Развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:37, реферат

Краткое описание

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, автор отмечает, что изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического развития детей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………2
1. Понятие и основные компоненты эстетического чувства……………………………2
1.1 Цвет………………………………………………………………………………………………………………3
1.2 Ритм………………………………………………………………………………………………………………4
1.3 Форма……………………………………………………………………………………………………………4
2. Особенности развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………..5
3. Значение органов внешних чувств для эстетического воспитания…………….7
4. Значение мышления для эстетического воспитания…………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………………………………….10

Файлы: 1 файл

Изобразительная деятельность2.docx

— 31.73 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И  ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста   

                                 на занятиях по изобразительной  деятельности

 

Дисциплина: Теория и методика развития детского изобразительного

                         творчества

 

 

 

 

 

 

                            Выполнила Казакова С.Ю.

                             Курс 3, заочное отделение

    Группа №306

                                                              Проверен: Буяновой Татьяной Анатольевной

 

 

 

 

 

МОСКВА, 2011

План:

Введение……………………………………………………………………………………………………………2

1. Понятие и основные  компоненты эстетического чувства……………………………2

1.1 Цвет………………………………………………………………………………………………………………3

1.2 Ритм………………………………………………………………………………………………………………4

1.3 Форма……………………………………………………………………………………………………………4

2. Особенности развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………………………..5

3. Значение органов внешних чувств для эстетического воспитания…………….7

4. Значение мышления для эстетического воспитания…………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку  и аппликацию, является едва ли не самым  интересным видом деятельности детей  дошкольного возраста. Она позволяет  ребенку отразить в изобразительных  образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем, автор отмечает, что изобразительная  деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического  развития детей (Комарова Т.С.,4, 3)

 

Понятие и основные компоненты эстетического  чувства

Эстетические  чувства – это «следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные, выразительные формы  и содержание природной и общественной реальности, которая оценивается  и переживается в соответствии с  представлениями субъекта о красоте. В тех случаях, когда красота  объекта, так же как и слияние  его содержания с выразительной  формой, совпадает с представлениями  субъекта о должном, у него возникает  то особое эстетическое наслаждение, которое  и закрепляет соответствующее эстетическое чувство».(Казакова,5)

Эстетические  чувства складываются в процессе труда, художественной деятельности, игры и других видов деятельности. Рассмотрим развитие эстетических чувств на занятиях по изобразительной деятельности.

В процессе изобразительной деятельности создаются  благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения  к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства.

Цвет, колорит  являются важными средствами выразительности  в изобразительном искусстве  и в детском творчестве. Цветовые свойства предметов и явлений  окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него. В некоторых случаях цвет выступает  для детей как неотъемлемое свойство предметов, например зелень хвои, окраска  некоторых видов цветов (ромашки, васильки). Поэтому необходимо развивать у детей восприятие цвета, чувство цвета. Обогащение сенсорного опыта позволяет сформировать представление о цвете предметов как их необходимом, а вместе с тем в ряде случаев меняющемся свойстве.

У детей  старшего дошкольного возраста возможно целенаправленное развитие чувства  цвета. Для этого необходимо обеспечивать эстетическое восприятие цвета, цветосочетаний, вызывать эмоциональную отзывчивость ребенка на цвета и сочетания  их, учить детей оценке цветового  решения изображения и использованных цветосочетаний. Разнообразные виды деятельности (декоративное рисование, художественное конструирование, знакомство с произведениями живописи), в которых  решение цветовых задач особенно важно для усвоения детьми знаний о цветах и оттенках, способствуют подбору цветов, оттенков, цветосочетаний, использованию цвета как средства выразительности.

Цветовое  восприятие и представления о  цвете, а также умение применять  знания и практические навыки в использовании  цвета и оттенков в продуктивных деятельностях могут формироваться в разнообразных дидактических играх и упражнениях.

Большое значение придается материалам, которые  используются детьми в играх и  занятиях. Например, бумага, карандаши, разнообразные мелки. Манипулируя  листами бумаги разнообразных цветов и оттенков, накладывая их один на другой, дети получают разнообразные цветосочетания, видят возможности цветообразования.

Важным  средством художественной выразительности, которым могут овладеть дети на занятиях, является ритм. Придавая большое значение чувству ритма, исследователи включают его в качестве компонента в способности  к различным художественным деятельностям, в том числе и к рисованию.

Оказалось, что в процессе обучения изобразительной деятельности у детей можно сформировать чувство  ритма; учитывая возрастную специфику  проявлений двигательного и пространственного  ритма, обеспечивать последовательность формирования у детей восприятия и применения выделенных ритмических  структур.

Очень важной эстетической способностью ребенка является чувство  формы. О такой способности говорили А.В.Бакушинский, В.А.Фаворский, Б.М.Теплов, Б.П.Юсов. Чувство формы включает в себя способность воспринимать, отстранять и означивать форму с  помощью воображения и эмпатии.         

 В этой связи становится  актуальным вопрос определения  объекта изучения, познания и  творчества. Объектом такого пристального  внимания становится форма, которая проявляется в новых её субъективных и объективных качествах с богатством выразительных средств  и новизной содержания. Форма реальная, трансформированная, видоизмененная, вымышленная, абстрактная и т.д., играет главную роль в процессе создания произведения искусства.

Эстетические чувства  могут возникнуть при восприятии четкой изящной формы предмета или ритмического строя предметов ( расположение деревьев в лесу, домов в городе, элементов в произведении декоративно-прикладного искусства).

Эстетические  чувства становятся более глубокими  и осознанными по мере развития и  обогащения восприятия и представлений  детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира. На этой основе у детей формируется эстетический художественный вкус.

 

Особенности развития эстетических чувств у детей дошкольного возраста

В процессе рисования и лепки развиваются  эстетическое восприятие и эстетические представления.

Эстетическое  восприятие – это качественно  новый процесс отражения действительности, окрашенный эстетическим опытом человека, развитый в ходе социальной, художественно-эстетической, трудовой и других видов деятельности.

Однако  важно помнить, что чувство прекрасного  может быть сформировано лишь в том  случае, когда красота предмета или  явления предстанет перед детьми ( в силу их образного мышления) в конкретном выражении. По мнению Комаровой Т.С., в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, важно наполнить слово «красивое» конкретным содержанием. Например, рассматривая цветок, выделить, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная головка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья. Необходимо также найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит «красиво», ребенок начинает сам находить красоту в других предметах и явлениях ( Комарова Т.С.,4,6)

В процессе занятий рисованием, лепкой, аппликацией  у детей развивается воображение. Также воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности. Желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям: графики, живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества – обогащают их представления, позволяют найти разнообразные выразительные решения.

Занятия по декоративному рисованию в  последние годы все более тесно  связываются с ознакомлением  с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство  народной фантазии, мастерство, что  способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Продукты детского художественного творчества должны «жить». Эстетическое воздействие на детей оказывает также художественно-оформительская деятельность. Она может осуществляться как на общегрупповых занятиях, так и вне их.

Создавая  рисунок, дети отмечают, почему им нравятся изображения, что в них интересного, почему они радуют их, и, наоборот, что  вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается  с нравственной. Поэтому выражение  отношения к изображаемому –  это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества.

Хорошее настроение и положительное отношение  к деятельности вызывает у детей  похвала.

Общественная направленность, детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке дети передают явления общественной жизни, выражают свое отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность детей приобретает и тогда, когда он создает что-то для других (поделки, игрушки, изображения в подарок мамам, папам к праздникам). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремятся выполнить рисунок как можно лучше, повышается положительное эмоциональное отношение к деятельности. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребности в добрых делах.

По мнению К.Д.Ушинского, изобразительная деятельность является одним из лучших средств  развития наблюдательности, памяти, мышления и воображения.

Эстетические  чувства опосредованы социальными  отношениями. В них отражается глубокая внутренняя диалектика личности и общества, ярко выражена сущность человека. Именно эстетические чувства способствуют воспитанию потребности в наслаждении  искусством, трудом.

Л.С.Выготский  С.Л.Рубинштейн тщательно изучили  и показали мировоззренческую направленность эстетических чувств. Преобразуя предмет  или воспринимая его с эстетической деятельности, человек тем самым  проявляет и осознает себя по отношению  к другим людям, к обществу в целом. Высшее проявление эстетического чувства  – это стремление к творчеству.

 

Значение органов внешних чувств для эстетического воспитания

Было  бы ошибкой стремиться поставить  воспитание эстетического чувства  обособленно от других сторон развития человека, ввести занятия каким-либо искусством или двумя и затем  думать, что для воспитания эстетического  чувства сделано все. Эстетическое чувство может правильно развиваться  только в связи с общим ходом  душевной жизни, именно с органами внешних  чувств, нравственным и умственным образованием.

 Самое  первое и весьма важное дело  в воспитании эстетического чувства  есть развитие органов внешних  чувств. Эта забота преимущественно  должна падать на первые годы  жизни человека. Достаточно развитые  соответственными упражнениями  органы внешних чувств составляют  необходимую почву для настоящего  эстетического образования.

Таким образом, эстетическое чувство содействует  развитию общественности, возбуждению  физических и умственных сил, зарождая влечение к эстетическому творчеству различных видов, но не касается прямо нравственности, будучи по своей природе лишь источником совместного наслаждения. Развитию нравственного чувства оно может содействовать лишь косвенно, помогая укреплению общественности.

Эстетическое  чувство в своем развитии имеет  очень многие степени, у одного человека оно едва-едва начинается и выражается в крайне элементарных формах, у  другого же оно достигает значительной высоты развития.

У детей  начатки эстетического чувства встречаются довольно рано. Когда дитя надевает на себя разноцветное платье или украшает куклу лоскутками разных цветов, тогда можно уже считать эстетическое чувство возникающим. Но оно пока еще так элементарно, что его трудно отличить от простого физически приятного чувства, возникающего вместе с ощущениями различных органов.

Информация о работе Развитие эстетических чувств у детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности