Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 04:35, курсовая работа
На современном этапе развития Украины происходят не только позитивные преобразования в обществе, но и возникают отрицательные социально-экономические явления, которые негативно отражаются на состоянии детей. Неблагоприятная жизненная обстановка, в которой зачастую оказываются дети, делает многих из них социально-неблагополучными (сиротами, инвалидами, страдающими разного рода психическими отклонениями и т.д.). Рост количества таких детей, а также необходимость их квалифицированного педагогического воспитания сделали указанную проблематику чрезвычайно актуальной для изучения и поиска эффективных, научно обоснованных средств и методов работы с ними со стороны различных исследователей.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная неблагополучность и педагогическая
заброшенность как факторы, влияющие на воспитание детей………………...5
§ 1.1. Понятие и признаки социальной неблагополучности и педагогической заброшенности…………………………………………………..5
§ 1.2. Профессиональная личность педагога, работающего с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….10
Глава 2. Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….15
§ 2.1. Основные направления и задачи работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….15
§ 2.2. Основные методики, предназначенные для работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….20
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы
После выявления социально-неблагополучных детей социальному педагогу необходимо выстроить свое взаимодействие с ними максимально благоприятным образом, чему служат иные методики, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
§ 2.2. Основные методики, предназначенные для работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми
В предыдущем параграфе были рассмотрены основные методики, направленные на выявление социально-неблагополучных детей. Следующими этапами педагогической деятельности в этой сфере выступают прогнозирование и собственно воспитание (образование).
Сущностью прогнозирования является разработка на основе результатов диагностики социально-педагогической программы работы с социально-неблагополучными детьми. Желательно, чтобы данная программа содержала в себе не только перечень конкретных мероприятия, но и была разделена на этапы, каждый из которых предусматривал бы достижение определенного результата в развитии таких детей.
Процесс реализации указанной программы и будет являться воспитанием (или образованием). В ходе его реализации должны определяться и развиваться общественно значимые характеристики, на которые необходимо сделать упор в развитии того или иного ребенка (например, если речь идет о подростке, который страдает алкогольной зависимостью, то следует сделать акцент на морализаторском аспекте: том уроне, который наносится родным и близким, собственной репутации, что в будущем станет серьезным препятствием к достижению определенных высот в профессиональной деятельности), восполняться пробелы в образовании, формироваться определенные навыки, которые необходимы для преодоления фактора социальной неблагополучности.
Исходя из изложенного, следует согласиться с авторитетным мнением Н.Г. Миловановой, согласно которому «необходимо осуществить переход от преимущественно административно-карательных мер воздействия на детей и подростков к мерам психолого-педагогической поддержки, коррекции и реабилитации несовершеннолетних с отклонениями в социальном и психологическом развитии».19
В ходе воспитательной деятельности следует рассмотреть все имеющиеся варианты помощи как ребенку, так и его семье. Это может быть социальная помощь, психолого-педагогическая, медицинская (оказание содействия в получении необходимых ребенку или семье медицинских услуг через ответственные органы государственной власти), трудовая (оказание содействия в трудоустройстве родителей ребенка, если с этим связана социальная неблагополучность семьи) и иные формы помощи.
В этой связи Т.А. Крылова выделяет методику индивидуально-ориентированного педагогического сопровождения ребенка.20 Рассмотрим ее более подробно.
Целью данной методики выступает развитие позитивных установок в поведении ребенка, а также создание на такой основе социально-правильных форм поведения. Данная цель достигается посредством реализации следующих задач: 1) развитие навыков социально-правильного поведения путем соблюдения общепринятых норм и стандартов; 2) расширение способов коммуникации с окружающими, прежде всего с семьей, преподавателями и сверстниками; 3) обучение первичным навыкам самоконтроля.
Программа индивидуально-ориентированного педагогического сопровождения ребенка включает в себя ряд мероприятий, а именно:
В ходе педагогической работы с социально-неблагополучными детьми для лучшего понимания ее направленности могут также использоваться следующие методики:
Кроме того, следует упомянуть о трех основных методах работы методы работы социального педагога с семьей, в которой воспитывается социально-неблагополучный ребенок:
Указанные методы реализуются на практике через следующие формы: консультации (индивидуальные либо тематические), собственно беседы, посещение семей, тренинги, конференции, родительские собрания (пожалуй, самая распространенная форма).24
В целом, при построении социально-психологической работы с социально-неблагополучными детьми следует обратить особое внимание на формирование доверительных отношений, основанных на уважении личности ребенка. Как правило, такие дети не имеют положительного опыта общения в доброжелательном ключе, поэтому любое воздействие наталкивается на активное нежелание ребенка прислушаться, не говоря уже о согласии ли подчинении. Не следует категорически осуждать позицию социально-неблагополучного ребенка, напротив, необходимо находить положительные моменты в его поведении и, опираясь на эту своеобразную «тактику успеха», вырабатывать правильную линию взаимоотношений.
Нужно помнить, что дети гораздо сильнее, чем взрослые, склонны проецировать факторы неблагополучности на все, что происходит в их жизни, отказываясь верить в свои силы, в будущее, в то время как это неверие может стать причиной антисоциального поведения. В этой связи социальный педагог должен не только способствовать формированию положительных жизненных устремлений ребенка, но и подключать его к общественно-полезной деятельности вместо скучного и надоедливого морализаторства и нравоучений.
Таким образом, при работе с социально-неблагополучными детьми терпение и выдержка являются самыми важными качествами для социального педагога.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо особо подчеркнуть следующее.
Под детской и подростковой социальной неблагополучностью следует понимать особое социально-психологическое явление, которое связано с неблагоприятными условиями общественной жизни ребенка, характеризующейся разнообразием факторов, чье возникновение выступает следствием объективных и субъективных психологических явлений. Это дети, испытывающих трудности во взаимоотношениях и личностном развитии; дети-сироты; дети-инвалиды; дети, оставшиеся без попечения одного либо обоих родителей; дети из семей с низким экономическим или образовательным уровнем либо антисоциальной атмосферой; дети, страдающие алкогольной, наркотической или иной зависимостью.
Педагогическая заброшенность является более субъективным фактором, который вытекает из социальной неблагополучности – преподаватели не только не имеют достаточных знаний, как работать с вышеуказанными категориями детей, но и попросту желания выполнять свои педагогические обязанности, предпочитая более легкую практику с нормальными детьми.
Думается, что с детьми и подростками, жизнь которых оказалась затронута изложенными в параграфе 1.1 настоящей работы факторами неблагополучности и заброшенности, следует работать принципиально новому поколению преподавателей, которые способны проявить комплексные знания, мастерство и навыки в профилактической, социально-адаптационной и воспитательно-коррекционной работе с ними, чтобы таким образом исправить неблагополучное положение, в котором оказались вышеуказанные дети и подростки.
Работа с социально-неблагополучными детьми предъявляет особые требования к профессиональной культуре, к личности социального педагога, о которых более подробно изложено в параграфе 1.2 настоящей работы. В частности, необходимо более широкое внедрение тренинговых форм обучения в университете, такое изменение программ и методик, чтобы условия обучения были максимально приближены к реальным, иначе говоря, необходимо моделирование глубокого погружения в сферу будущей профессиональной деятельности. Это могут быть занятия в форме семинаров-дискуссий, ролевых и деловых игр, свободных обсуждений, круглых столов, коллективного планирования, соревнований, конкурсов, фестивалей, индивидуальных и коллективных исследований и т.п.
Кроме того, студент - будущий социальный педагог по работе с социально-неблагополучными детьми должен быть заинтересован именно в таком направлении своей педагогической деятельности. Он не должен заранее испытывать антипатии, безразличия или пренебрежения к избранной сфере занятости, поскольку такое отношение к объекту и результатам профессиональной деятельности не принесет большой пользы не только ему как специалисту, но и обучаемым им детям.
Главные усилия социального педагога должны быть сконцентрированы на создании условий для успешного общественного развития социально-неблагополучного ребенка, его психологического здоровья, на профилактике отклонений в его развитии. Для этого социальный педагог должен быть и хорошим психологом.
При построении педагогической работы с социально-неблагополучными детьми необходимо обратить особое внимание на формирование доверительных взаимоотношений, основанных на уважении, и здесь серьезную поддержку социальному педагогу окажут терпение и выдержка.
Наконец, все современные методики педагогической работы с социально-неблагополучными детьми должны иметь своей главной целью нивелирование факторов социальной неблагополучности общественно-полезными формами поведения, а также направление активности детей в период досуга в общественно одобряемое русло.
Список использованной литературы
Информация о работе Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми