Е.Н. Водовозова в своей
фундаментальной научной работе пишет
о важном воспитательном значении сказки
в речевом развитии детей: «Есть и в высшей
степени дельные народные сказки, где
фантазия служит покровом, под которым
скрывается житейская истина, разумная
мысль, или живое, поэтическое изображение
природы и быта людей». Она пишет также,
что «хорошо владеть родным языком невозможно
без знания народной речи» [4].
Указания на необходимость
работы над образными средствами языка
содержатся в трудах Е.А. Флериной. В своей
работе «Эстетическое воспитание дошкольника»
она говорит о важности художественного
слова для приобщения ребенка к народному
творчеству: «Через народное творчество
ребенок общается с многомиллионным автором
– народом, воспринимает его мысли и чувства.
С малых лет через художественное слово
детям становится доступным широкое духовное
общение с писателями. Ребенок начинает
понимать их идеи и чувства, строй мыслей
и язык…В этом сила и значение художественного
слова, литературы для ребенка, для его
развития и воспитания. Значение художественной
литературы для усвоения детьми словаря
в единстве с грамматическим строем языка
трудно переоценить» [26].
Э.П. Короткова, рассматривая
художественную литературу, как средство
обогащения языка ребенка образными словами
и выражениями, говорила об эффективности
художественной литературы. И для полноценного
усвоения материала произведений, рекомендовала
двукратное чтение коротких рассказов,
сказок, включающее в вопросах слова из
текста, указания к припоминанию пропущенных
ребенком слов, конкретного образного
значения словосочетаний с опорой на контекст,
выборочное чтение отрывков из рассказов
[12].
В 90-е гг. в НИИ дошкольного
воспитания под руководством Ф.А. Сохина
и О.С. Ушаковой был выполнен ряд работ
(Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова и др.), показавших,
что словесное творчество дошкольников
неразрывно связано с формированием образности
речи. Исследования были проведены на
материале разных жанров фольклора –
народных сказок, пословиц, поговорок,
а также произведений художественной
литературы. В них были раскрыты педагогические
условия, при которых речь ребенка обогащается
различными средствами художественной
выразительности.
Е.А. Флерина придает
большое значение для развития образной
речи рассказывание сказок детьми. Она
говорит о том, что рассказывая сказку,
ребенок вновь и вновь переживает события,
в ней происходящие, представляет образы,
практически пользуется родным языком
в его наиболее совершенных образцах.
Следует не только поощрять детей к рассказыванию
сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести
последовательность событий, наполнить
то или иное выражение. По мере того, как
ребенок овладевает рассказыванием сказки,
воспитатель все больше переходит в роль
заинтересованного слушателя [26].
Таким образом, ученые указывают
на возможность и необходимость развития
образной стороны речи детей в старшем
дошкольном возрасте. Говоря об образной
речи, мы будем иметь в виду умение ребенка
правильно использовать такие выразительные
средства, как метафора, сравнение, олицетворение,
эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы,
и с их помощью ярко, точно, убедительно
выражать свои мысли и чувства. Для правильного
использования в педагогическом процессе
необходимо знать жанры художественной
литературы и особенности восприятия
старшими дошкольниками произведений
художественной литературы.
1.2 Жанры художественной
литературы и особенности восприятия
произведений художественной литературы
детьми старшего дошкольного возраста
Для использования художественной
литературы в работе с детьми
необходимо в первую очередь
знать, какие жанры доступны детям
в старшем дошкольном возрасте.
Литературные
жанры – исторически складывающиеся
группы литературных произведений, объединённых
совокупностью формальных и содержательных
свойств. В настоящее время существует
большое количество литературных жанров,
таких как рассказ, повесть, былина, басня,
фэнтэзи, роман. Подробнее остановимся
на жанрах художественной литературы
доступных детям старшего дошкольного
возраста.
Сказка –
это древнейший жанр устного народно-поэтического
творчества, эпическое, преимущественно
прозаическое, произведение волшебного,
авантюрного или бытового характера. Выделяют
следующие виды сказок: бытовые, волшебные
и сказки о животных. "Сказка — это активное эстетическое
творчество, захватывающее все сферы духовной
жизни ребенка, его ум, чувства, воображение,
волю. Оно начинается уже в рассказывании,
высший его этап — инсценирование".
[19] Сказка входит в жизнь ребенка с самого
раннего возраста, сопровождает на протяжении
всего дошкольного детства и остается
с ним на всю жизнь. Со сказки начинается
его знакомство с миром литературы, с миром
человеческих взаимоотношений и со всем
окружающим миром в целом. Сказки преподносят
детям поэтический и многогранный образ
своих героев, оставляя при этом простор
воображению. Нравственные понятия, ярко
представленные в образах героев, закрепляются
в реальной жизни и взаимоотношениях с
близкими людьми, превращаясь в нравственные
эталоны, которыми регулируются желания
и поступки ребенка. Сказка, ее композиция,
яркое противопоставление добра и зла,
фантастические и определенные по своей
нравственной сути образы, выразительный
язык, динамика событий, особые причинно-следственные
связи и явления, доступные пониманию
дошкольника, — все это делает сказку
особенно интересной и волнующей для детей,
незаменимым инструментом формирования
культуры поведения ребенка. [11]
Стихотворения
– это небольшое произведение, созданное
по законам стихотворной речи. Стихотворная
форма произведений, благодаря ритму и
рифме, легче воспринимается детьми, позволяет
лучше сосредоточиться на сюжете[11]
Басня — стихотворное или прозаическое
литературное произведение нравоучительного,
сатирического характера. В конце басни
содержится краткое нравоучительное заключение —
так называемая мораль. Действующими лицами обычно
выступают животные, растения, вещи.
Басни помогают умственному развитию,
так как учат видеть за событиями и явлениями
повседневной жизни их скрытый смысл,
разбираться в человеческих характерах,
оценивать поступки людей, схватывать
их смешные стороны, чем воспитывают наблюдательность,
чувство юмора и остроумие[11]
Рассказ — это небольшое по объёму произведение,
содержащее малое количество действующих лиц,
а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. Дети из рассказов могут
извлекать уроки, делать выводы.
В рассказах раскрываются взаимоотношения
героев, отношение автора к их поступкам.[11]
Малые
фольклорные жанры в дошкольном
возрасте наиболее популярны
среди других жанров. К ним
относят – потешки, пестушки, загадки,
заклички, колыбельные песни, пословицы,
поговорки, прибаутки, считалки. Фольклор интересен своей яркой,
доступной, понятной детям формой. Дети
с интересом, восхищением пытаются подражать
педагогу, повторять его действие. Повторяя
вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки
у детей развивается воображения, обогащается
речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
При прослушивании малых фольклорных
форм у детей снижается агрессивность.
Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково,
выражая заботу, нежность, веру, благополучие.[11]
Используя
в работе с детьми художественную
литературу, необходимо знать особенности
ее восприятия. В психологической литературе существуют
разные подходы к определению восприятия.
Так, Л.Д. Столяренко рассматривает восприятие
как психологический процесс отражения
предметов и явлений действительности
в совокупности их различных свойств и
частей при непосредственном воздействии
из на органы чувств. [5]
По
проблеме восприятия художественного
произведения работали многие
исследователи, такие как О.И. Никифорова,
И.Л. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова,
Н.Г. Морозова.
Л.Н. Рожина
писала, что ''полноценное восприятие
художественного произведения не
исчерпывается его пониманием. Оно
представляет собой сложный процесс,
который непременно включает
возникновение того или иного
отношения, как к самому произведению,
так и к той действительности,
которая в нем изображена. [14]
Психологи
выделяют два типа отношения
к художественному миру произведения.
Первый тип отношения - эмоционально-образный
- представляет собой непосредственную
эмоциональную реакцию ребенка
на образы, стоящие в центре
произведения. Второй - интеллектуально-оценочный
- зависит от житейского и читательского
опыта ребенка, в котором присутствуют
элементы анализа. [5]
Поскольку
художественный текст допускает
возможность различных трактовок,
в методике принято говорить
не о правильном, а о полноценном
восприятии. М.П. Воюшиа под полноценным
восприятием понимает способность читателя
сопереживать героям и автору произведения,
видеть динамику эмоций, воспроизводить
в воображении картины жизни, созданные
писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами,
последствиями поступков персонажей,
оценивать героев произведения, определять
авторскую позицию, осваивать идею произведения,
то есть находить в своей душе отклик на
поставленные автором проблемы. [6]
В
трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,
Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой,
Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович
и других ученых исследуются особенности
восприятия художественной литературы
ребенком дошкольного возраста. Восприятие
художественной литературы рассматривается
как активный волевой процесс, предполагающий
не пассивное содержание, а деятельность,
которая воплощается во внутреннем содействии,
сопереживании героям, в воображаемом
перенесении на себя событий, «мысленном
действии», в результате чего возникает
эффект личного присутствия, личного участия
в событиях. [8]
О.И. Никифорова выделяет в развитии
восприятия художественного произведения
три стадии: непосредственное восприятие,
воссоздание и переживание образов
(в основе - работа воображения); понимание
идейного содержания произведения
(в основе лежит мышление); влияние
художественной литературы на
личность читателя (через чувства
и сознание).
Художественное восприятие ребенка
на протяжении дошкольного возраста
развивается и совершенствуется.
Л.М. Гурович на основе обобщения
научных данных и собственного
исследования рассматривает возрастные
особенности восприятия дошкольниками
литературного произведения, выделяя
два периода в их эстетическом развитии:
от двух до пяти лет, когда искусство, в
том числе и искусство слова, становится
для ребенка самоценным.
Процесс
развития художественного восприятия
очень заметен в дошкольном
возрасте. Понять, что художественное
произведение отражает типичные
черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет.
Исследователи отмечают такую особенность
художественного восприятия ребенка,
как активность, глубокое сопереживание
героям произведений. У старших дошкольников
появляется способность мысленно действовать
в воображаемых обстоятельствах, как бы
становиться на место героя. Например,
вместе с героями сказки дети испытывают
чувство страха в напряженные драматические
моменты, чувство облегчения, удовлетворения
при победе справедливости. Самыми любимыми
у детей старшего дошкольного возраста
становятся волшебные русские народные
сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью,
развитым сюжетным действием, полным конфликтов,
препятствий, драматических ситуаций,
разнообразных мотивов (коварство, чудесная
помощь, противодействие злых и добрых
сил и др.), с яркими, сильными характерами
героев. [2]
Художественное
произведение привлекает ребенка
не только своей яркой образной
формой, но и смысловым содержанием.
Старшие дошкольники, воспринимая
произведение, могут дать сознательную,
мотивированную оценку персонажам,
используя в своих суждениях
сложившиеся у них под влиянием
воспитания критерии поведения
человека в обществе. Прямое сопереживание
героям, умение следить за развитием
сюжета, сопоставление событий, описанных
в произведении, с теми, что ему
приходилось наблюдать в жизни,
помогают ребенку сравнительно
быстро и правильно понимать
реалистические рассказы, сказки, а
к концу дошкольного возраста
- перевертыши, небылицы. Недостаточный
уровень развития отвлеченного
мышления затрудняет восприятие
детьми таких жанров, как басни,
пословицы, загадки, обусловливает
необходимость помощи взрослого [11].
Дети
старшего дошкольного возраста
под воздействием целенаправленного
руководства воспитателей способны
увидеть единство содержания
произведения и его художественной
формы, найти в нем образные слова
и выражения, почувствовать ритм и рифму
стихотворения, даже вспомнить образные
средства, использованные другими поэтами.
Воспринимая
поэтические образы, дети получают
эстетическое наслаждение. Стихи
действуют на ребенка силой
и обаянием ритма, мелодики; детей
привлекает к себе мир звуков.
В работе
со старшими дошкольниками продолжают
активно использоваться малые
фольклорные жанры. Приговорки издавна
употребляются в воспитании как
педагогические приемы, для того,
чтобы эмоционально окрасит значимость
того или иного момента жизни
ребенка. Пословицы и поговорки
доступны пониманию ребенка старшего
дошкольного возраста. Но поговорка
- принадлежность речи взрослого,
дети ею почти не могут пользоваться
и только подводятся к этой
форме фольклора. Однако обращенные
к детям отдельные пословицы
могут им внушить некоторые правила
поведения [11].