Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 23:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Семейной педагогике"
1.Семейная педагогика как наука.
С.П. – это наука о вос-нии в семье, изуч-щая специфику условий сем-ного вос-я, их потенциальные возможн-ти, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации род-лям по формиров. личности реб.. Именно наука позволяет решать многие вопросы вос-я, обнаруживает трудности и помогает найти верное решение.
В отечественной и зарубежной пед-ке имеется немало работ, заложивших теоретич. основы С.П. Но становление С.П. как самост. отрасли научного знания началось сравнительно недавно.
Цель вос-я реб.в семье и в д/с – всестороннее разв. личности.
С.П.:- изучает специфику условий сем-го вос-я, их потенциальные возможности; - разрабатывает научно обоснованные рекомендации родителям по формиров. личности реб. - позволяет решать многие вопросы вос-я.
2.Объект и предмет семейной педагогики как науки.
Объектом С.П. явл. состояние и основные тенденции разв. семьи, как вос-ного института. Предмет изучения – сущность, механизмы вос-я в семье, влияние этого процесса на становление личности реб.
Семейное вос-е рассматр-ся как одна из форм вос-я подрастающего поколения в обществе, сочетающее целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи. Семейное вос-е – неотъемлемая часть нац-ной системы воспитания.
3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ с.п.
Сем пе-ка – наука о восп в семье, изучающая специфику условий сем-го восп, их возможности, разрабатывающая научно обоснованные рекомендации родителям по формир личности р. Цель восп реб в семье и в дет. с– всестороннее разв. личности. Цель пед-ки – правильное развитию сил д, их норм. Физич. и псих. росту. Семейное восп-е – это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи.
Основа семейного воспитания – эмоциональный, интимный характер отношений, который выражается в глубокой и кровной любви родителей к детям и детей к родителям.
4 ЗАДАЧИ СЕМ.П.
*разработка теоретических проблем семейного воспитания; *изучение опыта семейного воспитания; *внедрение научных достижений в практику семейного воспитания; *исследование путей повышения педагогической культуры родителей; *обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и *технологии взаимодействия родителей и педагогов.
5 МЕТОДЫ(ЭМПИРИЧЕСКИЙ УР-НЬ)
делятся на 2 гр:1) методы восп и обуч, с помощью кот осущ-ся домашнее восп; 2) исследовательские методы (методы пед исследования), кот используются для изучения семьи как воспит-го института. Методы пед-го исслед-я – способы изучения педаг-х явл, собирается фактический материал, характеризующий домашнее восп. Эмпирич .методы:* традиционно-педагогические методы:наблюд, беседа, пед-ий консилиум, метод независимых характеристик, метод сочинений, изучение и обобщ опыта, изуч продуктов деят-ти д, изучение документации, опыта работы, пед-й эксперимент и др. *социологические методы: опросы, интервьюирование, анкетирование, тестирование, социометрия.* психологические методы, кот углубляют и расшир представ о современной семье. Разработана методика изучения семьи глазами реб с помощью рисунков, наблюдения игр и других видов деят-ти.
6 МЕТОДЫ (ТЕОРЕТ-Й УР-НЬ)
методы теорет-го исследования- необходимы для определ проблем, формулир-я гипотез и для оценки собранных фактов. относятся :*моделирование, построение идеализированных объектов. также методы теорет-го анализа и диалектич-го познания, раскрытие, обобщение и систематизация полученных данных. Теор методы связаны с изучением лит-ры: трудов классиков пед-ки, общих и спец работ по пед. Для сбора и обработки полученного материала примея *математические мет: шкалирование, ранжирование, вычисление средних величин и др. На основе этих данных строят диаграммы, графики, таблицы.Таковы наиболее важные методы исслед., применяемые в сем-ной пед-ке. каждый из этих методов вып. свою специфич роль и помогает изучению лишь отдельных сторон сем восп. Для всестороннего же его изучения применяется совокупность рассмотр-х методов исслед.
7 ИСТОЧНИКИ СЕМ-ОЙ ПЕД-КИ
Источниками С.П. явл. народная пед-ка, памятники лит-ры и письмености, оставленные просвятителями, выдающимися деятелями культуры Беларуси, труды известных пед-гов прошлого, современные отечественые и зарубежные теории и опыт сем-ного вос-я, экспериментальное изуч. семьи, дневниковые записи матерей и др.
8 СВЯЗЬ С.П. С ДР. НАУКАМИ
Семья служит объектом исслед многих наук, поэтому сем пед связана с такими науками: Философия –осмыслить опыт домаш воспит, научные труды в этой области и создает на этой основе пед. концепции. Демография и социология –Демогр проблемами изучения состава семьи, ее занятостью труд деят-ю. Социол интересуют типы, формы, функции семьи, организация и этапы сем. жизни. Экономика – изуч хоз-ю сторону жизни семьи, ее обеспеч-ть жильем, работой т.п. Юриспруденция – опред правовые основы семьи, брака, дом восп. Этика –изуч. проблем семьи как нравственные ориентации, традиции. История – изуч. становление семейного воспитания, его эволюцию на разных стадиях истор. Разв. Этнография – помогает сохранить нац. культуру, возродить идеи. Психология – исследует особен общения в семье, характер детско-родительских отношений. Медицина и физиология – изуч проблем ЗОЖ, профилактикой заболеваний, изуч. причин д-кой смертности, вродженных уродств, взаимоотнош. полов и др.Генетика –проблемы наследст-ти. Педагогика – изуч семью с точки зрения ее воспит-го потенциала; изучает пути повышения пед. культуры род., формы взаимод-вия семьи с др. соц. иститутами.
9 ФОРМА БРАКА И СЕМЬИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧ-ГО ОБЩЕСТВА
Брак –историч сложивш механизмы соц-го регулир отнош, направл-го на поддержания непрерывности жизни. Браку и сем предшествовало неупорядоченное общение полов – промискуитет. 1м шагом в регул-и половых отнош между был эндогамный запрет-запрет общение между предками и потомками. Затем вводится экзогамный запрет – запрещ. связи внутри 1го рода, требующий вступать в брак только с членами др. рода. Т. О. на смену промискуитету пришел брак между группами. 1й формой брака был групповой брак- партнеры ограничивались рамками определ. гр. В дальнейшем возникает экономич ячейка – парная семья. Затем вместе с возникнов. частной собственности возникает новая форма семьи - моногамная (единобрачная). Семья - соц гр, основан-я на брачном союзе и кровном родстве.1й формой моногамии явл. патриархальная семья – большая семья, кот управ. отец, включ. его потомков с их женами и д.Основ типом семьи в наст. время явл. простая нуклеарная семья (супружеская), в состав кот входят супруги и д-и.
10СОЦ-Я ПСИХОЛ-Я ХАР-КА СОВРЕМ-Й СЕМЬИ В Р.Б.
В Современ семье Р.Б все заметнее проявл кризис семьи, признаками кот выступают падение соц-го престижа и авторитета семьи: разрушение сем-хтрадиций; увелич числа разводов, конфликтных семей, повторных браков, однодетность; и т.д.Изменение общественных отнош. коснулись совр семьи:*появл фиктивных браков, но расчету, альтернативных (нерегистрируемых) браков;*браки в значит. степени «постарели»;*членов брачного союза часто отличает разновозрастность;*основу брака стал составл брачный контракт;*снижение у населения потребности в д;*ослабление в-ного потенциала семьи;*переход к основанной на индивид-ти и независимости каждого чл. семьи;*возвращение традиции благословления брака церковью;*забота современных род-лей о кач-венном образовании д.Институт семьи в нашей стране пострадал в результате специфич обстоятельств нашей истории, издержек тоталитарной утопической идеологии, удаления женщин из семьи и вовлечение в производство, из-за попытки заменить сем-ное в-ние общественным. К кризисным явлениям в семье привели также кризис в экономике, политике, соц. жизни страны.
11 СЕМЬЯ, ЕЕ ФУНКЦИИ В СОвР-ОМ ОБЩЕСТВЕ
Семья - специфич соц институт, в кот переплетаются интересы общества, чл. семьи в целом и каждого из них в отдельности. Ф-ции семьи-направл деят-ти сем-го коллектива или отдельных его чл., выражающие соц роль и сущность семьи.Ф продолж-ния рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолж. Чел-го рода. Хозяйственная ф обеспеч. многообразные хоз-венные потребности собственной семьи. Регулятивная ф –рук-ль, кот. организует всю деят-ть семьи и берет на себя ф-ции управления. Ф организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетвор. различных духовных потребн. Коммуникативная ф. обеспеч. гуманными взаимоотнош., атмосферой доверительности, кот располагает и чл. семьи выразить свое эмоц состояние. Вос-ьная ф–духовное воспроизводстве населения.
12 РОЛЬ СЕМЬИ В СТАНОВЛЕН. ЛИЧНОСТИ Р.
Семья –важн. институтом воспит, социал-и реб,первичный социум,кот. дает реб. ощущение психол. защищенности,поддержки и принятия. РОЛЬ: *создаются возможности для укрепл здоровья, разв. физ кач-в р.; формир. первичные представл. об окруж. мире;* разв. интеллект реб, происходит овладение языком. *формирует у реб образ «Я», самооценку, чувство достоинства, гордости.* подготовка будущего семьянина; * осущ-ет половое в-ние;*разв. духовные потребн., ценостные ориентации * Семьей определ. религиозная ориентация. любые деформации в сем-ном в-нии приводят к деформации в разв. реб.
13СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА С.В.
Специфич.особен: 1) глубоко эмоц-ный, интимный х-р сем-го восп. Оно строится на кровном родстве, родител. любови к д-м и ответные чувства.2) это первичный институт в-ния.3) постоянство и длительность воспит-х воздействий матери, отца, др. членов семьи в разнообразных жизненных сит-циях, их повторяемость из дня в день; 4)наличие объективных возможностей для включ. д в бытовую, хоз-ю, деят-ть семьи. Сущность: * семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения реб к соц жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта; * семья- дифференцированная соц группа. В ней представлены различные по возрасту, по профессии подсистемы. семья - первый и наиболее значимый в-ный институт в жизни чел.
14 ОТЛИЧИЕ СЕМ-ГО ВОСПИТ-Я ОТ ОБЩЕСТВЕН-ГО
Сем-ному и общественному –нию присуще много общего, но имеются существенные отличия. Так, задачи в-ния в условиях семьи и общественных образоват. учрежд. отлич. Соотнош-ем эмоц-ного и рац-ного компонентов: в семье преобл-т 1-ый, в общественном в-нии 2-ой компонент.
Известные различия наблюдаются в целях, принципах, содержании общественного и сем-ного в-ния. В ДУ, школе и др. образоват. учржд. Цель носит объективный х-р. В семье цель в-ния отлич. Известным субъективизмом, выражаются представления конкретной семьи. Цель сем-ного и обществ-го в-ния могут не совпадать или противоречить др. другу. В ДУ, школе принцыпы, цели, содержание в-ния имеют научную базу, а в семье часто носят несформулированный х-р.
Методы в-ния, кот. использ. в д/с и семье, отлич и по своему набору. И по содержанию.
В сем-ном в-нии взаимосвязь
Т.о. общест-нное и сем-е в-ние имеют целый ряд отличий, кот. небходимо учитывать для того, чтобы обеспеч. их целесообразное взаимодействие в реальном образоват-м пространстве.
15 ВОСПИТ-ЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ, ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Вос-ный потенциал семьи – комплекс условий и ср-в, определяющих пед. возможности семьи. все факторы влияния семьи на качества воспит. д деляет: соц-но-культурный фактор(манера взаимоотнош-я в семье переносятсяс возр-м в общение в коллективе, д/с,воспит-е обусловлен-но культ-ми ценностями, умение исполь-ть различ-е виды искусства во благо реб ), соц-но-экономич. (занятость родит. На работе, для обеспеч.досуга, здравоохран. Кружков и т.д.), технико-гигиенич. фактор, демографический фактор.
Ведущий компонент вос-ного потенциала семьи – внутрисемейные отнош., т.к. семья как соц-ная общность выступает прежде всего как конкретная система связей и взаимодействия между её членами. Главенствующей в этой системе выступают отнош-я между супругами. Именно от них зависит нравственно-эмоц-ный климт семьи. Внутрисем-ные отнош. включ. также систему связей между род-лями и д-ми.
16 СОЦ-НО-КУЛЬТ-Й
ФАКТОР ВОСПИТ-ГО ПОТНЦИАЛА
Воспит. потенциал семьи – комплекс условий и ср-в, определяющих пед. возможности семьи. все факторы влияния семьи на качества воспит. д деляет: соц-но-культурный, соц-экономич., технико-гигиенический, демографический. Эмоц-благопр. взаимоот-я в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на др, Благополучие чел-ка в семье переносится на др. сферы взаимоотнош. (на сверстников в д. саду, школе, на коллег по работе и т.д.). и наоборот конфликтная обстановка.
Научные исслед. выявили прямопорц-ную зависимость качества домашнего вос. д-й от уровня образования род-лей. Чем выше уровень культурных потребн-й род-лей, тем выше и их требования к организации быта и кач-ву окружающей мот-но-вещевой, жилищной среды.
Повышение образования и профессион-ной активности род-лей соправожд-ся стремлением к более насыщенному проведению досуга, обогащению и разв. своего духовного мира, что в свою очередь способствует приобщению д-й к культуре.
Культура семьи, кот. накладывает свой отпечаток на все сферы её деят-ти – одна из важнейших предпосылок полноценого в-ния д-й. кач-во сем-го в-ния будет во многом обусловлено культурными ценностями, кот. придерж-ся члены семьи, и умениями использ. различные жанры искусства во благо разв. реб. Но вос-ное воздействие музыка оказывает в том случае, если она воспринимается как искусство.
17 СОЦ-НО ЭКОНОМИЧ-Й ФАКТОР ВОСПИТ-ГО ПОЕТНЦ.
Воспит. потенциал семьи – комплекс условий и ср-в, определяющих пед. возможности семьи. все факторы влияния семьи на качества воспит. д деляет: соц-но-культурный, соц-экономич., технико-гигиенический, демографический. Соц-экономич фактор определ имущественными характерис-ми семьи и занятостью родит на работе. Воспит-е д. требует материальных затрат на их содерж, удовлетвор культур-х потребностей, оплату дополнит-х образов-х услуг. Возможности материально содержать д, зависят от общественно-политич и соц-экономич положением в стране. Для значительной массы семей с низкими и сред доходами осложнились проблемы отдыха, культур и спорт. досуга, здравоохранения, образования и воспит. подрастающего поколения.