Развитие наблюдательности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 798.00 Кб (Скачать)

    Введение.

    Наблюдение  как один из основополагающих методов  обучения известен очень давно, но в  современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а  наоборот, приобрел все новые черты  и является для естественных дисциплин  обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.

    Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.[29]

    В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера учащихся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески мыслить.

    Одним из средств формирования умения наблюдать  является экскурсия. Правильная организация наблюдений во время экскурсии способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

    На  экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями  их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют формированию умения наблюдать, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.

    Принимая  во внимание вышесказанное для курсовой работы выбрана тема: «Формирование у младших школьников умения наблюдать при изучении окружающего мира».

    Проблема: выявить условия, при которых процесс формирования умения наблюдать у младших школьников по окружающему миру будет проходить наиболее эффективно.

    Объект  исследования: процесс формирования умения наблюдать младших школьников.

    Предмет исследования: формирование умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира.

    Цель: выявить и обосновать психолого – педагогические условия при которых формирование умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира  будет проходить более эффективно.

    Задачи:

  1. Проанализировать литературу и раскрыть сущность основных понятий: умение, умение наблюдать, экскурсия.
  2. Выявить имеющийся уровень сформированности умения наблюдать у  младших школьников при изучении окружающего мира.
  3. Реализовать психолого-педагогические условия, определяющие содержание и методы работы.

    Гипотеза: анализ теоретической литературы и практического опыта позволяет предположить, что процесс формирования умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира будет наиболее эффективным при следующих условиях:

    - при  использовании разнообразных экскурсий при изучении  окружающего мира.

    - учить учащихся приемам наблюдения (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение);

    - при учёте выявленного уровня сформированности умения наблюдать.

    В процессе исследования использованы следующие  методы:

    1. Анализ психологической, педагогической, методической литературы.

    2. Тестирование.

    3. Беседа.

    4. Моделирование опытно – экспериментальной  работы.

    Базой исследования явились МОУ СОШ № 1 г.Бабаево 3 «А» класс(экспериментальный класс), 3 «Б» класс (контрольный класс) в каждом из которых по 20 человек.

      Моделирование опытно-экспериментальной работы проходило  в 2 этапа:

  1. Констатирующий эксперимент – выявление реального уровня сформированности умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира.
  2. Формирующий эксперимент – реализовать психолого-педагогические условия по формированию умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира.
 
 
 

    Глава 1. Психолого - педагогические основы развития у младших школьников умения наблюдать при изучении окружающего мира.

    1.1. Понятие  формирования умения наблюдать у младших школьников.

    Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством  в жизни ребенка - поступлением в школу. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению [27, С.250]

    В этом возрасте дети располагают значительными  резервами развития; закрепляются и  развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).

    Ребёнок учиться анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, что приводит к формированию у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и  различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения. На занятиях ученик получает, а затем и сам развернуто формулирует задачи восприятия тех или иных примеров и пособий. Благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Учитель регулярно показывает детям приемы осмотра или прослушивания вещей и явлений (порядок выявления их свойств, маршруты движения рук и глаз и т.п.). Средства записи установленных свойств (рисунок, схема, слово). Затем ребенок может самостоятельно планировать работу восприятия и преднамеренно осуществлять ее в соответствии с замыслом, отделяя главное от второстепенного, устанавливая иерархию воспринимаемых признаков, дифференцируя их по мере общности и т.п. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности (вниманием, мышлением), приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. При достаточно развитом наблюдении можно говорить о сформированности умения наблюдать у ребенка как особом качестве его личности.

    Что же такое умение наблюдать?  Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина умение. Обратимся к словесным источникам. В Толковом словаре, умение это – способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке. [31.]

    В общей психологии, умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.[29]

    Педагоги  прошлого рассматривают умение - как способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н.А. Лошкарёва, А.М. Новиков, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин).

    Познание  окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т. е. с  отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления. Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, т.е. не просто «смотреть», но одновременно и мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок с объективной действительности».

      Умение наблюдать важно для  выработки ценных качеств характера  учащихся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески  мыслить.

    Выработать у учащихся умение наблюдать можно лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений. При этом всегда следует заботиться о том, чтобы развивать у учащихся не только «зоркость видения», но одновременно и мыслительные способности.[15]

      Успех организации наблюдений определяется: 1) четкостью цели наблюдения (над каким природным объектом и зачем нужно наблюдать); 2) подготовкой учащихся к проведению наблюдений (в какой последовательности вести наблюдения, какими приборами, как фиксировать наблюдаемые явления, как обрабатывать и оформлять полученные результаты).

    Умение  наблюдать дает возможность хорошо ориентироваться, более точно воспринимать предметы, лучше понимать людей, подмечая их внешние особенности и внутренние психические качества. Это все  позволяет более правильно поступать, разумнее реагировать на те воздействия, которые оказывает на нас окружающий мир.[18.]

    Наблюдением называется целенаправленное, планомерное  восприятие. Наблюдения за предметами природы способствуют накоплению у  учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и определенные практические умения и навыки. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.[28.]

    Наблюдая  предметы и явления в самой  природе, учащиеся исследуют их всеми  органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании.

    Умение  наблюдать способствует эстетическому воспитанию младших школьников. Общение ребенка с природой - это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей дает развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений.

    Наблюдение  как восприятие тесно связано  с мышлением, поскольку основная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи.

    Наблюдение  характеризуется большой активности личности. Мы воспринимаем не все из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс.

    В процессе наблюдения характеризуется  очень важное качество личности – умение наблюдать, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления.

    Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности. Мир наблюдательного  человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Такой человек отличается более широким кругозором. Для развития умения наблюдать необходимо активное и целенаправленное восприятие.[20, С. 195].

    Умение  наблюдать развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир [42, С. 19].

    Задача  развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указывается их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется использовать наблюдения.

    Умение  наблюдать необходимо человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором. [2, С.9].

Информация о работе Развитие наблюдательности