Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 23:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Семейной педагогике"
35 АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ СЕМ. ВОСПИТ
Авторитетный стиль в-нияНаиболее эффективный и благоприятный для разв. гармоничной личности реб. Род-ли признают и поощряют растущую автономию своих д-й. Открыты для общения и обсуждения с д-ми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах.Д-и в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и соц. навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
36 ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ, ХАР-КА
Хар-ся наличием низкой дисциплины, теплых чувств между д и род-ми. Род-ли на своих д-й не возлагают больших ожиданий. Реб ничего не запрещается. род внимательны, заботливы, имеют тесные отношения со своими д. Им сложно установить границы допустимого поведения своих д, часто поощряют раскованное поведение их и непоследовательны. Если в семье все же существуют некоторые правила, то д не всегда можно следовать им. Реб очень трудно контролировать свои импульсы, проявляя незрелость и не желая браться за ответственную работу. Повзрослев он будет постоянно конфликтовать со всеми, кто не потакает ему, он не способен учитывать интересы др-х, устанавливать эмоц-ные прочные связи, не готов к ответственности и ограничениям.
37.Принцип сем-го в-ния (По И.Ю. Шилову).
Принципы вос-я – это общие исходные полож-ния, в кот. выпажены основные требования к содерж., методам, организ-ции пед. процесса.
Принципы сем-го в-ния (по Шил.): - Альтруизм;- Безопасность; -Единство.1)Атмосфера альтруизма – это ведущее условие успешного становления личности в семье. Проявл-тся в гуманном строе жизни семьи, во внимании и сопереживании членов семьи; в готовности пожертвовать своим временем, энергией, интересами ради ближнего.2)Принцип безопасности базируется на естественной озобоченности род-лей охраной и защитой физич., психич., эмоц-но-нравственого и соц-ного здоровья реб. Соблюдение этого пр-ципа в-вает самосохраное поведение, обеспеч. защиту реб. от эмоц-ных перегрузок, охраняет от разв. у ре. Чувства тревожности, от комплексов неполноценности, помог. успешно усваивать окруж. мир.1)Принцип единства исходит от заботы род-лей о целостном разв. реб., гормоничном созедании тела, души и ума. Предполог. Согласованное использ. ролей матери и отца, координацию исилий семьи и д/с; включ. реб. в физич., бытовую, коммуникативную, позноват-ную деят-ность в семье; сочет. прав и обязаостей, свободы и ответственности реб.
38.Правила позитивного сем-го в-ния.
Исходя из принципов в-ния в зарубежной и отеч-нной пед-ке выделяют правила позитивного сем-ного в-ния: 1. Возложение на реб. лучших надежд, вера в лучшее реб, опора на положит-ное в нем; 2. Осознание того, что реб. не явл. собственностью род-лей; 3. Принятие реб. таким какой он есть; 4. Удавлетвор. потребности реб. в любви; 5. недапущение сравнения реб. с кем-либо; 6. Уважение реб, доверие ему; 7. Сохранение и разв. индивид-ности реб., его задатков, интересов; 8. Разв. достоинства реб.; 9. Ненасильственное в-ние; 10. Избегание натаций, споров с реб.; 11. Не бояться признать свою вину перед реб.; 12. Проводить с реб какое-то время наедине каждый день; 13. Уметь говорить «нет», не бояться реб; 14. Постоянно учиться вос-вать д-й; 15. Уделять время удовлетвор. собственных потребн-тей и др.
39 ПРОБЛ. КЛАСИФ-И МЕТОДОВ СЕМ. ВОСПИТ.
Под методами сем. восп понимается способы воспит-ых
взаимодействий род с д. с целью решения
задач воспи-я. К методам сем восп относятся:1) информац-символические
(имя, жесты, обсуждение, оценка событий);
2) разъяснительно-
Пед. культура род-лей оказывает решающее влияние на выбор методов, ср-в, форм в-ния.
40МЕТОДЫ ПООЩРЕНИЯ Д. В СЕМЬЕ
Поощрение– стимулир положит-х проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождения чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. выделяют 2 вида поощрений: *материальные (подарок, игрушка, награда, сладость,) ; * психологич.: поощрение словом; контактное (прикосновение, поцелуи и пр.);* бесконтактное (жест, мимика, взгляд). Ведущим методом сем-ного в-ния должен быть метод поощрения, в основе кот лежит любовь и взаимопонимание и кот обеспеч реб атмосферу покоя, тепла и сердечности. Ср-вами, кот обеспечивается этот метод, явл одобрение, похвала, признание, симпатия, сопереживание, сочувствие, сострадание, улыбка, восхищение, любовь, ласка, терпение, прощение, шутка и пр. Доля гуманных, ненасильственных методов в-ния в семье должна быть хотя бы в 3 раза больше, чем методов наказания
41НЕДОПУСТИМЫЕ ФОРМЫ НАКАЗАНИЯ Д.
Наказание –метод воздействия на реб в семье. Наказание – компонент пед-го стимулирования; такое воздействие на реб, кот выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Недопуст. явл: - физич-кая агрессия( избиение д-й, запирание в темной комнате и т.д.); - вербальная агрессия (крик, брань, оскарбления, запугивания, угрозы, высмеивание); - сепарационные наказ-ния (сепаратизм-стремл-ние к отделению)–отвержение, «бойкот молчанием»; - лишение(свободы, пищи, питья, необходимого); -наказание трудом. Допустимыми нак-ниями ученые счит.: замечание, выговор, порицание, лишение удовольствий и доверия, нравоучит-ную беседу и др.
43ФОРМЫ УЧАСТИЯ РОДИТ. В ЖИЗНИ ДОУ
перспективные формы сотруд-ва, кот предполагают подключение родителей к активному участию, как в пед процессе, так и в жизни д/с:* Инфор-нно-аналитические: анкетирование; опрос; "почтовый ящик". * Наглядно-инфор-ные: родит клубы;мини-библиотека; информац стенды; выпуск газет. *Познавательные: * нетрадиционные род собрания; устные журналы; экскурсии. * Досуговые праздники; совместные досуги; акции; участие родителей в конкурсах, выставках.
44.Суть новой философии взаимодействия семьи и УДО.
Сущность новой фил-фии
В тоже время работа ДУ должна быть защищена от отриц-ного воздействия окруж. среды, т.е. предполог. Определенная закрытость ДУ от негативных явл. окруж. среды.
Т.о. согласно совр-нным подходам в в-нии вся ответственность за в –ние д-й лежит на род-лях.
45ТИПЫ ВЗАИМОД-Я ПЕД-ОВ И РОДИТ-Й
Взаимод-ие д. с. и семьи – это взаимосвязь воспит, д. и родит-й в процессе их совместной деят-ти и общения, в результате кот. развивается и д/с и семья. В зависимости от отношения пед-ов, родит, д. к интересам, проблемам, наличия осознаваемой общей цели совместной деят-ти, выдел. След. типы взаимод-я: * сотрудничество (совместное определение целей деят-и, совместное планирование предстоящей работы, распределение сил, ср-в, в соответствии с возможностями каждого участника, контроль и оценка результатов работы, прогнозирование новых целей и задач), * диалог (равенство позиций пед-гов и семьи, уважительное отношение взаимод-их сторон др. к др.),* соглашение (договоренность взаимод-х сторон об их роли в коллективе, в деят-ти), * опека (одна сторона – передатчик, другая потребитель готового опыта), * подавление (подчинение одной стороны др), * индифферентность (равнодушие, безучастность), * конфронтация (скрытая неприязнь др к др или одной стороны по отношению к др).Эффективным явл. сотруднический тип, кот хар-ся: информации друг о друге; понимание общей цели взаимод-ия; эмоц-ая готовность к совместной деят-ти; осущ-е постоянных контактов, активность участия в совместной деят-ти; по взаимовлиянию – способность приходить к согласию в спорных вопросах.
46 ЭТАПЫ ВЗАИМОД-Я МЕЖДУ Д/С И СЕМЬЕЙ
Взаимод-ие д. с. и семьи – это взаимосвязь воспит, д. и родит-й в процессе их совместной деят-ти и общения, в результате кот. развивается и дет сад и семья. Этапы: 1) продумывается содерж-е и формы работы с родит., экспресс-опрос с целью изучения их потребностей, для дальнейшего планирования работы. 2) установл-е между воспит-ми и родит-ми доброжел-х межличн-х отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. 3) формир-е у родит-ей полного образа своего реб, и правильного его восприятия.4) ознакомление пед-га с проблемами семьи в воспит-и реб, не только о положи-ом, но и трудности, тревоги. 5) совместное исслед-ие и формир-ие личности реб.планиру-ся конкретное содерж. работы и выбираются формы сотрудничества.
47.Пути установл-я сотруднич-х отнош. между пед-гами и род-лями.
1— занятие субъектом пед. действий пед. позиции в виде внутреннего принятия задачи построения пед. взаимоотношений с род-лями и стремления придать им х-р пед. трудничества. 2 — занятие доброжелат. пед. позиции в отношении к род-лям и в общении с ними. Ей присущи: равноправные отношения; понимание положения др.чел., его проблем и трудностей; естественность, доступность, готовность всегда и во всем помогать; 3 — стремление п-га к завоеванию авторитета у род-лей. 4 — налаживание благожелательно-деловых отношений. 5 — избирать формы, методы, технологии, активизирующие коллективные формы работы.
48 ПОВЫШЕНИЕ ПЕД-Й
КУЛЬТУРЫ РОДИТ КАК ПЕД.
Пед-ая культура – важный компонент общей культуры чел-ка, в кот находит отражение степень зрелости род-лей как воспит-ей. Включ. компоненты: понимание и осознание ответственности за воспит д; знания о разв, воспит, обуч д.; практич-е умения организации жизни и деят-ти д в семье, осущес-е воспит-ой деят-ти; продуктивная связь с др. восп-ми институтами.пед. культура включ знания о :- целях, ср-вах и методах сем восп;- возр-х и психол-их особенностях дошк-ов; - нарушении прав реб в семье;- спец-х вопросах пед-ки (страхи, агрессия, онанизм др).Целью повышения пед. культуры род явл. гуманизация внутрисемейных отношений; побуждение род-лей к самовос-нию.
При организации работы по повышению пед кул-ры родит следует: развивать самопознание род-лями своей воспит-ой роли в семье, учить анализировать собственный опыт взаимодействия с реб(рефлексия); учить род-лей понимать собственного реб, особенности его разв; улучшать взаимодействие между родит и реб, проявлять любовь к своему реб; направлять родит на общение с собственными д; обогащать их воспит-ми умениями; форм-ть уверенность в себе как в в-ле; разв сотрудничество с др. воспит-ми институтами.
49 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ Д/С ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕД-ОЙ КУЛЬТ. РОДИТ. пед. культура вкл знания о :- целях, ср-вах и методах сем восп;- возр-х и психол-их особенностях дошк-ов; - нарушении прав реб в семье;- спец-х вопросах пед-ки (страхи, агрессия, онанизм др).Целью повышения пед. культуры род явл. гуманизация внутрисемейных отношений; побуждение род-лей к самовос-нию
Формы работы с род-лями должны осущ-ся
по двум направлениям:1)
повышение уровня пед компетентности
родит через спец. семинары, пособия, родит
уголки, индивид.
беседы, групповые консультации, дискуссии,
круглые столы.2)
привлечение родит к работе д/с поср-твом
организации досуговых мероприятий. Большое
место в работе занимают нагляд формы
пед пропаганды: рекомендации; консультации;
темы род-ских собраний; объявления; поздравления.
брошюры; журналы..При организации работы по повышению
пед кул-ры родит следует: развивать
самопознание род-лями своей воспит-ой
роли в семье, учить анализировать собственный
опыт взаимодействия с реб(рефлексия);
учить род-лей понимать собственного реб,
особенности его разв; улучшать взаимодействие
между родит и реб, проявлять любовь к
своему реб; направлять родит на общение
с собственными д; обогащать их воспит-ми
умениями; форм-ть уверенность в себе как
в в-ле; разв. сотрудничество с др. воспит-ми
институтами.
50 ПРОБЛЕМА ВОСПИТ. В СЕМЬЕ БУДУЩИХ СЕМЬЯНИНОВ
Возможность и необходимость раннего восп будущих род-лей доказана психол-ми исслед-ми, в кот. установлено, что соц-я ориентация д. начинается в семье, с постижением образа семьи. Проблема: у многих д складывается искаженный образ семьи. В этом есть причины, связанные с тем мировым влиянием, кот. определяется, как кризис семьи. В современной семье изменяются не только отдельные ф-ции, но и деформируются соц. роли чл. семьи. Дефицит эмоц-личн-х контактов родит с дет, кот возникают в силу служебной занятости взрослых чл. семьи, - причины детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких. Отриц-но сказывается на форм-ии образа семьи у д.отсутствие отца, как члена семьи и в-я.уравновешенным чел-ком и «удачливым семьянином» становится тот, кто имел в детстве любящих друг друга род-лей, был к ним сильно привязан, мог с ними откровенно говорить обо всем, к кому в семье относились благожелательно, уважительно, но требовательно.
51НЕБЛАГОПРИЯТН-Е ФАКТОРЫ СЕМ-ГО ВОСПИТ.
распространенными негативными факторами сем восп-ия: * неадекватное воздействие факторов матер-го порядка: избыток (недостаток) вещей, приоритет матер-го благополучия над реализацией духовных потребностей реб, избалованность и изнеженность ;* безнаказанность и всепрошенчество; *наличие аморального стиля и тона отношений в семье;* отсутствие нормального псих-го климата в семье;* фанатизм (религиозный, полит-ий, муз-й, спорт-ый, и т.п); * безграмотность в псих-пед. отношении (отсутствие целенаправленности восп, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания); * алкоголь, наркомания и т.п.