Средства массовой информации, как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования :
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования
2. Раскрыть сущность и понятие социализации
3. Выявить группу факторов оказывающих наибольшее влияние на социализацию подростков
4.Раскрыть сущность влияния средств массовой информации на социализацию подростков
5.Эмпирическим путём определить степень влияния СМИ на социализацию подростков

Файлы: 1 файл

курсовая на защиту 2012!!!.docx

— 188.32 Кб (Скачать)

 

 

2.Эмпирическое исследование СМИ как фактора социализации подростков

2.1. Программа исследования

Определив теоретические аспекты выбранной  нами проблематики влияния СМИ на социализацию подростков, считаем целесообразным определить ключевые моменты эмпирического  исследования.

Целью эмпирического этапа нашего исследования явилось уровень влияния СМИ на сознание и социализацию подростков.

Задачи исследования:

1. Разработать опросник  информационных предпочтений подростков и их влияния на процесс и результат их социализации;

2. Провести диагностическое обследование подростков с использованием авторских опросников;

3. Провести  диагностическую беседу по проблеме  исследования

Методы практической части исследования: в данном эмпирическом  исследовании использован метод анкетирования и беседы.

Цель анкетирования определить:

1. источники  получения информации;

2. информационное предпочтение подростков;

3. восприятие  подростками информации;

В качестве диагностического инструментария мы использовали разработанную нами анкету состоящую из 5 вопросов.

1.   Перечислите название газет, которые  вы с интересом читаете.

2.   Назовите журналы, которые вы  с интересом читаете постоянно.

3. Что  для вас является основным  источником информации из СМИ,  которому вы больше всего доверяете:

-газеты

-журналы

-реклама

-телевидение

-Интернет

-радио

4.  Какая  информация, передаваемая по СМИ  вам наиболее интересна.

5. Часто  ли возникает в жизни ситуация, когда представления о том  или ином событии, о той или  иной проблеме формируется у  вас благодаря информации СМИ?

При проведении диагностической беседы, цель которой  выяснить какой «продукт» СМИ востребован подростками и как он влияет на их социализацию, мы использовали следующие основные вопросы.

- Смотрите  ли Вы фильмы для  " поднятия настроения"?

- Считаете ли Вы, что мир, созданный  в фильмах по каким-то параметрам  лучше, чем современная реальность?

- Ассоциируете ли Вы себя  с одним из героев ( или несколькими)  фильма?

- Что Вас привлекает в фильмах?

- Покупаете ли Вы  выпускаемую   с эмблемой  фильма продукцию?

- Как  близкие люди относятся  к Вашему влечению?

В эмпирическом исследовании принимали участие учащиеся 7 класса ( от 12-13 лет).

Гипотеза   исследования  заключается в том, что СМИ являются одним из факторов социализации подростков.

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ и интерпретация  полученных результатов

Исследование  проходило в МОУ СОШ № 10 в ноябре 2012 г. В нем приняли участие учащиеся 7 класса из них мальчиков -12, девочек -13.               

Проанализировав результаты опроса мы получили следующие  результаты.

Ответы  респондентов на первый вопрос (рисунок 1) позволили сделать следующие выводы; большинство учащихся  газет не читают вообще

(48%).Учащиеся, читающие газеты,  составили: 16 %  - «Моя Мадонна»,  12%  - «Дважды два», 12% - «Телеобъектив».

Рисунок 1- Перечислите  названия газет которые Вы с интересом  читаете.

Исходя  из результатов, изложенных  на рисунке 2, мы получили следующие результаты; респонденты, читающие познавательные журналы («Вокруг Света», «Юный художник»), составили  8%,  увлекательные (комиксы «Человек -паук»,  «Трансфомеры», «Игромания»,  «Винкс», «Бумеранг»)  - 24%,  глянцевые («Avon», «Cosmopolitan», «Oriflame», «Все звёзды»)  - 28%,  40% учащихся журналы не читают.

 

 

 

        

    

Рисунок 2- Назовите  журналы, которые вы с интересом читаете постоянно.

По результатам  ответов на третий вопрос (рисунок 3) видно, что высоко потребление Телевидением (36%) , но основным  источником информации  является Интернет (48%). Предпочтение  радио и прессы по сравнению с Телевидением и Интернетом  незначительно.

Рисунок  3- Что для Вас  является основным источником информации из СМИ , которому вы больше доверяете?

Наиболее интересная информация, передаваемая  СМИ (рисунок 4) это:

1)Музыка 

2)Развлечения

3) Молодежные

-Мода

-Любовные отношения.

Рисунок  4 - Какая информация, передаваемая по СМИ Вам наиболее интересна?

Пятый вопрос означает, насколько часто у школьников складывается мнение о том или ином событии, под воздействием СМИ (рисунок 5).

Рисунок 5 - Часто  ли возникает в жизни ситуация, когда представления о том  или ином событии, о той или  иной проблеме формируется у Вас  благодаря СМИ?

  Респонденты формируют представление о существенных аспектах своей жизни только на 32% и 60% из источников СМИ (рисунок 5). Исходя из данного результата, можно сделать вывод, что ученики седьмого класса, в большинстве своем, еще не могут сформулировать свое мнение самостоятельно.

В ходе нашего исследования  была проведена  беседа, в которой было выяснено, что самым востребованным   «продуктом» СМИ  для подростков седьмого класса  являются фильмы, жанра «фентэзи» («Сумерки», «Гарри Поттер», «Дневники вампира», «Пила-4», «Трансфомеры», «Терминатор-4»,  «Назад в будущее», «Пункт назначения», «Властелин колец», «Мстители», «Железный человек», «Человек-паук», «Элвин и бурундуки», и. т.д.)

Анализ результатов показал, что  все  учащиеся  получают положительные  эмоции, связанные с просмотром фильмов.

При этом, как видно из рисунка 6, большая часть респондентов просмотром фильма повышает себе настроение.

Рисунок 6 - Смотрите  ли Вы фильм жанра «фентэзи» для «поднятия настроения»?

Если эти распределения сопоставить  с тем, что почти все  респонденты (80%), считают придуманный мир лучше, чем реальный (рисунок 7), то в этом контексте получается, что подростки, погружаясь на время просмотра в фентэзийный мир, «отдыхают» от окружающей реальности.

 

Рисунок 7 - Считаете ли Вы, что мир, созданный в фильмах жанра «фентэзи» по каким-то параметрам лучше, чем современная реальность?

В фильмах жанра «фентэзи» («Сумерки», «Гарри Поттер», «Дневники вампира», «Пила-4», «Трансфомеры», «Терминатор-4»,  «Назад в будущее», «Пункт назначения», «Властелин колец», «Мстители», «Железный человек», «Человек-паук», «Элвин и бурундуки»,и.т.д.)респондентов  привлекают сражения, созданные при помощи спецэффектов, «героизм» главных героев и сама по себе «иная реальность».

На фан-сайтах фильмов существует множество тем, посвященных ролевым играм. Участники «перевоплощаются» в главных героев и решают различного рода проблемы, в том числе обсуждают стратегии сражений. Тем самым становится очевидным тот факт, что подростки-фанаты данного фильма, «отходя» от действительности, посвящают свое время воображаемому миру.

Кинематограф в равной степени  отношения к СМИ относится  и к отрасли искусства. Поэтому  так же носит черты, присущие этому  виду культуры. Например, идеализация  реально существующих явлений, присущая многим «продуктам» искусства. В  фильмах: если есть любовь, то она «вечная», если дружба – «самоотверженная, бескорыстная»  и т.д. Таким образом, подросток  обращается к придуманному миру, после  того как не находит в реальном таких идеализированных явлений. Подтверждением этого стали ответы на открытый вопрос анкеты «Что бы Вы «перенесли» в  действительность из данного фильма?». Многие наравне с идеализированными  любовью и дружбой, отвагой и «самопожертвованием», «самоконтролем» и гуманизмом «перенесли» бы в действительность «оборотней и вампиров», «колдунов и магов». Данные представители фольклора традиционно воспринимались во всем мире как отрицательные персонажи. Однако, за последние несколько лет в некоторых отраслях искусства «антигерои» стали носить в себе только хорошие качества.

Наравне с чисто фантастическими  персонажами в фильмах присутствует огромное количество «обычных» людей («Сумерки», «Тайны Смоллвиля»). Однако ни один респондент при ответе на вопросы «Ассоциируете ли Вы себя с одним из героев (или несколькими) фильма жанра «фентэзи»?» и «Если ассоциируете, то какие черты характера, манеры поведения считаете схожими?» не указал ассоциаций с людьми, не обладающими «сверхъестественными» способностями. Как видно из рисунка 8 большинство все-таки соотносит себя с главными героями. При этом качества, считаемые подростками схожими с персонажем, указываются и внешние («стиль в одежде», «внешние данные»), и внутренние («проницательность», «веселость», «таинственность» и др.). Пытаясь быть похожими в каких-либо аспектах на любимых героев, подростки в сознании формируют определенные стереотипы.

Рисунок 8 - Ассоциируете ли Вы себя с одним из героев ( или несколькими) фильма жанра «фентэзи»?

По результатам обработки ответов, на вопрос «Что Вас привлекает в данном фильме жанра «фентэзи»?» были выявлены 40% респондентов, которые используют опыт героев фильма для разрешения реальных жизненных ситуаций .

Рисунок 9 - Что Вас привлекает в  фильме жанра «фентэзи»?

Так же большой  популярностью в фанатской среде пользуется атрибутика с логотипами любимого фильма. В качестве таких вещей выступают плакаты, футболки, сумки, канцелярские товары, DVD и CD диски не только с записями фильма, но и другой различной информации о «предмете поклонения».      

Рисунок  10 - Покупаете ли Вы  выпускаемую с эмблемой  фильма продукцию?

Таким образом, получается цельная картина рассмотренного аспекта проблемы: подростки в  наибольшей степени подвержены воздействию  СМИ на их сознание и поведение. В  процессе социализации данная возрастная категория стихийно взаимодействует  с различного рода информационными  потоками СМИ.

В связи с  этим необходимым становится контроль со стороны родителей за выбором  подростками фильмов. На данном этапе  родители его не контролируют. Это видно из распределения ответов респондентов (рисунок 11).

Рисунок 11 – Как  близкие люди относятся  к Вашему влечению?

На данном этапе развития современного общества становится все более очевидным  факт воздействия на сознание со стороны  средств массовой информации как  индивидуальное, так и на общественное. Для достижения наибольшей материальной выгоды СМИ прибегают к различного вида манипулятивным технологиям. В фильмах таких технологий не такое количество как в рекламе, на телевидении, в Интернете и др., однако

культовые фильмы производят колоссальный эффект на зрителей, особенно на категорию подростков. Они в свою очередь уже являются носителями общественного сознания наряду с другими представителями  общества. Опасность составляет то, что подростки – следующее  поколение, и если на их сознание влияют подобные факторы, то данная проблема будет нарастать как «снежный ком» на следующие и следующие  поколения. Вследствие этого изменится  сознание всего общества, и уже  через несколько лет общество будут населять «орки», «эльфы», «хоббиты» и «гоблины». Для предотвращения подобного эффекта необходимо регулирование выпускаемых на экраны фильмов «сверху» - введение более жестких возрастных ограничений и цензуры – и «снизу» контроль со стороны родителей за выбором фильмов.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что СМИ как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать» Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

В курсовой работе, нами:

- раскрыта сущность и понятие процесса социализации.

Социализация - процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Сущность социализации заключается в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

- Выявлены  четыре  группы факторов, которые непосредственно влияют на социализацию человека: мегафакторы, мезофакторы, макрофакторы и микрофакторы. На социализацию подростков оказывают влияние - мир, как мегафактор, СМИ, как мезофактор, общество, город , как макрофактор,  семья и группа сверстников, как микрофактор.

- Раскрыты  сущностные особенности влияния  СМИ на социализацию подростков  и эмпирическим путём определена  степень влияния СМИ на социализацию  подростков.

Рассматривая  СМИ как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений  является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации – читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех, или иных компьютерных сетей.

Информация о работе Средства массовой информации, как фактор социализации подростков