Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:27, курсовая работа
Цель: разработать содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением.
Гипотеза: социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением успешно осуществится, если будет основана на:
- учете особенностей поведения этих подростков;
- развитии у них адекватной самооценки
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков девиантного поведения………...…………………..…………………………..6
1.1 История становления профориентации…………………………………6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………..10
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников……………………………………………………………..15
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональному самоопределению подростков девиантного поведения…………….…………………………………..................................19
2.1 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову ……………………….…………………………………………………………19
2.2 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда ………………………………………………………….. ……………………..22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………...…………………...….……26
В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
Социально-профессиональная адаптация подростков девиантного поведения.
Профессиональная адаптация - важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с подростками девиантного поведения.
Профессиональная адаптация - это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
2.1 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову
Методика предназначена для отбора на
различные типы профессий в соответствии
с классификацией типов профессий Е. А
Климова. Можно использовать при профориентации
подростков и взрослых. Методика «Дифференциально-
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли»?
Обработка результатов.
Таблица 1. Сравнительная таблица средних значений по методике Е.А. Климова.
Климов | |||||
П. |
Т. |
Ч. |
З.С. |
Х.О. | |
М. |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
Д. |
1 |
2 |
2 |
П.- природа
Т.- техника
Ч.- человек
З. С.- знаковая система
Х.О.- художественный тип
Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 8-11 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.
Направленность на сферу деятельности Человек-человек в 8-11 классах преобладает над направленностью на сферу деятельности Человек-Техника. При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте − это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 8-11 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.
Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.
Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек- Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек- Человек у девочек выше, чем у мальчиков.
Таким образом мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.
2.2 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда
Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональной карьеры.
Инструкция. «В бланке теста приведены широкий круг интересов и установок. Из двух предложенных профессий вам надо выбрать одну, которая наиболее вам интересна, и отметить ее на бланке ответов крестиком. После чего перейти ко вторым двум профессиям, так же отмечая наиболее заинтересовавшую вас. Время проведения теста не ограниченно»
Обработка результатов.
Таблица 2. Сравнительная таблица средних значений по диагностике Дж. Холланда
Тип личности Холланд | |||||
Р. |
И. |
С. |
К. |
П. |
А. |
2 |
3 |
2 |
1 | ||
1 |
2 |
2 |
Р.-реалистичный
И.- интеллектуальный
С.- социальный
К.- конвенциальный
П.- предпринимательский
А.- артистичный
Анализируя преобладающий тип личности
у выборки учащихся 8-11 классов мы видим,
что мальчики имеют более реалистичный
тип личности, чем девочки. И в то же время
у девочек более выражен социальный тип
личности, по сравнению с мальчиками.
Сравнивания результаты были сделаны следующие выводы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное самоопределение личности сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. В частности на первый план выходят такие личные качества профессионала, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, склонность к коммерческому риску, способность принимать самостоятельные решения и т.д.
Анализ теоретических
4. Результатом социально-педагогической деятельности по организации процесса профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением является выбор ими будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости продолжения работы по профессиональному самоопределению в 8 – 11 классах, чтобы старшеклассники смогли не просто познать свою индивидуальность в профессиональном самоопределении, а получить возможность попробовать себя в различных видах деятельности, через обучение в профильных классах и посещение УПК.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абдульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 203 с.
2. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров [Текст] / А. Г. Асмолов. – М.: Воронеж, 1996. – 161с.
3. Берг, В. Карьера – суперигра [Текст] / В. Берг. – М.: АО Интер-эксперт, 1998. – 118 с.
4. Боровиков, С. А. Профессиональное самоопределение. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. А. Боровиков. – Издательство СПб университета 1991, - 72 с.
5. Венгер, А. Л. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию к новым условиям [Текст] / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 25-33.
6. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика [Текст]: Учебное пособие / Ю. В. Василькова. – 2-е изд.. – М. 2000 – 18 с.
7. Галагузова, М. А. Социальная педагогика – Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / М. А. Галагузова. – М.: Гуманит. Изд. центр Бладос, 2001. – 416 с.
8. Гапоненко, А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников [Текст] / А. В. Гапоненко // Школа и производство. – 2006. – № 2. – С. 7-13.
9. Головака, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е. И. Головака. – Киев: Наунова думка, 1988. – 162 с.
10. Горбатов, С. В. Концепция собственного будущего как фактор регуляции социального поведения [Текст] / С. В. Горбатов // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. – 1992. – Вып.1. – С. 70-77.
11. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н. Н. Захаров. – М.: 1989. – 79 с.
12. Зеер, З. В. Психология профессий [Текст] / З. В. Зеер. – Екатеринбург: 2003. – 189 с.
13. Каменский, Р. Самоопределение как ключевой процесс проектирования инновационных образовательных систем [Текст] / Р. Каменский // Новые ценности образования. – 1997. – №7. – С. 76-89.