Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 04:35, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Украины происходят не только позитивные преобразования в обществе, но и возникают отрицательные социально-экономические явления, которые негативно отражаются на состоянии детей. Неблагоприятная жизненная обстановка, в которой зачастую оказываются дети, делает многих из них социально-неблагополучными (сиротами, инвалидами, страдающими разного рода психическими отклонениями и т.д.). Рост количества таких детей, а также необходимость их квалифицированного педагогического воспитания сделали указанную проблематику чрезвычайно актуальной для изучения и поиска эффективных, научно обоснованных средств и методов работы с ними со стороны различных исследователей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная неблагополучность и педагогическая
заброшенность как факторы, влияющие на воспитание детей………………...5
§ 1.1. Понятие и признаки социальной неблагополучности и педагогической заброшенности…………………………………………………..5
§ 1.2. Профессиональная личность педагога, работающего с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….10
Глава 2. Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….15
§ 2.1. Основные направления и задачи работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….15
§ 2.2. Основные методики, предназначенные для работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….20
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ( оригинал).doc

— 157.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Титульный лист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Социальная неблагополучность и педагогическая

заброшенность как факторы, влияющие на воспитание детей………………...5

§ 1.1. Понятие и признаки социальной неблагополучности и педагогической заброшенности…………………………………………………..5

§ 1.2. Профессиональная личность педагога, работающего с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….10

Глава 2. Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….15

§ 2.1. Основные направления и задачи работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….15

§ 2.2. Основные методики, предназначенные для работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….20

Заключение………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………....27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе развития Украины происходят не только позитивные преобразования в обществе, но и возникают отрицательные социально-экономические явления, которые негативно отражаются на состоянии детей. Неблагоприятная жизненная обстановка, в которой зачастую оказываются дети, делает многих из них социально-неблагополучными (сиротами, инвалидами, страдающими разного рода психическими отклонениями и т.д.). Рост количества таких детей, а также необходимость их квалифицированного педагогического воспитания сделали указанную проблематику чрезвычайно актуальной для изучения и поиска эффективных, научно обоснованных средств и методов работы с ними со стороны различных исследователей. В этой связи особо важным является обоснование и разработка основ подготовки к работе с социально-неблагополучными (и как следствие – педагогически-заброшенными) детьми не только психологов, но и педагогов, поскольку сейчас именно на них ложится основная тяжесть решения проблем, связанных с факторами социальной неблагополучности.

О высокой актуальности и межотраслевом характере данной проблематики свидетельствует и широкое внимание к ней со стороны исследователей, представляющих различные отрасли науки: психологии (Серых А.Б., Хомич А.В.), педагогики (Леонова И.В., Милованова Н.Г., Троицкая И.Ю., Шевцiв З.М.) и даже юриспруденции (Звенигородская Н.Ф., Соболева Л.А.).

Целью данной работы является комплексное исследование особенностей и специфики педагогической работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:

  1. выявить основные признаки социальной неблагополучности детей;
  2. проанализировать основные компоненты, которые должны формировать личность человека, осуществляющего социально-педагогическую деятельность с неблагополучными  и заброшенными детьми;
  3. определить основные направления и задачи работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми;
  4. исследовать наиболее важные методики, используемые в ходе работы с данной категорией детей.

Объектом настоящего исследования выступает педагогическая работа с неблагополучными, педагогически заброшенными детьми. Предметом же данного исследования является специфика теоретической и практической подготовки социального педагога, чья профессиональная деятельность связана с неблагополучными, педагогически заброшенными детьми.

 Настоящее исследование проводилось посредством использования следующих методов: анализа и синтеза практических методик, а также теоретических исследований различных специалистов в сфере преподавательской деятельности, связанной с социально-неблагополучными и педагогически заброшенными детьми, сравнительного изучения полученной информации, классификации и группировки последней и других.

Структурно данная работа состоит из введения, двух глав, в свою очередь, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальная неблагополучность и педагогическая заброшенность как факторы, влияющие на воспитание детей

§ 1.1. Понятие и признаки социальной неблагополучности и педагогической заброшенности

А.Б. Серых определяет детскую социальную неблагополучность как особое социально-психологическое явление, которое связано с неблагоприятными условиями общественной жизни ребенка, характеризующейся разнообразием факторов, чье возникновение выступает следствием объективных и субъективных психологических явлений.1

Следовательно, к социально-неблагополучным и педагогически-заброшенным детям можно отнести:

  • детей, испытывающих трудности во взаимоотношениях и личностном развитии,
  • детей-сирот,
  • детей-инвалидов,
  • детей, оставшихся без попечения родителей,
  • детей из неполных семей,
  • детей из семей с низким экономическим или образовательным уровнем, асоциальной атмосферой;
  • детей, страдающих алкогольной, наркотической или иной зависимостью. 2

Основные признаки социальной неблагополучности можно разделить на три группы:

  1. социально-демографические признаки;
  2. нравственно-психологические признаки;
  3. социально-психологические признаки ролевого поведения.

Так, к социально-демографическим признакам относятся отличительные особенности общества и государства, в котором живут дети. Например, инвалиды и сироты существуют в любом обществе, но условия их проживания и обучения могут существенно разниться в зависимости от уровня экономического развития, а также социальной политики государства. К элементам социальной политики государства здесь относятся: инвестиции в сферу социальной защиты, в систему социальной реабилитации, в профессиональную подготовку и трудоустройство педагогов соответствующего профиля; нормативные акты, определяющие права сирот и инвалидов, а также обязанности по отношению к ним различных институтов государства и общества. Соответственно, и положение социально-неблагополучных детей зависят от указанных обстоятельств.

Очевидно, что дети из асоциальных неблагополучных семей в большей степени нуждаются в поддержке и помощи государства, всего общества в целом, и долг Украины как социального государства3 – предоставить эту поддержку и помощь, поскольку чужих детей не бывает, а дети имеют право на особую защиту.4

Объективным фактором социальной неблагополучности в детско-подростковом возрасте вполне может стать группа сверстников, если она имеет асоциальный характер. Еще одним демографическим фактором формирования социальной неблагополучности ребенка  может стать семья. Склонность к антиобщественному образу жизни, противоправному или суицидальному поведению может передаваться по наследству.

На нравственно-психологическом уровне социальная неблагополучность ребенка человека может зависеть от его темперамента и других индивидуальных особенностей сознания. Например, одни дети могут считать себя социально-неблагополучными, а другие себя таковыми не считают (что и детерминирует их взаимоотношения и поступки).

К числу социально-психологических признаков ролевого поведения относятся степень устойчивости поведения, развитость у ребенка механизмов рефлексии, саморегуляции, его ценностные ориентиры и др.

Кроме того, социальная неблагополучность имеет на территории Украины и специфические факторы образования. Современная Украина переживает в собственном развитии период нестабильности. Быстрая политико-экономическая и социально-идеологическая переориентация в Украине в период распада Советского Союза, а также т.н. «Оранжевой революции» стала причиной складывания принципиально новых ценностных установок, в том числе и в детской среде. Вышеуказанное обусловлено также ростом безработицы, имущественным расслоением общества и т.п. Например, в небольшом промышленном городе, где значительная часть населения работала на нескольких предприятиях, закрытие или преобразование одного-двух из них грозит массовой безработицей и, как следствие, ростом социальной неблагополучности детей, чьи родители остаются без средств к существованию.

Между тем, подростки особенно остро переживают социальное неравенство, которое выражается для них в невозможности получить желаемое образование, жить в достатке, вследствие чего в течение примерно года меняются ценностные ориентиры. Как отмечает А.В. Хомич, подобный морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в антиобщественном поведении и сопровождается разного рода нарушениями, побегами, наркологическими заболеваниями, а также нервно-психическими расстройствами.5

В этой связи исследователями справедливо указывается на то, что у современного подростка желание соответствовать ожиданиям нормальной группы или общества слабеет, а вот желание уклониться от них, напротив, повышается. Отсутствуют  условия для задействованности подростков в решении серьезных дел на благо общества, что затрудняет для них возможность занять активную социальную позицию. Это противоречие приводит к искусственной задержке личностного развития современных подростков, острому внутреннему конфликту.6

Следует обратить внимание на понятие «депривация», которое З.М. Шевцiв определяет как общественное и психологическое явление, которое можно рассматривать с позиций потери, лишения чего-либо.7 Указанный исследователь выделяет три вида депривации: эмоциональная (длительное или постоянное отсутствие чуткости, человеческого и материнского тепла, понимания – семейная депривация), сенсорная (лишение одного или нескольких видов сенсорной информации – зрительная, слуховая депривация), социальная (лишение или недостаточность бытовых условий, отсутствие человеческого общения). Чаще всего данные виды переплетаются между собой. Например, ребенок воспитывается в детском учреждении лишенным не только материнского тепла, но и полноценной заботы со стороны обслуживающего персонала, получает мало социальной информации, у него недостаточный запас знаний и т.д. Все это может создать сложный комплекс отклонений.

В целом, социальную неблагополучность можно охарактеризовать как объективный фактор, который влияет на воспитание детей. Педагогическая заброшенность же является более субъективным фактором.

Подростковый возраст недаром называют «трудным». Можно с уверенностью говорить, что данный возраст труден именно для взрослого, который столкнулся с внезапным взрослением человека. Это актуально как для родителей – самых важных учителей в детском мире, так и для социальных педагогов. И тем, и другим тяжело найти подход к ребенку, который начинает взрослеть гораздо быстрее, чем раньше. Для подростка же это время более похоже на время новых открытий, как внутри себя, так и вовне, в окружающем мире. Главным ощущением на данном этапе будет чувство новизны жизни, многообразия ее проявлений, поиск места в этой жизни для своего «Я». Поиск и осознание своего «Я» выражается в желании проанализировать плюсы и минусы собственного поведения, стремление определить, что в нем является правильным, а что – неправильным. Все это находит свое отражение во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Ребенок проходит через этап отрицания авторитетов, он хочет избавиться от зависимости, с  его точки зрения, от взрослых и утвердиться как самостоятельная личность. Все это усугубляется объективными факторами социальной неблагополучности.

Отличительными маркерами социальной неблагополучности и педагогической заброшенности, по обоснованному мнению А.В. Хомича, выступают следующие особенности отношений ребенка с окружающим миром:

  • положение изгоя в учебной группе;
  • отвержение со стороны учителей;
  • ярлык «трудного подростка» в школе;
  • отрицательное влияние семьи, которое выражается в бесконтрольности, попустительстве со стороны родителей;
  • низкая коммуникативность.8

Именно подобные моменты способствуют созданию педагогической заброшенности – во многом потому, что учителя не только не имеют достаточных знаний, что делать с такими детьми, но и попросту желания выполнять свои педагогические обязанности, предпочитая более легкую практику с нормальными детьми. Между тем, не следует забывать о том, что отклоняющееся поведение выступает нормальной в той или иной степени реакцией ребенка на ненормальные для него условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался под давлением определенных факторов (распад семьи, потеря жилья или другая тяжелая жизненная ситуация). И задачей социального педагога является помощь ребенку в преодолении его проблем, а если возможно, то и устранение причин, которые вызывают поведенческие отклонения. Для этого каждый педагог должен обладать определенной профессиональной компетентностью, вопросам формирования которой будет посвящен следующий параграф.

§ 1.2. Профессиональная личность педагога, работающего с социально-неблагополучными детьми

В настоящее время серьезные изменения затронули организацию всей системы работы с детьми и молодежью, которые заключаются, в частности, в следующем:

  • все шире используется обращение непосредственно к личности ребенка;
  • отказ от традиционных форм работы;
  • возникновение разветвленной сети разнопрофильных детско-юношеских объединений, секций, организаций и т.д.

Исходя из этого, работа с детьми в целом нуждается в качественно новой методике обучения специалиста, готового к построению взаимодействия с детьми как в учебной деятельности, так и вне ее. В особенности высокие требования следует предъявлять к сотрудникам социально-педагогической сферы, которые работают с социально-неблагополучными детьми.

В то же время, как обоснованно отмечает И.В. Леонова, анализ сложившейся практики подготовки специалистов социально-педагогической сферы подтверждает тезис об отсутствии единой структуры формирования профессиональной готовности к указанной деятельности. Современные выпускники учебных заведений не вполне владеют методикой работы с социально-неблагополучными, заброшенными детьми, как правило, не готовы достаточно гибко реагировать на отклонения в их поведении, не владеют навыками диагностики и коррекции социальных отклонений, не обладают должным уровнем коммуникации.9

Информация о работе Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми