Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:19, курсовая работа
В современной психологической литературе существует несколько подходов к рассмотрению проблемы девиантного поведения и соотношения ее с процессом социально психологической адаптации. Один из таких подходов связывается с определением дезадаптации как отклонения в механизмах психического приспособления, при остром или хроническом эмоциональном стрессе, который активизирует систему компенсаторных защитных реакций (Ю. Александровский) [3]. В пределах этого подхода вводится понятие «адаптивного барьера психики»: того субъективного предела, к которому человек может без вреда для своего организма и психики приспосабливаться к изменениям окружающей среды.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ШКОЛЬНОЙ
ДЕЗАДАПТАЦИИ
Историко-теоретические проблемы социальной дезадаптации
Проблема социальной дезадаптации детей-сирот на современном этапе
Психологические особенности детской дезадаптации
ВЫВОДЫ К 1 РАЗДЕЛУ
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОПЕЧЕНИЯ
2.1. Предмет школьной дезадаптации
2.2. Факторы школьной дезадаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения
2.3. Психологические аспекты школьной дезадаптации
ВЫВОДЫ КО 2 РАЗДЕЛУ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
- задержка психического развития;
- гиперактивность;
- трудности в волевой регуляции поведения;
- несформированность мотивации к обучению;
- сенситивность к неблагоприятному влиянию среды;
- завышенная самооценка и уровень амбиций ребенка или родителей;
- повышенная чувствительность нервной системы ребенка;
- повышенный уровень тревожности ребенка;
- агрессивность;
- замкнутость;
- инертность нервных процессов;
- соматическая ослабленность;
- отсутствие готовности к обучению в школе [6, с. 8].
Основными признаками школьной дезадаптации являются:
- сложности в обучении;
- агрессивное поведение к педагогам и одноклассникам;
- чрезмерная активность и движение;
- повышенные возбудимость, тревожность;
- неспособность к концентрации внимания;
- эмоциональная неадекватность;
- чувство собственной неполноценности;
- плохо контролируемое поведение [8, с. 3].
Различают два типа дезадаптированных учеников:
- школьники, которые сами чувствуют трудности и создают множественные трудности для окружения (педагогов, родителей, других людей) – так называемые «трудные» дети;
- ученики, которым самим в школе трудно, но окружению они не создают особых неприятностей [8, с. 4].
Н.Р. Сидоров расматривает как один из видов социальной дезадаптации. Ученый признает, что существующие сегодня условия организации образовательного процесса в общеобразовательных школах часто способствуют актуализации и углублению школьной дезадаптации учеников. Можно назвать несколько конкретных предпосылок.
Во-первых, в организационном плане нормативная наполняемость классов или учебных групп такова, что априорно предполагает деперсонализацию учащихся. Одновременно высокая наполняемость классов не позволяет учителю реализовать в полной мере индивидуальных подход к каждому из своих учеников. В каждодневной педагогической практике, в лучшем случае, осуществляется дифференцированный подход при предметном обучении на основе учета различий в обученности или обучаемости некоторых микрогрупп учащихся.
Во-вторых, призыв к гуманизации обучения и воспитания во многом остался красивой декларацией, а главная идея гуманизации образования: ориентация на конкретного ребенка, процессы его развития и его потребности, - так и не стала главенствующей. Ведущее место в оценке промежуточных и конечных результатов деятельности образовательного учреждения по-прежнему занимают формальные критерии. Прежде всего, конечно, отметка и производные от нее: накопляемость оценок, средний балл и т. д. Здесь же – выполнение учебного плана и учебных программ, состояние дисциплины и внешнего порядка в образовательном учреждении, сохранность контингента учащихся, количество выпускников, количество медалистов и прочая, и прочая [50, с. 92].
В-третьих, в силу социально-экономического положения педагогических работников серьезная озабоченность большинства из них проблемами собственного выживания не способствует, мягко говоря, формированию в образовательных учреждениях эмоционально теплой атмосферы во взаимоотношениях участников образовательного процесса, что безусловно сказывается и на уровне психологического комфорта детей. Та же причина лежит в основе катастрофического, буквально, «старения» педагогических коллективов. Про проблему «отцов и детей» мы уже говорили.
В-четвертых, низкий уровень психологической компетентности большинства учителей-предметников приводит к невозможности зафиксировать самые первые проявления социальной дезадаптированности учащихся, к отсутствию профилактических психогигиенических мероприятий и оперативной психологической помощи, поддержки и, в необходимых случаях, психологической коррекции.
Насколько социальная дезадаптация вообще проявляется в специфических особенностях поведения, настолько же в поведении ученика проявляется его школьная дезадаптация.
Н.М. Иовчук указывает, что «наиболее часто школьная дезадаптация проявляется в невозможности обучения ребенка по программе, адекватной его способностям» [20]. По мнению авторов, ранними признаками школьной дезадаптации являются:
- удлинение времени, необходимого для приготовления уроков;
- полный отказ от приготовления уроков;
- необходимость в постоянном контроле взрослых за приготовлением уроков школьником;
- необходимость в помощи родителей или репетиторов;
- утрата интереса к учебе;
- появление неудовлетворительных оценок у детей, прежде хорошо успевающих;
- отказ отвечать у доски;
- страх перед экзаменами, контрольными работами и т. п.;
- безразличие при получении неудовлетворительных отметок [50, с. 93].
И далее: «Перечисленные выше признаки школьной дезадаптации чаще встречаются не по отдельности, а в некотором комплексе... Эти проявления надо принимать как данность, и в своей педагогической практике пытаться преодолевать не эту реальность – проявления школьной дезадаптации, а причины, ее породившие. Главное, что здесь надо понять: у каждого из детей свои причины, по которым они оказываются неуспешными.
Другим аспектом проявлений школьной дезадаптации являются те или иные нарушения поведения в школе. Сразу надо оговориться, что под нарушениями поведения здесь подразумеваются не только формы более или менее грубого асоциального поведения, но и чрезмерная замкнутость, отказ от построения адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, повышенная двигательная активность, расторможенность» [20].
Рассмотрим некоторые, опирающиеся на различные методологичесике основания, подходы в понимании школьной дезадаптации.
1. Школьная дезадаптация – это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами. В этом контексте школьная дезадаптация выступает как медико-биологическая проблема (М.В. Вроно, В.В. Ковалев).
Таким образом, школьная дезадаптация – это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.
2.2. Факторы школьной дезадаптации детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения
Все факторы, влияющие на возникновение социальной дезадаптированности, можно представить в виде схемы (см. Прил 1).
В частности, к психосоматическим индивидуальным факторам, способствующим возникновению и развитию социальной дезадаптированности несовершеннолетних, надо отнести: инвалидность, врожденные уродства, общее недоразвитие, тяжелые формы хронических соматических заболеваний, органические поражения цнс, психические заболевания, гиперактивность и т. д.
К факторам индивидуально-психологическим относятся: недостатки интеллектуального развития, искажения мотивационной сферы, несформирован-ность способов общения (в том числе ролевого – по принадлежности к полу – поведения, что чаще встречается у детей из неполных семей), социофобия, аутизм, яркие акцентуации характера, агрессивность [43, с. 89].
Образовательные факторы, провоцирующие появление социальной дезадаптированности, таковы: устойчивая школьная неуспешность (недоученность) и дублирование обучения, отказ посещать образовательное учреждение (для возраста 7 – 15 лет), перевод в другое образовательное учреждение без изменения места жительства, отвержение одноклассниками, нездоровый социально-психологический климат в среде участников образовательного процесса.
И последние здесь – внеобразовательные – факторы подразумевают: смерть кого-то из значимых родственников и фактическое сиротство, развод родителей, жестокое обращение в семье с применением методов психологического и физического насилия, социальная заброшенность родственниками и отсутствие должного ухода и воспитания, отчуждение взрослых и формальное общение в семье, малообеспеченность семьи и неудовлетворительные жилищные условия, гиперопека и гиперпротекция, патология личности кого-то из воспитывающих взрослых (в том числе как следствие душевного или нервного заболевания, криминализации, наркотизации и алкоголизации), вовлеченность в противоправные действия и употребление психоактивных веществ.
В этом списке перечислены более трех десятков факторов, каждый из которых может оказывать серьезное негативное влияние на протекание процессов психического развития и личностного становления в детско-подростковых возрастах. Данные факторы были выделены в ходе анализа некоторых теоретических положений, выдвигаемых разными авторами в рамках означенной проблемы, обобщения опыта работы учреждений, осуществляющих психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и подросткам, а также по результатам проведения серии экспертных оценок.
Жизнь подсказывает, что у разных факторов из приведенного выше перечня разный «вес»: внезапная смерть матери может сломать ребенка моментально, а угнетающая бедность семьи долго накапливается в психике ребенка посредством сравнения с другими детьми и другими семьями, но в конечном итоге также приводит к искажениям в линии его развития. Последние случаи, те, что имеют отсроченное действие, встречаются в нашей жизни гораздо чаще [43, с. 89]. Их влияние сразу и не очевидно, хотя они существуют буквально на глазах у множества людей, но не воспринимаются как вредящие процессам психического развития в детском возрасте до тех пор, пока их длительное воздействие не превысит какого-то порога и не начнет сказываться на определенном изменении поведения ребенка [43, с. 89].
Выделим значимые патологические факторы, отягощающие психическое здоровье и развитие детей:
1. Психофизическое развитие детей-сирот более отягощено неблагоприятным фоном социализации и «патологической почвой», связанной с соматическими нарушениями, прежде всего поражением ЦНС, выраженной в различной степени, поэтому это развитие по сути своей является дизонтогенетическим.
2. Второй фактор – психогенные воздействия. Они начинаются еще в перинатальный период, они полиморфны по содержанию и последствиям:
- развитие с раннего детства протекает в условиях гипоопеки и недостаточности эмоционального отношения со стороны матери;
- не менее чем в 1/3 случаев социального сиротства наблюдается отягощенность проблемами алкогольной зависимости, никотинизма, наркотизации родителей;
- фактор хронической
психогенной травматизации
3. Фактор социальной депривации, связанный с длительным пребыванием ребенка на гособеспечении в учреждениях интернатного типа (дом ребенка, социальный приют, школьный детский дом). Дети в младенческом и раннем детском возрасте, помещенные в интернаты, особенно подвержены деструктивному влиянию социальной депривации.
На фоне редуцированного
или развернутого психоорганического
симптомокомплекса преобладают
интеллектуально-мнестические расстройства
с задержанным психическим
У детей, поступающих в интернатские учреждения в раннем детстве и младшем школьном возрасте из конфликтных, асоциальных семей, ведущую роль кроме фактора материнской депривации играет психогенный фактор. В структуре органических психических расстройств чаще отмечаются аффективные, соматоформные расстройства и нарушения психологического развития с эмоциональными и поведенческими нарушениями.
Депривационный личностный симптомокмоплекс у детей-социальных сирот не обьясняется органическими расстройствами личности по типу «психопатоподобных» нарушений [34, с. 35]. Он включает: