Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа
Целью работы является выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Задачи работы:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемному обучению младшего школьника;
) определить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах;
Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты
использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников.
Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе. 6
Влияние проблемных ситуаций на развитие мышления младших школьников. 14
Выводы по I главе. 20
Глава II. Методика использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
2.1 Условия и методика организации проблемных ситуаций. 22
2.2 Организация проблемных ситуаций на уроках. 25
Выводы по II главе. 30
Заключение 32
Литература 34
Введение
Глава I. Психолого-педагогические аспекты
использование проблемных ситуаций
в обучении младших школьников.
Выводы по I главе.
Глава II. Методика использования
проблемных ситуаций на уроках в начальной
школе.
2.1 Условия и методика организации проблемных ситуаций. 22
2.2 Организация проблемных
ситуаций на уроках.
Выводы по II главе.
Заключение
Литература
Актуальность темы обусловлена тем, что в связи
с введением новых Федеральных государственных
стандартов начального общего образования
перед учителем стоит задача дать не только
глубокие и прочные знания, но и развить
творческие способности каждого ученика,
сформировать такие умения и навыки, с
помощью которых он сможет добывать знания
самостоятельно.
В настоящее
время проблемное обучение не
является открытием для
Особый вклад в развитие проблемного обучения внесли: Матюшкин А.Н., который разработал положение о роли проблемных ситуаций , и Махмутов М.И., определивший логику(этапы) проблемного обучения и пути решения учебных задач.
Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения на основе принципа возрастающей степени самостоятельности учащихся: проблемное изложение знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод. Наиболее существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.
Несмотря
на теоретическую
Целью работы является выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Объект изучения: процесс проблемного обучения детей младшего школьного.
Предмет изучения: способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.
Задачи работы:
Психолого-педагогические
аспекты использование
1.1. Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе
Идея активизации обучения путем проблемных ситуаций имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предмета, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности учащихся путем проблемных ситуаций лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них будут характерны для дискуссий с Сократом, этот же прием был известен в пифагорейской школе.
Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути превращения учебной деятельности в радостный процесс познания мира, пути развития умственных сил учащихся. Вместе с переходом школы от индивидуального к групповому и далее к классно – урочному при словесно – догматическом и словесно – наглядном типах обучения, постепенно развивается и идея активизации познавательной деятельности ученика, идея исследовательского пути учения.
Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Ян Амос Каменский (1592 – 1670 г.г.). Его «Великая дидактика» содержит указание на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знания и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно – догматического обучения.
За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Жан - Жак Руссо (1712 – 1778г.г.). «Сделайте вашего ребенка, - писал он, - внимательным к явлениям природы … Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял …»
Совершенствование теории словесно
– наглядного обучения связано и
с деятельностью Константина
Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870), который
создал дидактическую систему, направленную
на развитие умственных сил учащихся.
Будучи сторонником активного
В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился русский методист естествознания Александр Яковлевич Герд (1841 - 1888), который сформулировал важные положения развивающего обучения. «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдения, сравнения и опытов, при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей, могут быть переданы эти знания детям. Ученики должны под руководством преподавателя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые факты и явления, делать выводы и обобщения и проверять их простыми, доступными опытами на практике».
Б.Е. Райков еще в 1913 году ввел термин «исследовательский метод», суть которого видел в том, что:
А) он способствует формированию навыков умственной деятельности и развитию логического мышления;
Б) соответствует законам
интеллектуального и
Говоря о самостоятельном исследовании учащихся, Б.Е. Райков указывал на то, что их самостоятельные выводы будут «открытиями» только для самих учеников, а не для науки. Учитель заведомо знает, что «откроет» ученик, каким путем он это сделает, но это не умоляет педагогической ценности ученического «открытия».
Будущее образования находится в тесной связи с перспективами проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей.
Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в процессе собственного решения ими учебных проблем. При этом существенно возрастают показатели творческого мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Это противоречие обусловлено невозможностью с помощью имеющегося у ребенка запаса знаний, объяснить возникший вопрос. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие.
Итак, проблемное обучение – это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.
В педагогической литературе существует несколько определений этого явления.
В.Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий. Как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
И. Я. Лернер же сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответвующей образовательно – воспитательным целям современной школы».
М.И. Махмутов дает следующее определение понятия: «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых видов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций».
Проблемная ситуация, учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия. Существует две основные функции учебной проблемы:
Для учителя она является средством: управления познавательной деятельностью ученика; формирование его мыслительных способностей.
Для деятельности ученика – служит стимулом активизации логического мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Как рассматриваются проблемные ситуации в дидактике?
В дидактике нет единого
Анализ многочисленных определений позволяет сделать вывод о том, что проблемная ситуация - это прежде всего ситуация затруднения.
Однако многие исследователи обращают внимание не только на затруднение. Например, Н.Г. Казанский и Т.С. Назарова в своей книге “Дидактика” в качестве основного звена проблемной ситуации выделяют противоречия. Безусловно, и состояние затруднения, и наличие противоречий характеризует проблемную ситуацию, однако необходимо обратить внимание на роль противоречий. Выделение противоречий в качестве центрального звена проблемной ситуации является правомерным и с точки зрения психологии и с точки зрения дидактики. Противоречие помогает субъекту определить неизвестные, побуждает к поиску его, и, таким образом, активизирует мыслительную деятельность человека. Противоречия между познавательными задачами, выдвигаемыми ходом учетного процесса, и достигнутым уровнем знаний и умственного развития учащихся считают движущей силой обучения. Новые явления не могут быть поняты с помощью имеющихся знаний и логических приемов мышления, поэтому учащиеся и испытывают трудность, в которой выражается противоречие. Если трудность посильна, она вызывает мобилизацию сил учащихся. Именно этот момент является особенно благоприятным для умственного развития школьников. Следовательно, ведущая роль в активизации познавательной деятельности школьников и их умственном развитии принадлежит противоречиям. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы видеть эти противоречия, возникающие в сознании учащихся в ходе учебного процесса, заострять их и таким образом возбуждать движущие силы учебного процесса и развития учащихся. Именно в проблемной ситуации происходит сознание противоречий. Лишь осознать противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся могут принять сформулированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать ее. Исходя из вышесказанного, в дидактике определение проблемной ситуации может быть следующим: проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнения данного задания и невозможностью осуществления этого с помощью имеющихся знаний.