Социально-педагогические особенности профориентационной работы среди детей девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением.
Гипотеза: социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением успешно осуществится, если будет основана на:
- учете особенностей поведения этих подростков;
- развитии у них адекватной самооценки

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков девиантного поведения………...…………………..…………………………..6
1.1 История становления профориентации…………………………………6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………..10
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников……………………………………………………………..15
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональному самоопределению подростков девиантного поведения…………….…………………………………..................................19
2.1 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову ……………………….…………………………………………………………19
2.2 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда ………………………………………………………….. ……………………..22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………...…………………...….……26

Файлы: 1 файл

курсовая по девиантным.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики, и вследствие - междисциплинарного научного знания.

 

 

 

 

 

 

1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков с

девиантным поведением

Профессиональное самоопределение – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решения, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда – с другой. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность.

Эти три подхода подчеркивают разные стороны дела: первый исходит из запросов общества, третий – из свойств личности, второй предполагает способы согласования того и другого. Вместе с тем они взаимодополнительны (первый – преимущественно социологический, второй социально-психологический, третий – дифференциально-психологический).

 В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

           Подростковый возраст – это пора завершения физического, умственного, духовного и нравственного развития школьников.  В юности исчезают все диспропорции этого развития, характерные для подросткового возраста. Это пора психологической готовности к взрослой, самостоятельной жизни.

           Социальная ситуация развития старшеклассников характеризуется существенным развитием, расширением социальных, половых ролей, повышением самостоятельности, активности в поведении, общении, формированием психологической готовности старшеклассников к самостоятельной жизни, завершения физического и психофизического развития и их гармонизацией. Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность старшеклассников.

            Д. А. Леонтьев описал четыре основных пути развития личности  в подростковом возрасте [23, с.158].

             Автономный путь развития (действенный тип личности) свидетельствует о выходе из подросткового кризиса и переходе на уровень социальной самостоятельности. Люди этого типа положительно относятся к себе и ориентируются на ценностные критерии при принятии решения. Они свободны и ответственны в своем выборе, их самостоятельность принимается родителями. Для них характерна «ответственная активность».       Симбиотический путь развития (созерцательный тип личности) характерен и для юношей, и для девушек. Они испытывают отвержение и контроль со стороны родителей, отсюда их неустойчивое и в целом негативное отношение к себе. Родительские ценности для них служат внешней опорой в поведении, их выбор и решения сводятся к «зарабатыванию» признания. Основная их жизненная стратегия – «осознанная пассивность».

Импульсивный путь развития (импульсивный тип личности) в большей степени типичен для юношей. Их отношение к себе неустойчивое из-за противоречивого отношения к ним родителей. В целом их самоотношение положительное, они активны, но успешность достигнутого не связывают со своими усилиями. Таким человеком легко манипулировать, и в итоге он подчиняется внешним воздействиям. Основная линия их поведения – «неосознанная активность».

 Конформный путь развития (страдательный  тип личности) больше характерен  для девушек. Их отношение к  себе не устойчиво, преобладает  опора на внешние ориентиры  при принятии решения. Часто это  дети скрыто отвергающих, формально их воспитывающих родителей. В их активности заметно желание «заслужить» признание. Они успешно адаптируются, безоговорочно принимая внешние требования и оценки. Им в полной мере свойственна «неосознанная пассивность».

           Активная жизненная позиция позволяет личности управлять событиями своей жизни. «Автономный путь или тип развития является единственным путем, ведущим к достижению личностной зрелости и полноценного существования, - утверждает Д. А. Леонтьев. Личностная зрелость – это понятие не возрастное, а характеризующее путь, которым движется человек»  [23, с.38].

           Личность формируется в той мере, в какой она проявляет свою активность. Только проявляясь каждодневно в совместной  с другими интеллектуальной, эмоционально-коммуникативной или продуктивной предметной деятельности, человек может сотворить себя как личность.

Проблема подростков с девиантным поведением  является вечной для человеческого общества. Она пришла в настоящее из прошлого и будет актуальной в будущем.

           Традиционно причины отклоняющегося от норм поведения  подразделяются на две группы:

  • причины, связанные с психическими психофизиологическими 
                расстройствами;

           - причины социального и психологического характера.

           По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.

            Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. По данным М. Раттера (1987 г.), серьезными психическими отклонениями страдают от 5 до 15 % детей. М. Раттер [22, с.47] указывает, что широта проблемы говорит о том, что в ее решении должны принимать участие педиатры и специалисты, не связанные с медициной, педагоги, психологи, социальные работники. Разумеется, они не могут поставить диагноз, но выделить симптомы и посоветовать, при необходимости, родителям ребенка обратиться к врачу – могут.

По мнению педагогов образовательных учреждений  главными причинами отклоняющегося поведения является:

 - экономическая, политическая и социальная ситуация в стране, т.е. нестабильность экономики, неуверенность в завтрашнем дне, незаинтересованность государства в обучении и воспитании детей, в их будущем;

- влияние ситуации в  семье (недостаток внимания, контроля  со стороны родителей за детьми, негативный пример, который дают родители детям, низкий уровень жизни, нищета в семьях, безработица и пьянство родителей).

         Девиантное поведение – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином обществе. К основным видам девиантного поведения относятся, прежде всего, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. По мнению Э. Дюркгейма [7, с.8], вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. В соответствии с теорией Р. Мертона [7, с.9], девиантное поведение возникает, прежде всего, тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности   к   новому,    попыткой   преодолеть   консервативное,   мешающее двигаться   вперед.   К   отклоняющемуся   поведению   могут   быть   отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.   

Различают следующие формы девиантного поведения:

1. Антидисциплинарность   -   конфликтность,   драчливость,                           прогулы занятий, срывы уроков.

2. Ассоциальность - антиобщественное  поведение       неповиновение старшим,  полный  отказ  от учёбы,         бродяжничество,  употребление алкогольных и других психоактивных веществ, сексуальные эксцессы.

3. Аддитивное - употребление алкогольных и токсичных веществ.

4. Делинквентное - противоправное поведение, которое влечет за собой судебную ответственность (нанесение телесных повреждений, увечий, кражи, угон транспорта, спекуляция, и сексуальные извращения)

5. Аутоагрессивная    -    аутоагрессия    при    алкогольном    опьянении (самопорезы, ожоги, суицидальные попытки).

Таким образом, девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином обществе.

 

 

 

1.3 Содержание, формы, методы профессиональной  ориентации подростков девиантного поведения

В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:

1. Период поступления в профессиональное  учебное заведение (профессиональная  ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном  учебном заведении (овладение соответствующими  теоретическими знаниями, практическими  умениями и навыками, предварительная  апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в  период прохождения производственной  практики, закрепление и развитие  полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии [27].

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания.

В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.

Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

- индивидуальные

- групповые

- массовые.

 К методам профессиональной  ориентации относятся:

- информационно-справочные, просветительские  методы: профессиограммы — краткие  описания профессий; справочная литература; информационно-посиковые системы; профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприяия и в учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.

- методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.

- методы морально-эмоциональной  поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы  индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.

- методы оказания помощи в  конкретном выборе и принятии  решения: построение цепочки основных  ходов, построение системы различных  вариантов действий клиента для  достижения цели, использование  различных схем альтернативного выбора [15].

Составными компонентами профориентационной работы являются:

- профессиональное просвещение;

- изучение школьников в целях  профориентации;

- профессиональная консультация;

- профессиональный отбор;

- социально-профессиональная адаптация молодежи.

Изучение школьников в целях профориентации.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная консультация учащихся.

В широком смысле слова профконсультация - это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Профессиональный отбор (подбор) учащихся.

Составная часть профориентации - профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

Информация о работе Социально-педагогические особенности профориентационной работы среди детей девиантного поведения