Развитие наблюдательности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 798.00 Кб (Скачать)

    Полученные  в результате исследования данные для  наглядности восприятия представим в виде  таблицы № 1. (Приложение 2.)                                                                                                                                               

2). "Раскрась сороку" ученикам раздавались листы с контурами птицы. Перед учащимися ставилась цель вспомнить, как выглядит сорока (ее окраска), т.к они не раз за ней наблюдали, и раскрасить ее. (Приложение 3).

Высокий уровень - если основные раскрашенные части тела сороки (грудка, крылья, бока, спинка, хвост) совпадают с окраской сороки.

  Средний уровень - правильно раскрашенные части тела, но по количеству не совпадающие с указанным и допускающие от 1 до 2 неправильно раскрашенных частей тела.

Низкий  уровень - содержащий от 3 до 5 неправильно раскрашенных частей или вообще не раскрашенные рисунки.

    Полученные  данные мы представили в виде диаграммы, предварительно выразив их в процентах. (Приложение 4.)

    Уровни  сформированности умения наблюдать в

    экспериментальном 3 «А» классе.

    Уровень Количество  учащихся     Процент
    Высокий     6     30%
    Средний     10     50%
    Низкий     4     20%
 

    Таким образом, в 3 «А» классе, состоящим из 20 человек: 30% учащихся имеют высокий уровень сформированности умения наблюдать,50% - средний уровень, 20% - низкий уровень.

    Полученные  в результате исследования данные для  наглядности восприятия представим в виде  таблицы № 2. (Приложение 5)                                                              

    Анализ  результатов в 3 «Б» классе показал, что 4 учащихся – имеют высокий уровень сформированности умения наблюдать, 5 учащихся – с низким уровнем сформированности умения наблюдать, у 11 учащихся умение наблюдать сформировано на среднем уровне.

    Полученные  данные мы представили в виде диаграммы, предварительно выразив их в процентах. (Приложение 6.)

    Уровни  сформированности умения наблюдать

    в контрольном 3 «Б» классе.

    Уровень Количество  учащихся     Процент
    Высокий     4     20%
    Средний     11     55%
    Низкий     5     25%
 

    В процентном отношении в 3 «Б»классе, состоящем из 20 человек: 20% учащихся имеют высокий уровень сформированности умения наблюдать, 55% - средний уровень, 25% - низкий уровень.

    Следовательно, как в экспериментальном, так  и в контрольном классе преобладают  учащиеся со средним уровнем сформированности умения наблюдать.

    Таким образом, проведённое исследование позволяет сделать вывод о  том, что у учащихся 3 класса умение наблюдать сформировано недостаточно. Это обусловило необходимость проведения специально организованной деятельности, направленной на повышение уровня сформированности умения наблюдать. Данный вывод является основанием для проведения, формирующего эксперимента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Проектирование экспериментальной  работы по формированию  умения наблюдать  у младших школьников на уроках окружающего мира.

    На  втором этапе исследования был проведён формирующий эксперимент.

    Его цель: реализовать психолого –  педагогические условия по формированию умения наблюдать у младших школьников на уроках окружающего мира. С целью эффективного формирования умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира мы реализовали условия гипотезы:

    - использовали разнообразные экскурсии при изучении  окружающего мира.

    - учили учащихся приемам наблюдения (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение);

    - учли  выявленный уровень сформированности умения наблюдать.

    Экспериментальную работу покажем на примере разработанных  нами конспектов уроков по программе Плешакова А.А. "Мир вокруг нас" 3 класс.

    Фрагменты экскурсий, содержащие задания на развитие наблюдательности предлагаем по темам: «Что такое природа. Многообразие природы»; «Изменения в природе под влиянием человека», «Разнообразие животных»

    Фрагмент  № 1. Экскурсия по теме "Что такое природа. Многообразие природы".

    Цель: укрепить знания детей о живой и неживой природе.

    Задачи:

    1. обобщить знания детей о природе;

    2. рассмотреть взаимосвязь в природе;

    3. показать значение окружающей  природы для человека.

    Место проведения: Городской парк.

    Ход экскурсии:

Этап  урока     Деятельность  учителя     Деятельность  учащихся
Изучение  нового материала     Мы с вами находимся в Городском парке и наша задача быть очень внимательными и понаблюдать за окружающей природой.

    Оглянитесь  вокруг, посмотрите на окружающую природу. Что вы видите?

    Да, все это природа. Ее многообразие поражает и восхищает людей.

    На  какие две группы делится природа?

Оглянитесь вокруг и скажите, что относится к  живой природе, а что к неживой.

Я сейчас буду загадывать загадки, а вы, отгадав ее, говорите к какой природе относится.

    От  цветка к цветку порхает

    Утомится - отдыхает.

    Бродит  одиноко огненной око,

    Всюду, где бывает,

    Взглядом  согревает.

    С ветки - на тропинку,

    С травки - на былинку

    Прыгает пружинка,

    Зеленая спинка. 

    Что же это за девица?

    Не  швея, не мастерица,

    Ничего  сама не шьет,

    А в иголках круглый год.

    Вы  смогли отличить живую и неживую  природу. Чем отличается живая и  неживая природа? 

    На  какие царства делится живая  природа? 

    Назовите  и покажите царство растений.

    Назовите  царство животных. 

    Царство грибов. 
 

Мы можем сказать, что в природе все взаимосвязано, а как расскажите мне.

    Да  совершенно верно, таким образом, живая  природа взаимодействует с неживой  природой.

    Какое значение природа играет для людей?

    Так какой вывод мы можем сделать?

 
 
 
 
 
 
 
 
Солнце, бабочки летают, деревья, трава. 
 

На живую и  неживую. 

К неживой природе  относятся: солнце, воздух, вода, полезные ископаемые. К живой природе относятся: человек, животные, растения, грибы, микроорганизмы. 
 

    Бабочка, относится к живой природе. 

    Солнце (дети показывают на солнце), относится к неживой природе. 
 

    Кузнечик, относится к живой природе. 
 
 

    Елка - живая природа. 
 
 
 

Живые существа в отличии от неживой природы  дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются, умирают. 

Царство растений, царство животных, царство грибов. 

    Трава; кустарники; деревья: береза, ель, сосна, клен и т.д.

    Белка, бабочка, сорока, лев, тигр, медведь, суслик и т.д. 

    Все микроорганизмы, грибы: подберезовик, лисички, белый гриб и т.д.

    Растениям необходимо тепло и свет, вода. Растения очищают воздух. Они служат животным пищей, а многие животные распространяют плоды и семена растений. 

    Природа дает людям древесину, хлопок, шерсть, лекарства и т.д. 

    Природа многообразна, в ней все взаимосвязано. Живая природа не может существовать без неживой природой, они взаимосвязаны. Природа имеет большое значение для человека.

 

    Вывод: урок проходил в форме экскурсии, в ходе которой дети внимательно наблюдали за окружающей природой, рассматривали предметы природы, находили отличия живой и неживой природой.

    С целью реализации первого условия гипотезы урок проводился в форме экскурсии.

    С целью реализации второго условия  гипотезы на данном уроке мы использовали приём анализа и сопоставления. Детям загадывались загадки, отгадав их, они анализировали и сопоставляли к какой группе природы относиться отгадка. 

    Фрагмент  № 2. Экскурсия по теме "Изменения в природе под влиянием человека".

    Цель: укрепить знания детей об изменениях в природе под влиянием человека.

    Задачи:

    1. обобщить знания детей о природе;

    2. показать влияние человека на окружающую природу.

    Место проведения: территория вокруг школы.

    Ход экскурсии:

Этап  урока Деятельность  учителя Деятельность  учащихся
Изучение  нового материала - Мы с вами  на экскурсии вокруг школы.

Сравним воздух на улицах города и в лесу. Где  воздух чище?

Как вы это определили, объясните на примере листочка на дереве города?

Какие причины  загрязнения воздуха в городе существуют?

А что можно  сказать о воде.

Какие вы знаете причины загрязнения воды?

Как же деятельность людей влияет на растения? Найдите  подтверждение в природе.

На грибы?

А зачем нам несъедобные грибы, ну и пусть люди уничтожают.

На животных человек воздействует?

Приведите примеры. 

Если мы приходим в лес, как мы можем навредить  животным, птицам? 

А в городе как  мы вредим птицам?  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Домашнее задание. Написать рассказ на тему «Изменение в природе под влиянием человека». С использованием знаний, которые получили сегодня на уроке.

 
 
 
В городе воздух загрязненный, в лесу чище. 

По запаху, в  лесу деревья очищают воздух, там  пахнет свежестью. В городе на деревьях листья в пыли и деревья не дышат. 

Выхлопные газы машин, дым из труб предприятий. 

Она грязная (например, река Колпь).

Люди моют машины, мотоциклы, кидают бутылки, выкидывают мусор и т.д.

Повреждения и  вырубка деревьев. Сейчас много людей которые ходят по газонам, вытаптывают растения, рвут цветы. При вырубке деревьев воздух не очищается, он загрязненный. А загрязненный воздух влияет на другие деревья (пыль на листьях, усыхание деревьев и т.д.).

Неправильный  сбор грибов. Уничтожение несъедобных грибов.

Ими питаются животные.

Да, животных становится меньше, они погибают от пожаров, которые  устраивает человек, когда уходит и  не тушит костер после похода, или  человек убивает животных на мясо, из-за шкуры и т.д. Еще отлавливает  их.

Уничтожение лягушек, жаб, которые помогают людям на огородах; разорение муравейников. Вырубка  дуплистых деревьев, которые служат убежищем для ряда животных.

Шум распугивает  животных, заставляет покидать привычные  места обитания. Разорение гнезд  птиц. При пожарах, которые возникают по причине не тушении костров, животные покидают свои места обитания, спасая свою жизнь, в поисках пищи.

Также гибнут животные из-за загрязнения окружающей среды.

Вырубка деревьев, некоторые ребята разоряют гнезда, стреляют из рогаток в птиц, убивают их.

 

    Вывод: во время экскурсии, мы учим школьников беречь природу, наблюдать за изменениями в природе по вине человека, анализировать и обобщать полученные знания в ходе наблюдения.

    С целью реализации первого условия  гипотезы урок проводиться в форме экскурсии, что способствует формированию умения наблюдать.

    Для реализации второго условия гипотезы использовались приёмы сравнения –  дети сравнивают воздух в городе и  в лесу, анализируют - приводят пример с листочками, выясняют, как люди вредят птицам.

    С целью реализации третьего условия  гипотезы учащимся предлагается домашнее задание, написать рассказ  «Изменение в природе под влиянием человека»  опираясь на знание которые получили в ходе наблюдения на экскурсии.  

    Фрагмент  № 3. Экскурсия по теме «Разнообразие животных».

    Задачи:

    1. Обобщить знания детей о разнообразии  животных;

    2. Понаблюдать за группами животных  и их признаками;

    3. Развивать у детей наблюдательность;

    4. Развивать умение анализировать  и обобщать информацию, полученную  в результате наблюдений.

    Место проведения: Краеведческий музей.

    Подготовительная  работа:

    Учитель за 2-3 дня до проведения экскурсии  выезжает на место и определяет:

    Маршрут от школы до краеведческого музея;

    Объекты наблюдений на экскурсии;

    Основные  экспонаты животных, которые дети увидят в музее.

    Затем учитель составляет план проведения экскурсии, где учитывает: какие  объекты знакомы детям и они  сами смогут рассказать о них; а с  какими объектами необходимо обязательно  познакомить детей.

    Ход экскурсии:

    Этапы     Деятельность  учителя     Деятельность  учащихся
    Изучение  нового материала

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Закрепление материала 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Домашнее  задание

    
    - Мы с вами находимся в краеведческом  музее. Тема нашего урока "Разнообразие животных". Ваша задача на экскурсии наблюдать за экспонатами животных, слушать внимательно учителя.

    Когда вы слышите слово "животные", то кого вы представляете?

    Какие группы животных вы знаете?

    Посмотрите  на экспонаты, к какой группе относятся  эти животные?

    А кошка, собака, корова?

    Наука о животных называется зоологией. Это  еще один из разделов биологии.

    Ученые  зоологи делят царство животных на большое число групп. Одноклеточные  и многоклеточные. В свою очередь, многоклеточные делятся на беспозвоночные и позвоночные.

    Вспомните представителей беспозвоночных животных.

    Посмотрите  на экспонаты и назовите представителей позвоночных животных пресмыкающихся или рептилий.

    Посмотрите  на тело этих животных. Что вы можете сказать об этих животных?

    Да, вы совершенно правы. Еще эти животные ползают.

    А чем пресмыкающиеся отличаются от амфибий (земноводных)? Какие представители  относятся к этой группе? Обратите внимание на экспонаты.

    У этих животных кожа голая, нежная.

    А чем рыбы отличаются от амфибий? 
 
 
 
 

    Еще известная вам группа - это птицы. Посмотрите на экспонаты и назовите, каких птиц вы узнали.

    Что вы можете сказать о них? Что у  них есть, чего нет у других животных?

    Какую группу мы еще не назвали?

    Покажите  экспонат и назовите представителей этой группы.

    Посмотрите внимательно на этих животных и назовите их отличительные признаки.

    Молодцы ребята, мы с вами назвали представителей группы позвоночных животных.

    А скажите можно ли медведя назвать  домашним животным? 

    А черепаху, попугая? 
 

    Молодцы ребята. Итак, как называется наука о животных?

    На  какие группы ученые делят  всех животных?

    Чем дикие животные отличаются от домашних?

    Молодцы.

    Дома  нарисовать

животного, какого мы рассматривали, и подготовить о нем дополнительный материал.

 
 
 
 
 
 
    Собаку, кошку, медведя, зайца, тигра и т.д. 

    Дикие и домашние. 

    К дикой. 

    К домашним. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Черви, моллюски, иглокожие, раки, паукообразные, насекомые.

    Ящерицы, черепахи, змеи.

    У этих животных тело покрыто сухими чешуйками, а у черепахи, например, панцирем.

    Они пресмыкаются, поэтому их назвали пресмыкающимися. 
 
 

    Лягушки, жабы, тритоны. Эти животные проводят часть жизни на воде, а часть - в воде. 
 
 
 

    Рыбы - это водные животные. Тело покрыто  чешуей. Они передвигаются при  помощи плавников. У них есть жабры, при помощи них рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. 
 
 
 

    Дятел, сова, орел. 

    Тело  у них покрыто перьями. Они  летают с помощью крыльев. 
 
 
 
 
 

    Зверей. 

    Тигр, медведь, волк, лось, белка, лиса.

    Тело  у них покрыто шерстью, своих  детенышей они выкармливают молоком.

    Нет, потому что человек не приручит его к себе. Это хищное животное. 

    Можно, человек может приручить их к  себе, они не навредят людям.

    Зоология. 

    Диких и домашних.

    Домашние  животные - за ними ухаживает человек. Он их кормит. А дикие живут в  лесу, человек не приручит их к себе.

Информация о работе Развитие наблюдательности