Средства массовой информации, как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования :
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования
2. Раскрыть сущность и понятие социализации
3. Выявить группу факторов оказывающих наибольшее влияние на социализацию подростков
4.Раскрыть сущность влияния средств массовой информации на социализацию подростков
5.Эмпирическим путём определить степень влияния СМИ на социализацию подростков

Файлы: 1 файл

курсовая на защиту 2012!!!.docx

— 188.32 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

 

 

Факультет Социальных наук

Кафедра Психологии и педагогики

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

на тему: «Средства массовой информации, как фактор социализации подростков.»

 

Исполнитель

студент группы 062                                                               А.Г Петросян

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск, 2012

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа  содержит 41 с., 11 рисунков, 23 источника.

 

Социализация, приспособление, обособление, идентификация, подражание, мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы, сми, телевидение, печать, реклама, радио, интернет.

 

«СМИ - средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной), охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.»

Актуальность исследования заключается в том, что занимая лидирующее место в жизни современных подростков, средства массовой информации (далее СМИ) становятся одним из важнейших институтов социализации.

Сегодня многие исследователи говорят не только об огромном, но и определяющем влиянии СМИ на развитие подростков, их поведение.

СМИ занимают ведущее место в передаче и  трансляции социально-культурных ценностей  и традиций. Взаимодействие индивида с различными потоками информации, получаемыми посредством СМИ  происходит стихийно. Таким образом, посредством манипуляций, СМИ, в том числе и виртуальная среда, начинают менять представления человека о мире, обществе, культуре и самом себе.

Задачи исследования :

1. Проанализировать  научную литературу по проблеме  исследования

2. Раскрыть сущность и понятие  социализации

3. Выявить группу факторов оказывающих наибольшее влияние на социализацию подростков

4.Раскрыть  сущность влияния средств массовой  информации на социализацию подростков 

5.Эмпирическим  путём определить степень влияния  СМИ на социализацию подростков

Методы исследования: анализ научной литературы, интервью, беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 5

1. Теоретические аспекты изучения средств массовой информации как  института социализации 7

1.1. Понятие и сущность социализации 7

1.2. Факторы социализации подростков 15

1.3. Сущность влияния СМИ на социализацию подростков 19

2. Эмпирическое исследование СМИ как фактора социализации подростков 26

2.1. Программа исследования 26

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 28

Заключение 36

Библиографический список 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    

Современная Россия находится в состоянии  формирования новой социальной системы. Социальные нормы современного российского  общества на текущий период не представляют собой естественной адаптационной  нормы развития для подрастающего  поколения ввиду кризиса таких  сфер жизнеобеспечения, как образование, здравоохранение, средства связи, транспорт, вследствие межэтнических конфликтов, падения духовности, нравственности, изменения ценностных ориентаций, разрыва  между гражданами и официальной  властью, роста различных форм общественных девиаций.

Духовная  жизнь детей, подростков, молодых  людей в силу недостаточной сформированности и выраженной лабильности таких социально значимых параметров, как направленность, интересы, моральная и нравственная система ценностей, а также мировоззрение в целом, подвергается насильственному воздействию со стороны таких факторов, как асоциальные условия проживания, маргинализация и криминализация, кризис образования, дегуманизация, деинтеллектуализация. Общей выраженной чертой российского общества, к сожалению, стала агрессивность. Дети и подростки в силу своей неопытности, незрелости, суггестивности не защищены от проявлений зла, насилия, жестокости, бескультурья, хамства, невежества.

Немалый «вклад»,  в популяризацию и распространение именно этих, отнюдь не лучших, проявлений среди молодежи вносят в последнее десятилетие и СМИ.

Объект исследования – социализация подростков.

Предмет исследования – СМИ как фактор, влияющий на социализацию подростков.

Целью данной работы является изучение аспектов влияния средств массовой информации на социализацию подростков.

Исходя  из цели, объекта и предмета нашего исследования, мы смогли определить гипотезу следующим образом: СМИ являются одним из определяющих факторов социализации подростков.

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты изучения средств массовой информации как  института социализации

1.1. Понятие и сущность социализации

Социализация  личности - одно из ведущих понятий  социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное  социальное явление [8, с. 116]. В научной литературе можно встретить различные определения этого понятия, такие, как: социализация – это сложный многогранный процесс по:

  - усвоению  индивидом на протяжении его  жизни социальных норм и культурных  ценностей того общества, к которому  он принадлежит;

  - усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта [10, с. 324].

- становлению  личности, обучению и усвоению  индивидом ценностей, норм, установок,  образцов поведения, присущих  данному обществу, социальной общности, группе;

- включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т.д. [14, с. 266].

 Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни» [5, с. 134].

Сущность  социализации состоит в сочетании  приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон) [6, с. 47]. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязании человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

  Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия).

Социализацию  нельзя отождествлять с развитием  личности, которое происходит и вне  общества. Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их

 социализацию[5, с. 137].

Резюмируя вышесказанное, попытаемся дать расширенное  определение социализации.

Социализация  – это сложный непрерывный  процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным .Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде [11, с. 112].

В целом  процесс социализации условно можно  представить как совокупность четырех  составляющих :

– стихийной  социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств  жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

– относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных социально-профессиональных, этнокультурных и возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

– относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

  – более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами (родители, сверстники, друзья, соседи, воспитатели и т.д) происходит с помощью ряда, условно говоря «механизмов»

К психологическим  и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д.   

Рефлексия может  представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Информация о работе Средства массовой информации, как фактор социализации подростков