Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 04:35, курсовая работа
На современном этапе развития Украины происходят не только позитивные преобразования в обществе, но и возникают отрицательные социально-экономические явления, которые негативно отражаются на состоянии детей. Неблагоприятная жизненная обстановка, в которой зачастую оказываются дети, делает многих из них социально-неблагополучными (сиротами, инвалидами, страдающими разного рода психическими отклонениями и т.д.). Рост количества таких детей, а также необходимость их квалифицированного педагогического воспитания сделали указанную проблематику чрезвычайно актуальной для изучения и поиска эффективных, научно обоснованных средств и методов работы с ними со стороны различных исследователей.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная неблагополучность и педагогическая
заброшенность как факторы, влияющие на воспитание детей………………...5
§ 1.1. Понятие и признаки социальной неблагополучности и педагогической заброшенности…………………………………………………..5
§ 1.2. Профессиональная личность педагога, работающего с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….10
Глава 2. Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми……………………………………………………….15
§ 2.1. Основные направления и задачи работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….15
§ 2.2. Основные методики, предназначенные для работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми………………….20
Заключение………………………………………………………………….25
Список использованной литературы
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.10
В этой связи следует выделить следующие основные компоненты профессиональной личности педагога, на которые необходимо в первую очередь обращать внимание при допуске к работе с социально-неблагополучными детьми:
Соответственно, на основе данных компонентов можно выделить следующие блоки навыков, которые необходимы педагогу при работе с социально-неблагополучными, заброшенными детьми:
Вместе с тем, указанные навыки и компоненты профессиональной личности не появятся на пустом месте сразу после выхода молодого специалиста из стен университета. Уже в рамках учебной подготовки необходимо создавать условия для постоянного приобретения, осмысления и накопления опыта решения тех или иных педагогических задач, связанных с взаимодействием с социально-неблагополучными детьми. И как раз это направление является наиболее слаборазвитым в учебном процессе.
Причин здесь можно выделить много, но в числе основных выступают:
Таким образом, главным условием повышения уровня профессиональной подготовки будущего педагога к работе с социально-неблагополучными детьми выступает овладение уже в студенчестве академическими знаниями и практическими навыками, которые формируются на основе всестороннего развития индивидуальных творческих и коммуникативных способностей студента. Чем ближе к окончанию учебного заведения находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные способности и качества.
Соответственно, профессиональную личность педагога, работающего с социально-неблагополучными детьми, можно определить как индивида, обладающего устойчивой системой черт, а именно качественными особенностями сознания, стилем мышления, особой гражданской и профессиональной позицией, педагогическими знаниями, умениями и навыками, опытом, творческими способностями, которые не только сами по себе позволяют, но и ценностно мотивируют к работе с социально-неблагополучными детьми.
Неуверенность, которую испытывают выпускники, приступая к педагогической работе с социально-неблагополучными детьми, как правило, проистекает из незнания либо недостаточного знания специфических приемов и способов взаимодействия с такими детьми. Между тем, такое знание, равно как и мотивация его получить и применить на практике, должны закладываться еще в период обучения. Следовательно, сущностью профессиональной готовности студентов к работе с социально-неблагополучными детьми является формирование такого состояния личности, при котором будущий социальный педагог практически и психологически готов к самостоятельной творческой коммуникации и взаимодействию с проблемными детьми, для чего следует сочетать в одном коллективе социально-неблагополучных и обычных детей.
Для более высокой практической подготовки студента в методики подготовки социального педагога (в особенности тех, чья деятельность связана с социально-неблагополучными детьми) следует ввести следующие моменты:
Одним из важнейших факторов улучшения содержания и организации учебного процесса может явиться педагогически целесообразное включение активных методов, форм обучения.
Кроме того, целесообразно включить в педагогический процесс такую форму занятий, как лекции-диалоги, раскрывающие один и тот же вопрос с разных аспектов. Например, проблемы отклонений в поведении социально-неблагополучных детей можно рассмотреть с позиции различных наук (помимо педагогики): психологии, социологии, медицины и даже юриспруденции (в частности, такой ее отрасли, как криминология).
В целом, вышеизложенная система создания учебных проблемных ситуаций при помощи игровых заданий дает широкие возможности для моделирования многих практических аспектов профессиональной работы педагога, формирования его профессиональной личности, начиная с первого курса обучения, позволяя более качественно выстраивать общение с социально-неблагополучными и педагогически заброшенными детьми.
Глава 2. Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми
§ 2.1. Основные направления и задачи работы с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми
В научно-исследовательской литературе выделяются два направления работы социального педагога с социально-неблагополучными и педагогически-заброшенными детьми:
Основные проблемы, решаемые в процессе индивидуально-ориентированной работы, выглядят следующим образом:
К основным сферам системно-ориентированной работы, помимо всего вышеперечисленного, относятся:
Т.А. Крылова выделяет как основные следующие задачи педагогической работы с социально-неблагополучными детьми:
Следовательно, главные усилия социального педагога должны быть сконцентрированы на создании условий для успешного общественного развития социально-неблагополучного ребенка, его психологического здоровья, профилактики девиаций в его развитии. Кроме того, важно также и психологическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности, чтобы в классе была комфортная, эмоционально благоприятная среда для совместного обучения как детей из обеспеченных семей, так и неблагополучных.
Говоря о первых двух задачах, связанных, в первую очередь, с семьей, следует отметить, что получение данных о потенциально неблагополучной семье возможно как из бесед с самим ребенком, его сверстниками и другими педагогами, так и иными способами (наблюдение в школе за ребенком, спецификой его отношений со сверстниками и учителями, учебного и игрового поведения, исследование его статуса в классе, а также непосредственный контакт с семьей).
В целом, в процессе решения вышеуказанных задач социальный педагог сталкивается с тремя уровнями деятельности (по кругу входящих туда лиц): ребенок (каждая встреча с ним предполагает оказание педагогическо-психологической помощи), педагогический коллектив (не все учителя могут хорошо относиться к неблагополучному ребенку в силу своих внутренних убеждений, поэтому необходимо оказывать на них постоянное воздействие с целью равного отношения ко всем детям) и семья (максимально возможная нормализация отношений ребенок – родители). Соответственно, социальный педагог должен хорошо владеть методом субъектно-развивающего моделирования, который подразумевает создание моделей возможных путей поведения с неблагополучными детьми и реализацию различных вариантов деятельности в моделируемых обстоятельствах с целью найти оптимальные приемы взаимодействия.15
Современная социология выработала ряд диагностических методик, направленных на достижение вышеуказанных задач, среди которых следует особо отметить:
Информация о работе Специфика педагогической работы с социально-неблагополучными детьми