Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:13, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков в целом и урока английского языка в частности.
Можно выделить три задачи исследования: 1) Охарактеризовать виды дифференцированного обучения. 2) Выявить особенности реализации дифференцированного подхода в современных школах. 3) Описать технологии дифференцированного обучения в преподавании иностранного языка.
Введение.
А) Виды дифференцированного обучения и их характеристики.
Б) Реализация дифференцированного подхода в обучении.
В) Технологии дифференцированного обучения в преподавании английского языка.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
5)
по темпу (времени) обучения: классы
(группы) опережающего, ускоренного и замедленного
обучения (трех-, четырех- и пятилетняя
начальная школа, экстернат).
В настоящее время наибольшее распространение получили два вида дифференциации по индивидуально-психологическим особенностям детей: по уровню умственного развития и по области интересов (профилю). Они организуются на различных возрастных ступенях: при поступлении в школу, при переходе из начальной ступени в среднюю и из средней — в старшую.
Дифференциация
обучения позволяет организовать учебный
процесс на основе учета индивидуальных
особенностей личности, обеспечить усвоение
всеми учениками содержания образования,
которое может быть различным для разных
учащихся, но с обязательным для всех выделением
инвариантной части. При этом каждая группа
учеников, имеющая сходные индивидуальные
особенности, идет своим путем. Процесс
обучения в условиях дифференциации становится
максимально приближенным к познавательным
потребностям учеников, их индивидуальным
особенностям.
Б)
Реализация дифференцированного
подхода в обучении.
В настоящее время в России идёт модернизация системы образования, которая сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике воспитательно-образовательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, новыми технологиями, ориентированными на развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации, личностное взаимодействие учителя с обучаемыми; происходит компьютеризация учебного процесса; особая роль отводится духовному воспитанию личности.
Обновление
работы школы рождает много
В последние годы работа учителя во многом изменилась. Отход от указаний и предписаний, авторитарных разработок, поиск собственных эффективных путей, методических приёмов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учётом возможностей и способностей, подготовки и интересов именно тех учеников, к которым учитель идёт сегодня в класс.
Ещё
совсем недавно главной задачей
образования было дать каждому обучающемуся
полное среднее образование независимо
от его способностей и наклонностей.
Но практика показала, что не все
могут осваивать материал на одинаковом
уровне.
В профессиональные училища идут учащиеся с невысоким уровнем обученности, которые легко усваивают конкретные знания: факты, сведения, понятия с невысокой степенью обобщения. Труднее протекает процесс усвоения абстрактных понятий, выявление причинно-следственных связей внутри - и межпредметного характера, многооперационных умений и навыков. Поэтому очень важно найти ту обучающую технологию, которая помогла бы решить эти проблемы. Именно поэтому все больше и больше учителей стали применять в своей работе технологию дифференцированного обучения.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
При дифференцированном подходе учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, знаний, умений и навыков (гомогенная группа). Здесь важна ориентация на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.), особенности характера и темперамента.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.[13]
Дифференцированная
организация учебной
Ее
осуществление в личностно-
1) уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;
Проведенный анализ психолого-педагогических и дидактических основ, а также практики профильной дифференциации содержания образования в школе показывает, что:
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.
1.Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2.Проведение
диагностики по выбранному
3.Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.
4.Выбор
способов дифференциации, разработка
разноуровневых заданий для
5.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
6.Диагностический
контроль за результатами
В работе со старшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость. По мнению психологов, обученность — это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.
Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:
а)
степени самостоятельности
б) характеру помощи учащимся;
в) форме учебных действий.
Способы
дифференциации могут сочетаться друг
с другом, а задания могут предлагаться
ученикам на выбор.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач по генетике, составление тестов), создавать новый продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
Информация о работе Технология дифференцированного обучения в современной школе