Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа
Наблюдение как один из основополагающих методов обучения известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. В процессе формирования умения наблюдать у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Начальный курс естествознания имеет пропедевтическое значение в освоении учащимися дисциплин естественнонаучного цикла (С.В. Алексеев, Л. В. Симонова, З.А. Клепинина, А.А. Плешаков и другие). От того, насколько полно младшие школьники овладеют основами естественных наук, зависят их успехи в дальнейшем освоении биологии, географии, физики, химии. Содержание материала, изучаемого на уроке, его специфика диктуют использование определенных методов и приемов в их разумном сочетании. Исследованиями установлено, что младшим школьникам доступно понимание причин многих природных явлений, целостное восприятие природы. Учеными (Л. И. Бурова, М.Х. Левитман, В.М. Пакулова, А.А. Плешаков) доказано, что знания о природе должны даваться методами естественных наук, то есть наблюдением и опытом. Они дают возможность учащимся наиболее полно познать природные закономерности, увидеть взаимосвязи между компонентами природы, способствуют развитию самостоятельности и активизации мыслительной деятельности.
Однако посмотреть на предмет или его часть - не значит увидеть и запомнить его образ. Здесь и помогут учителю специальные приемы, способные задержать на некоторое время внимание детей на том или ином предмете, явлении или их деталях, полнее запечатлеть образ последних. Можно предложить ученику после однократного рассмотрения предмета или его части закрыть глаза и мысленно представить только что увиденное. С первого раза образы зачастую бывают нечеткими, расплывчатыми. В этом случае возможны повторные наблюдения. Этот прием наблюдения можно повторить несколько раз, пока не будет у ребенка отчетливого представления о предмете. Повторные наблюдения предметов и явлений полезно проводить, сравнивая наблюдаемый предмет с аналогичным предметом, находящимся рядом. Не всегда дети могут долго выдерживать такую кропотливую работу. В этом случае полезно переключить учащихся на другой вид деятельности, вернувшись к описанному приему через некоторое время в ходе этих или последующих наблюдений.
Другой прием - это имитация учеником движений и звуков предметов, явлений природы. Например, повторить руками движения крыльев птицы, падающих листьев и т.д.; голосом - звук грома, пение птицы, или звуки других животных и т.д. Попытка таких имитаций заставляет ученика внимательно всматриваться, вслушиваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания.
Интересен и еще один прием, заставляющий ребенка внимательно смотреть на предмет: не подсказывать результаты наблюдений, а предложить малышу самому добиться этих результатов, исследовать объект, сделать для себя "открытие". Например, обнаружение в почве воздуха может быть построено следующим образом, дети бросают комочек почвы в воду. Учитель не сообщает результаты, а предлагает, обнаружив пузырьки, самим детям решить, что это за пузырьки, откуда они появились в воде. Теперь по предложению учителя, дети сами делают вывод о том, что в почве есть воздух. В этом случае, в ходе активного познавательного поиска сделали сами "открытие", которое требовало от них предварительного внимательного наблюдения [1, С.137-138].
Таким образом, учитель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере усвоения навыков анализа умение наблюдать принимает все более самостоятельный характер.
Обследование интерпретирующее, раскрывающее не только чувственно-воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях.
Цель этой части наблюдения - отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами.
С этой целью учитель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученный ими ранее (самостоятельно или под руководством учителя).
Четвертый этап - заключительный. Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях.
Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности.
Учитель руководит процессом наблюдения и воспитания детей в соответствии с обобщенной схемой обследования предмета.
Предлагаем примерные схемы наблюдения за животными и растениями:
Примерная схема наблюдения животного.
В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или самостоятельно), отмечают:
Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравниваем с уже известным однотипным животным, отмечая и сходство, и различия. [15.]
Особенности и роль данного животного в жизни человека.
Примерная схема наблюдения растения.
Особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения.
Особенности ухода и содержания данного растения по сравнению с уже знакомыми: требования растения к теплу, освещению, воде; принадлежность растения к определенной группе (деревьям, кустарникам, травянистым растениям).
Таким
образом, организуя процесс наблюдения
в соответствии с вышеуказанными
структурами и обобщенными
Направление восприятия ребенка на определение объекта (узнавание, называние).
Объяснение, напоминание методики наблюдения (плана).
Руководство
процессом целенаправленного
Обсуждение результатов наблюдения.
Использование полученных результатов наблюдения в изобретательной деятельности, в играх и других видах деятельности [13, С.39-40].
Таким
образом, во время экскурсий большая
роль отводится наблюдениям младшими
школьниками. Умению наблюдать ребенка
необходимо специально обучать, поскольку
это умение не может быть приобретено
путем биологического наследования.
Вывод по главе 1.
Таким образом, наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, синтезом, анализом. Развитие у детей способности к целенаправленному наблюдению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников. Наблюдение развивает у детей наблюдательность.
В процессе правильно организованных наблюдений формируется очень важное качество личности – умение наблюдать, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего мира. Развитие наблюдательности в начальной школе происходит не только в рамках окружающего мира. Теоретически формировать наблюдательность прекрасно можно и на уроках математики, русского языка, рисования, технологии, но приоритет в её формировании принадлежит всё же урокам окружающего мира. Здесь всё предполагает развитию наблюдательности – экскурсии в природу, и опыт по определению свойств тех или иных явлений и предметов, наблюдений в неживой и живой природе.
Одним
из средств формирования умения наблюдать
на уроках окружающего мира является
экскурсия. Основная дидактическая
цель экскурсий - формирование новых
знаний главным образом путем непосредственных
наблюдений за природными, социальными,
производственными объектами и явлениями.
На экскурсиях дети имеют возможность
наблюдать изучаемые объекты и явления
под непосредственным руководством учителя.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения наблюдать при изучении окружающего мира.
2.1. Выявление уровня сформированности умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира.
Умение наблюдать характеризуется у человека целенаправленным восприятием окружающего мира с выделением не только основных, главных признаков, но и незаметных, существенных свойств и признаков явлений природы и общества.
Анализ научной литературы, педагогического опыта позволил предположить, что формирования умения наблюдать у младших школьников при изучении окружающего мира будет более эффективным при реализации следующих условий:
-
при использовании
- учить учащихся приемам наблюдения (сравнение, сопоставление, анализ, обобщение);
-
при учёте выявленного уровня
сформированности умения
Для
проверки выдвинутых условий была проведена
опытно-экспериментальная
Моделирование опытно –
На первом этапе провели констатирующий эксперимент с целью выявить реальный уровень сформированности умения наблюдать при изучении окружающего мира.
Уровень сформированности умения наблюдать определяется по следующим показателям:
• Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы соответственно поставленной задаче;
• Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и состояний объекта или явления);
• Умение сбора информации всеми органами чувств и фиксация результатов;
• Умение последовательного рассмотрения объекта или явления;
• Умение подмечать малозаметные компоненты объекта;
• Умение осмысления воспринятого в свете прежнего субъектного опыта;
На основании этих показателей мы выявили уровни развития сформированности умения наблюдать.
Для этого использовали методы сбор первичной информации: тестирование и беседу с учителем. Эти методы были использованы в совокупности, с целью составить наиболее полную и объективную картину развития данного процесса. Детям были предложены специально подобранные вопросы, на которые нужно было ответить, выбрав один из предложенных вариантов, каждый правильный ответ оценивался в 3 балла.
Тест.
1) 1. Отметь объект неживой природы.
Береза
Бактерия
Солнце
Мухомор
2.
На данной схеме
под цифрой 4 отмечено:
Плод
Стебель
Лист
Корень
3. Отметь название вещества, которые растворяются в воде
Речной песок
Пищевая сода
Крахмал
Мел
4. Отметь то, что помешает развитию растений
Тепло
Вода
Воздух
Темнота
5. Отметь группу слов, которые называют хвойные растения
Подорожник, клевер, одуванчик
Можжевельник, пихта, кедр
Морская капуста, кувшинка, ряска
Ягель, сфагнум, лишайник
6. О каком полезном ископаемом идет речь: «Твердый, горючий, черного цвета, добывают в шахтах?»
Нефть
Каменный уголь
Торф
Глина
Ключ:
Низкий уровень сформированности умения наблюдать от 5 до 11 баллов.
Средний уровень сформированности умения наблюдать от 12 до 15 баллов;
Высокий уровень сформированности умения наблюдать от 16 до 18 баллов.