Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Введение.
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.[29]
В
начальных классах
Одним из средств формирования умения наблюдать является экскурсия. Правильная организация наблюдений во время экскурсии способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
На
экскурсиях дети знакомятся с растениями,
животными и одновременно с условиями
их обитания, а это способствует
образованию первичных
Принимая во внимание вышесказанное для курсовой работы выбрана тема: «Формирование у младших школьников умения наблюдать при изучении окружающего мира».
Проблема: выявить условия, при которых процесс формирования умения наблюдать у младших школьников по окружающему миру будет проходить наиболее эффективно.
Объект исследования: процесс формирования умения наблюдать младших школьников.
Предмет исследования: формирование умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира.
Цель: выявить и обосновать психолого – педагогические условия при которых формирование умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира будет проходить более эффективно.
Задачи:
Гипотеза: анализ теоретической литературы и практического опыта позволяет предположить, что процесс формирования умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира будет наиболее эффективным при следующих условиях:
- при использовании разнообразных экскурсий при изучении окружающего мира.
- учить учащихся приемам наблюдения (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение);
- при учёте выявленного уровня сформированности умения наблюдать.
В процессе исследования использованы следующие методы:
1.
Анализ психологической,
2. Тестирование.
3. Беседа.
4.
Моделирование опытно –
Базой исследования явились МОУ СОШ № 1 г.Бабаево 3 «А» класс(экспериментальный класс), 3 «Б» класс (контрольный класс) в каждом из которых по 20 человек.
Моделирование
опытно-экспериментальной
Глава 1. Психолого - педагогические основы развития у младших школьников умения наблюдать при изучении окружающего мира.
1.1. Понятие формирования умения наблюдать у младших школьников.
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению [27, С.250]
В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).
Ребёнок
учиться анализировать и
Что же такое умение наблюдать? Раскрытие сути этого понятия можно начать с научного определения термина умение. Обратимся к словесным источникам. В Толковом словаре, умение это – способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке. [31.]
В общей психологии, умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.[29]
Педагоги прошлого рассматривают умение - как способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н.А. Лошкарёва, А.М. Новиков, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин).
Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т. е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления. Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, т.е. не просто «смотреть», но одновременно и мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок с объективной действительности».
Умение наблюдать важно для
выработки ценных качеств
Выработать у учащихся умение наблюдать можно лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений. При этом всегда следует заботиться о том, чтобы развивать у учащихся не только «зоркость видения», но одновременно и мыслительные способности.[15]
Успех организации наблюдений определяется: 1) четкостью цели наблюдения (над каким природным объектом и зачем нужно наблюдать); 2) подготовкой учащихся к проведению наблюдений (в какой последовательности вести наблюдения, какими приборами, как фиксировать наблюдаемые явления, как обрабатывать и оформлять полученные результаты).
Умение
наблюдать дает возможность хорошо
ориентироваться, более точно воспринимать
предметы, лучше понимать людей, подмечая
их внешние особенности и
Наблюдением называется целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдения за предметами природы способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и определенные практические умения и навыки. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.[28.]
Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании.
Умение наблюдать способствует эстетическому воспитанию младших школьников. Общение ребенка с природой - это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей дает развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений.
Наблюдение как восприятие тесно связано с мышлением, поскольку основная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи.
Наблюдение
характеризуется большой
В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности – умение наблюдать, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления.
Ясно, что такое умение является весьма ценным качеством личности. Мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Такой человек отличается более широким кругозором. Для развития умения наблюдать необходимо активное и целенаправленное восприятие.[20, С. 195].
Умение наблюдать развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий мир [42, С. 19].
Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указывается их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется использовать наблюдения.
Умение наблюдать необходимо человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором. [2, С.9].