Школьная дезадаптация детей-сирот

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

В современной психологической литературе существует несколько подходов к рассмотрению проблемы девиантного поведения и соотношения ее с процессом социально психологической адаптации. Один из таких подходов связывается с определением дезадаптации как отклонения в механизмах психического приспособления, при остром или хроническом эмоциональном стрессе, который активизирует систему компенсаторных защитных реакций (Ю. Александровский) [3]. В пределах этого подхода вводится понятие «адаптивного барьера психики»: того субъективного предела, к которому человек может без вреда для своего организма и психики приспосабливаться к изменениям окружающей среды.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ
Историко-теоретические проблемы социальной дезадаптации
Проблема социальной дезадаптации детей-сирот на современном этапе
Психологические особенности детской дезадаптации
ВЫВОДЫ К 1 РАЗДЕЛУ
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
2.1. Предмет школьной дезадаптации
2.2. Факторы школьной дезадаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения
2.3. Психологические аспекты школьной дезадаптации
ВЫВОДЫ КО 2 РАЗДЕЛУ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Школьная дезадап-я детей-сирот.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

-     базисные нарушения Я-концепции и социальных взаимодействий;

- характерен пассивно-зависимый тип приспособления в микросоциальной среде;

- ограниченность и  бедность эмоционального сопереживания  и эмпатичности;

- низкий уровень побуждений  и самосознания;

- выраженные расхождения между реальным и идеальным «Я»;

- низкий уровень самоконтроля и рентная ориентация на социальную поддержку.

В целом это и определяет особенности средовой психической  дезадапации детей-сирот. 

Дети-сироты, у которых  трудности когнитивного функционирования усугубляются депривационными нарушениями, страдают от неадекватно более тяжелых оценок их состояния как умственной отсталости. Как правило, они имеют:

-    специфические симптомы нарушений развития школьных навыков и речи, гиперкинетические расстройства;

- эмоционально-лабильные  (астенические) расстройства, включая соматоформные нарушения;

- эмоционально-поведенческие  расстройства, включая личностно-характерологические  реакции [34, с. 35].

           Таким образом, школьная дезадаптация детей-сирот – это прежде всего их неуспешность в сфере обучения в связи с неразрешимым для ребенка конфликтом между требованиями образовательной среды и его психофизическими возможностями и способностями.

 

2.3. Психологические аспекты школьной дезадаптации

Психологический, проблемный подход к школьной дезадаптации направляет внимание психологов и социальных педагогов на помощь при конфликтных отношениях ребенка: «ребенок и его родители (семья)», «ребенок и сверстники», «ребенок и учитель», «ребенок и школа как институт обучения», «ребенок и его психическое и физическое здоровье, личностная самооценка».

Критерии школьной дезадаптации.

  1. Неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка, включая такие формальные признаки как хроническая неуспеваемость, второгодничество и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).
  2. Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношенияк школе и учебе (эмоционально-личностный компонент школьной дезадаптации).
  3. Повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя соученикам, учителям; демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, школьный «вандализм» (поведенческий компонент школьной дезадаптации) [15].

Личностные (внутренние) факторы школьной дезадаптации вязаны с недостаточной реализацией социальных потребностей школьинка как личносит. К инм можно отнести:

- длительную болезнь;

- ограниченные возможности ребенка для общения со средой обитания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;

- длительную изоляцию ребенка (вынужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедеятельности;

Переключение на другой вид деятельности (длительные каникулы, карантин) и др.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации школьников связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление [29, с. 89]. К им можно отнести:

- нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ребенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, насилие над ребенком;

- отсутствие или недостаток внимания к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

- подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в школу, смена школы, класса);

- подавление личности группой (дезадаптирующая группа) – неприятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилдие, бойкот) с их стороны по отношеиню к сверстникам – явление частое.

Дезадаптация детей  и подростков приводит к различным  последствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:

- личностные деформации;

- недостаточное физическое  развитие;

- задержка психического  развития;

- возможные мозговые  дисфункции;

- типичные нервные  расстройства (подавленность, заторможенность или возбудимость, агрессивность);

- одиночество – человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением человека либо с самоотчуждением;

- проблемы во взаимоотношениях  со сверстниками, другими людьми  и др. Такие проблемы могут  привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры – суицид.

Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие качественного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения [29, с. 91].

Нередко к дезаптированным  детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем человеке, группе.

«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адаптированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат воспользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным – он или среда, в которой он оказался.

Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного  повед ния нередко ведет к  серьезным проблемам негативного  характера і отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встр чаются факты, когда появление такого ребенка требует от учител воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко все группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздействовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дисциплине.

Все перечисленные факторы  представляют непосредственную угрозу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудне воспитуемость, социально-педагогическая запущенность представляют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дезадаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя [29, с. 92].

К основным путям, способствующим предупреждению и преодолению последствий дезадаптации детей и подростков, относятся:

- создание оптимальных  для ребенка средовых условий;

- недопущение перегрузок  в процессе обучения из-за несоответствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ребенка и организации учебного процесса;

- поддержка и помощь  детям в адаптации к новым  для них условиям;

- побуждение ребенка  к самоактивизации и самопроявлению  в среде жизнедеятельности, стимулирующих  их адаптацию и др.;

- создание доступной  специальной службы социально-психологической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, кабинеты социально-психологической и педагогической помощи, кризисные стационары;

- обучение родителей,  учителей и воспитателей методике  работы по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее последствий;

- подготовка специалистов  для специализированных служб  социально-психологической и педагогической помощи различным категориям людей в трудной жизненной ситуации [29, с. 92].

Дезадаптированным детям  необходимы усилия по оказанию или  помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодоление последствий  дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к которым привела дезадаптация.

 

 

Выводы по второму разделу

 

Понятие школьной дезадаптации во многом собирательное и включает социально-средовые, психолого-педагогические, медико-биологические факторы или вернее условия развития самого явления школьной дезадаптации. Такой многофакторный подход показывает с какой долей вероятности те явления, которые относятся к школьной дезадаптации, сочетаются с теми или иными социальными, педагогическими, психологичесикми и патологическими признаками.

В формировании и развитии школьной дезадаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечеиня, играют роль социально-средовые, психологические и медицинские факторы. Причиной их школьной дезадаптации являются неврозы и невротические реакции. Ведущей причиной невротических страхов, различных форм навязчивостей, сомато-вегетативных нарушений, истеро-невротических состояний являются острые или хронические психотравмирующие ситуации, неблагоприятная средовая обстановка, а также трудности во взаимоотношениях с педагогом и одноклассниками. Важным предрасполагающим фактором к формированию неврозов и невротических реакций могут служить личностные особенности таких детей, в частности тревожно-мнительные черты, повышенная истощаемость, склонность к страхам, демонстративному поведению.

Среди критериев школьной дезадаптации выделяют неуспешность в обучении по программам, соответствующим возрасту и способностям ребенка; нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой; повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения. Школьная дезадаптация может привести к личностным деформациям, задержке психического развития, различным мозговым дисфункциям, нервным расстройствам, одиночеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

 

Социальная адаптация  личности – это сохранение соостояиня ее физического, психического и социального  опыта, интегративный показатель состояния  ребенка, который отображает его  способность адекватно воспринимать окружающую действительность, относиться к людям, событиям, поступкам, общению, учиться регулировать поведение соответственно ожиданиям других.

Понятие «социальная  адаптация» рассматривается как  процесс приспособления к условиям среды и как результат этого процесса. Это целостный социальный организм, подчиненный определенным законам, традициям по четко определенной структуре.

Социальная адаптация  личности является сложным процессом, на результативность которого влияют как личностные черты ученика, так  и его поведение, умение и навыки, которые он приобретает в процессе обучения, так и социальный показатель. Адаптация личности ребенка к обществу усложняется увеличением критичных и экспериментальных ситуаций в повседневной жизни, быстрыми темпами развития всех отраслей деятельности человека.

Социальная адаптация  учеников доллжна происходить в  процессе учебно-воспитательной деятельности, органично включаясь во все виды деятельносит учеинков и педагогов.

Школьная дезадаптация это некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо- и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным, а в крайних случаях невозможным  и др. Фактически, школьная дезадаптация это термин, определяющий любые затруднения, возникающие в процессе обучения.

К числу первичных, внешних  признаков школьной дезадаптации относят  затруднения в учебе и нарушения  поведения. Одной из причин, вызывающих названные проявления, является наличие  легких форм патологий ЦНС. К таким патологиям относятся патология шейного отдела позвоночника и минимальные мозговые дисфункции.

Профилактика социально-психической  дезадаптации личности в детском  возрасте должна основываться на раннем (в младенческом возрасте) выявлении детей группы риска; активной консультативной и коррекционной работе (функции социальных работников в области специального образования); максимальной дифференциации содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, которое, прежде всего, должно быть ориентировано на смягчение и преодоление отклонений личностного развития.

В целях профилактики социальной и школьной дезадаптации и девиантных форм поведения среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения необходимо создание специальных структур в системе социально-реабилитационной службы, способных обеспечить им эффективную психологическую, социальную и правовую поддержку.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Закон Украины «Про забезпечення організаційно-правових умов соціального захисту дітей-сиріт та дітей позабавлених батьківського пілкування» № 2342-15 от 13.10.2010 р.
  2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. – 2006. - № 8. – С. 3 – 6.
  3. Александровский Ю.Я. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М.: Наука, 1976. – 272 с.
  4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 156 с.
  5. Безруких М. Дети, которых не понимают взрослые // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 5. – С. 50 – 56.
  6. Беляєва О. Прояви дезадаптацїї та причини її виникнення / О. Бєляєва. – К.: Шкільний світ, 2008. – С. 7 – 13.
  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
  8. Бойчук В. Шкільна дезадаптація учнів 5-х класів / В. Бойчук // Психолог. – 2008. - № 35. – С. 3 – 12.
  9. Бондаренко О.Ф. Психологічна допомога особистості. – Х.: Фоліо, 1996. – 237 с.
  10. Бохонкова Ю. Можливості корекції особистісних чинників соціально-психологічної адаптації // Соціальна психологія. – 2005. - № 2 (10). – С. 45 – 54.
  11. Варламова А.Я. Школьная адаптация подростков. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – 144 с.
  12. Василькова Г.А. Социальная педагогика: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 205 с.
  13. Вассерман Л.И. и др. О системном подходе в оценке психической дезадаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 1994. - № 3.
  14. Войцехова А. Виховуємо лідеров. – К.: Главник, 2007. – 112 с.
  15. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: основные поняитя, пути и средства комплексного сопровождения ребенка с проблемами развития и поведения // www. otrok. ru/ medbook/listpsy/vostr.htm
  16. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. Соч. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
  17. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. – 1991. - № 6. – С. 48 – 61.
  18. Дети социального риска и их воспитание / Под ред. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2006. – С. 56 – 57.
  19. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М.: Просвещение, 1975. – 230 с.
  20. Иовчук Н.М., Северный А.А. Что такое школьная дезадаптация? // Социальная дезадаптация детей и подростков: причины, проявления, преодоление. Сборник метод. Материалов сотрудников Экспериментального комплекса. – М., 1995.
  21. Каган В.Е. Психологические формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. – 1984. - № 4.
  22. Кондратенко Л. Психологические механизмы школьной неуспеваемости // Психолог. – 2006. - № 41. – С. 3 – 14.
  23. Корчак Я. Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992. – 290 с.
  24. Ланцова Л.А. Соціологічна теорія соціально дезадаптованої поведінки // Соціально-політичний журнал. – 1993. - № 4. – С. 56 – 67.
  25. Лебедева І.О. Типологічні характеристики безпритульних неповнолітніх // Соціальна педагогіка: теорія і практика. – 2008. - № 3. – С. 45 – 50.
  26. Луковська С. Психолого-педагогічні стратегії адаптації дітей до умов школи-інтернату: Луковська С., Лірик Н. – Адаптація дітей у 1, 5 і 10 класах. – К., 2008. – С. 97 – 116 (Спецвипуск газ. «Психолог»).
  27. Лучінкина А. Профілактика девіантної поведінки, Ч. 1. – К.: Главник, 2008. – 145 с.
  28. Максимова Н.Ю., Мілютіна К.Л., Піскун В.М. Основи дитячої патопсихології: Навч. Посібник. – К.: Перун, 1996. – 464 с.
  29. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 269 с.
  30. Мельник Ю., Клім С. Енергія тренінгу. – К.: Главник, 2008. – 144 с.
  31. Молодцова Т.Д. Психолого-педагогическая проблема предупреждения и преодоления подростковой дезадаптации. – Р.-на-Д.: Феникс, 1997. – 295 с.
  32. Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). – М.: Мысль, 1972. – 372 с.
  33. Новикова Е. В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков // Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. — М., 1985.
  34. Овчинникова М.М. Концепція соціальної адаптації дітей-сиріт в умовах школи-інтернату // Соціальна педагогика: теорія і практика. – 2008. - № 3. – С. 33 – 38.
  35. Поддубная Н. Коррекция социальной адаптации ребенка в обществе // Психология. – 2006. - № 13. – С. 18 – 19.
  36. Пересумчак О. Трудные дети и их поведение: психологический анализ // Психолог. – 2006. - № 9. – С. 8 – 11.
  37. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе / Под ред. Л.П. Пономаренко. – Одесса: Астро Принт, 1999.
  38. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
  39. Развитие личности ребенка / П. Х. Массен и др. — М.: Прогресс, 1987. – 272 с.
  40. Раттер М. Помощь трудным детям. — М.: Прогресс, 1987. – 424 с.
  41. Себе зрозуміти, себе змінити / Упоряд.: С. Максименко, О. Главник. – К.: Главник, 2006. – 128 с.
  42. Севєрина С. Успішна адаптація як умова гармонійного розвитку особистості // Психолог. – 2008. - № 40. – С. 21 – 24.
  43. Сидоров Н.Р. Проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних // Вестник практической психологии образования. – 2006. - № 2(7). – С. 86 – 94.
  44. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе подготовки социальных педагогов: Сб. науч. Ст. – Армавир: Ред.-изд. Центр АГПУ, 2009. – 320 с.
  45. Соціальна педагогіка: теорія і технології: підручник / За ред. І.Д. Звєрєвої. – К.: Центр навч. Л-ри, 2006. – 316 с.
  46. Соціальні та психологічні потреби дітей, які виховуються в інтернатних закладах: знання, ставлення, поведінка, практика діяльності. Результати дослідження серед фахівців соціальної сфери та дітей-вихованців інтернатних закладів. – К.: Компанія Лік, 2006. – 63 с.
  47. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. – М.: Владос, 2006. – 315 с.
  48. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 210 с.
  49. Танасійчук О. Психічне здоровя дітей-сиріт. Особистісно орієнтована модель навчання і виховання // Психолог. – 2006. - № 12. – С. 10 – 14.
  50. Терлецька Л. Тілесно-орієнтована психологія. – К.: Главник, 2008. – 128 с.
  51. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1. – С. 3 – 19.
  52. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
  53. Хархан Г.Д. Деякі аспекти реформування державної системи опіки над дітьми-сиротами // Соціальна педагогика: теорія та практика. – 2009. - № 3. – С. 51 – 59.
  54. Цуканова Е.Б. Психологические трудности общения. – К.: Вища школа, 1985. – 159 с.
  55. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Под ред. В.А. Сластениина. – М.: Академия. 2001. – С. 174 – 175.
  56. Шилова Т.А. Психологические факторы неуспеваемости и отклонений в поведении учащихся // Педагогика. – 1996. - № 3. – С. 25 – 30.
  57. Шкловцова Л. Технології роботи з підлітками. – К.: Главник, 2007. – 112 c.
  58. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академия, 2005. – 334 с.
  59. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – С. 23 – 38.
  60. Яковенко В.С. Дитина сирота: розвиток, виховання усиновлення. – Кіровоград, 1997. – 173 с.

Информация о работе Школьная дезадаптация детей-сирот