Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В.Давыдова

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: доказать практическую значимость системы РО Д. Б.
Эльконина и В. В. Давыдова.
Задачи:
1. Исследовать методы и приемы технологии РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.
2. Выявить практическую значимость методов РО.
3. Охарактеризовать взгляды Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова на обучение
детей.
4. Осуществить сравнительное сопоставление традиционной системы обу-
чения и системы обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Д. Б. ЭЛЬКОНИНА И В. В. ДАВЫ- ДОВА…………………………………………………………………..….5
1.1 Основные понятия и принципы РО Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова……..5
1.2 Особенности содержания РО Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова…………….8
Выводы по первой главе…………………………………………………………...11
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РО Д. Б. ЭЛЬКОНИНА И В. В. ДАВЫДО –
ВА………………………………………………………………………...12
2.1 Особенности содержания обучения…………………………………………..12
2.2 Особенности методики обучения……………………………………………..15
2.3 Учебный диалог как основная форма сотрудничества……………………....20
Выводы по второй главе…………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Технология развивающего обучения Д.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

   Литературное  чтение. Цель его – воспитать эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и авторскую позицию, побуждать к собственному суждению о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

   Формирование  техники чтения – не самоцель, а средство эстетического развития школьников. Формирование литературного творчества младшего школьника – ведущая задача («от маленького писателя к большому читателю»).

   Основная  форма работы для 6–7-летних детей  – ролевые игры и игры-драматизации.

   2-й  класс: понятие «точки зрения», «рассказчик-герой», «точка зрения героя».

   3–4-е  классы: освоение художественного  текста как содержательной формы,  открытие закона художественной  формы на малых и прикладных  жанрах.

   4-й  класс: понятие «род литературы» (эпос, лирика, драма).

   Вся программа (1–4-е классы) построена  по основным содержательным линиям:

  • формирование представлений о литературе как искусстве слова (теоретический блок);
  • практическое освоение работы в позиции «читателя-критика»;
  • практическое освоение работы в позиции «автора-художника»;
  • практическое освоение работы в позиции «публициста»;
  • практическое освоение работы в позиции «чтеца».

   мира, различение точек зрения автора, рассказчика  и героев. Этапы становления акцентного вычитывания: Коллективно-распределенная деятельность: в реальном детском взаимодействии происходит освоение разных позиций, чередование, переход из одной в другую, постоянная смена которых обеспечивает их взаимовлияние.

   Основные  методические приемы, используемые в  программе по литературному чтению:

  • становление позиции «читателя»;
  • акцентное вычитывание: при работе с лирическим стихотворением – выявление развития настроения лирического героя; при работе с эпическими и драматическими текстами – воссоздание картины
  1. коллективная классная работа;
  1. индивидуальное письменное сочинение (переход в позицию «автора-критика») в форме свободного читательского отзыва;
  2. коллективное обсуждение индивидуальных литературно-критических сочинений (уроки-обсуждения);
  • непосредственно-эмоциональное вслушивание направлено на развитие мотивационной сферы читателя-школьника. Форма урока «праздник читательских удовольствий» – предваряющее выразительное чтение взрослого (эталон чтения художественного текста);
  • выразительное чтение самих детей – своеобразный отчет учителю, классу, себе самому о своем понимании текста, его интерпретации. Форма урока – конкурс чтецов;
  • проверка домашнего чтения. Форма – письменный фронтальный опрос детей по прочитанному.

   Для реализации программы созданы учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителя.

   Окружающий  мир. Основная задача курса «Окружающий мир» – формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме того, решаются следующие задачи:

  • первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
    • ориентация ребенка в мире природных и социальных явлений;
    • формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
    • воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми.

   Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) в курс «Окружающий мир» является  логика «развертывания» знаний по естествознанию, поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.

   В предлагаемом курсе основная цель –  не построение картины мира, а сами способы построения этой картины, способы  получения знаний о природе.

   Ведущий метод обучения – решение детьми системы учебных задач. В курсе  «Окружающий мир» важнейшей учебной задачей является открытие и использование эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. 
 

   2.2 Особенности методики

   Центральное понятие методики РО – деятельность ребенка: игровая, учебная, трудовая и общения. Главная методическая задача – вовлечение детей во все усложняющиеся ситуации, игровые по форме и учебные по содержанию. Игра и учение – одновременно. 

   Целенаправленная (полноценная) учебная  деятельность (ЦУД) 

   По  мнению многих учителей, участие ребенка  в учебном процессе и есть учебная деятельность. Но с точки зрения теории Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова не всякая деятельность ребенка на уроке рассматривается как учебная, а только такая, которая направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления, воссоздание, конструирование знания.

   Целенаправленная (полноценная) учебная  деятельность – особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения (см. рис. 8) имеет следующие отличительные качества:

  1. Наличие у ребенка внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей. Выполняя одну и ту же деятельность, ученик может руководствоваться совершенно разными мотивами: обеспечивать свою безопасность; угождать учителю; исполнять обязанности (роль) или искать ответ на собственный вопрос. Только наличие мотива последнего типа определяет деятельность ребенка как целенаправленную учебную – ЦУД.
  2. Наличие цели сознательного самоизменения («Я это узнаю, пойму, решу»), понимание и принятие ребенком учебной задачи. В сравнении с традиционным подходом это выглядит так:
 
Традиционное (функциональное) обучение Развивающее обучение
Ребенка учат решать задачи Ребенка учат ставить  цели по самоизменению
   Состояние «обучаемого индивида» Состояние «учащего, преобразовывающего себя субъекта»
Итог: нет ЦУД Итог: есть ЦУД
 
   
  1. Позиция ребенка  как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все  этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата.
  2. Направленность на освоение теоретических ЗУН, СУД: поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определенного класса.

   ЦУД не тождественна активности. Активность может существовать на уровне операций (система программированного обучения). В случае же целенаправленной учебной деятельности активизируется поиск обобщенных способов действий, отыскание закономерностей, принципов.

  1. Ученик становится в положение исследователя-творца. Ведь для того чтобы он мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование. В этом смысле ЦУД представляет собой аналог исследовательской деятельности (квазиисследовательская, квазихудожественная). Все правила и законы выстраиваются самим ребенком.
  2. Рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий. Опыт творческой рефлексии – основополагающий элемент в формировании личности.

   Пример. Рефлексивную учебную  деятельность можно  проиллюстрировать  следующим тестом. Попробуйте вставить пропущенные знаки  арифметических действий:

   –, +, Ч, :, () в левую колонку. 
 

   1 2 3=1

   1 2 3 4=1

   1 2 3 4 5=1

   1 2 3 4 5 6=1

   1 2 3 4 5 6 7=1   
 

   (1+2):3=1

   1*(2+3)–4=1

   [(1+2):3)+4]:5=1

   [(1*(2+3)–4)+5]:6=1

   [(0+2):3)+4):5)+6]:7=1

      
 

   В правой колонке даны решения. Одни получают их способом подстановки, другие будут искать принцип решения. Тест точно показывает, возникает ЦУД  или нет. Если был  поиск принципа, значит, имелось ЦУД.

   В технологии Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает. Организовать ее – основная и наиболее сложная методическая задача учителя РО.

   Применяются различные варианты вовлечения учащегося в собственную целенаправленную учебную деятельность.

  • Учащимся предлагается на основе накопленного опыта самостоятельно составить и осуществить общий план деятельности по решению задач.
  • Даются готовая инструкция (план, алгоритм и т.п.) по решению задач, образец ее применения и задание для самостоятельной работы. Затруднения анализируются коллективно. После решения задач по новой теме по плану, предложенному учителем, при переходе к следующей теме учащиеся составляют план самостоятельно.
  • На основе общего плана работы и методов его конкретизации учащиеся составляют вариант плана соответственно теме занятия и закрепляют его в процессе решения задач.
  • На конкретном примере учащихся обучают решению задач по заданной теме, разделу. Сконструированные планы используются затем при решении определенных классов задач. Формируется обобщенный прием составления планов (общих и частных) и воплощения их в реальной учебной деятельности путем выделения ее компонентов: образ (цель) конечного результата; объект преобразования (его состав и структура, свойства и т.д.); средство планирования и порядок (последовательность операций) разработки и использования плана в конкретной учебной деятельности.
 

   Проблематизация

   Проблемное  изложение (проблематизация) знаний означает преподнесение материала в сочетании с мотивационным введением. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их к открытию, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем. 

   Метод учебных задач

   Термин  «учебная задача» в широком понимании  – это то, что дается учащемуся (или выдвигается им самим) для  выполнения в процессе учения в познавательных целях.

   Учебная задача в технологии развивающего обучения – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала. Она похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

   Школьники решают учебную задачу, выполняя определенные действия:

  • принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;
  • преобразование условий задачи для обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;
  • преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль над выполнением предыдущих действий;
  • оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

   В технологии Д.Б. Эльконина  – В.В. Давыдова обучение путем решения  учебных задач  является основным методом. 

   Моделирование

   Решить  задачу теоретически – значит решить ее не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование способа решения задачи в предметной, графической или знаковой форме. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Информация о работе Технология развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В.Давыдова