Социально-педагогические особенности профориентационной работы среди детей девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением.
Гипотеза: социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением успешно осуществится, если будет основана на:
- учете особенностей поведения этих подростков;
- развитии у них адекватной самооценки

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков девиантного поведения………...…………………..…………………………..6
1.1 История становления профориентации…………………………………6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………..10
1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников……………………………………………………………..15
Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональному самоопределению подростков девиантного поведения…………….…………………………………..................................19
2.1 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову ……………………….…………………………………………………………19
2.2 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда ………………………………………………………….. ……………………..22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………...…………………...….……26

Файлы: 1 файл

курсовая по девиантным.doc

— 162.50 Кб (Скачать)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

 

Социально-педагогический факультет

 

Кафедра социальной работы

 

 

Курсовая работа

 

 

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СРЕДИ ДЕТЕЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнила:

                            

 

                       Научный руководитель:

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков девиантного поведения………...…………………..…………………………..6

   1.1 История становления профориентации…………………………………6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением…………………………………………………………………..10

1.3 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников……………………………………………………………..15

Глава 2. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональному самоопределению подростков девиантного поведения…………….…………………………………..................................19

   2.1 Исследование видов профессиональной деятельности по Климову ……………………….…………………………………………………………19

   2.2 Исследование преобладающего типа личности по методике Холланда ………………………………………………………….. ……………………..22

Заключение…………………………………………………………………….24

Список использованных источников…………...…………………...….……26

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человек является саморегулирующейся, динамической системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, изменяется, приобретает новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности профессионального самоопределения.

В связи со сменой социально-экономических ориентиров в развитии общества актуализируются вопросы социальной адаптации человека к резко меняющимся условиям его жизни и деятельности. Вследствие этого наблюдается тенденция роста количества подростков с девиантным поведением. В то же время активность педагогов в работе с подростками с девиантным поведением носит в большей степени формальный характер и направлено на устранение, педагогическую коррекцию следствия, а не причины дезадаптации. Недостаточно внимания уделяется решению проблемы подростков с девиантным поведением в управлении образованием. Об этом свидетельствует усиление проявления таких негативных явлений в среде подростков, как: совершение правонарушений, наркомания, бродяжничество, беспризорность, резкое увеличение числа социальных сирот, детей с отклонением в физическом и умственном развитии, увеличение количества подростков, покинувших школу до получения основного общего образования. Государством поставлена задача всеобщего образования детей. Об этом, в частности, говорится в законе «Об образовании», в Национальной доктрине образования. В нормативных документах определена направленность общего образования на обеспечение возможности для всех обучающихся в выборе будущей профессии и пути получения профессионального образования. 

Таким образом, мы можем говорить о наличии в практике противоречия между заказом государства, ориентирующим управление образования на работу со всеми детьми, в том числе и с находящимися в особо трудных условиях, и практикой управления образования, направленной на работу в большей степени с беспроблемными детьми. Социальное и трудовое становление подростков с девиантным поведением у нас в стране всегда рассматривалось с позиции «общественной», социальной педагогики. Вопросами девиации как комплексной категории занимаются сегодня многие ученые. Среди них известны работы таких ученых, как  Галагузова М.А., Дробинская А.О., Машкевич В.Б.,  Мардахаева Л.В., Осипова О.С., Остяшкин Э. Г. и другие.

Различные подходы в работе по профессиональному самоопределению разрабатывали К. А. Абульханова-Славская, М. Р. Гинзбург, Е. И. Головаха, Е. А. Климов, И. С. Кон, Н. С. Пряжников и другие.

 Противоречие возникает между степенью исследования вопросов профессионального самоопределения подростков  в теории социально-педагогической науки и недостаточностью разработки практических подходов к решению данной проблемы в работе с девиантными подростками.

 Проблема исследования: каково содержание социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением?

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения личности.

Предмет исследования: содержание социально-педагогической     деятельности по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением.

Цель: разработать содержание социально-педагогической деятельности  по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением.

Гипотеза: социально-педагогическая деятельность по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением  успешно осуществится, если будет основана на:

-  учете особенностей поведения  этих подростков;

-  развитии у них адекватной  самооценки;

-  информировании  их о мире  профессии.

Задачи:  1.   проанализировать педагогическую, психолого-педагогическую, социально-педагогическую литературу;

    2.  изучить процесс  профессионального самоопределения  как социально-педагогическую проблему;

    3. дать психолого-педагогическую  характеристику подростков с  отклоняющимся поведением;

    4.   рассмотреть специфику социально-педагогической деятельности по профессиональному самоопределению подростков с девиантным поведением;

   5. провести опытно-поисковую  работу по профессиональному  самоопределению подростков с  девиантным поведением, проанализировать  и обобщить результаты в виде  методических рекомендаций к программе.

Методы исследования:

  • Теоретические: анализ, обобщение, синтез научной и методической 
    литературы по проблеме исследования;
  • Практические: наблюдение, анкетирование,  опрос,  тестирование.

База исследования: УО «Яечковичская средняя школа» Ивановского района, Брестской области.

     

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

1.1 История становления профориентации

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии [5].

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов [25].

Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.

Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно [5].

Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.

Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей [9].

Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон.

В январе 1908 года в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

В своей работе бюро руководствовалось следующими положениями:

1. по значимости выбор профессии  можно приравнять к супружескому выбору;

2. профессию лучше выбирать, чем  надеяться на удачный случай;

3. никто не должен выбирать  профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;

4. молодежь должна ознакомиться  с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;

5. выбор профессии протекает  тем успешнее, чем внимательнее  профконсультант изучит особенности  личности выбирающего, факторы успешного  выбора и мир профессий.

В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники.

По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефонистка должна была производить до 150 соединений в час, т. е. каждые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонистки такой нагрузки не выдерживали и увольнялись с работы. Это было невыгодно предпринимателям. Поэтому и возникла необходимость разработки рекомендаций по профотбору кандидатов в телефонистки по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась [25].

Первая мировая война (1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.

Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек—техника”. Все острее стало осознаваться, что не каждый желающий может управлять сложным техническим устройством—для этого необходимы знания, способности и соответствующие навыки. Война существенно обострила интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий [12].

Тем самым была подготовлена почва для развертывания научно-исследовательских работ по тестовым методам оценки личности. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматривался как психологическое оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и результаты их хранились в тайне. На основании исследований производилось отчисление “негодных лиц”, назначение на “черные работы” неспособных к строю, комплектование унтер-офицерских и офицерских школ, выравнивание частей по уровню интеллектуальности, набор в специальные части и т. д. [25].

Информация о работе Социально-педагогические особенности профориентационной работы среди детей девиантного поведения