Шпаргалка по "Семейной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 23:31, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Семейной педагогике"

Файлы: 1 файл

Семейная педагогика как наука.docx

— 91.93 Кб (Скачать)

 

18 ДЕМОГРАФИЧ-Й  ФАКТОР ВОСПИТ-ГО ПОЕТНЦИАЛА СЕМЬИ

Воспит. потенциал семьи – комплекс условий и ср-в, определяющих пед. возможности семьи. все факторы влияния семьи на качества воспит. д деляет: соц-но-культурный, соц-экономич., технико-гигиенический, демографический. Демографич. ф-р показывает, что структура и состав семьи(полная, неполная, материнская, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности в-ния д-й. испокон веков считалось, что полная семья – залог успешного в-ния реб. и наоборот – в неполной семье вос-ть реб. весьма проблематично. Но сегодня имеется много данных, кот. убеждают в том, что семья семье рознь, даже если они относятся к одному типу(полная, неполная). Соц-логи выделяют семьи гормоничные, расподающиеся, неполные и т.д.

 

19 ВНУТРЕСЕМ-Е  ОТНОШЕН-Я КАК ВЕДУЩ. КОМПОНЕНТ  В-ноГО ПОТЕНЦИАЛА

Внутрисем отнош - основн элемент семейн воспит, т.к. выступает как система взаимодействия между чл. семьи. основу семьи составляют брачные и родственные связи. Также семья  вкл в себя хозяй-но-экономич, правовые, психол. связи..Значение внутрисем отношений в*  становлении и разв индивида обусловлено, тем, что они выступают первым образцом общественных отношений, с кот чел-к сталкивается с момента рождения.*создает возможность раннего включ. реб. в их систему.Всякое серьезное отклонение внутрис-х отношений от нормы означает кризис данной семьи, утерю ее в-ных возможностей. В системе внутрисемейных отнош. главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От х-ра и состояния супружеских отнош. зависит нр-венно-эмоц-ный климат семьи, а,следовательно, ее в-ные возможности.

 

20 ФУНКЦИИ И  РОЛЬ ОТЦА

РОЛЬ: * Отец - один из 1х объектов, кот играет роль в ранней идентификации реб. помогает осознать новорожденному его пол. * образец мужчины. * определённый пример поведения, источник уверенности и авторитета. * наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. *  Отец меньше опекает д, предоставляет им больше самост-ти, воспитывая в реб самодисциплину. *С отцом у реб пропадает страх. Функции: - д.б. доступным для малыша;- иметь желание и терпение объяснять незнакомое явление, предметы и т.д.- уметь хвалить за исследование, успешное действие;- включ-сть в совместную деят-ть с реб;- ответственность за матер-ое обеспечение потребностей д;- осведомленность – всегда с интересом и участием следить за ростом .  

21 МЕСТО И РОЛЬ  МАТЕРИ 

От  женской роли матери зависит, разв эмоц-ой сферы реб, восп. его морально-нравс-ых качеств. мать создает эмоц-ый климат, удовлетворяет повседневные потребности д, приучает их к сем-ным традициям. должна демонстр-ать женские черты-мягкость, терпимость, доброту. Способность сопереживать реб, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине. Отношения, кот. складываются между реб и матерью после рождения, оказываются основой, на кот разв дальше весь мир эмоц-ных отнош. чел. На разных возр. этапах д-и могут испытывать чувство привязанности к род-лям не в одинаковой степени: мальчик больше тяготеет к матери, девочка - к отцу. Но в раннем возрасте д-и наиболее интенсивно привязаны к матери. Она нужна как опора, как источник безопасности и удовлетворения насущных потребностей.

 

23 ПЕД-АЯ КЛАСИФ-Я  СЕМЕЙ 

В науке нет единого подхода  к опред-нию типа семей. Социологи, психологи типизируют семьи в  зависимости от кол-ва поколений  в семье(нуклеарная, многопоколеная,большая, сложная, расширенная),по наличию род-лей, по кол-ву д-й в семье, по месту прожив-я.

Пед-ги придерживаются классификации  семей, где за основу типообразующего  признака берётся кач-во сем-го в-ния. В зависимости от того, как семья  реализует ф-цию вос-я и соц-ции  реб., выделяют благополучные и неблагополучные  семьи.

Для благополуч-й семьи хар-ны духовные интересы и потребности, трудовая направленность, благопр-ный психологич. микроклимот, четкие цели в-ния.

Неблагополуч. семьи не имеют указанных  качеств. Эти семьи неправильно  вып-щие вос-ную ф-цию, отрицат. влияющие на нравственное и психич. разв. реб.

Во внимании пед-га нуждаются не только неблагополуч. Семьи, но и внешне обычные семьи, где могут намечаться разные варианты неблагополуч.: мнагодетные, однодетные и т.д.

 

24 ПОНЯТИЕ БЛАГОПОЛУЧНОЙ  СЕМЬИ

Благополуч. семья - семья с высоким ур-м внутрисемейной  нравственности, духовности, взаимной поддержки и взаимопомощи, с рациональным сп-бами решения сем-ных проблем; сущ-ет высокая скоординированность действий при решении внутрисемейных проблем, взаимоуважение и взаимопонимание формируют позитивную нравственную атмосферу. Матер-я обеспеч-ть и образова-ый ур-нь род способ-ют укреплению дружбы желанию проводить вместе свободное время. Совр-ые благополучные семьи имеют и опред-ые особенности: родит стараются не «форм-ать» личность реб, дисциплинировать его, а помогать его индивид-ому развитию, добиваться эмоц-ного единства, понимания, сочувствия. У нек-х родит цель - подготовить реб к жизни с помощью тренировки ее воли, обучение на их взгляд необходимым и полезным навыкам.

 

25 НЕБЛАГОПОЛУЧН-Я  СЕМЬЯ, ХАР-КА

Неблагополуч. семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Конфликтные семьи. Во взаимоотнош-ях супругов и д-й есть сферы, в кот. интересы, потребности, намерения и желания чл. семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжит. отрицат. эмоц-ные состояния. Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей чл. семьи носит особо резкий х-р и захватывает важные сферы жизнедеятельн. сем-го союза. Чл. семьи занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению др. к др., не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Проблемные семьи. Для них хар-но появление особо трудных сит-ций, способных привести к распаду брака. Семьи группы риска    деструктивная семья (отсутствие взаимности в эмоц-ных контактах, хронич. супружеский или род-ско-д-тский конфликт);

   неполная семья (1 из род-лей отсутствует, что порождает разнообразные особенности сем-ных отнош-й,размытые границы между матерью и реб.);    ригидная семья (безоговорочное доминирование одного из чл. семьи, подавляющий тип в-ния);    распавшаяся семья (т.е. сит-ция, когда один из род-лей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает вып. в ней к-л ф-ции, при этом сохран-ся сильная эмоц-ная зависимость от него).

Главной особенностью неблагополуч. семьи явл, отриц-ное, разрушит. влияние на формиров. личности, кот. проявл. в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

 

26 ПОКАЗАТЕЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ  Р.

1. Соц-эконом: длительная безработица одного род-лей; статус «малообеспеченной» семьи и низкий достаток; отсутствие питания, мебели, и т. д.; задолженность (более 6 месяцев) перед ж-коммунал службами; обращение в соц службы об оказании матер помощи.2. Медико-санитарные: антисанитария жилища; алкогольная или наркотическая зависимость родителей; и т.д 3.Соц-демогр-е:без определенного места жительства; конфликтная сит-ция в семье при разводе род-ей; лишались ранее родит-их прав по отношению к старшим д.4. Псих-пед-е:равнодушие родит к реб; применение к реб антипед-их мер возд-я; повтор-ся и затяжные конфликты в семье. 5. аморальные: постановка род на учет в органах внутр-х дел; нарушение общ-го порядка; аморальный образ жизни род. проявление жестокости в семье; наличие судимых чл семьи;попытки покончить жизнь самоубийством одним из чл семьи.

 

27 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  СЕМ. ВОСПИТ. В СОВРЕМ-Х УСЛОВИЯХ

Задачи: 1. Воспит-ые: формир основ хар-ра реб; основ трудолюбия, стремления к соблюдению норм жизни общества. 2. Обра-но-воспит-ые : подготовки реб к форми-ю сем-ных отнош; формир чувства любви, уважения к родственникам;навыки организации быта, ведения сем-ного хоз-ва.3. Личностно-развив - создание условий для физич, нравст, умств-го, разв. Целью явл формир-ие таких качеств личности, кот. помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Разв. интеллекта и творческих способн., первичного опыта трудовой деят-ти, нр-венное и эстетич. формир-ие.

 

28 ХАР-КИ БЕЛ-ОЙ ТРАДИЦ-ОЙ СЕМЬИ

У белор сложилась своя восп-ная сис-ма, на кот оказали влияние природно-климатич. условия жизни народа, психология этноса, культура народа, его быт и история. Пед-ка народа брала свои начала в семье. Семья была хранительницей нар пед-ой мудрости, основной воспит-й силой. Ведущими идеями нар пед-ки было восп-ие в гармонии с природой, окруж миром, гуманизм и культуросообразность. Цель в-ния –подг. реб к жизни, формир у него трудолюбия и нр-венно-духовных качеств. Хар-ые особенности внутрисемейных отнош у бел закл-ся в беспрекословности авторитета бабушек и дедушек; подчинении чл. семьи отцу как главному хозяину; совместности постоянной трудовой деят-ти род и д; наличии доброжелат. отнош. к д. ср-ва в-ния, как природа, игра, труд, слово, быт, обычаи, традиции, устное народное творчество, религия. Труд был главным ср-вом в-ния в семье. Духовно-нр-венные силы бел народа явл показателями высоких воспит-х возможностей семейно-нар пед-ки.

 

29 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ  ВОСПИТ-Я В БЕЛ. НАР. СЕМ.  ПЕД.

Гл. критериями воспит-ти реб как чел-ка в нар. Сем-ой пед-ке считались:1)отношение (готовность) к труду, старательность, добросовестность, умелость. а отношение к нему считалось показателем воспи-ти чел-ка. 2) любовь и уважение к матери и отцу, их языку и вере, к своим соседям и соотечественникам, к родному дому, земле-кормилице, краю, где родился, к своей Отчизне. 3) умение и готовность орган-ать свою будущую сем-ю жизнь, подготовка к ней как к сложной жизненной деят-ти, которая связана с вып функций мужа, хозяина, отца, восп-ля, жены, хозяйки, матери, воспитательницы детей

В соответствии с этими  гл. критериями восп-ти реб выделялись и три основные неделимые между собой задачи семейного восп, а именно воспитание: 1) прилежного, умелого и добросовестного труженика; 2) честного, верного и мужественного патриота родной земли, Отчизны, гос-ва; 3) старательного, доброжелат. и рассудительного семьянина.

 

30ОСН-Е ПРИНЦ.  СЕМ-ГО ВОСПИТ. У БЕЛАРУСОВ

1)Пр. заботы о д-х до их рождения.  Проявл. в выборе жениха и невесты. Д.б. обязательно физ. крепкими и здоровыми людьми. 2) Пр. природосообразности —в восп д обяз-но учит. их возр. особенности. в-вали с учетом пола 3) Пр педагогизации окруж. среды. В в-нии д принимали участие бабка–повитуха (помогала родить), мать и отец, сестры и братья, Родственники, соседи. 4) Пр.  приоритетной роли сем-ного в-ния. Трудной была судьба д, у кот умерла мать и их воспит-ла мачеха. Д, кот. Восп-сь без матери и отца чаще всего имели проблемы в воспит. 5) Пр.  имянаречения.  большое значение придавали имени реб. Считалось, что с именем связана судьба чел-ка, его счастье, здоровье, болезни. не давали имена умерших д, так как считали, что реб может постигнуть такая же участь.6)  Пр. оздоров-ой направл-ти восп. 7) Пр восп-ия в труде. идеальной принято было считать многодетную семью, потому что благосостояние зависило от того, сколько в ней было тружеников.8)Принцип пестования. к маленьким д-м относились с особым теплом, вниманием, нежностью. Их окружали любовью и лаской. Считали, что реб. необходимо дать все, что он попросит, лишь бы не плакал.

 

31СРЕДСТВА И  МЕТОДЫ БЕЛ. НАР. СЕМ. ПЕД.

В этнопед-ой культуре бел-в отчетливо  выступают такие ср-ва в-ния как труд, игра, природа, слово, быт, обычаи, традиции, устное нар-ное творч-во, религия. Труд был главным ср-вом в-ния в семье. Нар-ная сем-ная пед-ка выработала множество методов сем-ного в-ния. В в-нии д-й семье в соотв-вии с вор-м использ. след. Методы: - положит. пример поведения, поступков; - внушение по отнош. к самым маленьким д-м с помощью песен колыбельных, забав, сказок в сочет-нии с род-ской любовью; - включ. д-й в разные виды хоз-нно-бытовой деятельн., в отнош. и общение со старшими и сверстниками; - совет род-лей при выборе д-ми ответственных решений в жизни; - наказ, насавление; - поощрение с целью в-ния маральных кач-в, чувства собственного достоинства; - беседа; - предостережение род-лями; - благословение в комплексе с род-кими наставлениями; - намёк; - упрек; - испытание; - требование; - осуждение; - пориицание; - запрет; - наказание.

 

32 ПУТИ ИСПОЛЬЗ-Я  ИДЕЙ НАР. ПЕД-КИ В ПРАКТИКЕ  СЕМ-ГО ВОСПИТ.

Исполь-е  традиций нар сем пед в совр-ой семье, в совместной работе школы, семьи и общественности идет в след напр-х:1. Изуч культуры, истории, в системе учебных предметов, курсов, факультативов, в содержание кот включ познав-но-воспит-ые мат-лы по, фольклору, лит-ре, истории и культуре Беларуси.

  1. Проведение практич краеведческо-исследов-ой работы, кот связана со сбором материалов и описанием истории своих деревень, поселков и городов, традиций семьи, памятников, праздников, обрядов.3) Участие род-лей и д. в совм-ой труд деят-ти, направ-й на возрождение ремесел, кот. связаны с испол-ем древесины, лозы, камыша, соломы, глины и т. п. и изгот-ем изделий (ложек, мисок, лаптей, корзин, кувшинов, шкатулок, ваз, игрушек, сувениров).4) Вкл д. и родит в худож-но-эстет-ую деят-ть в фольклорных ансамблях, оркестрах нар-х инструментов, хорах, кружках; овладение гончарным делом, ткачеством, плетением и т.д. Внедрение народных игр: 5) Возрождение традиций, связанных с милосердием и заботой о детях-сиротах и детях, которые по разным причинам остались без опеки род (усыновление, опекунство, создание детских домов семейного типа).6) Подготовка и проведение бел нар-х праздников и обрядов (Коляды, Новый год, Масленица…).

 

 

33 СТИЛИ СЕМ.  ВОСПИТ

стили родит  вос-ия и их влияние на развитие реб (по Кравцовой)

Авторитарный Общение между дет и родит заменяют жесткие требования и правила. отдают приказания и ждут, что они будут в точности вып., обсуждения не допускается. Либеральный Род. не ограничивают поведение реб, открыты для общения с д. предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны род. Отвергающий Своим поведением род демонстрируют неприятие реб. изначально не соответствует ожиданиям род. д становятся агрессивными, замкнутыми, обидчивыми. Индифферентный Родит не устанавливают для д ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. погружены в собственные проблемы. Гиперсоциальный педантично вып-ть все рекомендации по  восп реб. Д. чрезмерно дисципл-ны и исполн-ны. Эгоцентрический навязывается представл о себе как о сверхценном чел-ке. становится "смыслом жизни" род. Авторитетный эффективный и благоп-ый для разв. реб. Род-ли признают и поощряют растущую автономию своих д. Открыты для общения и обсуждения с д установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.

 

34 АВТОРИТАРНЫЙ  СТИЛЬ СЕМ. ВОСПИТ

Авторитарный  стиль – это пед-ка подавления, насилия и принуждения. Род-ли, придерживающиеся этого стиля, требуют от реб. высоких достиж, наказывают за неудачи, жестко контролируют, вторгаются в личное пространство реб, подавляют силой, решают за реб, что ему лучше, не интересуются личным мнением реб, не признают его права. «Как я сказал, так и будет», «Я род-ль, значит я прав».При этом стиле в-ния реб не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются род-лем единолично, без его участия. Авторитарный стиль в-ния подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», запретами и угрозами, а не нахождением компромиссного решения.

Информация о работе Шпаргалка по "Семейной педагогике"