Психолого-педагогические аспекты использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

Задачи работы:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемному обучению младшего школьника;
) определить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах;

Оглавление

Введение 3
Глава I. Психолого-педагогические аспекты
использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников.
Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе. 6
Влияние проблемных ситуаций на развитие мышления младших школьников. 14
Выводы по I главе. 20
Глава II. Методика использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
2.1 Условия и методика организации проблемных ситуаций. 22
2.2 Организация проблемных ситуаций на уроках. 25
Выводы по II главе. 30
Заключение 32
Литература 34

Файлы: 1 файл

я пишу курсач).docx

— 59.58 Кб (Скачать)

 

                                        Содержание

Введение                                                                                                           3                                                                            

Глава I. Психолого-педагогические аспекты

использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников.                        

    1. Понятие проблемное обучение. Проблемное обучение в начальной школе.                                                                                                            6
    2. Влияние проблемных ситуаций на развитие мышления младших школьников.                                                                                                   14

Выводы по  I главе.                                                                                           20

Глава II. Методика использования проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.                                                                                      

2.1 Условия и методика организации проблемных ситуаций.                    22

2.2   Организация проблемных  ситуаций на уроках.                                   25

Выводы по II главе.                                                                                        30

Заключение                                                                                                     32

Литература                                                                                                    34

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Введение

      Актуальность темы обусловлена тем, что в связи с введением новых Федеральных государственных стандартов  начального общего образования перед учителем стоит задача дать не только глубокие и прочные знания,  но и развить творческие способности каждого ученика, сформировать такие умения и навыки, с помощью которых он сможет добывать знания самостоятельно.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  В связи с этим в педагогической практике стало широко применяться проблемное обучение. Основанное на конструировании творческих учебных задач, стимулирующих познавательный процесс и повышающих общую активность учащихся, проблемное обучение формирует познавательную активность учеников, способствует выработке психологической установки на преодоление познавательных трудностей, развитию творческих способностей. Еще Блонский П.П. охарактеризовал проблемный подход в усвоении знаний так: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».

      В настоящее  время проблемное обучение не  является открытием для педагогики  и психологии, потому что оно  было известно еще во времена  Сократа. В дальнейшем идею  проблемного обучения развивали  Каменский Я.А., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г., Ушинский К.Д.. Но все их прогрессивные взгляды сталкивались с препятствиями, обусловленными социальными причинами того времени. Психологические и дидактические аспекты организации проблемного обучения нашли отражение в трудах следующих ученых: Данилова М.А., Занкова Л.В., Кудрявцева В.Т., Лернера И.Я., Махмутова М.И., Матюшкина А.М. и других.

Особый вклад в развитие проблемного обучения внесли: Матюшкин А.Н., который разработал положение  о роли проблемных ситуаций , и Махмутов М.И., определивший логику(этапы) проблемного обучения и пути решения учебных задач.

Лернер И.Я. и Скаткин М.К. классифицировали методы проблемного обучения на основе принципа возрастающей степени самостоятельности учащихся: проблемное изложение знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод. Наиболее существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.

      Несмотря  на теоретическую разработанность рассматриваемой темы, в практике обучения, в частности младшей школы, существует немало недостатков. По мнению Махмутова М.И., основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации проблемного обучения.

      Целью работы является выявить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

     Объект изучения: процесс  проблемного обучения детей младшего школьного.

     Предмет изучения: способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах.

     Задачи  работы:

  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблемному обучению младшего школьника;
  2. ) определить эффективные способы создания проблемных ситуаций на уроках в начальных классах;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

                                                       Глава I

Психолого-педагогические  аспекты использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников

1.1.  Понятие  проблемное обучение. Проблемное  обучение в начальной школе

     Идея активизации обучения путем проблемных ситуаций имеет большую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть предмета, процессов и явлений. В основе стремления к побуждению интеллектуальной активности учащихся путем проблемных ситуаций лежат определенные философские взгляды. Постановка проблемных вопросов собеседнику и его затруднение в поисках ответов на них будут характерны для дискуссий с Сократом, этот же прием был известен в пифагорейской школе.

Прогрессивно мыслящие педагоги всегда искали методические пути превращения  учебной деятельности в радостный  процесс познания мира, пути развития умственных сил учащихся. Вместе с переходом школы от индивидуального к групповому и далее к классно – урочному при словесно – догматическом и словесно – наглядном типах обучения, постепенно развивается и идея активизации познавательной деятельности ученика, идея исследовательского пути учения.

Одним из первых сторонников  активного учения школьников был  знаменитый чешский педагог Ян Амос Каменский (1592 – 1670 г.г.). Его «Великая дидактика» содержит указание на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знания и пылкое усердие к учению», она  направлена против словесно – догматического обучения.

За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел  борьбу французский философ Жан - Жак Руссо (1712 – 1778г.г.). «Сделайте вашего ребенка, - писал он, - внимательным к явлениям природы … Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял …»

Совершенствование теории словесно – наглядного обучения связано и  с деятельностью  Константина  Дмитриевича Ушинского (1824 – 1870), который  создал дидактическую систему, направленную на развитие умственных сил учащихся. Будучи сторонником активного обучения, он выдвигал идею познавательной самостоятельности.

В поисках новых активных методов обучения большого успеха добился  русский методист естествознания Александр  Яковлевич Герд (1841 - 1888), который  сформулировал важные положения  развивающего обучения. «Все реальные знания приобретены человечеством  путем наблюдения, сравнения и  опытов, при помощи постепенно расширяющихся  выводов и обобщений. Только таким  путем, а никак не чтением статей, могут быть переданы эти знания детям. Ученики должны под руководством преподавателя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые  факты и явления, делать выводы и  обобщения и проверять их простыми, доступными опытами на практике».

Б.Е. Райков еще в 1913 году ввел термин «исследовательский метод», суть которого видел в том, что:

А) он способствует формированию навыков умственной деятельности и  развитию логического мышления;

Б) соответствует законам  интеллектуального и психического развития ребенка, природным свойством  которого является любознательность.

Говоря о самостоятельном  исследовании учащихся, Б.Е. Райков указывал на то, что их самостоятельные выводы будут «открытиями» только для самих учеников, а не для науки. Учитель заведомо знает, что «откроет» ученик, каким путем он это сделает, но это не умоляет педагогической ценности ученического «открытия».

Будущее образования находится  в тесной связи с перспективами  проблемного обучения. И цель проблемного обучения широкая: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов; она включает еще и формирование познавательной самостоятельности ученика, и развитие его творческих способностей.

Проблемное обучение отличает организация обучения путем самостоятельного добывания знаний учениками в  процессе собственного решения ими  учебных проблем. При этом существенно  возрастают показатели творческого  мышления и познавательной активности учеников. Технология проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным этапом является создание проблемной ситуации. Это ощущение мыслительного затруднения, которое переживают ученики. Проблемная ситуация характеризуется интеллектуальной  напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Это противоречие обусловлено невозможностью с помощью имеющегося у ребенка запаса знаний, объяснить возникший вопрос. Нужно добыть новые знания, чтобы разрешить противоречие.

Итак, проблемное обучение – это современный уровень  развития дидактики и передовой  педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

В педагогической литературе существует несколько определений  этого явления.

В.Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий. Как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

И. Я. Лернер же сущность проблемного  обучения видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответвующей образовательно – воспитательным целям современной школы».

М.И. Махмутов дает следующее  определение понятия: «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых видов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций».

Проблемная ситуация, учебная  проблема являются основными понятиями  проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия. Существует две основные функции учебной проблемы:

  • определение направления умственного поиска, т.е. деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы;
  • формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.

Для учителя она является средством: управления познавательной деятельностью ученика; формирование его мыслительных способностей.

Для деятельности ученика – служит стимулом активизации логического мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.

Как рассматриваются проблемные ситуации в дидактике?

В дидактике нет единого общепринятого  определения этого понятия, однако, употребляется оно в дидактике  и методической литературе довольно часто, особенно в связи с изучением  вопросов побуждения учащихся к умственной деятельности.

Анализ многочисленных определений  позволяет сделать вывод о  том, что проблемная ситуация - это  прежде всего ситуация затруднения.

Однако многие исследователи обращают внимание не только на затруднение. Например, Н.Г. Казанский и Т.С. Назарова в своей книге “Дидактика” в качестве основного звена проблемной ситуации выделяют противоречия. Безусловно, и состояние затруднения, и наличие противоречий характеризует проблемную ситуацию, однако необходимо обратить внимание на роль противоречий. Выделение противоречий в качестве центрального звена проблемной ситуации является правомерным и с точки зрения психологии и с точки зрения дидактики. Противоречие помогает субъекту определить неизвестные, побуждает к поиску его, и, таким образом, активизирует мыслительную деятельность человека. Противоречия между познавательными задачами, выдвигаемыми ходом учетного процесса, и достигнутым уровнем знаний и умственного развития учащихся считают движущей силой обучения. Новые явления не могут быть поняты с помощью имеющихся знаний и логических приемов мышления, поэтому учащиеся и испытывают трудность, в которой выражается противоречие. Если трудность посильна, она вызывает мобилизацию сил учащихся. Именно этот момент является особенно благоприятным для умственного развития школьников. Следовательно, ведущая роль в активизации познавательной деятельности школьников и их умственном развитии принадлежит противоречиям. Поэтому задача учителя заключается в том, чтобы видеть эти противоречия, возникающие в сознании учащихся в ходе учебного процесса, заострять их и таким образом возбуждать движущие силы учебного процесса и развития учащихся. Именно в проблемной ситуации происходит сознание противоречий. Лишь осознать противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся могут принять сформулированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать ее. Исходя из вышесказанного, в дидактике определение проблемной ситуации может быть следующим: проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнения данного задания и невозможностью осуществления этого с помощью имеющихся знаний.

Информация о работе Психолого-педагогические аспекты использование проблемных ситуаций в обучении младших школьников