Теоретические основы формирования здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение, и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни подростков в школе, как социально-педагогическая проблема
1.1 Здоровый образ жизни подростков как социально-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни у подростков
1.3 Основные направления, методы, средства формирования ЗОЖ подростков в школе
2 Социально-педагогическое исследование формирования ЗОЖ подростков в школе
2.1 Задачи, методы, этапы формирования ЗОЖ подростков в школе
2.2 Анализ методов и средств формирования ЗОЖ подростков в школе
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

саша1.doc

— 282.00 Кб (Скачать)

Работа лектория для  родителей «Режим дня школьника», «Питание и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика острых кишечных заболеваний», «Закаливание детей», «Культура питания», «Профилактика детского травматизма», «Профилактика вредных привычек», «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей», «Организация досуга детей в семье» и пр.

Таким образом, исходя из теоретических основ формирования здорового образа жизни подростков в школе, делаем вывод, что на состояние здоровья подрастающего поколения влияет целый ряд причин: снижение уровня жизни в целом по стране, ухудшение экологической обстановки, изменение в материальном положении и воспитательном потенциале семьи. Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний. Нарушение здоровья детей негативно сказывается на их способностях к освоению программ общего образования. Сама система образования в настоящий момент рассматривается как фактор, негативно влияющий на здоровье обучающихся.

В сложившейся ситуации проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у подростков представляет особый интерес для  педагогической науки и школьной практики. Становится очевидным, что отношение ребенка к своему здоровью должно быть предметом педагогического общения с раннего детства. Формы, содержание и способы общения взрослых и детей прямо связаны с теми возрастными психологическими особенностями, которые определяют своеобразие каждого этапа развития ребенка и становятся основой процесса формирования у него представлений о своем здоровье и выработке у него соответствующего отношения к здоровью как к ценности и как условию его личностного роста.

 

2 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗДОРОВОГО

   ОБРАЗА ЖИЗНИ  ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

2.1 Задачи, методы  формирования здорового образа  жизни подростков в школе

Теоретический анализ позволяет охарактеризовать образ жизни подростков как личную и общественную проблему.

Развитие и комплексная коррекция различных сторон образа жизни подростков, решение задач подросткового самоопределения, нравственная атмосфера и характер взаимоотношений между взрослыми и подростками дома и в школе определяют здоровое развитие и влияют на формирование субъективного отношения к здоровому образу жизни. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров - разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие подростков.

Здоровый  образ жизни - проблема не только социальная, но и нравственная. Повышение уровня здорового жизни подростков - это, прежде всего процесс социализации.

В первой главе  мы выяснили, что особое внимание следует  уделять таким возрастным этапам, как подростковый период, когда имеет  место особенно интенсивный рост и перестройка функционального  состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. В связи с этим необходимо провести исследование.

Методика  проведения социально-педагогического исследования рассматривается как вариант ценностно-ориентационного социально-психологического тренинга, направленного на формирование здорового образа жизни школьников, опирающегося на расширение мотивационно-потребностной составляющей отношения школьника к собственному здоровью.

Рассмотрены и выделены основные характеристики методического направления решения  проблемы здоровьесбережения подростков, через их отражение в каждом компоненте методической системы обучения. Рассматривая двигательную деятельность подростков, наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную стороны двигательной деятельности подростков, уровень их общей физической подготовленности, который тесно связан с физическим здоровьем подростков.

Физическая культура в школе является неотъемлемой частью формирования общей культуры личности современного человека, системы гуманистического воспитания подростков. Свои социальные функции физическая культура наиболее полно реализует в системе физического воспитания как важнейшего средства социального становления гражданина, целенаправленно педагогического процесса по приобщению школьников к ценностям общенародной физической культуры и здоровья. Сочетая занятия физической культурой с общефизической подготовкой, мы тем самым осуществляем процесс всесторонней физической подготовки, имеющий большое оздоровительное значение.

При условии  систематической целенаправленной совместной воспитательной деятельности семьи и школы возможно формирование у подростков самосознания личностной и общественной ценности своего здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни.

Задачи исследования:

1) выяснить интересы  физкультурно-спортивной деятельности подростков и их отношение к спорту;

2) определить эффективность (роль) применения спортивно-оздоровительных мероприятий в формировании ЗОЖ.

3) повышению мотивации учащихся к занятию физической культурой и спортом;

4) появлению новых форм и методов в сохранении и укреплении всех аспектов здоровья учащихся;

Методика исследования включает анкетирование, тестирование, осуществляемые параллельно, теоретический анализ и обобщение.

2.2

Исследование  проводилось в средней школе. В нем приняли участие 30 практически здоровых испытуемых подростков в возрасте 14-15 лет. В предварительной беседе с участниками исследования было получено их добровольное согласие. Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни подростков и их отношения к своему здоровью. Результаты представлены в процентах и в обобщенном виде.

Целью исследования  является:

- выявить факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни и определить пути формирования здорового образа жизни школьников;

- провести диагностику методом опроса, тестирования;

- выявить факторы, влияющие на здоровый образ жизни испытуемых подростков;

- разработать программу мероприятий, направленную на формирование здорового образа жизни подростков.

Субъективная  оценка подростков своей деятельности, направленной на поддержание и развитие собственного здоровья, строилась на основе ответов на вопросы анкет, тестов.

А. Анкета «Отношение подростков к здоровому образу жизни»

Б. Тест «Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам»

1. При определении  отношения школьников к здоровому образу жизни было проведено анкетирование. Анкетирование проводилось с целью определения индивидуального стиля жизни подростков и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни (Приложение А). Результаты анкетирования «Отношение подростков к здоровому образу жизни» представлены в (Таблице 1).

Таблица 1 - Отношение подростков к здоровому образу жизни

№№

Наименование вопроса

%

№№

Наименование вопроса

%

 

1

Продолжительность

ночного сна (час)

 

6

Режим дня соблюдает,

не соблюдает

   
 

10

95,1

 

Да

0

 
 

8

4,9

 

нет

100

 
 

6

0

7

Сколько раз питаетесь в день

   

2

Наличие дневного сна

   

1

0

 
 

Нет

14,3

 

2

3,8

 
 

1 час

71,9

 

3

42,3

 
 

2 часа

13,8

 

Более 3 раз

53,9

 

3

Часы выполнения домашних

заданий

 

8

Что такое на Ваш взгляд здоровый образ жизни?

   
 

1

68,3

 

Не пить

10,3

 
 

2

16,6

 

Не курить

12,6

 
 

3

15,1

 

Не принимать наркотики

6,7

 

4

Продолжительность ежедневных прогулок

   

Заниматься спортом

26,7

 
 

1

0

9

Считаете ли Вы для себя необходимым поддерживать здоровый образ жизни

   
 

2

6,5

 

да

18,6

 
 

3

18,3

 

нет

8,3

 
 

4

24,6

 

частично

36,5

 
 

Более 4 часов

56,6

 

Эта проблема меня пока не

волнует

36,6

 

5

Занятия внешкольной

физкультурой и спортом

         
 

Да

27,2

       
 

Нет

73,8

       

 

Как видим по результатам  анкетирования основная часть - 59,3 % подростков, не считают необходимым поддерживать здоровый образ жизни. Более того, здоровый образ жизни, видят в занятиях спортом только 27,2 % подростков, причем как «пить и курить» всего 6 человек. Также школьники не соблюдают режим дня, спят в основном по 8 часов ночью и днем почти не отдыхают. Большую часть свободного времени проводят на улице.

По результатам диагностики  условно всех участников исследования разделили на три группы:

К первой группе (А) - 2 (6,6 %) подростка, которых совсем не волнует здоровый образ жизни, все (100 %) имеют вредные привычки. Это подростки воспринимающие свое здоровье как средство удовлетворения своих потребностей. Их характеризует:

- ориентация на безразлично-потребительское отношение к собственному здоровью, нечувствительность к изменениям в собственном организме и страданиям других людей;

- потребность в приобретении новых знаний о здоровье физическом, психическом отсутствует, в лучшем случае они готовы воспринимать информацию от других людей, не проявляя активности в ее поиске;

- интерес к проблемам укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни не проявляется.

Вторая группа (Б) - 22 (73,3 %) подростков, которые не очень озабочены своим здоровьем, с вредными привычками 18 (81,8 %) подростков, относящиеся к здоровью как к факту.

Их характеризует:

- заинтересованность в получении знаний о психическом благополучии, физическом совершенстве, методах поддержания и развития здоровья и здорового образа жизни;

- склонность посещать спортивные секции, делать специальные упражнения, одеваться по сезону, поддерживать эмоционально ровное настроение;

- потребность в поддержке со стороны взрослых (родителей), регулярном контроле.

В группу с высоким  уровнем (В) 6 (20,1 %) подростков, которые заботятся о своем здоровье, но имеют вредные привычки. 2 (33,3 %) подростка развития отношения к здоровью входят подростки, относящиеся к здоровью как ценности. Их характеризует:

- активная позиция, направленная на созидание себя как физически развитой, эмоционально устойчивой личности, уверенной в себе, умеющей свободно и естественно проявлять чувства и эмоции соответственно возрасту;

- адекватное восприятие себя, ориентация на саморазвитие, обогащение своей личности;

- стремление овладевать разными здоровьесберегающими технологиями, оздоровительными процедурами, приобретать соответствующие навыки и умения.

В целях выявления  вредных привычек был задан испытуемым один вопрос: «Есть ли у Вас вредные привычки?»

Информация о работе Теоретические основы формирования здорового образа жизни