Психолого-педагогические аспекты использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Задачи работы:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемному обучению младшего школьника;
) определить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты
использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников.
Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе. 6
Влияние проблемных ситуаций на развитие мышления младших школьников. 14
Выводы по I главе. 20
Глава II. Методика использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
2.1 Условия и методика организации проблемных ситуаций. 22
2.2 Организация проблемных ситуаций на уроках. 25
Выводы по II главе. 30
Заключение 32
Литература 34

Файлы: 1 файл

я пишу курсач).docx

— 59.58 Кб (Скачать)

Мышление детей младшего школьного возраста значительно  отличается от мышления дошкольника. Так, если для мышления дошкольников характерно такое качество, как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи, и в ее решении, они чаще и легче задумываются над тем, что им интересно, что их увлекает, то младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо выполнять задания в обязательном порядке, научаются управлять своим мышлением, думать тогда, когда это нужно, а не только тогда, когда интересно, когда нравится то, о чем нужно думать.

Младшие школьники регулярно  и в обязательном порядке ставятся в ситуации, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять  умозаключения. Поэтому в младшем  школьном возрасте начинает интенсивно развиваться словесно – логическое мышление, отвлеченное мышление.

На уроках в начальных  классах при решении учебных  задач формируются у детей  такие приемы мышления, как сравнение, связанное с выделением в предметах общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей предметов и объединением их на основе общности существенных особенностей.

Уже в дошкольном возрасте жизнь ставит перед детьми многочисленные проблемы. С момента прихода ребенка в школу функции «жизни» принимает школа; она становится ответственной за то, получит ли ребенок соответствующую подготовку, приучится ли к мышлению, научится ли отыскивать и решать проблемы.

На уровне начального обучения дети сталкиваются с многочисленными  проблемными ситуациями, которые  побуждают их к мышлению. Уже простое распределение тетрадей может стать для учащихся 1 класса проблемой. Если мы их спросим: Хватит ли учебных принадлежностей для всего класса? Видя относительно небольшую пачку тетрадей, дети, по всей вероятности, будут думать, что их не хватит, ибо имеют в виду величину тех многих элементов. Проверкой правильности предположения детей будет раздача тетрадей. Указанная проблема является примером сравнения одного множества с другим и оценки количества единиц множества.

Проблемность возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, добрая половина упражнений, представленных в учебниках и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому, данному учителем образцу.

Учитель нередко наносит  ущерб делу, разучивая с детьми способы решения задач определенных видов, предлагая подряд, большое  число однотипных упражнений, каждое из которых, будучи представлено среди  упражнений других видов, без дополнительных объяснений, могло бы послужить для  отталкивания собственной мысли  учащихся.

                                   Выводы по I главе

Многие педагоги разрабатывали  активные методы обучения, выдвигали  идею изменения самого принципа организации словесно-наглядного типа обучения на основе широкого применения исследовательского метода обучения.

Технология проблемного  обучения теоретически обоснована такими видными ученными, как В.Оконь, И.Л.Лернер, М.И.Махмутов, С.А.Рубинштейн.

Учебная проблемная ситуация должна вызвать познавательную потребность  к решению учебной проблемы, так  как познавательная потребность  порождает познавательную мотивацию  и является началом мыслительного  процесса. Проблемная ситуация активизирует мыслительную деятельность учащегося, помогая им глубже проникнуть в сущность изучаемых явлений, понять их взаимосвязи.

При реализации проблемного  обучения действия учителя выступают  в таких формах:

- создание проблемных  ситуаций, формулирование проблем  и гипотез, руководство процессом  формулирования проблем, выдвижением  гипотез;

- руководство поисками  учащихся способов решения проблем  и способов проверки правильности  их решения;

- организация работы  по систематизации, обобщению и  применению самостоятельно приобретенных  знаний в ходе решения проблемы.

Именно это и составляет элементы управления поисковой умственной деятельностью учащихся, направленной на открытие неизвестного в процессе проблемного обучения.

Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний, развивает  аналитическое мышление, способствует созданию учебной деятельности более  привлекательной для учащихся, основанное на постоянных трудностях, оно ориентирует  на комплексное использование знаний.

Многие педагоги нашей  страны используют проблемные ситуации с целью развития логического  мышления детей младшего школьного  возраста.

 

                                                     Глава II

Методика  использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

 

2.1. Условия и методика организации  проблемных ситуаций

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и др.)

Мельникова Е.Л. предлагает такие этапы научной творческой деятельности:

 В самом общем виде проблемная  методика характеризуется двумя  основными чертами:

1) Перед учащимися ставятся проблемы, в результате которых возникает  проблемная ситуация - психологическое  состояние, связанное с появлением  неразрешенных вопросов и стремлений  найти на них ответ.

2) При разрешении проблемы учащиеся  получают не только сумму сведений, но и знакомятся с методами  познания изучаемых в школе  наук.

 

В дидактике разработаны  общие требования к проблеме.

Она должна:

1) содержать в себе определенную  познавательную трудность, связанную  с объективными противоречиями, свойственными изучаемому объекту;

2) вытекать из логики познавательного  процесса;

3) содержать возможность последовательного  ее членения, развертывания в  вопросы, каждый из которых  может являться ступенью в  решении проблемы;

4) направлять учащихся на актуализацию  тех знаний, которые необходимы  для ее решения;

5) побуждать их к активному  познавательному поиску, вызывать  эмоциональное отношение к процессу  поиска истины;

6) быть посильной для учащихся.

М.И. Махмутов намечает несколько способов создания проблемных ситуаций:

1) при столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

2) при организации практической работы учащихся;

3) при побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновении с прежними житейскими представлениями об этих явлениях;

4) при формировании гипотез;

5) при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению;

6) при побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

7) при исследовательских заданиях.

И.Я.Лернер пишет: учитель заранее планирует создание проблемных ситуаций. Проблемная ситуация может возникнуть на разных этапах урока, в зависимости от дидактической цели урока, содержания учебного материала, уровня подготовленности учащихся.

I. Создание проблемных ситуаций  на основе предварительного домашнего  задания. Такие задания позволяют  поставить учебные проблемы на  уроке, к которым учащиеся уже  подошли самостоятельно. По характеру  такие задания могут быть различного  типа:

предварительное домашнее чтение, выполнение практических действий, наблюдение.

П. Создание проблемных ситуаций на основе постановки предварительных заданий  на уроке по материалу учебника.

III. Использование жизненных наблюдений  учащихся и данных, полученных  при проведении опытов.

IV. Создание проблемной ситуации  при решении познавательной задачи.

V. Постановка проблемных вопросов  в ходе частично-поисковой беседы.

М.И. Махмутов считает, что большое значение при создании проблемной ситуации имеет то, как изложен новый материал. Разработаны два вида проблемного изложения нового материала.

Проблемная ситуация может создаваться, когда обнаруживается несоответствие имеющихся знаний и умений действительному  положению вещей. Чтобы учащиеся обнаружили это несоответствие, учитель  просит учеников вспомнить известную  формулировку понятия, правила, а затем  предлагает для анализа такие  специально подобранные факты, при  анализе которых возникает затруднение.

Второй вид проблемного изложения  нового материала - проблемная ситуация создается, когда детям предлагается вопрос, требующий самостоятельного сопоставления ряда изученных фактов или явлений, и высказывания собственных  суждений и выводов, или дается специальное  задание для самостоятельного решения. В процессе такого эвристического поиска возникает и поддерживается устойчивое внимание.

Опрос можно осуществить как  решение учебно-познавательных задач, требующих не только воспроизведения  изученного, но и установления более  глубоких связей в понятии. Каждое из таких заданий требует не просто воспроизведения материала, а заставляет анализировать изученное, что способствует интеллектуальной активизации класса.

В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:

1) подготовительный этап;

2) этап создания проблемной ситуации;

3) осознание учащимися темы или  отдельного вопроса темы в  виде учебной проблемы;

4) выдвижение гипотезы, предположений,  обоснование гипотезы;

5) доказательство, решение и вывод  по сформулированной учебной  проблеме;

6) закрепление и обсуждение полученных  данных, применение этих знаний  в новых ситуациях.

При создании проблемных ситуаций учитель  должен опираться на общие способы  и пути создания проблемных ситуаций, но выбор этих способов и путей  создания проблемных ситуаций может  варьироваться, изменяться в зависимости  от специфики предмета, темы, от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

 2.2 Организация проблемных ситуаций на уроках

     Проблемная ситуация «с удивлением», между житейским представлением учащихся и научным фактом.

1. Обнаружить житейское представление  учащихся вопросом или практическим  заданием «на ошибку»

2. Предъявить научный факт сообщением  или наглядностью.

 

Урок русского языка в 3классе по теме «Образование наречий».

Учитель

Ученик

На доске два столбика слов:

         редкий      редко

         мягкий      мягко

         легкий       легко

- Что можете сказать об этих  словах?

 

 

 

- Разберите по составу слова  каждого столбика. (практическое задание на ошибку)

- Проверим. Измените наречия по  падежам.

- Тогда у наречий чего не  может быть?

  

 

 

 

 

- Это родственные слова, т.к у них одинаковый корень. В первом столбике имена прилагательные, а во втором- наречия.

 

Ученица выделяет в наречиях окончание  –о (ошибка, что гласная в конце слова всегда окончание).

- Наречия неизменяемая часть  речи.

 

- Окончания.


 

Учитель даёт задание невыполнимое, оно не выходит, вызывает у школьников явное затруднение.

Урок математики 2класс по теме «Умножение»

Учащимся предлагаются задания:

 « Водной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 3 таких  коробках?»  (6+6+6=18).

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников