Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа
Целью работы является выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Задачи работы:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемному обучению младшего школьника;
) определить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах;
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты
использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников.
Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе. 6
Влияние проблемных ситуаций на развитие мышления младших школьников. 14
Выводы по I главе. 20
Глава II. Методика использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
2.1 Условия и методика организации проблемных ситуаций. 22
2.2 Организация проблемных ситуаций на уроках. 25
Выводы по II главе. 30
Заключение 32
Литература 34
« Пять детей съели по 4конфеты. Сколько всего конфет съели пять детей?» (4+4+4+4+4=20).
« На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?»
Ученики по образцу предыдущих задач начинают выполнять 9+9+9+9+9…, ученики начинают испытывать затруднение (проблемная ситуация).
Учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались, т.е. задание не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднения.
Урок математики 1 класс по теме «Составная задача».
Ученикам даются две простые задачи, с которыми дети легко и быстро справляются. Третья задача предлагается составная. Поскольку с этим типом задач дети ещё не сталкивались, это вызывает затруднение (возникает проблемная ситуация).
Учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущие. Дети выполняют, не замечая скрытого подвоха. Учитель должен аргументировано доказать, что задание всё-таки не выполнено.
Урок русского языка по теме «Глаголы-исключения» 4 класс.
Учитель |
Ученик |
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? - Определите спряжение глаголов: выполнять, прыгать, записываю. - Молодцы, а теперь определите спряжение глаголов стелить и смотреть. - Давайте проверять. Эти два
глагола я проспрягала на |
- Спряжение глаголов.
Дети легко справляются с заданием, применяя известное правило. - Стелить- глагол 2 спряжения, а глагол смотреть-1.
- Стелить – глагол 1 спряжения, а смотреть – 2. (осознают ошибку, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации) |
Учитель одновременно предлагает классу противоречивые факты. Урок русского языка 3класс по теме «Непроизносимые согласные».
Учитель |
Ученик |
На доске написаны слова: весть известие. вестник, известный, известно. - Прочитайте слова вслух. -Что вы заметили? |
Дети произносят написанные слова. - В словах весть, известие звук [т ] произносится, а в словах вестник, известный, известно нет. (возникает проблемная ситуация) |
Выход из проблемы с помощью побуждающего диалога. Тема урока « Непроизносимые согласные» (продолжение):
Учитель |
Ученики |
- Что же можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия) - Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) - Кто догадался какая тема сегодняшнего урока? |
- Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия)
- Почему в некоторых словах «т» произносится?
- Непроизносимые согласные. |
Тема «Умножение» (продолжение)
Учитель |
Ученики |
- Вы можете записать выражение к этой задаче? - Почему? В чём затруднение? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какой вопрос мы будем сегодня исследовать?( побуждение к формулированию проблемы) |
- Нет. - Слишком много одинаковых
- Будем придумывать короткий способ записи (учебная проблема как вопрос) |
Тема урока «Образование наречий» (продолжение)
Учитель |
Ученики |
- Итак, как вы сначала выделили «о»? - Что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы) |
- Мы думали, что это окончание.
- «о» не является окончанием (осознание противоречия) - Что же такое «о» в наречиях? |
Тема урока «Составная задача» (продолжение)
Учитель |
Ученики |
- Вы решили задачу? - Почему? (побуждение к осознанию противоречия) - Значит, чему мы будем сегодня учиться? (побуждение к формулированию проблемы) |
- Нет, не смогли. - Мы таких задач ещё не решали. (осознание затруднения) - Будем учиться решать новые задачи. (учебная проблема как вопрос) |
Тема урока «Глаголы-
Учитель |
Ученики |
- Что вы хотели сделать? - Какое правило применили?
- Получилось ли выполнить - Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы) |
- Определить спряжение глаголов. - Чтобы определить спряжение
глаголов надо поставить - Нет, не получилось.( осознание неприменимости известного правила) - Глаголы-исключения (учебная проблема как тема урока) |
Надо провести диалог, побуждающий
учеников к осознанию противоречия
и формулированию учебной проблемы.
В диалоге говорят две стороны.
Так что в ответ на стимулирующую
реплику учителя школьники
Выводы по II главе
Основываясь на дидактику можно привести некоторые требования к проблемной ситуации. Она должна содержать в себе определенную познавательную трудность; вытекать из логики познавательного процесса; направлять учащихся на актуализацию тех знаний, которые необходимы для ее решения; побуждать их к активному познавательному поиску, вызывать эмоциональное отношение к процессу поиска истины; быть посильной для учащихся.
Проблемная ситуация может возникнуть на разных этапах урока, в зависимости от дидактической цели урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности учащихся.
В общем виде проблемный урок состоит из 6 этапов:
- подготовительный;
- этап создания проблемной ситуации;
- осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
- выдвижение гипотезы, предложений, обоснование гипотезы;
- доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
- закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.
При создании проблемных ситуаций учитель должен опираться на общие способы и пути создания проблемной ситуации, но выбор этих способов и путей может варьироваться, изменяться в зависимости от специфики предмета, темы, от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Умение мыслить логически,
выполнять умозаключения без
наглядной опоры, сопоставлять суждения
по определенным правилам – необходимое
условие успешного усвоения учебного
материала. Обучая детей поиску путей
выхода из проблемных ситуаций, учитель
формирует навык
На современном этапе
развития общества жизнь
В психологической
и методической литературе, проблемная
ситуация т.е. учебная
В дидактике определение
Для учителя проблемная
ситуация является средством
управления познавательной
В методической литературе выделяются две основные черты, которыми характеризуется проблемная методика:
Так же показывают, как создать проблемную ситуацию, какие условия способствуют созданию проблемной ситуации, какие требования предъявляются к этому.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое использование на уроках заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.
Кабанов-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.- М.: Знание, 1985.