Средства массовой информации, как фактор социализации подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования :
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования
2. Раскрыть сущность и понятие социализации
3. Выявить группу факторов оказывающих наибольшее влияние на социализацию подростков
4.Раскрыть сущность влияния средств массовой информации на социализацию подростков
5.Эмпирическим путём определить степень влияния СМИ на социализацию подростков

Файлы: 1 файл

курсовая на защиту 2012!!!.docx

— 188.32 Кб (Скачать)

  Надо иметь в виду, что СМИ как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать»[5, с. 138].Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация [6, с. 56].

Социализация  человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов.

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему  ценностей:

  - первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

- вторым этапом социализации подростка является интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации. Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

- третий этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.

- в качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.

- основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом прорабатываются второй – четвертый этапы, в других они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

-  на шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.

- седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной деятельности [7, с. 323].

Из данного  пункта можно сделать следующий  вывод, что социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.      

Социализация  осуществляет основополагающие функции  развития индивида и общества:

  1. Нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;
  2. Личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;
  3. Ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека;
  4. Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;
  5. Прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;
  6. Творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;
  7. Компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека[4, с. 112].

Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества.

Реализуясь в комплексе, функции дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.

1.2. Факторы социализации подростков

Социализация  протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством  разнообразных условий, более или  менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия  принято называть факторами социализации. Факторы социализации условно можно  объединить в четыре группы.

Первая группа - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Это влияние стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические, экономические, демографические, военно-политические.

Вторая группа - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Страна - феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому  положению, природным условиям, имеющая  определенные границы. Природно-климатические  условия тех или иных стран  влияют на хозяйственное развитие, рождаемость и плотность населения, уровень жизни, состояние здоровья жителей, наконец – на становление их этнических особенностей [5, с. 142].

Менталитет  этноса во многом определяет: отношение  его представителей к труду; представления  об удобствах быта и домашнем уюте; идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений  членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, сдержанности и т.д. Менталитет этноса влияет на воспитание подрастающих поколений в связи с тем, что включает в себя имплицитные концепции личности и воспитания.         

Имплицитные (т.е. подразумеваемые, но не сформулированные) теории личности, присущие каждому  этносу, есть совокупность неких представлений, несущих в себе ответы на ряд вопросов: каковы природа и возможности  человека? Чем он является, может  и должен быть? [6, с. 57].

В обществе социализация происходит посредством  включения человека в его полоролевую, возрастную, профессиональную структуры; включения в экономическую жизнь; влияния общественной идеологии.

Государство можно рассматривать как фактор социализации постольку, поскольку  характерная для него политика создает  определенные условия для жизни  его граждан, их развития и самореализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан. Оно определяет возрасты: начала обязательного  обучения и его продолжительность, совершеннолетия, вступления в брак, права вождения автомобилей, призыв на службу в армию, начала трудовой деятельности, выхода на пенсию.     

Третья группа - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.[5, с. 144]

СМИ в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния.

Во-первых, СМИ весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права и пр.    

Во-вторых, СМИ фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения.

СМИ (печать, кино, телевидение, интернет) все чаще  используются и в процессе социально контролируемой социализации [11, с. 138].

Субкультурное влияние проявляется через следование моде, использование жаргона, что оказывает «прямо организующее влияние на речь, стиль, построение образов у носителей субкультуры».         

Субкультурное влияние на социализацию подростков идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. Музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь.

Осуществляя социальное воспитание, педагоги должны, как минимум, иметь представление  об особенностях тех субкультур, с  которыми сталкиваются их воспитанники, и характерных чертах подростково-юношеской субкультуры [13, с. 227].

Особую  роль в социализации играет тип поселения. В сельских поселениях очень силен  социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи  между ними достаточно тесны, все  знают всех и про всех, анонимное  существование человека практически  невозможно, каждый эпизод его жизни  может стать объектом для оценки со стороны окружения [5, с. 156].

Для города характерен слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия  разнообразных связей и анонимности. Город, как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив.

  Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Как первичную  территорию социализации человека можно  рассматривать семью и домашний очаг .

  В группу сверстников могут входить ребята, объединенные системой отношений, определенными общими ценностями или ситуативными интересами и отделяющие себя от других какими-либо признаками обособления, т.е. обладающие чувством «Мы»,

Информация о работе Средства массовой информации, как фактор социализации подростков