Развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:37, реферат

Краткое описание

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, автор отмечает, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического развития детей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………2
1. Понятие и основные компоненты эстетического чувства……………………………2
1.1 Цвет………………………………………………………………………………………………………………3
1.2 Ритм………………………………………………………………………………………………………………4
1.3 Форма……………………………………………………………………………………………………………4
2. Особенности развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………..5
3. Значение органов внешних чувств для эстетического воспитания…………….7
4. Значение мышления для эстетического воспитания…………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

Изобразительная деятельность2.docx

— 31.73 Кб (Скачать)

Итак, сложность  эстетического чувства вызывает два следствия: эстетическое чувство  не может возникнуть ни у отдельного человека, ни у целого человечества на самых первых порах их жизни, оно  предполагает некоторую подготовку, некоторую благоприятную почву, на которой только и может произрастать. Эстетическое чувство имеет много  степеней и в своем развитии проходит длинную лестницу. Начинаясь грубыми  и несовершенными формами, оно постепенно достигает высших и сложных форм.

Нельзя от детей требовать сразу значительного эстетического совершенства и тонкости в восприятии впечатлений, как нельзя от них требовать сразу нравственного совершенства и умственной зрелости. Подобно последним, эстетическая впечатлительность достигается мало-помалу и эстетическое развитие начинается крайне несовершенными формами.

 

Значение мышления для эстетического  воспитания

Без помощи ума и знаний эстетическое наслаждение  невозможно. Особенно же умственное развитие нужно для того, чтобы обнять прекрасное произведение природы или искусства  в целом, усвоить не только его  внешность и форму, но и его  содержание, его идею, чтобы постигнуть его смысл, каждую сторону в отдельности  и все вместе. Существенные черты  эстетических волнений и условия  их возникновения указывают на весьма тесную связь развития эстетического  чувства с общим ходом душевной жизни и вместе - на главнейшие требования при правильной постановке воспитания эстетической стороны в детях.

Дальнейшая  ступень развития эстетического  чувства будет заключаться в  расширении эстетического кругозора  влиянием умственного развития, в  понимании более сложных и  тонких прекрасных предметов, в их сравнении  и оценке. Умственное развитие особенно нужно для усвоения красот природы. Для человека теоретически совсем неразвитого  природа бездушна и мертва, она - громадная мастерская для производства разных полезных продуктов, совершенно лишенных эстетического характера. Красоту природы видит ум, а  не глаза.

Из условий  развития эстетического чувства  у детей следует обратить внимание еще на одно: на возбуждение в  детях любви и симпатии к природе. чрезвычайно важно пробудить  в детях эстетическую впечатлительность  по отношению к природе, способность  наслаждаться, по-видимому, самыми простыми и незатейливыми предметами. Если внимательно присматриваться к  природе, то можно заметить красоту, рассеянную повсюду. И развитая эстетическая впечатлительность по отношению  к природе создаст источник непрерывного и высокого наслаждения ( Каптерев П.Ф., 3)

 

Заключение  

У младших  школьников необходимо развивать чувство  красоты, гармонии цвета, линий, формы. Рисование дает ребенку основы представления  о гармоничном. Хорошо, когда ребенок  переносит на бумагу то, что он видел  в природе, на улице,  у себя в  комнате. Рисуя, ребенок учится видеть яркие солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно и хорошо. Ребенок узнает, что сильное впечатление производят определенные сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с теплым красным цветом выглядит особенно радостным и светлым. Он узнает, что некоторые сочетания цветов выглядят мрачно — например, сочетание черного с фиолетовым и т. д.

Эстетические  чувства детей успешно формируются в процессе знакомства с природой. Это наилучшим образом осуществляется в тех случаях, когда одновременно дети изучают произведения искусства и наблюдают природу. Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит учащихся лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства. 

Глубокие  эстетические переживания волнуют  и всегда обогащают ребят чем-то новым. Чувство эстетического может  формироваться у детей не только в связи с изучением произведений искусства, но и при восприятии прекрасной, аккуратно выполненной работы, красивого (внешне и внутренне) поведения человека. Здесь происходит двусторонний процесс: человек создает красивые вещи, а  красивые вещи в свою очередь «создают», воспитывают человека, способного восхищаться  ими, радоваться им. Привыкая обращать внимание на все красивое, человеческий глаз уже невольно ищет его всюду  и меньше ошибается. Радуясь прекрасному, человек глубже и оптимистичнее  воспринимает жизнь.

 Эстетическое воспитание молодого поколения должно опираться на постоянное и систематическое общение детей с различными видами искусства. Лишь при этом условии у людей формируются глубокие и устойчивые эстетические чувства.  

Систематическое упражнение эстетических чувств имеет  особенно большое значение для всестороннего развития ребенка.

Основное  в воспитании чувств ребенка —  научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свой гнев, бурное раздражение, а иногда и бурное веселье. Это достигается  только тренировкой, упражнением. Упражнение чувств содействует формированию более совершенных отношений человека к окружающему миру, природе н человеческому обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

1.  Григорьева Г.Г. Развитие  дошкольника в изобразительной  деятельности: Учеб. пособие для  студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. – 344с.

2.  Казакова Р.Г. Актуальные  проблемы развития детской художественно-изобразительной  одаренности :– М., 2004. – 167 с.

3.  Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании. URL: http://dugward.ru/library/kapterev_pf/kapterev_p_f_ob_esteticheskom_razvitii.html

4.  Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду:  Обучение  и  творчество.— М.: Педагогика, 1990.—144 с: ил.— (Б-ка учителя и воспитателя).

5. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977.253 с., 8ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности