Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:37, реферат
Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, автор отмечает, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического развития детей.
Введение……………………………………………………………………………………………………………2
1. Понятие и основные компоненты эстетического чувства……………………………2
1.1 Цвет………………………………………………………………………………………………………………3
1.2 Ритм………………………………………………………………………………………………………………4
1.3 Форма……………………………………………………………………………………………………………4
2. Особенности развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………..5
3. Значение органов внешних чувств для эстетического воспитания…………….7
4. Значение мышления для эстетического воспитания…………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………………………………….10
Итак, сложность эстетического чувства вызывает два следствия: эстетическое чувство не может возникнуть ни у отдельного человека, ни у целого человечества на самых первых порах их жизни, оно предполагает некоторую подготовку, некоторую благоприятную почву, на которой только и может произрастать. Эстетическое чувство имеет много степеней и в своем развитии проходит длинную лестницу. Начинаясь грубыми и несовершенными формами, оно постепенно достигает высших и сложных форм.
Нельзя от детей требовать сразу значительного эстетического совершенства и тонкости в восприятии впечатлений, как нельзя от них требовать сразу нравственного совершенства и умственной зрелости. Подобно последним, эстетическая впечатлительность достигается мало-помалу и эстетическое развитие начинается крайне несовершенными формами.
Значение мышления для эстетического воспитания
Без помощи ума и знаний эстетическое наслаждение невозможно. Особенно же умственное развитие нужно для того, чтобы обнять прекрасное произведение природы или искусства в целом, усвоить не только его внешность и форму, но и его содержание, его идею, чтобы постигнуть его смысл, каждую сторону в отдельности и все вместе. Существенные черты эстетических волнений и условия их возникновения указывают на весьма тесную связь развития эстетического чувства с общим ходом душевной жизни и вместе - на главнейшие требования при правильной постановке воспитания эстетической стороны в детях.
Дальнейшая ступень развития эстетического чувства будет заключаться в расширении эстетического кругозора влиянием умственного развития, в понимании более сложных и тонких прекрасных предметов, в их сравнении и оценке. Умственное развитие особенно нужно для усвоения красот природы. Для человека теоретически совсем неразвитого природа бездушна и мертва, она - громадная мастерская для производства разных полезных продуктов, совершенно лишенных эстетического характера. Красоту природы видит ум, а не глаза.
Из условий развития эстетического чувства у детей следует обратить внимание еще на одно: на возбуждение в детях любви и симпатии к природе. чрезвычайно важно пробудить в детях эстетическую впечатлительность по отношению к природе, способность наслаждаться, по-видимому, самыми простыми и незатейливыми предметами. Если внимательно присматриваться к природе, то можно заметить красоту, рассеянную повсюду. И развитая эстетическая впечатлительность по отношению к природе создаст источник непрерывного и высокого наслаждения ( Каптерев П.Ф., 3)
Заключение
У младших школьников необходимо развивать чувство красоты, гармонии цвета, линий, формы. Рисование дает ребенку основы представления о гармоничном. Хорошо, когда ребенок переносит на бумагу то, что он видел в природе, на улице, у себя в комнате. Рисуя, ребенок учится видеть яркие солнечные цвета, такие веселые, что разглядывать их приятно и хорошо. Ребенок узнает, что сильное впечатление производят определенные сочетания цветов, например сочетание светло-зеленого с теплым красным цветом выглядит особенно радостным и светлым. Он узнает, что некоторые сочетания цветов выглядят мрачно — например, сочетание черного с фиолетовым и т. д.
Эстетические чувства детей успешно формируются в процессе знакомства с природой. Это наилучшим образом осуществляется в тех случаях, когда одновременно дети изучают произведения искусства и наблюдают природу. Искусство поможет увидеть прекрасное в природе, а природа научит учащихся лучше видеть, слышать и понимать произведения искусства.
Глубокие
эстетические переживания волнуют
и всегда обогащают ребят чем-то
новым. Чувство эстетического может
формироваться у детей не только
в связи с изучением
Эстетическое воспитание молодого поколения должно опираться на постоянное и систематическое общение детей с различными видами искусства. Лишь при этом условии у людей формируются глубокие и устойчивые эстетические чувства.
Систематическое упражнение эстетических чувств имеет особенно большое значение для всестороннего развития ребенка.
Основное в воспитании чувств ребенка — научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свой гнев, бурное раздражение, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Упражнение чувств содействует формированию более совершенных отношений человека к окружающему миру, природе н человеческому обществу.
Список используемой литературы:
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 1999. – 344с.
2. Казакова Р.Г. Актуальные
проблемы развития детской
3. Каптерев П.Ф. Об эстетическом
развитии и воспитании. URL: http://dugward.ru/library/
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество.— М.: Педагогика, 1990.—144 с: ил.— (Б-ка учителя и воспитателя).
5. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977.253 с., 8ил.