Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:23, курсовая работа
Проблема развития образной речи детей сегодня актуальна, т.к, речь ребенка должна быть не только правильной, но и красивой (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, В. И. Яшина и др.). Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
- умение выделять в тексте
сказки средства
- умение сравнивать и подбирать эпитеты;
- умение подбирать синонимы;
- умение подбирать антонимы;
- использование средств
На основе данных критериев мы выделили три уровня развития образной речи у старших дошкольников:
Высокий уровень: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию; умеет правильно использовать в своем высказывании средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы).
Средний уровень: Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет без затруднений воспринимать и понимать художественную информацию; умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;
Низкий уровень: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу. Ребенок не умеет правильно воспринимать художественную информацию; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.
В процессе обследования уровня образности речи, мы использовали методику Н.В. Гавриш, опубликованную в книге О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной "Методика развития речи детей дошкольного возраста". За основу мы взяли три серии заданий на выявление уровня развития образной речи [1]
Детям даны задания, которые были проранжированы и занесены в таблицу. (Приложение 1) За правильное выполнение задания ребенку назначалось 3 балла. Если ребенок допускал ошибки – 2 балла, если не справлялся с заданием или справлялся плохо – 1 балл.
1 серия заданий на выявление умения детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства.
Анализ результатов таблицы показал, что 5% детей имеют высокий уровень развития образной речи, 50% - средний, и 44,5% имеет низкий уровень. (Приложение 5)
Анализ ответов показывает, что у многих детей вызвало затруднение задание по пониманию фразеологизмов и пословиц. Большинство детей понимают слова буквально. Наиболее легким заданием оказалось составление сказки. При составлении сказки дети были активны, предложили множество идей.
Таким
образом, результаты экспериментальной
работы позволили нам выявить
исходный уровень развития
2.Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 3. С. 61.
4.Водовозова Е.Н. Умственное и
нравственное развитие детей
от первого проявления
7.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
8.Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,1992
10.Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.,1996.
12.Короткова Э.П. Беседа о книгах в подготовительной группе. – М., 1974.
13.Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни. – Диссерт. Канд. Пед. Наук. – М.,2001.
16.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175 с.
18.Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2008.-288 с.
26.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.
Ф. И. ребенка |
Умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку. |
Восприятие детьми литературных произведений разных жанров |
Понимание детьми значения фразеологизмов |
Понимание пословиц |
Средний бал |
Уровень |
Егор |
1 |
3 |
1 |
1 |
1,5 |
Средний |
Ульяна |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
Высокий |
Маша Е. |
1 |
1 |
2 |
1 |
1,25 |
Средний |
Саша |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
Ярослав |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,25 |
Средний |
Женя |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
Влад К. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
Илья |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
Элен |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,25 |
Средний |
Ф. И. ребенка |
Умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку. |
Восприятие детьми литературных произведений разных жанров |
Понимание детьми значения фразеологизмов |
Понимание пословиц |
Средний бал |
Уровень |
Лера |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
Влад Д. |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,25 |
Средний |
Маша С |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,25 |
Средний |
Влада |
2 |
1 |
1 |
1 |
1,25 |
Средний |
Настя |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
Алина |
1 |
2 |
1 |
1 |
1,25 |
Средний |
Антон М. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
Паша |
2 |
2 |
1 |
2 |
1,75 |
Средний |
Даша |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Низкий |
Информация о работе Развитие образной речи у сраших дошкольников