Психолого-педагогические аспекты использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Задачи работы:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемному обучению младшего школьника;
) определить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты
использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников.
Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе. 6
Влияние проблемных ситуаций на развитие мышления младших школьников. 14
Выводы по I главе. 20
Глава II. Методика использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
2.1 Условия и методика организации проблемных ситуаций. 22
2.2 Организация проблемных ситуаций на уроках. 25
Выводы по II главе. 30
Заключение 32
Литература 34

Файлы: 1 файл

я пишу курсач).docx

— 59.58 Кб (Скачать)

« Пять детей съели по 4конфеты. Сколько всего конфет съели пять детей?» (4+4+4+4+4=20).

« На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить  на 890 рубашек?»

Ученики по образцу предыдущих задач  начинают выполнять 9+9+9+9+9…, ученики  начинают испытывать затруднение (проблемная ситуация).

Учитель даёт практическое задание, с  которым ученики до настоящего времени  не сталкивались, т.е. задание не похожее  на все предыдущие.  Не зная способа  выполнения нового задания, ученики  испытывают затруднения.

Урок математики 1 класс по теме «Составная задача».

Ученикам даются две простые  задачи, с которыми дети легко и  быстро справляются. Третья задача  предлагается составная. Поскольку  с этим типом задач дети ещё  не сталкивались, это вызывает затруднение (возникает проблемная ситуация).

Учитель даёт практическое задание, похожее  на предыдущие. Дети выполняют, не замечая скрытого подвоха. Учитель должен аргументировано доказать, что задание всё-таки не выполнено.

Урок русского языка по теме «Глаголы-исключения» 4 класс.

Учитель

Ученик

- Какую тему мы проходили  на прошлом уроке?

- Определите спряжение глаголов: выполнять, прыгать, записываю.

- Молодцы, а теперь определите  спряжение глаголов стелить и смотреть.

- Давайте проверять. Эти два  глагола я проспрягала на доске.  Что вы заметили? (показывает,  задание не выполнено)

- Спряжение глаголов.

 

Дети легко справляются с  заданием, применяя известное правило.

- Стелить- глагол 2 спряжения, а глагол смотреть-1.

 

-  Стелить – глагол 1 спряжения, а смотреть – 2. (осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации)


 

Учитель одновременно предлагает классу противоречивые факты. Урок русского языка 3класс по теме «Непроизносимые согласные».

 

Учитель

Ученик

На доске  написаны слова: весть известие. вестник, известный, известно.

- Прочитайте слова вслух.

-Что вы заметили?

 

 

 

Дети произносят написанные слова.

- В словах весть, известие звук [т ] произносится, а в словах вестник, известный, известно нет. (возникает проблемная ситуация)


 

Выход из проблемы с помощью побуждающего диалога. Тема урока « Непроизносимые согласные» (продолжение):

 

 

Учитель

Ученики

- Что же можете сказать об  этих словах? Что интересного  заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

- Какой возникает  вопрос? (побуждение  к формулированию проблемы)

- Кто догадался какая тема сегодняшнего урока?

- Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия)

 

- Почему в некоторых словах  «т» произносится?

 

- Непроизносимые согласные.


 

 

 

Тема «Умножение» (продолжение)

 

Учитель

Ученики

- Вы можете записать выражение  к этой задаче?

- Почему? В чём затруднение? (побуждение  к осознанию противоречия)

- Значит, какой вопрос мы будем  сегодня исследовать?( побуждение к формулированию проблемы)

- Нет.

- Слишком много одинаковых слагаемых.(осознание противоречия)

 

- Будем придумывать короткий  способ записи (учебная проблема  как вопрос)


 

Тема урока «Образование наречий» (продолжение)

 

Учитель

Ученики

- Итак, как вы сначала выделили  «о»?

- Что оказалось потом? (побуждение  к осознанию противоречия)

- Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию  проблемы)

- Мы думали, что это окончание.

 

- «о» не является окончанием (осознание противоречия)

- Что же такое «о» в наречиях?         (учебная проблема как вопрос)


 

Тема урока «Составная задача» (продолжение)

 

Учитель

Ученики

- Вы решили задачу?

- Почему? (побуждение к осознанию  противоречия)

- Значит, чему мы будем сегодня  учиться? (побуждение к формулированию  проблемы)

- Нет, не смогли.

- Мы таких задач ещё не  решали. (осознание затруднения)

- Будем учиться решать новые  задачи. (учебная проблема как вопрос)


 

Тема урока «Глаголы-исключения» (продолжение)

 

Учитель

Ученики

- Что вы хотели сделать?

- Какое правило применили?

 

 

 

- Получилось ли выполнить задание  правильно?(побуждение к осознанию противоречия)

- Значит, что это за глаголы?  Какой будет тема урока? (побуждение  к формулированию проблемы)

- Определить спряжение глаголов.

- Чтобы определить спряжение  глаголов надо поставить глагол  в инфинитив и по суффиксу  определить спряжение.

- Нет, не получилось.( осознание неприменимости известного правила)

- Глаголы-исключения (учебная проблема  как тема урока)


 

Надо провести диалог, побуждающий  учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.  В диалоге говорят две стороны. Так что в ответ на стимулирующую  реплику учителя школьники предлагают свои формулировки учебной проблемы. И в тот момент, когда от столкновения с противоречием ученики испытывают затруднение, у них рождается интерес к новой теме – та самая мотивация, которая так нужна каждому педагогу.

                               Выводы по II главе

Основываясь на дидактику можно  привести некоторые требования к  проблемной ситуации. Она должна содержать  в себе определенную познавательную трудность; вытекать из логики познавательного  процесса; направлять учащихся на актуализацию тех знаний, которые необходимы для ее решения; побуждать их к активному познавательному поиску, вызывать эмоциональное отношение к процессу поиска истины; быть посильной для учащихся.

Проблемная ситуация может  возникнуть на разных этапах урока, в  зависимости от дидактической цели урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности учащихся.

В общем виде проблемный урок состоит из 6 этапов:

- подготовительный;

- этап создания проблемной  ситуации;

- осознание учащимися  темы или отдельного вопроса  темы в виде учебной проблемы;

- выдвижение гипотезы, предложений,  обоснование гипотезы;

- доказательство, решение  и вывод по сформулированной  учебной проблеме;

- закрепление и обсуждение  полученных данных, применение этих  знаний в новых ситуациях.

При создании проблемных ситуаций учитель должен опираться на общие  способы и пути создания проблемной ситуации, но выбор этих способов и  путей может варьироваться, изменяться в зависимости от специфики предмета, темы, от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без  наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое  условие успешного усвоения учебного материала. Обучая детей поиску путей  выхода из проблемных ситуаций, учитель  формирует навык самостоятельного творческого подхода к любой  трудности.

                             

 

 

                                                   Заключение

     На современном этапе  развития общества жизнь ставит  перед людьми порой неразрешимые  задачи. Взрослый человек иногда  не может найти выход из  трудной ситуации. Именно поэтому  нам необходимо формировать в  детях умение ориентироваться  в проблеме. Этому способствует  создание проблемных ситуаций. Именно  здесь педагог может показать  ребенку множество путей решения  какой-либо проблемы.

     В психологической  и методической литературе,  проблемная  ситуация т.е. учебная проблема  понимается как отражение логико-психологического  противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного  поиска, пробуждающее интерес к  исследованию сущности неизвестного  и ведущего к усвоению нового  понятия или нового способа  действия.

В дидактике определение проблемной ситуации следующее: проблемная ситуация характеризует определенное психическое  состояние ученика, возникающее  в процессе выполнения такого задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнения данного  задания и невозможностью осуществления  этого с помощью имеющихся  знаний.

      Для учителя проблемная  ситуация является средством  управления познавательной деятельностью  школьника, формирования его мыслительных  способностей, а для деятельности  ученика – служит стимулом  активизации логического мышления, вызывающим познавательную потребность  учения и создающим внутренние  условия для активного усвоения  новых знаний и способов деятельности.

В методической литературе выделяются две основные черты, которыми характеризуется проблемная методика:

  1. Перед учащимися ставятся проблемы, в результате которых возникает проблемная ситуация – психологическое состояние, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлений найти на них ответ.
  2. При разрешении проблем учащиеся получают не только сумму сведений, но и знакомятся с методами познания.

Так же показывают, как создать проблемную ситуацию, какие условия способствуют созданию проблемной ситуации, какие требования предъявляются к этому.

     Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование на уроках заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

                                           Литература

  1. Бахир В.К. Развивающее обучение //Начальная школа. 1999. - № 8.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. –М.,1996
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение ,1991.
  4. Ильин Е. Рождение урока. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Зак А.З.Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994.
  6. История педагогики. Ч.2: учебное пособие для университетов. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ сфера, 1998.
  7. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. великая дидактика. – М., 1978.
  8. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – 2-ое изд., перераб . И доп. – М.: Просвещение,  , 1986.
  9. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). - М.: Просвещение, 1978.
  10. Кудрявцева В.Т. Проблемное обучение.- М.: Просвещение, 1991.

Кабанов-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1985.

  1. Лернер И. Я. Проблемное обучение .- М.: Знание, 1974.
  2. Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения. –М.: Просвещение, 1989.
  3.   Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в 4 классе. – М.: Илекса , 2002 г.
  4. Мохова И.К. Урок-исследование в начальной школе//Нач. школа.- 1992.- №12.
  5. Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. : Просвещение, 1977.
  6. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.
  7. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
  8. Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания с учениками.  – М., 2002.-168с.
  9. Николау Л.Л. Задачи повышенной трудности. // Начальная школа, 1998. - №7.
  10. Оконь В. Основы проблемного обучения.- М.: Просвещение, 1968.
  11. Обучение и развитие./ Под ред. Л.Н.Занкова – М., 1975.
  12. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить.- М.: ВЛАДОС,1987.
  13. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Под ред. С.А.Смирнова. –М.: Издат. центр «Академия», 1999.
  14. Подласый И.П. Как подготовить эффективный урок. – Киев, 1989.
  15. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. –М.: ВЛАДОС, 2000.
  16. Руссо Жан –Жак Эмиль, или о воспитании .- СПб, 1995
  17. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. -М.: Просвещение, 1973.
  18. Савченко А.Я. Дидактика начальной школы. – Киев, 1997.
  19. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся// Журнал «Педагогика и психология».- М.: 1983, №3
  20. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.–М.: Просвещение,1991.
  21. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников