Развитие образной речи у сраших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема развития образной речи детей сегодня актуальна, т.к, речь ребенка должна быть не только правильной, но и красивой (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, В. И. Яшина и др.). Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.58 Кб (Скачать)

- умение выделять в тексте  сказки средства художественной  выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы);

- умение сравнивать и подбирать  эпитеты;

- умение подбирать синонимы;

- умение подбирать антонимы;

- использование средств художественной  выразительности в собственной  речи.

       На основе данных критериев мы выделили три уровня развития образной речи у старших дошкольников:

       Высокий уровень: Ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; умеет правильно воспринимать и понимать художественную информацию; умеет правильно использовать в своем высказывании средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы).

      Средний уровень: Ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет без затруднений воспринимать и понимать художественную информацию; умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства;

     Низкий уровень: Ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу. Ребенок не умеет правильно воспринимать художественную информацию; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.

        В процессе обследования уровня образности речи, мы использовали методику Н.В. Гавриш, опубликованную в книге О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной "Методика развития речи детей дошкольного возраста". За основу мы взяли три серии заданий на выявление уровня развития образной речи [1]

        Детям  даны задания, которые были проранжированы и занесены в таблицу. (Приложение 1) За правильное выполнение задания ребенку назначалось 3 балла. Если ребенок допускал ошибки – 2 балла, если не справлялся с заданием или справлялся плохо – 1 балл.

        1 серия заданий на выявление  умения детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку, используя выразительные средства.

        2 серия заданий направлена на выявление особенностей восприятия детьми литературных произведений разных жанров. (Приложение 2)

        3 серия заданий определяет понимание детьми значения фразеологизмов (Приложение 3)

        4 серия заданий выявляет понимание пословиц (Приложение 4)

        Анализ результатов таблицы показал, что 5% детей имеют высокий уровень развития образной речи, 50% - средний, и 44,5% имеет низкий уровень. (Приложение 5)

         Анализ ответов показывает, что у многих детей вызвало затруднение задание по пониманию фразеологизмов и пословиц. Большинство детей  понимают слова буквально. Наиболее легким заданием оказалось составление сказки. При составлении сказки дети были активны, предложили множество идей.

          Таким  образом, результаты экспериментальной  работы позволили нам выявить  исходный уровень развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В начале нашей работы нами была освящена суть проблемы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста . Была поставлена цель нашей экспериментальной работы, определены задачи исследования, выделен объект и предмет, выдвинута гипотеза об уровне развития образной речи у детей.

        В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования

рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической

литературе, определена методика развития образной речи.

Была проведена экспериментальная работа на базе МБДОУ ЦРР – д/с №35 «Дельфинчик», в которой был выявлен уровень развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста. Для проведения эксперимента было выбрано 18 детей в возрасте 5-6 лет. Нами была использована методика Н.В. Гавриш.

По результатам исследования можно говорит о том, что развитие образной речи в группе находится на низком и среднем уровне, и лишь у нескольких детей высокий уровень.

          В результате проведенной нами работы все поставленные задачи были реализованы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: уровень развития образной речи средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2.Белинский В.Г. О детских книгах // Собр. соч. - М., 1978. - Т. 3. С. 61.

3.Бухвостова С.С. Формирование выразительной  речи у детей старшего дошкольного  возраста. –Курск: Академия Холдинг, 1976. –178с.

4.Водовозова Е.Н. Умственное и  нравственное развитие детей  от первого проявления сознания  до школьного возраста. – М.,2000

5.Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 2002.

6.Воюшина М.П. Анализ художественного произведения. //Начальная школа - 1989 - №5 с. 16-20

7.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.

8.Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. – М.,1992

 9.Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. - М.,1992

10.Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. – М.,1996.

11.Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психологические труды.- М., 1996.- Т. 1.- С. 66.

12.Короткова Э.П. Беседа о книгах в подготовительной группе. – М., 1974.

13.Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни. – Диссерт. Канд. Пед. Наук. – М.,2001.

14. Рожина Л.Н. Психология воспитания литературного героя школьниками /Л.Н. Рожина - М.: Просвещение.- 1977. - 158 с.

15.Савушкина Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства//Дошкольное воспитание. – 1979. - №1. – с. 5-9.

16.Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М.: Просвещение, 1966. – 175 с.

17.Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.

18.Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2008.-288 с.

19.Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч. —М ., 1979. — Т. 1. — С. 183.

20.Тихеева Е.И. Развитие речи детей – М.: Просвещение, 1972. – 280 с.

Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.

21. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

22.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.

23. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. –М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 224с.

24.Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 2000.

25. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.

26.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

27. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч. 2. 28.Теоретические и методические основы. – Глазов: Изд. центр ГГПИ, 2004. – 176 с.

 

 

Приложение 1

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению исходного уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста

 

Контрольная группа

Ф. И. ребенка

Умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку.

Восприятие детьми литературных произведений разных жанров

Понимание детьми значения фразеологизмов

Понимание пословиц

Средний бал

Уровень

Егор

1

3

1

1

1,5

Средний

Ульяна

3

3

1

1

2

Высокий

Маша Е.

1

1

2

1

1,25

Средний

Саша

1

1

1

1

1

Низкий

Ярослав

1

2

1

1

1,25

Средний

Женя

1

1

1

1

1

Низкий

Влад К.

1

1

1

1

1

Низкий

Илья

1

1

1

1

1

Низкий

Элен

2

1

1

1

1,25

Средний




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспериментальная группа

Ф. И. ребенка

Умение детей придумывать самостоятельно рассказ или сказку.

Восприятие детьми литературных произведений разных жанров

Понимание детьми значения фразеологизмов

Понимание пословиц

Средний бал

Уровень

Лера

1

1

1

1

1

Низкий

Влад Д.

2

1

1

1

1,25

Средний

Маша С

1

2

1

1

1,25

Средний

Влада

2

1

1

1

1,25

Средний

Настя

1

1

1

1

1

Низкий

Алина

1

2

1

1

1,25

Средний

Антон М.

1

1

1

1

1

Низкий

Паша

2

2

1

2

1,75

Средний

Даша

1

1

1

1

1

Низкий

Информация о работе Развитие образной речи у сраших дошкольников