Технология дифференцированного обучения в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков в целом и урока английского языка в частности.

Можно выделить три задачи исследования: 1) Охарактеризовать виды дифференцированного обучения. 2) Выявить особенности реализации дифференцированного подхода в современных школах. 3) Описать технологии дифференцированного обучения в преподавании иностранного языка.

Оглавление

Введение.
А) Виды дифференцированного обучения и их характеристики.
Б) Реализация дифференцированного подхода в обучении.

В) Технологии дифференцированного обучения в преподавании английского языка.

Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

ТИТУЛЬНИК.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

     5) по темпу (времени) обучения: классы (группы) опережающего, ускоренного и замедленного обучения (трех-, четырех- и пятилетняя начальная школа, экстернат). 
 
 

     В настоящее время наибольшее распространение  получили два вида дифференциации по индивидуально-психологическим особенностям детей: по уровню умственного развития и по области интересов (профилю). Они организуются на различных возрастных ступенях: при поступлении в школу, при переходе из начальной ступени в среднюю и из средней — в старшую.

     Дифференциация  обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идет своим путем. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Б) Реализация дифференцированного  подхода в обучении. 
 

     В настоящее время в России идёт модернизация системы образования, которая сопровождается существенными  изменениями в педагогической теории и практике воспитательно-образовательного процесса. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, новыми технологиями, ориентированными на развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации, личностное взаимодействие учителя с обучаемыми; происходит компьютеризация учебного процесса; особая роль отводится духовному воспитанию личности.

     Обновление  работы школы рождает много учительских  открытий, больших и малых, важных для самого учителя и общеинтересных. Знакомство с этим опытом, его внимательное изучение могут натолкнуть на свежую мысль, подсказать эффективный методический ход или приём в работе на уроке, в общении с обучаемыми.

     В последние годы работа учителя во многом изменилась. Отход от указаний и предписаний, авторитарных разработок, поиск собственных эффективных путей, методических приёмов, обогащение и развитие существующих форм и методов с учётом возможностей и способностей, подготовки и интересов именно тех учеников, к которым учитель идёт сегодня в класс.

     Ещё совсем недавно главной задачей  образования было дать каждому обучающемуся полное среднее образование независимо от его способностей и наклонностей. Но практика показала, что не все  могут осваивать материал на одинаковом уровне.  
 

     В профессиональные училища идут учащиеся с невысоким уровнем обученности, которые легко усваивают конкретные знания: факты, сведения, понятия с невысокой степенью обобщения. Труднее протекает процесс усвоения абстрактных понятий, выявление причинно-следственных связей внутри - и межпредметного характера, многооперационных умений и навыков. Поэтому очень важно найти ту обучающую технологию, которая помогла бы решить эти проблемы. Именно поэтому все больше и больше учителей стали применять в своей работе технологию дифференцированного обучения.

     Технология  дифференцированного  обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

     При дифференцированном подходе учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств, знаний, умений и навыков (гомогенная группа). Здесь важна ориентация на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.), особенности характера и темперамента.

     Основная  задача дифференцированной организации учебной  деятельности — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

     Развитие  личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно-ориентированном образовании ставит своей целью обеспечить учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе дифференцированного подхода индивидуальных особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень.[13]

     Дифференцированная  организация учебной деятельности с одной стороны учитывает  уровень умственного развития, психологические  особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны — во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются.

     Ее  осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

         1) уточнить и конкретизировать по каким критериям, способностям, знаниям, умениям будет осуществляться дифференциация обучения;

  1. разработать или использовать уже готовые задачи, задания, тесты, позволяющие осуществить дифференциацию учащихся по избранному критерию;
  2. использовать дифференцированные задачи, задания, упражнения с учетом результатов предварительной диагностики учащихся;
  3. в случае если отдельные учащиеся с дифференцированным заданием явно не справляются или оно для них оказалось слишком простым и легким, перевести ученика в более сильную или, наоборот, более слабую группу;
  4. при успешном выполнении учащимся определенных целей задач, заданий, упражнений, пониженного уровня трудности, сложности, перевести его в другую группу. При этом отметить его успехи и достижения;
  5. создать, систематизировать и непрерывно совершенствовать «банк дифференцированных заданий» по выделенному критерию, способности, умению, используя для этого карточки-задания, слайды, компьютерные программы.
 

     Проведенный анализ психолого-педагогических и дидактических основ, а также практики профильной дифференциации содержания образования в школе показывает, что:

  • профильная дифференциация содержания образования является одним из эффективных средств повышения качества образования, развития способностей, склонностей, интересов школьников; активности их познавательной деятельности;
  • профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах, носящих предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования, а сама такая подготовка рассматривается в настоящее время как одна из основных задач старшей ступени школы;
  • профильная дифференциация содержания обучения является для старшеклассников средством самореализации, возможностью реально оценить свои познавательные способности, профессиональные намерения, наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения;
  • основаниями для профильной дифференциации содержания образования являются основные предметные области знания и профессиональные намерения учащихся.
 
 
 
 

     Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

     1.Определение  критерия, на основе которого  выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

     2.Проведение  диагностики по выбранному критерию.

     3.Распределение  детей по группам с учетом  результатов диагностики.

     4.Выбор  способов дифференциации, разработка  разноуровневых заданий для созданных  групп учащихся.

     5.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

     6.Диагностический  контроль за результатами работы  учащихся, в соответствии с которым  может изменяться состав групп  и характер дифференцированных  заданий.

     В работе со старшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость. По мнению психологов, обученность — это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.

     Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

     а) степени самостоятельности учащихся;

     б) характеру помощи учащимся;

     в) форме учебных действий.

     Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор. 
 

     1. Дифференциация учебных  заданий по уровню  творчества.

     Такой способ предполагает различия в характере  познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

     К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

     К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач по генетике, составление тестов), создавать новый продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

     Дифференцированная  работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем  обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

     2. Дифференциация учебных  заданий по уровню  трудности.

     Такой способ дифференциации предполагает следующие  виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются задачи на моногибридное скрещивание, а для 3-й – на дигибридное, и перекомбинацию генетического материала);
  • увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению).
  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (сравнить строение тела кольчецов и плоских червей, сравнить строение сердца рыб и птиц)
  • использование обратного задания вместо прямого (по изменяемому воздействию определить фактор, и наоборот).

     3. Дифференциация заданий  по объему учебного  материала.

     Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп  выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

     Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена  разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем  обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Информация о работе Технология дифференцированного обучения в современной школе