Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 04:35, курсовая работа
На современном этапе развития Украины происходят не только позитивные преобразования в обществе, но и возникают отрицательные социально-экономические явления, которые негативно отражаются на состоянии детей. Неблагоприятная жизненная обстановка, в которой зачастую оказываются дети, делает многих из них социально-неблагополучными (сиротами, инвалидами, страдающими разного рода психическими отклонениями и т.д.). Рост количества таких детей, а также необходимость их квалифицированного педагогического воспитания сделали указанную проблематику чрезвычайно актуальной для изучения и поиска эффективных, научно обоснованных средств и методов работы с ними со стороны различных исследователей.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная неблагополучность и педагогическая
заброшенность как факторы, влияющие на воспитание детей………………...5
§ 1.1. Понятие и признаки социальной неблагополучности и педагогической заброшенности…………………………………………………..5
§ 1.2. Профессиональная личность педагога, работающего с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….10
Глава 2. Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….15
§ 2.1. Основные направления и задачи работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….15
§ 2.2. Основные методики, предназначенные для работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….20
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы
1 Серых А.Б. Субъектность педагога как условие формирования психологической готовности к взаимодействию с виктимными детьми // Развитие личности. 2006. № 1. С. 155.
2 См.: Леонова И.В. Особенности социально-педагогической работы с виктимными детьми: Дисс. … канд. педаг. наук. Владимир, 2003. С. 142.
3 Конституція України. Стаття 1 // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1996, № 30, ст. 141.
4 См.: Звенигородская Н.Ф. Ювенальная юстиция и ее роль в защите прав детей в семейно-правовой сфере // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С. 9.
5 Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 212.
6 См.: Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. 1998. № 1. С. 6-7.
7 Шевцiв З.М. Основи соцiально-педагогичноï дiяльностi. Київ: Центр учбової літератури, 2012. С. 52.
8 Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. С. 91.
9 Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов
к работе с девиантным поведением виктимных
детей [Электронный ресурс] // Информационный
гуманитарный портал «Знание. Понимание.
Умение». 2009. № 2. Педагогика. Психология.
URL: http://www.zpu-journal.ru/e-
10 Котова Е.М. Профессиональный имидж педагога // Юридическая психология. 2010. № 2. С. 28.
11 См.: Соболева Л.А. Региональная программа развития ювенальной юстиции как одна из форм поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Российская юстиция. 2010. № 2. С. 66.
12 См.: Кротова Н.В. Инновационные образовательные технологии в вузах культуры и искусств // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 3. С. 7.
13 Илатовская Л.А. Психологическое сопровождение детей группы риска //Социальная педагогика. 2011. № 4. С. 89.
14 См.: Крылова Т.А. Методические рекомендации
для педагогов-психологов и социальных
педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся
в социально-неблагополучных семьях //
Справочник педагога-психолога. Школа.
2013. №3. [Электронный ресурс] // URL: http://www.menobr.ru/
15 Серых А.Б. Психологические основания подготовки педагогов к работе с виктимными детьми: Дисс. … д-ра психол. наук: Калининград, 2005. С. 309.
16 См.: Методика работы социального педагога / под ред. Л.В.Кузнецовой. М.: Школьная пресса, 2006. С. 34-38.
17 См.: Олифреенко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». М.: Академия, 2002. С. 110-112.
18 См.: Гомеляк Ю.Н., Руженков В.А. Индивидуально-психологические
особенности, связанные с формированием
индивидуализации и автономии у подростков,
лишенных родительского попечения // Современные
проблемы науки и образования. 2013. № 2.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.science-education.
19 Милованова Н.Г. Система подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми в условиях современного социума: Дисс. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2003. С. 365.
20 См.: Крылова Т.А. Методические рекомендации
для педагогов-психологов и социальных
педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся
в социально-неблагополучных семьях //
Справочник педагога-психолога. Школа.
2013. №3. [Электронный ресурс] // URL: http://www.menobr.ru/
21 См.: Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников // Школьный психолог. 2006. №7. С. 20 - 29.
22 См.: Методика определения уровня дезадаптации
Н.Н. Тарасенко и Л.М. Ковалевой. [Электронный
ресурс] // URL: http://www.koipkro.kostroma.
23 См.: Методика «Фильм-тест» Рене Жиля:
Практическое руководство к применению.
[Электронный ресурс] // URL: http://www.persev.ru/catalog/
24 См.: Мешкова О.С. Технологии работы с
неблагополучной семьей (обобщение опыта).
[Электронный ресурс] // URL: http://www.uchmet.ru/library/
Информация о работе Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми