Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 04:35, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Украины происходят не только позитивные преобразования в обществе, но и возникают отрицательные социально-экономические явления, которые негативно отражаются на состоянии детей. Неблагоприятная жизненная обстановка, в которой зачастую оказываются дети, делает многих из них социально-неблагополучными (сиротами, инвалидами, страдающими разного рода психическими отклонениями и т.д.). Рост количества таких детей, а также необходимость их квалифицированного педагогического воспитания сделали указанную проблематику чрезвычайно актуальной для изучения и поиска эффективных, научно обоснованных средств и методов работы с ними со стороны различных исследователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная неблагополучность и педагогическая
заброшенность как факторы, влияющие на воспитание детей………………...5
§ 1.1. Понятие и признаки социальной неблагополучности и педагогической заброшенности…………………………………………………..5
§ 1.2. Профессиональная личность педагога, работающего с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….10
Глава 2. Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….15
§ 2.1. Основные направления и задачи работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….15
§ 2.2. Основные методики, предназначенные для работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….20
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ( оригинал).doc

— 157.50 Кб (Скачать)

После выявления социально-неблагополучных детей социальному педагогу необходимо выстроить свое взаимодействие с ними максимально благоприятным образом, чему служат иные методики, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.

§ 2.2. Основные методики, предназначенные для работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми

В предыдущем параграфе были рассмотрены основные методики, направленные на выявление социально-неблагополучных детей. Следующими этапами педагогической деятельности в этой сфере выступают прогнозирование и собственно воспитание (образование).

Сущностью прогнозирования является разработка на основе результатов диагностики социально-педагогической программы работы с социально-неблагополучными детьми. Желательно, чтобы данная программа содержала в себе не только перечень конкретных мероприятия, но и была разделена на этапы, каждый из которых предусматривал бы достижение определенного результата в развитии таких детей.

Процесс реализации указанной программы и будет являться воспитанием (или образованием). В ходе его реализации должны определяться и развиваться общественно значимые характеристики, на которые необходимо сделать упор в развитии того или иного ребенка (например, если речь идет о подростке, который страдает алкогольной зависимостью, то следует сделать акцент на морализаторском аспекте: том уроне, который наносится родным и близким, собственной репутации, что в будущем станет серьезным препятствием к достижению определенных высот в профессиональной деятельности), восполняться пробелы в образовании, формироваться определенные навыки, которые необходимы для преодоления фактора социальной неблагополучности.

Исходя из изложенного, следует согласиться с авторитетным мнением Н.Г. Миловановой, согласно которому «необходимо осуществить переход от преимущественно административно-карательных мер воздействия на детей и подростков к мерам психолого-педагогической поддержки, коррекции и реабилитации несовершеннолетних с отклонениями в социальном и психологическом развитии».19

В ходе воспитательной деятельности следует рассмотреть все имеющиеся варианты помощи как ребенку, так и его семье. Это может быть социальная помощь, психолого-педагогическая, медицинская (оказание содействия в получении необходимых ребенку или семье медицинских услуг через ответственные органы государственной власти), трудовая (оказание содействия в трудоустройстве родителей ребенка, если с этим связана социальная неблагополучность семьи) и иные формы помощи.

В этой связи Т.А. Крылова выделяет методику индивидуально-ориентированного педагогического сопровождения ребенка.20 Рассмотрим ее более подробно.

Целью данной методики выступает развитие позитивных установок в поведении ребенка, а также создание на такой основе социально-правильных форм поведения. Данная цель достигается посредством реализации следующих задач: 1) развитие навыков социально-правильного поведения путем соблюдения общепринятых норм и стандартов; 2) расширение способов коммуникации с окружающими, прежде всего с семьей, преподавателями и сверстниками; 3) обучение первичным навыкам самоконтроля.

Программа индивидуально-ориентированного педагогического сопровождения ребенка включает в себя ряд мероприятий, а именно:

  • взаимодействие социального педагога и ребенка, имеющее целью развитие социально-эмоциональной сферы (т.е. способности нормально относиться как к себе, так и к окружающим, умение не только управлять собственными эмоциями, но и понимать и уважать чувства и эмоции окружающих);
  • организация досуга ребенка (помощь в выборе вариантов досуга: поиск кружка, секции и др., при этом необходимо помнить, что социально-неблагополучному ребенку особенно важно оставлять как можно меньше свободного времени, чтобы максимально исключить влияние на него факторов социальной неблагополучности);
  • содействие в преодолении затруднений, возникающих в ходе образовательного процесса;
  • помощь в выборе профильных учебных предметов и последующем профессиональном самоопределении.

В ходе педагогической работы с социально-неблагополучными детьми для лучшего понимания ее направленности могут также использоваться следующие методики:

  1. Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для родителей и преподавателей) В.И. Чирковой – заключается в анализе развития характеристик поведения и психологии ребенка, которые позволяют судить о его подготовленности к конкретным образовательным условиям на уровне начальной школы, проводится при помощи заполнения бланков с описанием основных характеристик;
  2. Определение степени сформированности общеучебных навыков и умений ребенка по методике М. Ступницкой21 – позволяет выявить на уровне средней школы степень сформированности таких общеучебных умений и навыков, как уровень развития интеллекта, уровень самоорганизации, способность к общению в различных ситуациях и пр., осуществляется путем экспертного опроса преподавателей, уровень сформированности тех или иных навыков выставляется по балльной шкале;
  3. Диагностика школьной дезадаптации по методике Н.Н. Тарасенко и Л.М. Ковалевой22 – заключается в экспертной оценке данного параметра педагогом с последующим анализом психологом;
  4. Детский вариант личностного опросника Айзенка – позволяет установить индивидуально-психологические особенности детей в возрасте от 8 до 12 лет (например, склонность к экстравертности либо интровертности), может проводиться в форме как индивидуального, так и группового опроса;
  5. Тест школьной тревожности Филлипса – путем анализа факторов тревожности в учебных и стрессовых ситуациях, отношениях со сверстниками, исследуется степень и факторы тревожности, связанные со школой у детей от 8 до 14 лет, также может проводиться как в индивидуальной (устно), так и в групповой (с использованием бланков) форме;
  6. Тест Кеттелла - оценивает личностные особенности подростков от 13 до 15 лет по 14 шкалам, которые определяют степень выраженности полярных характеристик личности, данная методика выглядит как опросник из 142 утверждений с двумя вариантами ответов («да» или «нет»), отдельно для мальчиков и для девочек;
  7. Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда (уже упоминавшаяся ранее);
  8. Методика Рене Жиля23 – на основе словесно-изобразительного восприятия картинок проявляются особенности поведения ребенка в различных важных для него жизненных ситуациях, что позволяет исследовать восприятие ребенком внутрисемейных отношений.

Кроме того, следует упомянуть о трех основных методах работы методы работы социального педагога с семьей, в которой воспитывается социально-неблагополучный ребенок:

  1. метод убеждения – направлен на убеждение родителей в антисоциальном характере их поведения, позволяет подтолкнуть к самостоятельному поиску путей выхода из данной ситуации;
  2. метод наблюдения – направлен на сбор материала для детальной организации воспитательной работы в семье. Преподаватель наблюдает за кругом и формами общения ребенка, его поведением в семье, в школе (во время уроков и на переменах со сверстниками), его досугом;
  3. метод бесед – наиболее распространенный метод, позволяющий в доверительной обстановке исследовать факторы социальной неблагополучности в семье и предложить способы их преодоления.

 Указанные методы реализуются  на практике через следующие  формы: консультации (индивидуальные либо тематические), собственно беседы, посещение семей, тренинги, конференции, родительские собрания (пожалуй, самая распространенная форма).24

 В целом, при построении социально-психологической работы с социально-неблагополучными детьми следует обратить особое внимание на формирование доверительных отношений, основанных на уважении личности ребенка. Как правило, такие дети не имеют положительного опыта общения в доброжелательном ключе, поэтому любое воздействие наталкивается на активное нежелание ребенка прислушаться, не говоря уже о согласии ли подчинении. Не следует категорически осуждать позицию социально-неблагополучного ребенка, напротив, необходимо находить положительные моменты в его поведении и, опираясь на эту своеобразную «тактику успеха», вырабатывать правильную линию взаимоотношений.

Нужно помнить, что дети гораздо сильнее, чем взрослые, склонны проецировать факторы неблагополучности на все, что происходит в их жизни, отказываясь верить в свои силы, в будущее, в то время как это неверие может стать причиной антисоциального поведения. В этой связи социальный педагог должен не только способствовать формированию положительных жизненных устремлений ребенка, но и подключать его к общественно-полезной деятельности вместо скучного и надоедливого морализаторства и нравоучений.

Таким образом, при работе с социально-неблагополучными детьми терпение и выдержка являются самыми важными качествами для социального педагога.

 

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, необходимо особо подчеркнуть следующее.

Под детской и подростковой социальной неблагополучностью следует понимать особое социально-психологическое явление, которое связано с неблагоприятными условиями общественной жизни ребенка, характеризующейся разнообразием факторов, чье возникновение выступает следствием объективных и субъективных психологических явлений. Это дети, испытывающих трудности во взаимоотношениях и личностном развитии; дети-сироты; дети-инвалиды; дети, оставшиеся без попечения одного либо обоих родителей; дети из семей с низким экономическим или образовательным уровнем либо антисоциальной атмосферой; дети, страдающие алкогольной, наркотической или иной зависимостью.

Педагогическая заброшенность является более субъективным фактором, который вытекает из социальной неблагополучности – преподаватели не только не имеют достаточных знаний, как работать с вышеуказанными категориями детей, но и попросту желания выполнять свои педагогические обязанности, предпочитая более легкую практику с нормальными детьми.

Думается, что с детьми и подростками, жизнь которых оказалась затронута изложенными в параграфе 1.1 настоящей работы факторами неблагополучности и заброшенности, следует работать принципиально новому поколению преподавателей, которые способны проявить комплексные знания, мастерство и навыки в профилактической, социально-адаптационной и воспитательно-коррекционной работе с ними, чтобы таким образом исправить неблагополучное положение, в котором оказались вышеуказанные дети и подростки.

Работа с социально-неблагополучными детьми предъявляет особые требования к профессиональной культуре, к личности социального педагога, о которых более подробно изложено в параграфе 1.2 настоящей работы. В частности, необходимо более широкое внедрение тренинговых форм обучения в университете, такое изменение программ и методик, чтобы условия обучения были максимально приближены к реальным, иначе говоря, необходимо моделирование глубокого погружения в сферу будущей профессиональной деятельности. Это могут быть занятия в форме семинаров-дискуссий, ролевых и деловых игр, свободных обсуждений, круглых столов, коллективного планирования, соревнований, конкурсов, фестивалей, индивидуальных и коллективных исследований и т.п.

Кроме того, студент - будущий социальный педагог по работе с социально-неблагополучными детьми должен быть заинтересован именно в таком направлении своей педагогической деятельности. Он не должен заранее испытывать антипатии, безразличия или пренебрежения к избранной сфере занятости, поскольку такое отношение к объекту и результатам профессиональной деятельности не принесет большой пользы не только ему как специалисту, но и обучаемым им детям.

Главные усилия социального педагога должны быть сконцентрированы на создании условий для успешного общественного развития социально-неблагополучного ребенка, его психологического здоровья, на профилактике отклонений в его развитии. Для этого социальный педагог должен быть и хорошим психологом.

При построении педагогической работы с социально-неблагополучными детьми необходимо обратить особое внимание на формирование доверительных взаимоотношений, основанных на уважении, и здесь серьезную поддержку социальному педагогу окажут терпение и выдержка.

Наконец, все современные методики педагогической работы с социально-неблагополучными детьми должны иметь своей главной целью нивелирование факторов социальной неблагополучности общественно-полезными формами поведения, а также направление активности детей в период досуга в общественно одобряемое русло.

 

 

Список использованной литературы

  1. Гомеляк Ю.Н., Руженков В.А. Индивидуально-психологические особенности, связанные с формированием индивидуализации и автономии у подростков, лишенных родительского попечения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. [Электронный ресурс] // URL: http://www.science-education.ru/108-8616. Дата обращения: 22.11.2013.
  2. Звенигородская Н.Ф. Ювенальная юстиция и ее роль в защите прав детей в семейно-правовой сфере // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С. 3 - 9.
  3. Илатовская Л.А. Психологическое сопровождение детей группы риска //Социальная педагогика. 2011. № 4. С. 89-97.
  4. Конституція України // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1996, № 30, ст. 141.
  5. Котова Е.М. Профессиональный имидж педагога // Юридическая психология. 2010. № 2. С. 28 – 33.
  6. Кротова Н.В. Инновационные образовательные технологии в вузах культуры и искусств // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 3. С. 2 – 9.
  7. Крылова Т.А. Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях // Справочник педагога-психолога. Школа. 2013. №3. [Электронный ресурс] // URL: http://www.menobr.ru/materials/49/42404. Дата обращения: 22.11.2013.
  8. Леонова И.В. Особенности социально-педагогической работы с виктимными детьми: Дисс. … канд. педаг. наук. Владимир, 2003.
  9. Леонова И.В. Подготовка социальных педагогов к работе с девиантным поведением виктимных детей [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 2. Педагогика. Психология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Leonova/ Дата обращения: 22.11.2013.
  10. Методика определения уровня дезадаптации Н.Н. Тарасенко и Л.М. Ковалевой [Электронный ресурс] // URL: http://www.koipkro.kostroma.ru /chuhloma/shoolchuh. Дата обращения: 27.11.2013.
  11. Методика работы социального педагога / под ред. Л.В.Кузнецовой. М.: Школьная пресса, 2006.
  12. Методика «Фильм-тест» Рене Жиля: Практическое руководство к применению. [Электронный ресурс] // URL: http://www.persev.ru/catalog/ metodika-rene-zhilya. Дата обращения: 27.11.2013.
  13. Мешкова О.С. Технологии работы с неблагополучной семьей (обобщение опыта). [Электронный ресурс] // URL: http://www.uchmet.ru/ library/material/133673. Дата обращения: 27.11.2013.
  14. Милованова Н.Г. Система подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми в условиях современного социума: Дисс. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2003.
  15. Олифреенко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска». М.: Академия, 2002.
  16. Серых А.Б. Психологические основания подготовки педагогов к работе с виктимными детьми: Дисс. … д-ра психол. наук: Калининград, 2005.
  17. Серых А.Б. Субъектность педагога как условие формирования психологической готовности к взаимодействию с виктимными детьми // Развитие личности. 2006. № 1. С. 155 - 161.
  18. Соболева Л.А. Региональная программа развития ювенальной юстиции как одна из форм поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации // Российская юстиция. 2010. № 2. С. 66 – 70.
  19. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников // Школьный психолог. 2006. №7. С. 20 - 29.
  20. Троицкая И.Ю., Патрикеева Э.Г. Подготовка студентов педагогических вузов к работе с трудными детьми и подростками [Электронный ресурс] // URL: http://www.sociosphera.com/publication/ conference/2013/ 168/ Дата обращения: 22.11.2013.
  21. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация - содержание социального взросления и социально-психологической реализации детства // Мир психологии. 1998. № 1. С. 5-11.
  22. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  23. Шевцiв З.М. Основи соцiально-педагогичноï дiяльностi. Київ: Центр учбової літератури, 2012.

Информация о работе Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми