Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:19, курсовая работа
В современной психологической литературе существует несколько подходов к рассмотрению проблемы девиантного поведения и соотношения ее с процессом социально психологической адаптации. Один из таких подходов связывается с определением дезадаптации как отклонения в механизмах психического приспособления, при остром или хроническом эмоциональном стрессе, который активизирует систему компенсаторных защитных реакций (Ю. Александровский) [3]. В пределах этого подхода вводится понятие «адаптивного барьера психики»: того субъективного предела, к которому человек может без вреда для своего организма и психики приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ
Историко-теоретические проблемы социальной дезадаптации
Проблема социальной дезадаптации детей-сирот на современном этапе
Психологические особенности детской дезадаптации
ВЫВОДЫ К 1 РАЗДЕЛУ
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
2.1. Предмет школьной дезадаптации
2.2. Факторы школьной дезадаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения
2.3. Психологические аспекты школьной дезадаптации
ВЫВОДЫ КО 2 РАЗДЕЛУ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
- базисные нарушения Я-концепции и социальных взаимодействий;
- характерен пассивно-зависимый тип приспособления в микросоциальной среде;
- ограниченность и
бедность эмоционального
- низкий уровень побуждений и самосознания;
- выраженные расхождения между реальным и идеальным «Я»;
- низкий уровень самоконтроля и рентная ориентация на социальную поддержку.
В целом это и определяет особенности средовой психической дезадапации детей-сирот.
Дети-сироты, у которых трудности когнитивного функционирования усугубляются депривационными нарушениями, страдают от неадекватно более тяжелых оценок их состояния как умственной отсталости. Как правило, они имеют:
- специфические симптомы нарушений развития школьных навыков и речи, гиперкинетические расстройства;
- эмоционально-лабильные (астенические) расстройства, включая соматоформные нарушения;
- эмоционально-поведенческие
расстройства, включая личностно-
Таким образом, школьная дезадаптация детей-сирот – это прежде всего их неуспешность в сфере обучения в связи с неразрешимым для ребенка конфликтом между требованиями образовательной среды и его психофизическими возможностями и способностями.
2.3. Психологические аспекты школьной дезадаптации
Психологический, проблемный подход к школьной дезадаптации направляет внимание психологов и социальных педагогов на помощь при конфликтных отношениях ребенка: «ребенок и его родители (семья)», «ребенок и сверстники», «ребенок и учитель», «ребенок и школа как институт обучения», «ребенок и его психическое и физическое здоровье, личностная самооценка».
Критерии школьной дезадаптации.
Личностные (внутренние) факторы школьной дезадаптации вязаны с недостаточной реализацией социальных потребностей школьинка как личносит. К инм можно отнести:
- длительную болезнь;
- ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;
- длительную изоляцию ребенка (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности;
Переключение на другой вид деятельности (длительные каникулы, карантин) и др.
Средовые (внешние) факторы дезадаптации школьников связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление [29, с. 89]. К им можно отнести:
- нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;
- отсутствие или недостаток внимания к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;
- подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в школу, смена школы, класса);
- подавление личности группой (дезадаптирующая группа) – неприятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилдие, бойкот) с их стороны по отношеиню к сверстникам – явление частое.
Дезадаптация детей и подростков приводит к различным последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:
- личностные деформации;
- недостаточное физическое развитие;
- задержка психического развития;
- возможные мозговые дисфункции;
- типичные нервные
расстройства (подавленность,
- одиночество – человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека либо с самоотчуждением;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры – суицид.
Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения [29, с. 91].
Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем человеке, группе.
«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адаптированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат воспользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным – он или среда, в которой он оказался.
Высокая адаптируемость
к среде новых детей
Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудне воспитуемость, социально-педагогическая запущенность представляют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дезадаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя [29, с. 92].
К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков, относятся:
- создание оптимальных для ребенка средовых условий;
- недопущение перегрузок
в процессе обучения из-за
- поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них условиям;
- побуждение ребенка
к самоактивизации и
- создание доступной специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;
- обучение родителей,
учителей и воспитателей
- подготовка специалистов для специализированных служб социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации [29, с. 92].
Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодоление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.
Выводы по второму разделу
Понятие школьной дезадаптации во многом собирательное и включает социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы или вернее условия развития самого явления школьной дезадаптации. Такой многофакторный подход показывает с какой долей вероятности те явления, которые относятся к школьной дезадаптации, сочетаются с теми или иными социальными, педагогическими, психологичесикми и патологическими признаками.
В формировании и развитии школьной дезадаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечеиня, играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы. Причиной их школьной дезадаптации являются неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, сомато-вегетативных нарушений, истеро-невротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная средовая обстановка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности таких детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению.
Среди критериев школьной дезадаптации выделяют неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка; нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой; повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения. Школьная дезадаптация может привести к личностным деформациям, задержке психического развития, различным мозговым дисфункциям, нервным расстройствам, одиночеству.
Выводы
Социальная адаптация
личности – это сохранение соостояиня
ее физического, психического и социального
опыта, интегративный показатель состояния
ребенка, который отображает его
способность адекватно
Понятие «социальная адаптация» рассматривается как процесс приспособления к условиям среды и как результат этого процесса. Это целостный социальный организм, подчиненный определенным законам, традициям по четко определенной структуре.
Социальная адаптация личности является сложным процессом, на результативность которого влияют как личностные черты ученика, так и его поведение, умение и навыки, которые он приобретает в процессе обучения, так и социальный показатель. Адаптация личности ребенка к обществу усложняется увеличением критичных и экспериментальных ситуаций в повседневной жизни, быстрыми темпами развития всех отраслей деятельности человека.
Социальная адаптация учеников доллжна происходить в процессе учебно-воспитательной деятельности, органично включаясь во все виды деятельносит учеинков и педагогов.
Школьная дезадаптация это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо- и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, а в крайних случаях невозможным и др. Фактически, школьная дезадаптация это термин, определяющий любые затруднения, возникающие в процессе обучения.
К числу первичных, внешних
признаков школьной дезадаптации относят
затруднения в учебе и
Профилактика социально-
В целях профилактики социальной и школьной дезадаптации и девиантных форм поведения среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения необходимо создание специальных структур в системе социально-реабилитационной службы, способных обеспечить им эффективную психологическую, социальную и правовую поддержку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ