Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 23:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Семейной педагогике"
52.Влияние сиблингов на разв. реб.
Д-и выросшие в одной семье могут также сильно отличаться др. от др., как д-и из разных семей.
1-а из причин,по кот. реб. отлич. от своих бр-ев и се-р,заключ. в том,что д-м нужно определить и упрочить свою неповторимую идентчность. Так, если старший реб. прилежен, то младший может стать шумливым. 2-я причина связана с уникальностью личного опыта в противоположность общим для бр-в и сес-р жизненным событиям. Несмотря на то, что д-и из 1-й семьи участвуют в одних событиях, живут в 1-м доме, у каждого реб. есть множество сугубо личных переживаний, кот. неведомы остальным.
Не смотря на то, что порядок рождения не оказывает достаточно ясного постоянного и предсказуемого воздействия на личность, во многих исслед. обнаружено его влияние на интеллект и достиж. реб., первенцы имеют преимущество над остальными д-ми. Чем больше д-й в семье тем ниже коофициент их интеллекта. Старшие бр-я и сес-ры явл. важными моделями, поведению кот. подраж. младшие. Влияние бр-в и сес-р позитивное: - у д-й бысто, незаметно, естествено выробат-тся уживчивость уступчивость сопереживание,воспириимчивость к радостям и горестям бр-в и сес-р; - старшие и мл. д-и вып. роли обучающих и обуч-мых. Ст-шие явл. образцом для мл-х; - д-и образуют своё д-кое общество, в кот. выробат. Навыки общественного повед-я: помощь, выручка, защита и т.п. негативное: - соперничество д-й может приводить к наруш. взаимоотнош. между ними, к разв. зависти, злорадства; - ст-шие д-и нередко отказываются смотреть за мл-ми; - мл-шие не желают носить одежды старших, играть с их игрушками.
53.Роль прородителей в формиров. личности дошк-ка.
Участие прород. в в-нии совр-нных
внуков сопряжено с разными
В вопросах в-ния прород. бывают мудрее в силу опыта общения с д-ми. С прород. начин. «историч.» образование внуков. Они приобщ. д-й к истории своей семьи и через эту призму высвечивается история народа. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют своё прошлое, настоящее, будущее. Фомир-тся 1-е представл. о связи между поколениями. В семье использ. источники историч. знаний хранителями кот. явл. прород.: семейные реликвии, песни, сказки, загадки, поговорки, пословицы, д-кие игры и игрушки.
Современные прород. в большинстве – грамотные и культурные люди. Они способны не только няньчить внуков, но и оказывать на них нравственное влияние, расширять их кругозор, делать их жизнь более надёжной, защищенной, устойчивой.
54.Содержание сем-го в-ния реб.-дош-ка.
Составными компонентами содерж. сем-ного в-ния явл. известные направления – физич., нр-венное, интеллект-ное, эстетич., трудовое в-ние. Они дополняются патриотич., экономич., экологич., политич., половым образованием подрастающих поколений. Физич. в-ние д-й и молодёжи выступает сегодня на 1 план. Приоритет здоровья не может быть заменён никаким др. Физич. в-ние в семье основывается на ЗОЖе и включ. правильную организацию распорядка дня, занятие спортом, закаливание организма и т.д. Интеллект-ное в-ние предполаг. заинтересованное участие род-лей в обогащении детей знаниями, формиров. потребности их приобретения и постоянного обновления. Разв. познават. интересов, особенностей, наклонностей и задатков ставится в центр род-ской заботы.
Нр-венное в-ние в семье явл. стержнем отнош., формирующих личность. Здесь на 1 план выступает непреходящих моральных ценностей – любви и уважении, доброты и порядочности, честности и справедливости, совести, достоинства и долга. В семье формир. и др. нр-венные кач-ва: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самост-ность, бережливость. Эстетич. в-ние семьи призвано разв. таланты и дарования д-й или как минимум давать им представл. о прекрасном в окруж. жизни. Трудовое в-ние д-й в семье закладывает основу их будущей праведной жизни.
Для род-лей сем-ное в-ние процесс сознательного формирова. физич. и духовных кач-в своих д-й. Род-лиь должны понимать, что они хотят в-тать в реб. Этим определяется сознательный х-р сем-го в-ния и требование разумного, взвешенного подхода к решению в-тельных задач.
55.В-ние в семье здорового реб.
Исслед-ния свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благопр. возможности для укрепления здоровья реб., разв. его физич. качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.
В-ние здорового реб. - одна из важнейших задач семьи. В-ние здорового реб. содержит много аспектов, наиболее важныех для совр-нной семьи. Связь охраны здоровья реб. с гигиенич. в-нием. Обязанностью род-лей явл. в-ние у д-й привычки мыть руки, чистить зубы; ежедневно принимать душ, подмываться; по мере надобности пользоваться носовым платком;, ухаживать за своей одеждой.
Подлинная забота род-лей о полноценном физич. и психич. здоровье - залог рац-ного режима дня, в кот. предусмотрено достаточное время для полноценного сна, прогулок на свежем воздухе, часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у реб. много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях.
Одно из ср-в повыш. защитных сил организма - закаливание. К моменту рожд. реб. его физиологич. механизмы полностью не сформированы, поэтому у него более высокая теплоотдача, чем у взрослых, что может привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям.
Многие род-ли стали приобретать разного рода тренажеры, спорт. центры, заниматься с д-ми гимнастикой, бегом, ходьбой на лыжах, ездой на вел. и т.д. Все это заслуживает одобрения при условии соблюдения правил безопасности, четкой дозировки занятий, учета возрастных возможностей д-й, чтобы не допустить их переутомления. И еще 1 момент: в-ние здорового реб. облегчается, если протекает на положит. эмоц-ном фоне. Наиболее заразительным для д-й бывает пример род-лей, др. членов семьи, кот. показ. свою любовь к физ-ре, спорт. подготовку, приверженность к ЗОЖу.
56.Эмоц-но-нравственное в-ние реб. в семье.
Стержнем личности явл. нравственная позиция чел., в формиров. кот. решающая роль принадлежит семье.
Реб. начин. приобщаться к моральным ценностям чел-чества и конкр-го общества с раннего возр.в процессе взаимод-вия с чл. семьи. Однако настоящее время хар-тся значительным разбросом ценностных ориентации в обществе. Отсюда и разные подходы к нр-венному в-нию д-й в семье: одни ориентируются на духовно-моральные нормы, запечатленные в религии, др. отдают предпочт-е сугубо нац-ным ценностям, 3-и находятся под непоср-венным влиянием совр-менной жизни, богатой такими негативными явл-ями, как агрессивность, обман, культ силы и изворотливости. Исходя их ценностей, исповедуемых семьей, род-ли стремятся к формиров. у реб. тех кач-ва личности, кот., по их мнению, помогут наиболее успешно адаптироваться к жизни в обществе. Именно семья закл-вает фундамент становления нр-венной позиции реб. благодаря постоянству, длительности, эмоц-ной окрашенности в-ных воздействий, их разнообр., своевр-му использ. механизма подкрепления.
Семья обладает несомненными
преимуществами перед общ-
Эмоц-ное в-ние реб. - бесспорно прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключ-ную роль в жизни реб. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отнош. реб. к окруж. миру и самому себе.
Для эмоц-ного разв. реб. важно не сохранение однообразно полож. состояний, а их постоянный динамизм, смена в рамках определенной интенсивности. Формиров. положит. привычек повед. - одна из задач совр-нной семьи. Эти привычки, затрагивающие основные, важные для нр-венного разв. д-й обл. соц. отнош., помогают им правильно ориентироваться в окруж. мире и свидетельствуют о нр-венной направленности их поведения. Дисциплинированность — ценное нр-венное кач-во, значимое для самого реб. Необходимость ее в-ния диктуется прежде всего его собственными интересами жить полноценной жизнью в гармонии с собой и окружающими.
57.Разв. интеллекта реб. в условиях сем-го в-ния.
Интел-ное разв. дошк.а отлич. своеобразием, кот. в наибольшей степени проявл. в условиях сем-го в-ния. Интеллект реб., представ. собой специфич. форму организации индивид-ного познават-ного опыта, обеспеч. возможность эффективного восприятия и понимания окруж. мира. Познание окруж. мира у дошк осущ. в повседн. жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деят-сти. Задача семьи - повышать образоват-ную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий реб., его видов деят-ти и т.д.
Своеобразие интел-го разв. дошк. заключ. и в преобладании образных форм познания - восприятия, образного мышления, воображ-я. Именно для их образования и формиров. дошк. возр. создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс разв. познават. деятельн. чел-ка. А это значит, важнейшая задача интел-ного разв. дошк. - всемерное стимулирование и обогащение образных форм познават. деят-ти. Здесь незаменимы игры, художественные ср-ва познания окруж. мира, знакомство с природой.
Необходимо чаще вовлекать д-й в игру, кот. помогает решить многие образов. задачи: разв. речи, памяти, внимания, наблюдательности, формиров. представлений об окруж. мире, в том числе и мат-ческих, первоначальных исторических, географических и т.д.
Семья — 1-я школа овладения реб. родным языком. Родной язык, являясь одновременно и ср-вом и источником интел-ного, нравственного, эстетич. в-ния, формирует реб. как личность.
Многое реб. усваивает благодаря подражанию. Главной моделью для подраж. становится значимый взрослый, прежде всего род-ли. Дошк-кам свойственно доверие к словам взрослого, некритичность в принятии его требований, указаний, объяснений. Все это в совокупности тормозит разв. интел-ной самост. ребенка, его способности к размышлению, сомнению.
На соучастие в деятельн. с реб. легко идут род-ли с демократич. стилем общ-я. Диалог сложнее дается автор-ным род-лям, кот. не доверяют силам и возможностям своих д-й, излишне опекают их. Умственная активность д-й значительно возрастает, если им представляется самост-ность в выборе занятий, способа действии, партнеров по деятельн. и т.д.
Особо следует сказать о роли худ-нных ср-в в интел-ном раз. дошк-ка. Несомненны познават-ные ф-ции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор реб., разв.ь его худ-нный вкус, стимулировать творческую деятельн. 1-е шаги в мире искусства, культуры реб. делает в семье, поэтому столь важны ценностные ориентиры род-лей.
В дош. годы реб. впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни реб. или надолго определит его культурное разв., станет служить обогащению ума и сердца.
58.Стили сем-го вос., приводящие к глубоким псих-ким. Пробл-м реб.
При анализе род-кого отнош. к д-м псих-гами выделяются 2 псих-ских измерения: форма контроля за повед. реб. и х-р эмоц-ного отнош. к нему.
Нарушение род-кого отнош. к реб. или род-ских установок в рамках любого из этих измерений или одновременно в обоих приводит к серьезнейшим дефектам в разв. личности реб. Так, напр. отсутствие должного контроля за повед-м реб. в сочетании с излишним эмоц-ным сосредоточением на нем, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несущ-х достоинств формир. истерические черты х-ра. Те же последствия возник. и при безразличн. отнош. по типу «отвержения».
Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нр-венных треб-ний, запугивание, подавл-е самост-ности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физич., ведут, с 1-й стороны, к формиров. у реб. жестокости, а с 2-й – могут подтолкнуть его к покушению на самоубийство.
Отсутствие эмоц-ного контакта, теплого отношения к реб. в сочетании с отсутствием должного контроля и незнанием детских интересов и проблем приводит к случаям бегства из дома, бродяжничества, во время кот. часто совершаются проступки.
Авторитарный стиль вызывает у д-ей отчуждение от род-лей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье. Род-ские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у реб. ощущение, что род-лям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные род-ли не могут быть предметом подражания и идентификации, а др. влияния – школы, сверстников, ср-в массовой коммуникации – часто не могут восполнить этот пробел, оставляя реб. без надлежащего рук-ва и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление род-кого начала, как и его гипертрофия, способствует формиров. личности со слабым Я.