Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В.Давыдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: доказать практическую значимость системы РО Д. Б.
Эльконина и В. В. Давыдова.
Задачи:
1. Исследовать методы и приемы технологии РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.
2. Выявить практическую значимость методов РО.
3. Охарактеризовать взгляды Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова на обучение
детей.
4. Осуществить сравнительное сопоставление традиционной системы обу-
чения и системы обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА И В. В. ДАВЫ- ДОВА…………………………………………………………………..….5
1.1 Основные понятия и принципы РО Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова……..5
1.2 Особенности содержания РО Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова…………….8
Выводы по первой главе…………………………………………………………...11
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РО Д. Б. ЭЛЬКОНИНА И В. В. ДАВЫДО –
ВА………………………………………………………………………...12
2.1 Особенности содержания обучения…………………………………………..12
2.2 Особенности методики обучения……………………………………………..15
2.3 Учебный диалог как основная форма сотрудничества……………………....20
Выводы по второй главе…………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Технология развивающего обучения Д.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

 Знания  в развивающем обучении становятся не целью, а средством для достижения поставленных задач в процессе собственной  деятельности. Согласно периодизации психологического развития ребенка, созданной Д. Б. Элькониным, учебная деятельность считается ведущей в младшем школьном возрасте. А что необходимо, чтобы она успешно осуществлялась? Первое, что мы должны сделать  это представить цель (определенный образ желаемого результата) и план ее достижения, чтобы ученик мог предвидеть свое движение вперед. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       На основании изученной литературы, мы можем сделать вывод, что  в последние годы внимание  учителей все чаще привлекают  идеи развивающего обучения, с  которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе. На наш взгляд развивающее обучение позволяет формировать в подрастающем поколении способности к саморазвитию, к самопознанию, к самовоспитанию, к самосовершенствованию через раскрытие их творческих и интеллектуальных возможностей.

   Развивающее обучение – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения.

   Таким образом, мы можем выделить две основные особенности развивающего обучения. Первая заключается в том, что  развивающее обучение выстраивается в совместных действиях учащих и учащихся. Методы и приемы могут создаваться прямо на уроке, учащиеся имеют возможность выбора определенных форм взаимодействия. Все это делает технологию многофункциональной.

   Развивающее обучение позволяет совместно осуществлять учебно-поисковую деятельность, учитель направляет ее, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащегося, в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе ее решения. Но для того, чтобы каждый отдельный ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами. То есть развивающее обучение может осуществляться только в рамках коллективного учебного диалога. И мы полагаем, что умение организовать и поддержать коллективный учебный диалог, является наиболее сложным компонентом методического мастерства учителя.

   Вторая  особенность, характерная развивающему обучению это то, что цели развивающего обучения могут быть реализованы только при активной поисковой деятельности учащихся. Поисковая активность обеспечивает возможность усвоения той системы научных понятий, которая позволяет стать ученику реальным субъектом учения. Начальным этапом развертывания учебной деятельности является постановка перед учениками учебной задачи, которая требует от него нового анализа ситуации, действий, нового ее понимания

   Исходя  из изученного материала, можно выделить основные результаты, которых мы можем  достичь при использовании системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.

   Во-первых, это возникновение и развитие теоретического мышления.

   Во-вторых, это появление и интенсивное  развитие подлинной произвольной 
 

   памяти.

   В-третьих, происходит интенсивное освоение важнейших коммуникативных умений, - умение аргументированно выражать свою мысль и умение адекватно воспринимать мысли собеседника.

   Всем  нам известно, что новый век  требует новой личности: свободной, высоко развитой интеллектуально, способной самостоятельно принимать решения. Поэтому существующей традиционной системе образования необходимы фундаментальные реформы. Школу спасет педагогика природосообразная, то есть действительно научная и потому дееспособная, которой под силу любые задачи сегодняшней сложности.

   И мы пришли к выводу, что для этого  необходимо активное использование  в  школе технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

   1. Воронцов, А. Б. Практика развивающего  обучения / А. Б. Воронцов. – Москва: Педагогика, 1998. – 243с.

   2. Давыдов, В. В. Теория развивающего  обучения / В. В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1996. – 356с.

   3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва: Педагогика, 1986. – 296с.

   4. Педагогические технологии / Сост. М. В. Буланова-Топоркина [и др.]. -         Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. – С.239-246.

   5. Проблемы преемственности в системе развивающего образования / под.  ред. П. Н. Савостенка. – Минск: АПО, 2004. – 279с.

   6. Репкин, В. В. Развивающее обучение как система / В. В. Репкин. – Томск: Пеленг, 1993. – 342с.

   7. Репкин, В. В. Развивающее обучение: теория и практика / В. В. Репкин, Н. В. Репкина. - Томск: Пеленг, 1997. – 288с.

   8. Репкина, Н. В. Что такое развивающее обучение? / Н. В. Репкина. - Томск:

Пеленг, 1993. – 256с.

   9. Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005. – 185с.

   10.Старовойтова, Т. А. Развивающее обучение в начальной школе / Т. А. Старовойтова. – Могилев: Гос. ун-т им. А. А. Кулешова, 1998. – 21с.

   11. Танцоров, С. П. Групповая форма  работы в развивающем обучении / C. П. Танцоров. – Рига: Педагогический центр “Эксперимент”, 1997. – 32с.

   12. Фридман, Л. М. Как построить  новую школу?  / Л. М. Фридман // Народное образование. – 1993. - № 7. – С. 6 – 11.

   13. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические  труды. – Москва: Педагогика, 1989. – 367с.

   14. Якиманская, И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. – Москва: Педагогика, 1979. – 342с.

   15. Яцковская, С. Н. Обучение, воспитание, развитие/ C. Н. Яцковская, С. Г. Буткова. - Мозырь: ОООИД “Белый ветер”, 2003. – С. 4 – 12.  

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 

   Сравнение технологий ТО и РО

Объяснительно-иллюстративный способ обучения ТО Развивающее обучение РО по Д.Б. Эльконину  – В.В. Давыдову
Рассчитан на понимание, запоминание – воспроизведение  – применение ЗУН Рассчитано  на освоение СУД – умение добывать ЗУН
Цели: ориентация на личностные сферы и структуры
1) ЗУН  + 2) все

Образование –  обогащение памяти всеми теми богатствами, которые выработало человечество

1) СУД + 2) СУМ  + 3) ЗУН + …

Формирование  теоретических способов умственных действий, так как

1) овладение ЗУН наиболее эффективно с помощью СУД и СУМ;

2) обществу нужны  не столько функционалы (ЗУН), сколько инициативные универсалы (СУД, СУМ);

3) надо разгрузить  школу от ЗУН, заменить желанием  и умением добывать их

Принципы
Последовательность – от простого к сложному, индукция – от части к целому

Линейная логика

Природосообразность

Обучение пристраивается к развитию (обучаемое развитие)

Доступность 
 
 

Наглядность (эмпирическое мышление)

Приоритет образного  мышления

Сознательность  – осознание цели учения

Учет индивидуальных особенностей

Дедукция – от целого к части, от сложного к частному (простому) 

Нелинейная логика

Опережение

Обучение впереди  развития, ускоряет его (развивающее  обучение)

Трудности, зона ближайшего развития: повышение трудности, теоретический уровень материала способствует росту умственных способностей ребенка

Содержательные  обобщения; моделирование 

Широкое применение знаковых систем

Рефлексия, осознание  ребенком процесса учения 

Признание индивидуальности развития

Содержание
 
 
 
Индуктивная логика

На основе усложнения обобщений

Восхождение от конкретного к абстрактному

Эмпирическое  мышление (логика ЗУН)

В логике левого полушария 

Опора на правое полушарие (эмоции)

Возможности стимулирования умственного развития таятся прежде всего в содержании материала, в его дидактической организации

Дедуктивная логика

На основе содержательных обобщений

Восхождение от абстрактного к конкретному 

Теоретическое мышление (логика развития СУД) 

В логике взаимодействий правого и левого полушарий

Опора на левое полушарие (разум)

Деятельность
Ученик  – объект  

Учебная деятельность – любое взаимодействие ученика с учителем, с информацией 
 

1) характер мотивов:  а) социальный + б) познавательный 

2) Цель – овладение  ЗУН на уровне воспроизведения

3) Решение задачи – просто нахождение неизвестного 

4) Принудительная  позиция исполнителя работы (раба), за которого выполняют все функции, за исключением основной

Ученик –  субъект (и не действующее лицо, а  источник деятельности)

Учебная деятельность имеет целенаправленный характер (ЦУД). Это особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения

Отличительные качества ЦУД

1) Наличие у  ребенка внутреннего познавательного мотива (к содержанию, цели, способам деятельности)

2) Наличие  цели сознательного самоизменения (я это узнаю, пойму, решу)

3) Понимание  и принятие ребенком учебной задачи (поиск общего способа решения)  

4) Позиция ребенка  как полноценного субъекта деятельности (присутствуют все этапы деятельности) 
 
 

5) Направленность  на усвоение не просто СУДов, а теоретических оснований, на которых строятся способы деятельности

6) ЦУД – а)  творческое преобразование усвоенного  материала; б) аналог исследовательской  деятельности, ученик – творец, открыватель  способа

7) Рефлексивный характер рассмотрения своих действий

8) ЦУД по организации  является коллективно-распределенной, осуществляется в форме диалога, полилога

Методы
Объяснительно-иллюстративный подход

Регламентация, принуждение

Метод готовых  знаний

Монолог учителя

Деятельностный  подход 

Свободный выбор

Проблемные, поисковые, творческие

Диалог, полилог, дебаты

Недостатки
Крен  в сторону ЗУН 

Пассивность на занятиях

Малая доля самостоятельной  работы

Изоляция учащихся друг от друга

Трактовка учебной  деятельности как преимущественно  теорико-познавательной

Абсолютизация дедукции

Очень высокий  уровень сложности содержания

 
 

      

Урок  математики в 1 классе

(разработан  Р.Н. Тарановой, учительницей СШ  № 43 г. Могилева) 

   Тема: Нахождение неизвестной части по целому и известных частей.

   Цели: 1.Научить детей выделять неизвестную величину.

   2. Сконструировать способ нахождения  неизвестной части по известному  целому и других частей.

   3. Учить детей составлять модели.

   Тип урока: Постановка учебной задачи, моделирование выделяемых отношений в предметной, графической и знаковой формах. 

   Этапы урока

  1. Ситуация успеха.

    – Сегодня, дети, мы продолжаем работу над понятием «целое» и «части». Что такое  целое?

           (Это величина, которая  состоит из частей).

   – А что такое части?

          (Это величины, из  которых составляется целое).

    Показываю полоску:  

   – Это целое? (Дети показывают знак Л – «ловушка»).

   – Почему вы не можете ответить на мой  вопрос?

          (С данной величиной   не выполняются никакие операции).

   – Что нужно сделать с этой величиной, чтобы она стала целой?

          (Нужно представить ее в виде частей).

   – А что нужно сделать с этой величиной, чтобы она стала частью?

          (Нужно дать ей  одну или несколько частей).

   – Как в математике называются целое  и части?

          (Целое – сумма,  уменьшаемое; части – слагаемые,  вычитаемое, разность).

   – Вспомним, какую учебную задачу мы выполнили на прошлом уроке: как из частей составить целое. Запишите эту задачу в виде модели.

   Несколько учащихся выходят к доске, остальные  оценивают их работу карточками со знаком «+» или «–».

   – С помощью какой математической операции можно найти целое?

          (С помощью сложения).

   – Начертите обобщенную модель нахождения целого.

   Два ученика работают у доски, остальные  оценивают их чертежи:

      – Как вы считаете, потребуется ли вам в жизни умение находить целое? (Безусловно). Придумайте в группах такие случаи, когда нужно находить целое.

   Дети  описывают ситуации, которые придумали  в группах, и оценивают свою работу.

   – А теперь рассмотрим следующую задачу.

   Даны  три прямоугольника:

     Это части. Составьте из них целое и сравните величины, которые у вас получились. По какому признаку они одинаковые, а по какой – разные?

   (Целые  величины одинаковые по количеству  частей, а разные по форме).

   – Дайте частям названия, подпишите  их, а затем с помощью чертежа  и формулы опишите действия по составлению целого.

   Два ученика работают у доски. Остальные  оценивают их работу знаком «+» или  «-» и выполняют чертежи в  тетрадях.

     – Оцените свою работу в тетрадях по шкале «правильно».

   Соседи  по парте оценивают работу друг друга. Тот, кто выполнил чертеж, показывает кружком, согласен ли с оценкой. Анализируем, все ли сделали так, как нарисовано на доске. Разбираем ошибки.

   – Какой математический закон подтверждает правильность выполненного вами задания? (Переместительный закон).

     – Вы уже умеете работать  с числами. Придумайте, пожалуйста, числовое задание на нахождение целого для своего друга по парте и оцените его выполнение.

   Две пары учащихся работают у доски. 

  1. Разрыв.

   – Послушайте новое задание. У каждого  из вас на парте – две части (я предупреждаю вас, что это именно части):

   Вам нужно составить из этих частей целое:

   Дети  показывают «ловушку» Л.

   – Почему вы не можете составить целое? (Не хватает части). 

Информация о работе Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В.Давыдова