Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Вывод: на экскурсии в краеведческий музей, мы учим школьников бережно относиться к животным как диким, так и домашним, заботится о животных.
С целью реализации первого условия гипотезы урок проводился в форме экскурсии.
Во время экскурсии использовались приёмы сравнения – дети сравнивают домашних животных с дикими. Также они сравнивают птиц, пресмыкающихся, зверей сопоставляют их и находят отличительные признаки этих групп животных. В конце урока проводиться обобщение, учащиеся обобщают кто такие дикие и домашние животные. Использование этих приёмов способствовало реализации второго условия гипотезы.
С целью реализации третьего условия гипотезы детям было предложено выполнить домашнее задание, нарисовать одного из животных которого наблюдали в музее, а также подготовить о нём сообщение.
Таким
образом, в ходе формирующего эксперимента
были реализованы педагогические условия,
направленные на формирование умения
наблюдать у младших школьников при изучении
окружающего мира.
Вывод по главе 2.
Моделирование опытно-экспериментальной работы по формированию умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира проходила в 2 этапа:
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявить реальный уровень сформированности умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира
С
целью выяснения состояния
По результатам тестирования выявлено 3 уровня развития сформированности умения наблюдать:
Уровни наглядно представлены на диаграммах.
Формирующий эксперимент проводился с целью реализации психолого-педагогических условий по формированию умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира.
Формирующий эксперимент был проведен в экспериментальном 3 «А» классе. В ходе уроков были реализованы условия, прописанные в гипотезе.
Заключение.
В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе. Поскольку основным методом изучения природы являются непосредственные наблюдения ее различных компонентов, содержание этих наблюдений должно быть систематизировано.
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определенные выводы и обобщения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы).
В процессе проделанной работы была проанализирована научно - методическая и психолого-педагогическая литература. В соответствии с темой курсовой работы был подобран методический материал, на основе которого разработаны и апробированы уроки-экскурсии с целью развития наблюдательности у младших школьников. Работа по проведению экскурсий была полезной и интересной. Помимо проанализированной литературы в работе применялись систематизированные знания и умения, полученные при изучении специальных дисциплин.
Цель нашей работы: выявить и обосновать психолого – педагогические условия при которых формирование умения наблюдать у младших школьников на уроках окружающего мира будет проходить более эффективно.
Для
реализации поставленной цели были решены
следующие задачи:
Моделирование опытно-экспериментальной работы по формированию умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира проводилась в 2 этапа.
На первом этапе проводили констатирующий эксперимент с целью выявить реальный уровень сформированности умения наблюдать у младших школьников. На основе анализа содержания и требований программы были разработаны показателей уровня сформированности умения наблюдать. Анализ результатов позволил выявить 3 уровня сформированности умения наблюдать: высокий, средний, низкий. Результаты показали, что у учащихся экспериментального 3 «А» класса и контрольного 3 «Б» класса преобладает средний уровень сформированности умения наблюдать, что позволило сделать вывод о том, что умение наблюдать сформировано не достаточно. Поэтому на втором этапе проводим формирующий эксперимент с целью повышения уровня сформированности умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира. Для проверки положений гипотезы разработали конспекты уроков.
С целью эффективного формирования умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира мы реализовали условия гипотезы:
- использовали разнообразные экскурсии при изучении окружающего мира.
- учили приемам наблюдения (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение);
- учли выявленный уровень сформированности
умения наблюдать.
Экспериментальную работу представили на примере разработанных нами конспектов уроков по программе Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" 3 класс.
Данное
исследование, несомненно, будет полезным
для учителей начальных классов
в дальнейшей работе по развитию познавательной
активности на уроках истории, а также
студентам проходящим практику пробных
уроков.
Список
литературы.
Памятки-инструкции по наблюдению за природой.
Что наблюдать и делать осенью
1. Изменения природы в окрестностях школы в травяном покрове.
2. Подготовка растений к зиме: кустарники и деревья осенью.
3. Окраска листьев. Листопад.
4. Вечнозелёные растения.
5. Сельскохозяйственные растения.
6. Сезонные работы в саду и в огороде.
7. Плоды и семена декоративных растений. Их сбор и хранение.
8. Различные способы распространены семян дикорастущих растений.
9. Сбор лекарственных растений и их заготовка.
10. Подготовка животных к зиме.
11. Жизнь в водоёме и др.
Что наблюдать и делать зимой.
1. Определение средней толщиной снежного покрова.
2.
Значение роста снежного
3. Жизнь растений под снегом.
4. Снегозадержание.
5. Влияние полезащитных полос для снегозадержания.
6. Жизнь животных. Чьи следы на снегу?
7. Организация подкормки птиц.
8. Проверка пригодности семян к посеву.
9. Водоёмы зимой и др.
Что наблюдать и делать весной.
1. Таяние снега.
2. Протравливание семян, работа в парках, в саду, на огороде, в поле.
3. Наблюдение за развитием кустарников и деревьев.
4. Сокодвижение.
5. Распускание листьев. Начало цветения.
6. Наблюдение за развитием травянистых растений.
7. Подготовка почвы к севу.
8. Посев и посадка полевых и огородных растений.
9. Наблюдение за насекомыми, птицами и другими животными.
10.Пробуждение жизни в водоёме и др.
Что наблюдать и делать летом.
1.Летний травяной покров.
2.Строение цветка.
3.Сорные растения в полях и огородах (описание и гербарий)
4.Борьба с сорняками.
5.Развитие
кустарников и деревьев в
6.Летние работы в огороде, саду, колхозе.
7.Уход за культурными растениями.
8.Пропалывание.
9.Цветение
и созревание зерновых культур.
10.Сенокошение.
11.Летняя жизнь животных.
12.Растительность
и животный мир водоёмов.
Раскрась сороку.
Диаграмма.
Уровни сформированности умения наблюдать
в экспериментальном 3 «А» классе.