Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:30, курсовая работа
Формирование гуманных отношений между людьми - одна из важнейших задач современной России. Ее решение, имея общечеловеческое содержание, приобретает неизбежно специфику в многонациональной среде нашей страны, в условиях демократизации ее жизни, гуманизации образования и в то же время усиления национальной напряженности в отдельных «горячих точках».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………...………………………………………
3
ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.............……
Особенности многонационального коллектива в организации....……..…….
Динамика развития многонационального коллектива в организации..…....
Этическая основа управления интернациональным коллективом в организации……………………………………………………………………..
Элементы системы управления полиэтническим коллективом в организации……………………………………………………………………..
ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВОМ В КОМПАНИИ ОАО «ЛУКОЙЛ»................................
История создания и политика компании……………….…………..…….….…
Оценка и разработка предложений по повышению эффективности деятельности ОАО «ЛУКойл» в сфере работы с многонациональным коллективом..........................................................................................................
6
6
10
12
18
22
22
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……….
34
36
Дополнительные возможности многонационального коллектива можно разделить на семь основных групп. Они включают в себя [18, C. 114]:
- возможности, связанные с формированием базы знаний коллектива и организации (привнесение дополнительных знаний, приобретенных в другой культуре, в базу организации (общих, профессиональных, специализированных), привнесение уникального опыта работы в другой стране, новых профессиональных контактов, расширение базы знаний);
- возможности, связанные с комбинацией знаний для решения задач (большее количество альтернативных комбинаций знаний для решения задач, расширение выбора потенциально применимых знаний);
- возможности, связанные с получением знаний (увеличение источников получения новых знаний, расширение возможностей фильтрации и акцентирования информации);
- возможности, связанные с созданием знаний (расширение творческих возможностей коллектива за счет объединения различных позиций, за счет обмена идеями, получение нестандартных решений);
- возможности, связанные с обменом знаниями (увеличение потоков информации, увеличение количества тем обмена знаниями, взаимное обогащение при обмене знаниями, полученными в разных культурах, получение уникального опыта межкультурной коммуникации);
- возможности, связанные с применением знаний (расширение альтернативных методов и способов применения знаний);
- возможности, связанные с хранением, распределением знаний в организации (появление дополнительных специализаций, хранение большего количества знаний в коллективе, дополнительные возможности хранения уникальных знаний).
Однако существуют и определенные риски (негативные особенности), связанные с многонациональностью (четвертая основная особенность социальной технологии управления знаниями состоит в необходимости их учета и управления ими). Риски включают в себя [13, C. 77]:
- дополнительные ошибки, связанные с недостаточным знанием языка, неадекватным применением знаний, недостатком знаний иностранных специалистов о новой деятельности, организации, коллективе, стране пребывания, с использованием неадекватных источников получения информации, неумением обмениваться информацией в рамках правил организации;
- дополнительные конфликты, связанные с несоответствием ожиданий и знаний иностранного сотрудника с ожиданиями и знаниями организации и коллектива, с несовпадением ценностей иностранных и местных сотрудников, с несоответствием возможностей, потенциала сотрудников и коллектива и возможностей использования, применения данных преимуществ в работе.
Таким образом, рассмотрев особенности управления интернациональным коллективом, автор пришёл к следующим выводам:
- существует несколько вариантов (типов) формирования многонационального коллектива в организации:
- многонациональный (или бинациональный) коллектив дочерних офисов глобальной коммерческой организации;
- многонациональный (или бинациональный) коллектив дочерних офисов глобальной некоммерческой организации;
- многонациональный (или бинациональный) коллектив компании, привлекающей иностранных специалистов для определенной временной работы.
- формирование многонационального коллектива открывает перед организацией дополнительные возможности развития, но и влечет за собой определенные риски.
Таким образом, для успешного
функционирования компании с интернациональным
коллективом необходимо детально оценить
преимущества и риски, связанные
с формированием
Динамика развития многонационального коллектива в организации предполагает учет этапов, которые проходит коллектив от формирования до расформирования. В качестве основы деления на этапы можно использовать модель динамики коллектива Д. Милошевича, разработанную, в свою очередь, на основе четырехстадийной модели Б. В. Тучмана и П. Херси, К. Бланшард.
Данная модель Д. Милошевича, в свою очередь, была дополнена описанием двух этапов, подготовительного этапа и этапа расформирования, а также данными модели М. Беннета, посвященной культурной адаптации [20, C. 157]. Модель развития многонационального коллектива соединяет в себе знания двух областей: внутренней динамики развития рабочей группы и последовательности прохождения стадий культурной адаптации. Обобщение этих моделей позволяет дать картину совмещения этапов данных моделей (см. табл. 1).
Таблица 1 - Совмещение этапов моделей развития коллектива и культурной адаптации его членов
Этапы развития отношений в коллективе на основе совместной деятельности |
Этапы культурной адаптации сотрудника |
1. Подготовительный этап |
1. Подготовительный этап |
2. Этап формирования коллектива |
2. Отрицание культурных различий |
3. Этап «притирки», начала совместной деятельности |
3. Защита 4. Умаление культурных различий |
4. Этап нормализации |
5. Признание культурных различий 6. Адаптация |
5. Этап функционирования (этап достижения максимальной эффективности) |
7. Интеграция |
6. Этап расформирования |
8. Реадаптация в своей культурной среде |
Источник: Горохова, Е. Ю. Специфика управления многонациональным персоналом организации / Е. Ю. Горохова // Государственное управление. – 2010. - № 24. – С. 15.
Данное соединение моделей полезно в том случае, если момент включения иностранного сотрудника в коллектив совпадает с моментом его приезда в страну (временной или постоянной эмиграции). Для местного специалиста адаптация в коллективе проходит намного легче и незаметнее. Однако прохождение этапов, указанных в правой части таблицы, является обязательным и для местных специалистов. В реальных условиях чаще складывается ситуация включения одного\нескольких специалистов в уже работающий коллектив, а не создание многонационального коллектива с нуля: этапы, которые проходят разные сотрудники, могут не совпадать, особенно если новичок включается в сплоченный коллектив. Поэтому часто происходит наложение этапов, что влечет за собой дополнительные сложности управления коллективом.
Таким образом, рассмотрев динамику развития интернационального коллектива, автор пришел к выводу, что в зависимости от этапа развития коллектива и его частей определяются актуальные и своевременные методы и процедуры управления коллективом. Благодаря знанию последовательности этапов руководитель может не только определять эффективные методы управления на определенный момент времени, но и понимать происходящие в коллективе изменения, а также планировать программы и методы управления для последующих этапов развития коллектива. Но для эффективного управления персоналом интернационального коллектива необходимо рассмотреть этическую основу управления и элементы системы управления полиэтническим коллективом в целом.
В современной литературе, посвященной управлению знаниями, мало освещается этическая сторона работы со знаниями, однако, при управлении многонациональным коллективом очевидна необходимость акцента на этичность социальной технологии управления знаниями.
Наблюдения показывают, что и на практике многонациональные организации нередко пренебрегают или умаляют значение этической стороны управления (это замечание касается российских офисов интернациональных компаний). Именно этическая основа объединяет статический и динамический аспекты в единую систему.
Этический аспект тесно связан с балансом различных оценочных позиций в организации, так как ментальные модели этического поведения у сотрудников разных национальностей могут различаться, тем более может различаться понимание этического управления у разных сотрудников, у коллектива, у организации в целом.
Остановимся подробней на особенностях встраивания личности в многонациональный коллектив и поиске баланса четырех оценочных позиций в многонациональной организации. Важно понимать, что любое действие в системе – это взаимодействие, то есть взаимное действие. По терминологии Н. Лумана, взаимодействие личности и социальной системы есть их «взаимопроникновение» [1, C. 286]. Понятие взаимопроникновения помогает сделать акцент на внутренних изменениях структуры, состояния, поведения, которые являются следствием взаимопроникновения. При этом в многонациональном коллективе важно различать несколько позиций, с которых можно оценивать происходящие изменения [5, C. 14]:
- позиция всей организации (и ее высшего руководства), принимающей новых сотрудников;
- позиция непосредственного рабочего коллектива (отдела, департамента, рабочей группы или команды) и его руководителя;
- позиция иностранного приезжего специалиста;
- позиция местного специалиста.
Таким образом, автором были определены четыре позиции или четыре самореферентные точки (способные к самонаблюдению и самоанализу) в организации. При разработке и внедрении социальной технологии управления знаниями необходимо учитывать позицию каждой из четырех сторон, а не только позицию организации. В многонациональном коллективе в сравнении с однородным коллективом добавляются дополнительные позиции оценки, невнимание к которым может породить проблемы совместной деятельности. Рассмотрим каждую из перечисленных выше позиций подробнее.
1. С позиции всей организации
оценивается то влияние,
Далее, с позиции организации оценивается влияние, которое оказывает на нее местный сотрудник. Во-первых, он привносит знания, полученные в данной культуре и поэтому более понятные и легче усваиваемые организацией (однако, не столь уникальные). Во-вторых, его действия более предсказуемы для организации, чем действия иностранного специалиста, порождают меньше несоответствий, конфликтов, ошибок, не ставят под сомнение существующую систему ценностей, следовательно, несут меньший ущерб для организации и инициируют меньше изменений. В свою очередь, организация (со своей позиции) оказывает на него меньшее воздействие, не нарушая его культурно обусловленную систему ценностей.
Последний аспект оценки с
позиции организации –
Такой коллектив не так легко встроить в общую мононациональную систему: необходимо обеспечить изменение общих условий, политики, правил организации с учетом деятельности такого коллектива. Однако разнородный дифференцированный коллектив содержит в себе большую потенциальную пользу для организации, по сравнению с однородным коллективом. С позиции организации, необходимо оказать на такой коллектив влияние, которое будет способствовать его сплочению, встраиванию в общую систему, координации в соответствии с общими целями, задачами, политикой организации.
2. С позиции рабочего коллектива или рабочей группы оценивается кроме перечисленного выше возможность гармоничного включения иностранного и местного специалистов в единый коллектив, их возможные взаимодействие, участие в совместной деятельности, комбинация знаний для решения задач, совместное создание и применение новых знаний. Подобно организации, рабочий коллектив (и непосредственный руководитель) должен оценить преимущества и недостатки (ценность и ущерб) встраивания иностранных и местных специалистов, а также свое влияние на иностранных и местных сотрудников («адаптация», приведение во взаимное соответствие ценностей, целей, поведения сотрудников и др.).
3. С позиции иностранного
специалиста оценивается
4. С позиции местного специалиста также оценивается новый опыт работы в многонациональном коллективе, приобретение новых знаний, контактов, кроме того, оцениваются риски, связанные со сложностями общения в многонациональном коллективе, приобщения к новым ценностям. Местный сотрудник (также как и иностранный сотрудник) может испытывать неуверенность по поводу своей оценки в глазах иностранного специалиста (оценки профессиональных знаний, языковых знаний) и др. Наконец, местный сотрудник оценивает свой потенциальный вклад в совместную деятельность.
Информация о работе Специфика управления персоналом в интренациональных коллективах