подростка развития отношения к здоровью входят подростки, относящиеся к здоровью как ценности. Их характеризует:
- активная позиция, направленная на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту;
- адекватное восприятие себя, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности;
- стремление овладевать разными здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие навыки и умения.
В целях выявления вредных привычек был задан испытуемым один вопрос: «Есть ли у Вас вредные привычки?»
Информация о работе Теоретические основы формирования здорового образа жизни