Средства массовой информации, как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования :
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования
2. Раскрыть сущность и понятие социализации
3. Выявить группу факторов оказывающих наибольшее влияние на социализацию подростков
4.Раскрыть сущность влияния средств массовой информации на социализацию подростков
5.Эмпирическим путём определить степень влияния СМИ на социализацию подростков

Файлы: 1 файл

курсовая на защиту 2012!!!.docx

— 188.32 Кб (Скачать)

СМИ выполняют  в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей .

С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМИ. Для большой части подростков просмотр телевизионных программ, передач, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками.        

СМИ, являясь одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп .

 Во-первых, СМИ весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр.

Во-вторых, средства массовой информации фактически представляют собой систему неформального  образования, просвещения различных  слоев населения. Все пользователи СМИ приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные  сведения по самым разнообразным  вопросам общественной и политической жизни.

Развитие  электронных систем породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации – взаимодействие человека с определенными  интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет подключены миллионы абонентов. Среди них – группы любителей истории, автолюбители, фанаты музыки и спорта, а также прочие электронные кланы, возникающие в новой электронной среде.

Это создает  совершенно новые возможности для  самореализации и самоутверждения, может вести к тем или иным самоизменениям у детей, подростков.

Все каналы СМИ (радио, телевидение , газеты, реклама, журналы, интернет) поставляют для детской и юношеской аудитории один и тот же набор явно идеологически окрашенной тематики.

-  Первая тема – секс-пропаганда;

- Вторая тема – молодежная мода;    

- Далее идет тема агрессивного поведения и преступления.

-Четвертая тема – «drug-мифология» (от англ. drug – наркотики).     

-Пятая тема – рок-звезды и рок-музыка. Реклама поп-звезды, сведения о ее гонорарах, поклонниках, описание успеха, богатства, любовные приключения, сообщения о девиантных поступках.       

- Шестая тема - это места и способы развлечений: реклама клубов, рок концертов, дискотек, массовых праздников и т.д.

Идеологическая  окраска всех названных тем –  девиантность.

Основным  «продуктом» СМИ  среди  подростков являются фильмы.

Анализ  обработки результатов эмпирического  исследования  позволил сделать  вывод о непосредственном влиянии  продуктов средств массовой информации на социализацию подростков, а именно: возникновение поведенческих стереотипов, т.е. «перенесение» моделей поведения  киногероев на реальные жизненные ситуации. Проявление таких стереотипов может  повлечь за собой изменение на нижнем – обыденном – уровне общественного сознания. Через призму восприятия данной категории фильмов  происходит искажение реально существующих негативных общественных явлений, таких как войны, убийства и насилие. Эмоции такие сцены вызывают у большинства не только не негативные, а наоборот, позитивные или даже становятся причиной многократного просмотра данной категории фильмов. Что так же при распространении на большие масштабы будет оказывать влияние на общественное сознание.

Таким образом, из всего вышеизложенного мы можем заключить, что гипотеза нашего исследования подтвердилась и СМИ являются фактором социализации подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. –М: Академия 2004 – 264 с.
  2. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике: Теория и история. –М: Перспектива 2006 – 736 с.
  3. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация \\ Сов. Педагогика. 1991. №1. - С.36-48
  4. Гундарова И. «О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками» // Воспитание школьников - 2005год. - № 9. - С.49-53.
  5. Журин А.А. Информационная безопасность как педагогическая проблема // Педагогика. – 2003. – № 4.- С. 60-65.
  6. Кравченко А.И. Социология: Словарь. Учебное пособие для вузов. М.: Изд. центр «Академия» 1997.- 289с.
  7. Липский И.А.: Социальная педагогика: Методологический анализ: Учебное пособие. –М : Сфера 2004 – 317 c.
  8. Мудрик А.В. Социализация. \\ Магистр. 1993. №3. - С.32-64
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика- М.: Издательский центр «Академия» 2000. - 192 с.
  10. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. М : Деловая книга 2003 – 582 с.
  11. Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: УРСС 2006 – 311с.
  12. Никулина О.М. Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: Конспект лекций. –М: Высшее образование 2007. – 256 с.
  13. Общая социология: Систем. Курс: Учеб пособие/. Аксененк Ю. Н о и др.; Под ред. Дыльнова Г. В.2-е изд., перераб., доп. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. - 290 с.
  14. Ожегов C.И., Словарь русского языка. М., 1989. - 551 с.
  15. Подласый И.П. Педагогика - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004 - Кн.2. Процесс воспитания. - 256 с.
  16. Сергеев В. К. Молодёжная культура и СМИ. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002 – 188с.
  17. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия» 2002. - 576 с.
  18. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Мардахаев Л.В. - М.: Издательский центр «Академия» 2002. - 368 с.
  19. Сухов А.Н. Бодалев А.А. Казанцев В.Н. Социальная психология: Учебное пособие для вузов. –М: Академия 2006 – 600 с.
  20. Филиппова О. В. Влияние СМИ на развитие детской агрессивности.[Электронный ресурс]. Образовательный портал «Слово» . http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38101.php/ - 24.11.12
  21. Чудинова В.П. Социализация личности ребенка и медиа: острые проблемы // Школьная библиотека - 2004 год. - № 4 - C.40-46.
  22. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком: Психология манипулирования. –М: АСТ, 2005 . - 289с.
  23. Школьник Л.С. «О педагогических функциях коммуникации» // Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи": Сб. науч. Тр. - М., Изд-во АПН СССР, 1989. - С. 4-12.

 

 

 

 


Информация о работе Средства массовой информации, как фактор социализации подростков