Технология дифференцированного обучения в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 10:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков в целом и урока английского языка в частности.

Можно выделить три задачи исследования: 1) Охарактеризовать виды дифференцированного обучения. 2) Выявить особенности реализации дифференцированного подхода в современных школах. 3) Описать технологии дифференцированного обучения в преподавании иностранного языка.

Оглавление

Введение.
А) Виды дифференцированного обучения и их характеристики.
Б) Реализация дифференцированного подхода в обучении.

В) Технологии дифференцированного обучения в преподавании английского языка.

Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

ТИТУЛЬНИК.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Марийский государственный университет» 
 
 
 
 
 

Кафедра педагогики и психологии. 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

«Технология дифференцированного обучения в современной школе» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студентка заочного отделения

3 курса

Лопанова  Юлия.

Проверил: 

Кондратенко Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Йошкар-Ола.

2010 год.

     Содержание: 

  1. Введение.
  2. А) Виды дифференцированного обучения и их характеристики.

      Б) Реализация дифференцированного подхода в  обучении.

      В) Технологии дифференцированного обучения в преподавании английского языка.

  1. Заключение.
  2. Список литературы.
  3. Приложение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 
 
 

         Что такое дифференциация? Это слово  происходит от латинского differentia – различие, разделение. Что же разделяется в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному.

         Необходимость дифференциации появляется вследствие различий, имеющихся у людей. В  условиях классно-урочной системы  без введения дифференциации процесс  обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные способности учеников разные, как и их обучаемость. «Сильные» ученики могут очень быстро усвоить новый материал, «слабым» ученикам же, напротив, необходимо больше времени для восприятия нового материала, и намного больше времени и повторений для его закрепления. Для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивающие предметы естественно-математического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо развитым образным мышлением, но не любящие математику, физику, химию. При обучении детей с разными интересами, потребностями и способностями одинаково может снизить качество образовательного процесса.

     В настоящее время все больше учителей использует дифференцированный подход в обучении, который предполагает учет индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия, вариативности обучения.

         Проблемой дифференцированного обучения занимались Ю.К. Бабанский, М.А. Мельников, Н.М. Шахмаев, И.С. Якиманская, СИ. Зубов, Л.Н. Калашникова, Т.П. Михиевич, А.А. Попова, А.В. Баранников, А.А. Кузнецов, О.Б. Логинова, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков, Г.К. Селевко, С.Н. Митин, Осмоловская, Зимняя.

         Цель  исследования – раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков в целом и урока английского языка в частности.

         Можно выделить три задачи исследования: 1) Охарактеризовать виды дифференцированного  обучения. 2) Выявить особенности реализации дифференцированного подхода в современных школах. 3) Описать технологии дифференцированного обучения в преподавании иностранного языка.

         Объектом  исследования является проблема дифференциации обучения в современной школе.

         Предметом исследования является технология дифференцированного обучения.

         Методами  исследования являются работа с книгами, теоретический анализ.

         В процессе исследования выявляются аспекты дифференцированного обучения и условия их успешного использования в обучении. В этом заключается практическая значимость исследования. 
     
     
     
     

     А) Виды дифференцированного  обучения и их характеристики. 
 

     Дифференциация  в переводе с латинского «difference»  означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

     Дифференцированное обучение - это:

     1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает  с группой учащихся, составленной  с учетом наличия у них каких-либо  значимых для учебного процесса общих качеств;

     2) часть общей дидактической системы,  которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

     Цель дифференциации процесса обучения — обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

     Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные  систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи. Главное же заключается в правильном подборе методик обучения для учеников с разным уровнем знаний.

     Дифференцированное  обучение осуществляется в различных  организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях. В современной образовательной практике выделяются два вида дифференциация: внутренняя (без выделения стабильных групп) и внешняя (с выделением стабильных групп).

     В основе внешней дифференциации лежит учет познавательных интересов, образовательных потребностей учащихся, их способностей к тому или иному роду деятельности. Цель данного вида дифференциации – создать условия для осознанного профессионального самоопределения. Согласно существующим документам внешняя дифференциация должна осуществляться в два этапа:

         - предпрофильная подготовка (8-9 классы);

         - профильное обучение (10/11 классы).

         При внешней дифференциации ученики  делятся на группы:    

  1. по характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
  2. по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
  3. по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
  4. по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
  5. по уровню умственного развития (уровню достижений);
  6. по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и др.);
  7. по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).

     По  организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

  1. региональную по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
  2. внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
  3. в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.);
  4. межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
  5. внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

     Внутриклассную  дифференциацию называют еще "внутренней".

     Анализ  реальных возможностей различных форм дифференциации детей по уровню их обучаемости и умственного развития показывает, что они по отдельности не решают всех задач, которые стоят перед современной школой как адаптивной педагогической системой. Но лучше всего эти задачи решает внутренняя дифференциация.

     Характеристика  внутренней дифференциации:

  1. различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (классе), подобранной по случайным признакам;
  2. дифференциация основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся;
  3. предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя;
  4. возможно разделение детей на группы (мобильные, гибкие, подвижные) внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами;
  5. особенность внутренней дифференциация на современном этапе – ее направленность не только для детей, испытывающих трудности (что традиционно для школы), но и на одаренных детей.

     Внутренняя  дифференциация основывается на ряде методологических положений:

  1. неодинаковость усвоения информации -  это естественное явление, поскольку все дети разные;
  2. усвоение информации бывает эффективным и неэффективным;
  3. необходимо своевременно выявлять причины неэффективного усвоения информации;
  4. неэффективное усвоение порождает отставание и неуспешность учащихся, воспитанников;
  5. дифференциация осуществляется не по отставанию (сильные или слабые), а по причинам отставания в усвоении (тип мышления, уровень понимания, канал восприятия);
  6. причины отставания следует рассматривать как основания дифференциации;
  7. деление на группы – это следствие дифференциации по причинам отставания.

     Внутренняя  дифференциация может  осуществляться в  форме:                                                                                   

     Дифференцированного подхода к учащимся, который состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом.[там же с.5]

     Уровневой дифференциации, которая предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований. [там же  c.5]

     Внутренняя дифференциация осуществляется посредством:

    1. вариативности темпа изучения материала;
    2. дифференциации учебных заданий;
    3. выбора различных видов деятельности;
    4. определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

     К внутренней дифференциации иногда относят и деление класса на любые, даже разнородные группы, для которых применяется интегративная модель дифференцированного обучения. Примерами может служить разделение учащихся при групповых способах обучения, использование игровых методик, бригадно-лабораторного метода, метода проектов и т.п.

     В особую дифференциальную группу может  быть выделена любая группа, обучение в которой отличается какими-либо условиями или компонентами учебно-воспитательного процесса. По этим признакам отмечают следующие виды дифференцированных групп:

     1) по целям обучения: группы компенсирующего обучения (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), творческие, работы с одаренными, предвузовской подготовки, овладения специальностью и др.;

     2)по содержанию обучения: спецклассы (группы, школы) профильные, по направлениям, с углублением, с уклоном, раннего изучения предмета, специальных программ, группы профессионализации и специализации, дополнительных образовательных услуг и др.;

     3) по методам и технологиям: группы развивающего обучения, коллективного способа обучения, работающие по авторским методикам Шаталова, Волкова или других авторов; компьютерной технологии, социоигровой, вальдорфской педагогики, монтес сори — методики, повышенного индивидуального внимания, компенсирующего обучения и др.;

     4) по уровню обучения: группы базового образовательного стандарта, продвинутого уровня (группы углубленного изучения предмета, факультативные, гимназические, лицейские), компенсирующего, адаптирующего уровня (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), специальные и др.;

Информация о работе Технология дифференцированного обучения в современной школе