Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:13, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков в целом и урока английского языка в частности.
Можно выделить три задачи исследования: 1) Охарактеризовать виды дифференцированного обучения. 2) Выявить особенности реализации дифференцированного подхода в современных школах. 3) Описать технологии дифференцированного обучения в преподавании иностранного языка.
Введение.
А) Виды дифференцированного обучения и их характеристики.
Б) Реализация дифференцированного подхода в обучении.
В) Технологии дифференцированного обучения в преподавании английского языка.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
В результате применения технологии дифференцированного обучения было доказано, что учащиеся достигают лучшего результата, используя предпочитаемый ими учебный стиль. Но имеет смысл попробовать увеличить гибкость их реакции на внешнюю информацию, выходящую за рамки этого стиля обучения. С этой целью можно использовать методику ОЗТ (обучение – закрепление – тестирование). В соответствии с этим подходом обучение и тестирование должны ассоциироваться с наиболее выраженными учебными стилями ребенка, а закрепление – с выраженными более слабо. Была разработана типология заданий и упражнений по английскому языку, учитывающая разные стили обучения учащихся, а также применяются различные упражнения.
Вот несколько примеров:
“Снежный ком”. Учитель называет какое либо слово, ученик повторяет его, добавляя к нему еще одно, характеризующее какой-либо признак. Следующий ученик повторяет предыдущие слова и добавляет свое и т.д. При сбоях никто не подсказывает, цепочка слов продолжается с ошибками, провалами, либо точно воспроизводится. Затем рефлексируется, что было легким, трудным, идет осмысление “провалов” памяти. Упражнение направлено на развитие детализации, выработку эффективных стратегий зрительного запоминания (смыслологическая последовательность, личностная значимость образа). Иностранный язык– работа с лексикой, словесность – работа с понятиями.
Игра “Пойми фразу”. Учитель сообщает ученику на ухо какую-либо фразу, он показывает фразу пантонимически, чтобы остальные учащиеся сумели правильно ее разгадать. Допускаются уточняющие общие вопросы. Игра представляет собой тренировку навыков образного сообщения, это тренинг умения задавать вопросы, выстраивать логические цепочки, умения перерабатывать информацию с визуального канала на аудиальный. Иностранный язык – лексико-грамматические упражнения.
Игра “Интонация”. Учитель пишет на листках бумаги названия любого чувства, эмоции, раздает листки учащимся. Задача учащихся – произнести заданную фразу с нужной интонацией. Остальные учащиеся должны догадаться, какие чувства и эмоции были вложены в данную фразу. Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, помогает участникам обнаружить насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством, как можно использовать тональность в обучении. Иностранный язык – работа с лексическим материалом.
Упражнение “Разговор больших пальцев”. Работа в парах, учитель задает темы общения: пальцы знакомятся, поссорились, ищут возможность помириться, помирились. Упражнение на развитие выразительности языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственных ощущениях. Иностранный язык– разучивание диалогов.
Данные упражнения можно применять на любом предмете с учащимися разных возрастов.
Учитель должен всегда стремиться создать баланс в классном коллективе. Ученики с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу. Имея набор стратегий обучения, ассоциированных с каждым учебным стилем, ученики, выполняя смешанные задания, помогают друг другу увеличить количество своих учебных стратегий. Например, ученик синтетического типа, работая в паре с партнером-аналитиком над заданием оценить значимость текста, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, выделение сути, сопоставление фактов. Ученик-аналитик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, разбиения на категории и “расшифровки” неясных участков текста. Итак, данную технологию и ее отдельные элементы можно применять на любом предмете (приложение, таблица 2), а учителю, стремящемуся научить каждого ученика нужно запомнить следующую формулу успеха.
Формула успеха:
Применение данной технологии позволило получить следующие результаты: повысить мотивацию и интерес учащихся к иностранному языку, облегчить учащимся получение и воспроизведение информации, повысить качество знаний учащихся.
Нет
типов хороших или плохих, каждый
имеет свои преимущества и недостатки.
Левополушарники создают
3)
Заключение.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах
Дифференцированное
обучение необходимо для того, чтобы
обеспечить каждому ученику условия
для его максимального
Для успешной реализации дифференциации обучения необходимо помнить и использовать три основных аспекта: 1) учет индивидуальных особенностей учащихся; 2) группирование учеников на основании этих особенностей; 3) вариативность учебного процесса в группах.
Дифференцированное обучения детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления старших школьников. Это повышает активность ребёнка на уроке, его интерес к предмету, стремление к самостоятельной работе.
Входя
в класс, нужно вспоминать слова О. Мандельштама:
“Не сравнивай! Живущий несравним!”
Список
литературы:
15. Митин
С.Н. Индивидуализация и дифференциация
в процессе обучения: Методические рекомендации.
– Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
Приложение.
Таблица
1.Виды домашних заданий
в условиях дифференциации
Виды домашних заданий | Виды домашних заданий |
Три
уровня домашнего
задания:
|
Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или с психологом). |
Домашнее
задание «Снежный
ком»
Из большого числа заданий массива знаний ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности |
|
Особое
домашнее задание
В классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания: участники олимпиады, слабые по здоровью дети; в старших классах – ученики – будущие абитуриенты вызов, сдающие данный предмет как основную дисциплину и т.д |
Таблица 2. Создание баланса на уроке.
Стиль | Иностранный язык | Математика | Естественные науки | Словесность |
Синтетический | Восприятие на слух, освоение вокабуляра методом “островков” | Задачи в словах, формулировка теорем | Мозговые штурмы, выделение важнейших моментов, предсказание результатов | Сочинения, задания на правописание |
Аналитический | Чтение, освоение вокабуляра посредством изучения слов | Вычисления, работа в одиночку, доказательство теорем | Проведение эксперимента и определение результатов | Анализ рассказа, разбор слов, задания на поиск ошибок |
Импульсивный | Мозговой штурм, деятельность, требующая быстрой реакции, ролевые игры | “Математические марафоны” | Экспериментальные занятия | Чтение /пересказ, задания по правописанию |
Рефлек сивный | Работа в малых группах, деятельность, требующая отсроченной реакции | Письменные работы | Демонстрация научных достижений | Чтение и краткое изложение, обучение других |
Визуальный | Чтение с доски | Письменные задачи | Чтение книг | Чтение рассказов |
Аудиальный | Диалоговый режим, видеофильмы, аудиокассеты | Устные задачи | Просмотр фильма | Прослушивание рассказов |
Кинестетический | Игры, соревнования, группы с переменным составом, работа с магнитофоном и учителем | Решение задач с использованием реальных предметов | Проведение экспериментов | Разыгрывание рассказов по ролям |
Информация о работе Технология дифференцированного обучения в современной школе