Пути совершенствования техники чтения у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 14:43, реферат

Краткое описание

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

Файлы: 1 файл

Реферат Крюкова Е.К..docx

— 71.88 Кб (Скачать)

   Поиск в тексте заданных слов. Задаются одно-три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции.

   Восполнение пропусков слов в  предложении с  подсказкой некоторых  их букв. Здесь пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими, например: Никогда еще королева так не кричала, не была такой се_д_т_й. Это упражнение развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным анализом.

   Чтение  текста через слово. Читать следует не как обычно, о перескакивая через каждое второе слово. Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие, оживление в ставший для ребенка скучным процесс чтения, во-вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, в-третьих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из-за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов и, в-четвертых, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.

   Быстрое многократное произнесение предложений. Ребенку дается предложение или строфа стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить ее вслух, без пауз и как можно быстрее. С группой детей устраивают соревнования так: каждый ребенок должен 10 раз быстро произнести вслух заданное предложение, и по часам с секундной стрелкой засекается потраченное на это время. Побеждает тот, кто уложится за наименьшее время. Подчеркнем, что во всех случаях важно соблюдать четкость произнесения всех слов, не допуская скороговорок со скомканными окончаниями. Это упражнение развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, формирует возможность их гладкого, безупречного протекания в быстром темпе, что резко снижает количество ошибок чтения, вызванных запинками и сбоями артикулирования.

   В книге Зайцева Всеволода Николаевича  даны следующие рекомендации по выработке  беглого чтения, которые могут  работать в любых условиях:

   1. Важна не длительность, а частота  тренировочных упражнений.

   Человеческая  память устроена таким образом, что  запоминается не то, что постоянно  перед глазами,  а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает  раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям освоить  какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени  проводить с нами небольшие по объему упражнения (по 5 минут небольшими порциями три раза в день, чем  по 1-1,5 часа бессмысленной работы отбивающей желание читать).

   2. «Жужжащее» чтение.

   Что же такое «жужжащее» чтение? Это  такое чтение, когда все ученики  читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Если отводить 5 минут урока, то можно добиться определенных результатов (на уроках чтения).

   3. Еже урочные пятиминутки чтения.

   На  каждом уроке вначале дети открывают, книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Этот вид работы заимствовали в школах Монгольской  Народной Республики.

   4.Чтение  пред сном.

   Оно дает хорошие результаты. Дело в  том, что последние события дня  фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек  спит, он находится под их впечатлением.

   5. Режим щадящего чтения (если ребенок  не любит читать).

   Ребёнок прочитывает одну – две строчки  и после этого получает кратковременный  отдых.

   6. Многократность чтения.

   В течение 1 минуты учащиеся читают текст вполголоса, после чего отмечают, до какого слова успели дочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка, ученик снова отмечает, до какого слова дочитал и сравнивает с первым результатом. Естественно, что второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать ещё раз. Однако более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше изменить задание и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат, т.е. использовать следующие упражнения система Федоренко – Пальченко (чтение в темпе скороговорки).

   7. Приём стимулирования учащихся.

   В конце урока оставлять 3-4 минуты для того, чтобы произвести самозамер скорочтения. Чтение в течение одной минуты вполголоса, пересчитывание и запись в дневник (ежедневно).

   Однако чрезмерное внимание развитию скорости чтения часто провоцирует неправильное чтение. Правильным чтением считается чтение без искажений, замены букв или слогов, пропуска или вставки, без повторов. Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения:

       1) Каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы).

       2) Предупреждения ошибок чтения; подготовка  к чтению, вводная беседа, работа  с разрезной азбукой (1 класс), разбор трудного слова по составу,  хоровое чтение вслух трудных  слов (по слогам, частям, целиком).

   Также на правильность чтения влияет: поза при  чтении, нормальное расстояние между  глазами и текстом, предварительное  чтение  «про себя», образцовое чтение учителя.

   По  мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных  слов, смысла предложений, частей текста.

   По  мнению Светловской сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает.

   Проверку  осознанности чтения обычно мы проводим в ходе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:

   1 уровень – фактическое содержание.

   2 уровень – понимание причинно-следственных  связей, мотивации поступков персонажей.

   3 уровень – собственная оценка  действующих лиц, их поступков.

   В 3-4 классе очень широко используем работу консультантов, работу в паре, где  дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант  читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но и потом пересказывает  его и наоборот. При этом пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит  от задания учителя.

   Широко  используем «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе необходимо знакомить детей с работой по толковому словарю, мы ищем объяснение трудным непонятным словам.

   Основным  приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение  к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Мы используем 56 видов работы, описанных в журнале  «Начальная школа».

   Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому, на родительских собраниях  стараемся убедить каждого родителя в том, что чтение, должно войти  в ежедневную привычку ребенка. При  этом, особенно на первых ступенях грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т. д, очень важно, - призываем родителей, - быть предельно сдержанным, терпеливым, снисходительным и доброжелательным к ребенку.

   Помогают  и открытые для родителей уроки. Многие остаются, благодарны таким  практическим занятиям и нередко  признаются в своём неверном подходе, неправильных требованиях к ребенку.

   Только  живое, эмоциональное, разнообразное  по своим приемам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у  них и в последующих классах. 
 

    3.2 Способы и приемы, способствующие повышению техники чтения 

   Чтение, деление на части. Составление плана:

  1. Чтение по готовому плану.
  2. Чтение, пересказ после чтения.
  3. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома. (Что даёт возможность быть уверенным в себе при чтении в классе).
  4. Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить, при этом смысл текста не должен искажаться). Подготовка к сжатому пересказу.
  5. Чтение цепочкой по предложению, по абзацу.
  6. Чтение вполголоса.
  7. Чтение, нахождение отрывка к рисунку. Чтение, ответы на вопросы.
  8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  9. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  10. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.
  11. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  12. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  13. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено для сказки. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками. Для басни.
  14. Чтение, составление сценария к фильму кратко, подробно.
  15. Беседа, сопровождающаяся выборочным чтением.Нахождение в тексте 3, 5, 7 выводов.
  16. Восполнение пропусков слов в предложении.  «Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он ___ маленькую перекосившуюся ____ на курьих ножках».
  17. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, запомнилось.
  18. Установление путем чтения причинно-следственных связей.
  19. Чтение названия рассказа, как еще можно назвать.
  20. Чтение по ролям. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  21. Чтение, пересказ прочитанного текста с помощью жестов, мимики, позы.
  22. «Живая картинка», один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное.
  23. Чтение текста через слово. Двукратное произнесение каждого слова.
  24. Нахождение отрывка, который нужно прочитать: презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
  25. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой многоточием и т.д.
  26. Нахождение и чтение образных слов и описаний. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  27. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  28. Чтение стихотворения, расстановка пауз. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  29. Выразительное чтение отрывка рассказа, стихотворения, по собственному выбору. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.
  30. Кто быстрее найдет в тексте слова на заданное учителем, учеником, правило.
  31. Нахождение в рассказе самого длинного слова. Нахождение двух-трехсложных слов.
  32. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: сущ. + прил., сущ. + глагол, местоимение+ глагол, можно наоборот.
  33. Чтение непонятных слов.
  34. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  35. Нахождение и чтение в тексте слов близких по значению данным /данные слова написаны на доске/. Классификация слов на группы.
  36. Поиск в тексте заданных слов.
  37. Чтение перевернутого текста.
  38. Восполнение пропусков букв в словах. Например: испуганная де_очка быст_о пошла по крут__ дорожке.
  39. Чтение слов, к которым даны сноски. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  40. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
  41. Комбинированное чтение, учитель – учащиеся хором.
  42. Найди слова в слове: снегурочка.
  43. Чтение строчек, наоборот, по словам. Чтение строчек, наоборот, по буквам.
  44. Поочередное чтение слов нормально и наоборот.
  45. Чтение только второй половины слов. Чтение предложений написанных слитно.

    (Проворонилаворонаворонёнка)

  1. Опрос по прочитанному тексту в виде тестов. Зачитывается предложение, если оно из прочитанного текста, дети ставят «плюс», если нет, то «минус».
  2. Чтение всего текста, по заданию учителя.
  3. Чтение «зашумленных» слов. Чтение пунктирно написанных слов.
  4. Чтение наложенных друг на друга слов.
  5. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной.
  6. «Буксир». Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения, ученики читают за учителем.
  7. «Снежный ком» - первый ученик читает одно слово, второй – первое слово и второе, третий – первое, второе, третье слово и т.д.

   Нахождение  предложения, отрывка, который мог  бы прочитать вот этот человечек 

   

 
ВЫВОДЫ

   Овладение полноценным навыком чтения для  учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

   Все вышесказанное подчеркивает необходимость  систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

   Формирование  качественного навыка чтения у младших  школьников является одним из основных задач начальной школы.

   Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон –  смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы, И хотя этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.

   Исследование  проблемы формирования навыков чтения имеет давнюю историю. Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. В 80-е годы методы и программы  были усовершенствованы. Авторами новых  методик, программ и книг для чтения стали В. Г. Горецкий, Л. Ф Климанова, Л. К. Пискунова, Л. С. Геллерштейн.

Информация о работе Пути совершенствования техники чтения у младших школьников