Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:54, курсовая работа
Образовательный процесс в средней школе предполагает не только обучение и воспитание, но и сохранение, и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, информационный бум, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.
Введение
1 Теоретические основы формирования здорового образа жизни подростков в школе, как социально-педагогическая проблема
1.1 Здоровый образ жизни подростков как социально-педагогическая проблема
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа жизни у подростков
1.3 Основные направления, методы, средства формирования ЗОЖ подростков в школе
2 Социально-педагогическое исследование формирования ЗОЖ подростков в школе
2.1 Задачи, методы, этапы формирования ЗОЖ подростков в школе
2.2 Анализ методов и средств формирования ЗОЖ подростков в школе
Заключение
Библиографический список
Школа является образовательно-воспитательной средой, которая должна не только поддерживать здоровье учащихся, но и создавать условия для его развития. Ведь именно в школе в течение многих лет молодежь не только учится, обретает навыки общения со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь вырабатывает отношение к здоровому образу жизни. Действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.
Семья, так же, как и школа, является важной средой формирования личности и главнейшим инструментом воспитания.
Необходима система, направленная на приобретение специальных знаний, жизненных навыков в области здоровья, умений вести здоровый образ жизни, укреплять здоровье, противостоять вовлечению во вредные привычки, позитивно влиять на среду сверстников, на их отношение к проблемам здорового образа жизни.
Формирование навыков ЗОЖ должно осуществляться с учётом защиты и соблюдения прав и интересов детей и молодёжи, гендерных и возрастных особенностей развития личности, физиологических, интеллектуальных потребностей учащихся и степени их адаптации к жизни, социальным условиям, быть ориентировано на позитивное развитие учащихся. Особое внимание при этом необходимо уделять вопросам нравственного совершенствования, социальной активности учащихся, недопущению их дискриминации в процессе формирования жизненных навыков.
В подростковом возрасте многие трудности связаны с формированием отношения к здоровью на предыдущих этапах. Если до подросткового возраста отношение к здоровью у ребенка было неадекватным, то при добавлении трудностей собственно переходного периода ситуация чаще всего становится критической. В подростковом возрасте отношение ребенка к здоровью может существенно измениться только благодаря тем процессам, которые происходят в его организме. В этом возрасте происходит перестройка работы важнейших систем организма. И не каждый подросток готов к таким новым и не всегда приятным изменениям. Задачей взрослых является подготовить ребенка к новым для него ощущениям и переживаниям. В любой семье рано или поздно начинают отмечать всплески нездоровья или жалоб на здоровье у детей, достигших подросткового возраста. Чаще всего у относительно здоровых детей это проявляется в виде головокружений, упадка сил, сердечных болей. Эти изменения не могут пройти мимо самосознания ребенка. Исследования показывают, как заметно по сравнению с младшими школьниками изменяется у подростков самооценка здоровья.
Психологические особенности подросткового возраста рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной. На телесном уровне происходят существенные гормональные изменения, на социальном уровне подросток занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым, на психологическом подростковый возраст характеризуется формированием самосознания. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами – формируются личностные смыслы жизни.
В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Подросткам свойственно
инстинктивное тяготение к
Важной задачей является тактично помочь подросткам, юношам и девушкам в усвоении правил поведения с противоположным полом, в приумножении нравственного и физического здоровья, сориентировать на профилактику опасных для жизни будущего потомства болезней, подготовку к благополучной семейной жизни. Становление культуры взаимоотношений между представителями противоположного пола одновременно с воспитанием положительной мотивации к здоровому образу жизни – важнейший путь их подготовки к семейной жизни и выполнению ролей мужа и жены, отца и матери. Необходимо отметить значимость здорового поведения не только для себя, но и для общества.
Последний этап школьной жизни отличается направленностью в будущее и связан с развитием такого личностного новообразования, как самоопределение. Тема здоровья и отношения к нему все более связывается с выбором профессии и будущей жизни. Профессиональное самоопределение по-разному связано с ценностью здоровья, т.к. одни профессии предъявляют повышенные требования к здоровью, а другие вообще не учитывают этот компонент профессиональной готовности. Взрослые открывают важность фактора здоровья как необходимого условия работоспособности в любом виде деятельности. Самоопределение старшеклассников предполагает не только выбор профессии, но и определение своего места в жизни, среди других людей. К этому возрасту, многие учащиеся уже знают, что от здоровья во многом зависят и успешность деятельности, и положение в коллективе, в обществе, и семейное счастье. В этом смысле педагогическое общение в старшем школьном возрасте включает в свое содержание такие аспекты здоровья, как психическое здоровье, сексуальное здоровье, здоровье будущих детей и т.д. Общение со взрослыми в этом возрасте активизируется. Это связано с тем, что взрослые обладают богатым жизненным опытом в решении проблем самоопределения, в т.ч. и таких, которые связаны со здоровьем. Поэтому именно в товарищеском, партнерском, доверительном общении старшеклассники могут принять этот опыт, тогда у них утвердится отношение к здоровью как к важному компоненту в самоопределении.
Таким образом, становится
очевидным, что отношение ребенка
к своему здоровью должно быть предметом
педагогического общения с
1.3 Основные направления, методы, средства формирования ЗОЖ подростков в школе
1. Физкультурно-
2. Реабилитационно-
3. Реабилитационно-
Целью данного направления
является внедрение медико-
4. Культурно-просветительное и общевалеологическое направление работы. Задача состоит в осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов.
5. Экологическое направление осуществляет формирование ответственного отношения детей к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе.
Среди средств и методов формирования здорового образа жизни подростков выделены следующие:
1. Поддержание санитарно-
2. Организация ежедневного
горячего питания для учащихся,
систематический контроль
3. Работа по профилактике травматизма.
4. Физкультурные паузы
на уроках, разработка комплексов
упражнений для профилактики
зрительного утомления,
5. Работа специальных
групп по физическому
6. Валеологическое образование педагогического коллектива, работа постоянно действующего валеологического семинара для учителей, оказание методической помощи педагогам по реализации валеологического подхода к урокам.
7. Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.
8. Работа танцевальных
кружков (народного и
9. Работа туристического и экологического клубов, имидж-клуба.
10. Работа факультативов по здоровому образу жизни
11. Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.
12. Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.
13. Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.
14. Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.
15. Усиление валеологической составляющей предметов естественнонаучного цикла (прежде всего биологии).
16. Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания.
17. Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).
Если говорить о деятельности педагога-психолога школы в направлении формирования здорового образа жизни у детей, то основная цель данного направления - формирование установок на здоровый образ жизни, содействие в сохранении и укреплении здоровья у участников учебно-воспитательного процесса. Формами реализации данного направления являются: мониторинг психофизиологического и эмоционального состояния учащихся в учебно- воспитательном процессе; посещение уроков с целью наблюдения за соответствием режима учебных занятий, методов преподавания, структуры урока, условий внешней среды возрастным особенностям учащихся; информирование классных руководителей, педагогов-предметников об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности учащихся.
Педагог-психолог на основании данных мониторингов выделяет группы для организации последующей психолого-педагогической работы. В процессе развивающих мероприятий педагог-психолог обучает учащихся навыкам оценки и саморегуляции двигательной активности, эмоционального состояния, управления стрессом. Осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья.
Для усвоения жизненных
навыков в области ЗОЖ
Информация о работе Теоретические основы формирования здорового образа жизни